Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

УДК 1174.376

Дата публикации 31.12.2023

Формирование глагольной лексики у детей дошкольного возраста с различными нарушениями развития

Кудинова Ксения Алексеевна,
Магистрант кафедры логопедии института специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», РФ, г. Москва, e-mail: ksyu-kudinova@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассмотрен процесс формирования глагольной лексики у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития различной нозологии. Цель исследования состоит в определении особенностей развития глагольной лексики у детей с различными нарушениями в развитии и формировании эффективных методов и подходов для выявленных нарушений. В работе анализируются основные типы нарушений в развитии, а именно задержка речевого развития, аутизм, ОНР и др. Рассмотрены особенности формирования глагольной лексики у дошкольников, исходя из нозологии, сформированы практические рекомендации для дефектологов, работающих с детьми дошкольного возраста. Исследование осуществлялось на основе метода наблюдения и экспериментальных методов, которые включали в себя анализ речи детей экспериментальной группы, разработка и использование специальных упражнений. Результаты исследования показали, что у дошкольников с задержкой речевого развития, аутизмом и ОНР имеются проблемы с формированием глагольной лексики. Дети испытывают трудности в использовании глаголов, их усвоении и использовании в контексте. У дошкольников с ЗПР выявлены ограничения в наборе глаголов в словарном запасе, трудности с использованием разнообразных глаголов, правильных временных форм и согласования глаголов с подлежащим. Исследование подтверждает важность индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его потребностей и возможностей, а также необходимость разработки и применения специальных упражнений для формирования глагольной лексики у детей с различными нарушениями развития. Результаты исследования говорят о необходимости индивидуального подхода к развитию глагольной лексики у детей дошкольного возраста в соответствии с нарушениями, а также показывают эффективность комплексного подхода в коррекционной работе.
Ключевые слова: формирование лексики, глагольная лексика, нарушения развития у детей, дети дошкольного возраста, задержка речевого развития, аутизм, ОНР, коррекционная работа, комплексный подход.

Formation of verbal vocabulary in preschool children with various developmental disorders

Kudinova Ksenia Alekseevna,
Master student of the Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Moscow City Pedagogical University», Russia, Moscow

Abstract: This article examines the process of forming verbal vocabulary in preschool children with developmental disorders of various nosologies. The purpose of the study is to determine the features of the development of verbal vocabulary in children with various developmental disabilities and to form effective methods and approaches for the identified violations. The paper analyzes the main types of developmental disorders, namely delayed speech development, autism, ONR. The results of the study showed that preschoolers with delayed speech development, autism and ONR have problems with the formation of verbal vocabulary. Children have difficulty using verbs, learning them, and using them in context. Preschool children with ASD have limitations in the set of verbs in the vocabulary, difficulties using a variety of verbs, correct tenses and matching verbs with the subject. The study confirms the importance of an individual approach to each child, taking into account his needs and capabilities, as well as the need to develop and apply special exercises for the formation of verbal vocabulary in children with various developmental disorders. The results of the study indicate the need for an individual approach to the development of verbal vocabulary in preschool children in accordance with violations, and also show the effectiveness of an integrated approach in correctional work.
Keywords: vocabulary formation, verbal vocabulary, developmental disorders in children, preschool children, delayed speech development, autism, ONR, correctional work, integrated approach.

Правильная ссылка на статью
Кудинова К.А. Формирование глагольной лексики у детей дошкольного возраста с различными нарушениями развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-glagolnoj-leksiki-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-razlichnymi-narusheniyami-razvitiya.html (Дата обращения: 31.12.2023)

 

Дошкольный возраст является значимым периодом для формирования речевых навыков, в частности для развития лексического запаса, формирования глагольной лексики. Тем не менее, в настоящее время у дошкольников с различными нарушениями развития, например, задержкой речевого развития, аутизм, ОНР, ЗПР процесс формирования глагольной лексики может быть осложнен. Понимание особенностей формирования глагольной лексики и применение эффективных методов коррекционной работы являются основополагающими задачами для специалистов - логопедов, работающих с детьми с подобными диагнозами.

Глагол играет важную роль в лексическом модусе индивида, так как он является связующим элементом для построения речи. Согласно концепции В.В. Виноградова, глагол является самой сложной и емкой грамматической категорией русского языка, и он более конструктивен, чем другие части речи. Изучение глаголов имеет важное значение не только для лексико-грамматического оформления речи, но и с психологической и физиологической точек зрения.

Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.А. Пешковский, Э. Сепир занимались изучением глаголов как ключевых лексических единиц, которые составляют основу речевой коммуникации.

Изучение глагольного словаря у детей дошкольного возраста также было проведено ведущими авторами, такими как А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, А.И. Максаков, С.Н. Цейтлин, В.В. Гербова, Т.В. Туманова, Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова и другими.

По мнению Г.А. Волковой, организация лексического модуса речи у детей с тяжелой патологией должна включать формирование и развитие системы предикативного словаря, так как предикат является отношением объекта к действительности и является основой фразы и внутренней речи. Правильное употребление глаголов требует коррекции с детьми.

По словам ученых, таких как Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и других, развитие лексико-грамматической стороны речи является ключевым и формирующим элементом коррекционной системы.

В каждом индивидуальном случае требуется индивидуальное обследование ребенка и, соответственно, разработка специальных коррекционных программ, учитывающих конкретные потребности и возможности обучаемого.

Методология исследования:

В исследовании была использована выборка из 50 детей дошкольного возраста (3-6 лет) с различными нарушениями развития речи.

 Исследование на базе дошкольного учреждения города Москвы.

В выборке были представлены дети с задержкой речевого развития, аутизмом и общим недоразвитием речи (ОНР). Все дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Контрольная группа состояла из 25 детей без нарушений развития речи, а экспериментальная группа - из 25 детей с различными нарушениями развития речи. Исследование проводилось путем наблюдения за речевыми проявлениями детей и экспериментальных заданий, направленных на анализ особенностей формирования глагольной лексики.

Для организации исследования применялись методы наблюдения, эксперимент.

Подробно рассмотрены речевые проявления в части использования глагольной лексики у детей с различными нарушениями развития, проанализированы особенности формирования глагольной лексики у контрольной и экспериментальной групп детей, выявлен уровень сформированности глагольной лексики.

Далее были разработаны и использованы в коррекционной работе специальные упражнения, направленные на формирование глагольной лексики у дошкольников. Коррекционная программа включала в себя игровые и интерактивные упражнения, были использованы визуальных дидактические материалы и мультимедийные средства, вся работа была основана на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику.

Результаты проведенного исследования:

Результаты проведенного исследования показали, что у дошкольников с задержкой речевого развития отмечено отставание в уровне сформированности глагольной лексики по сравнению с нормой.

У дошкольников с аутизмом наблюдаются особенности восприятия и усвоения глаголов, а также сложности в использовании их в контекстуальном плане.

У детей дошкольного возраста с ОНР также затруднено произношение глаголов, следствием чего являются проблемы в   их усвоении и использовании в речи.

Приведем примеры конкретных нарушений формирования глагольной лексики у детей с различными нарушениями развития, выявленных в ходе экспериментальной работы:

Дошкольники с задержкой речевого развития ощущали затруднения в   использовании глаголов. Отмечено, что дети обладают довольно ограниченным лексическим запасом для своего возраста, и соответственно, испытывают сложности в формировании грамматически правильных предложений, которые имеют в своем составе глаголы. Например, дети могут использовать простые формы глаголов, не изменяя их время или лицо в зависимости от контекста: «Я играет в парке», вместо «Я играю в парке».

Дошкольники с аутизмом испытывали существенные сложности в восприятии и усвоении глаголов. Дети часто не понимали абстрактных значений глаголов и неправильно использовали их в контексте. Кроме того, детям сложно использовать глаголы с целью   выражения своих чувств и потребностей. Например, ребенок применял один и тот же глагол для выражения разных действий, а именно использовал слово «идти» как «иду в сад» и «иду есть».

 У воспитанников с ОНР отмечены затруднения в произношении глагольной лексики, данный факт оказывает влияние   также на формирование глагольной лексики. Дети испытываю сложности в артикуляции, и как следствие искажают глагольные формы:  глагол «бегать» как «бедать», это затрудняет   коммуникацию ребенка, понимание речи в целом.

Остановимся более подробно на особенностях глагольной лексики у дошкольников с ЗПР.

Дети с ЗПР имеют ограниченный набор глаголов в своем словарном запасе. Они используют только базовые глаголы, которые описывают самые простые действия, например, «ходить», «есть» и «играть». Они испытывают трудности с использованием разнообразных глаголов для описания более сложных действий.

Пример: Ребенок с ЗПР может сказать: «Я хожу в детский сад», но не сможет описать более конкретные действия, такие как «бегать», «прыгать» или «плавать».

Дети с ЗПР испытывают трудности с использованием правильных временных форм глаголов. Они затрудняются с отличием прошедшего времени от настоящего времени и будущего времени.

Пример: «Я играет вчера», вместо «Я играл вчера».

Дети допускают ошибки в согласовании глаголов с подлежащим по числу и лицу. Они могут использовать неправильную форму глагола, не учитывая лицо и число субъекта.

Пример: «Он играют в парке», вместо «Он играет в парке».

Дошкольники испытывают трудности с использованием модальных глаголов, таких как «мочь», «хотеть» и «должен». Им сложно выразить свои   желания, возможности или обязанности.

Пример: «Я не хочу идти», вместо «Я не могу идти».

Важно отметить, что особенности глагольной лексики у детей с ЗПР могут быть различными и зависят от конкретного индивидуального случая. Ранняя интервенция, специальные образовательные программы и поддержка специалистов могут помочь развить и улучшить глагольную лексику у этих детей.

В процессе работы использовались специальные упражнения, разработанные в рамках коррекционной программы, что показало положительные результаты, динамику в развитии глагольной лексики у детей с нарушениями развития.

Дети стали лучше понимать глагольную лексику и использовать ее в речи, мы отметили некую динамику в лексическом запасе испытуемых.

Разработаны и апробированы упражнения:

  Дидактическая игра «Кто что делает?»: детям был предложен   набор карточек с изображениями людей, животных, различных предметов. Ребенок должен был выбрать определенную карточку и кратко описать, что делает изображенный на карточке объект или персонаж.

Кроме того, мы предлагали детям, набор карточек с изображениями   животных. Ребенок рандомно выбирал карточку, должен был описать, что делает изображенный на ней персонаж, причем обязательным условием было использование глагольной лексики. 

Дидактическая игра «Сделай движение»: испытуемому было предложено выполнить определенное движение, которое отражает называемый ему глагол. Например, если ребенку говорили «прыгать», он должен выполнить прыжок. Данная игра способствовала установлению связи действия с соответствующим глаголом, а также и запомнить его значение.

Как уже было отмечено, широко использовались визуальные материалы.  В работе применялись картинки или фотографии с изображением действий. Ребенку необходимо было рассмотреть картинку и описать, что происходит на ней, конечно, используя глаголы. Например, на предложенной картинке был изображен человек, который катается на велосипеде, ребенок должен был сказать: «Человек катается на велосипеде».

Активно использовались интерактивные задания. Ребенку предлагалось участие в интерактивных играх или ситуациях, в которых он должен был использовать глаголы в описания действий. Например, проведена игра в магазин, где дошкольник взял на себя роль продавца, либо покупателя, обязательным требованием было использование глагольной лексики для описания своих действий.

Все вышеперечисленные упражнения были направлены на активное использование в речи глаголов, а также на формирование лексического запаса у детей с нарушениями развития.

 Индивидуальный подход был обязателен по отношению к каждому ребенку, что давало возможность адаптировать задания и материалы в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями.

Исследование комплексного подхода в коррекционной работе подтверждает значимость разработки и применения специальных упражнений, направленных на формирование глагольной лексики у детей дошкольного возраста с различными нарушениями развития.

 Дальнейшие исследования и практическая работа в данной области помогут развить более эффективные методы коррекционной работы с детьми и повысить качество образования для детей с нарушениями развития.

 

 

 

 


Список литературы

1. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться: Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Пособие для педагогов и родителей. – СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2018. – 102 с.
2. Бойко Е.А., Садовникова Е.Н., Сидорович Е.С. Развитие речи у детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 204 с.
3. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография / В.П. Глухов. ‒ М.: В. Секачев, 2017. – 537 с.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2019. – 320с
5. Левченко И.Ю., Волковская Т. Н. Логопсихология: учебник для вузов / Т. Н. Волковская, И. Ю. Левченко. – М: Юрайт, 2020. – 190 с.

Расскажите о нас своим друзьям: