Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 159.9.07

Дата публикации 31.03.2024

Эмпирическое исследование саморегуляции в учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития

Дорожкина Инна Геннадьевна
студент магистратуры 2 курса, Института педагогики и психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, innadorozkina233@yandex.ru.

Аннотация: Статья представляет собой результат эмпирического исследования, посвященного изучению процесса саморегуляции в учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Цель исследования: разработать диагностический аппарат и представить результаты эмпирического исследования саморегуляции в учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития. В ходе исследования были выявлены особенности саморегуляции у детей данной категории, а также факторы влияющие на процесс саморегуляции у младших школьников с задержкой психического развития. Методы исследования: количественный и качественный анализ эмпирических данных. В заключении, обобщаются результаты проведенного исследования, выявляется специфика саморегуляциив учебной деятельности экспериментальной группы.
Ключевые слова: саморегуляция, учебная деятельность, задержка психического развития, младший школьный возраст, эмпирическое исследование.

An empirical study of self-regulation in educational activities in younger schoolchildren with mental retardation

Dorozhkina Inna Gennadievna
2nd year master's student of Institute of Pedagogy and Psychology Orenburg State Pedagogical University

Abstract: The article is the result of an empirical study devoted to the study of the process of self-regulation in the educational activities of younger schoolchildren with mental retardation. The purpose of the study: to develop a diagnostic device and present the results of an empirical study of self-regulation in educational activities in younger schoolchildren with mental retardation. The study revealed the features of self-regulation in children of this category, as well as factors affecting the process of self-regulation in younger schoolchildren with mental retardation. Research methods: quantitative and qualitative analysis of empirical data. In conclusion, the results of the conducted research are summarized, the specifics of self-regulation in the educational activities of the experimental group are revealed.
Keywords: self-regulation, educational activity, mental retardation, primary school age, empirical research.

Правильная ссылка на статью
Дорожкина И.Г. Эмпирическое исследование саморегуляции в учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/empiricheskoe-issledovanie-samoregulyatsii-v-uchebnoj-deyatelnosti-u-mladshikh-shkolnikov-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 31.03.2024)

Саморегуляция играет важную роль в учебной деятельности, особенно для младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), которые часто испытывают трудности в контроле своего поведения и эмоций. В условиях инклюзивного класса, где дети с разными особенностями обучаются вместе, понимание и эффективное управление саморегуляцией становится еще более важным.

Формирование научных представлений о регулирующих функциях психического отражения внесло огромный вклад в понимание феномена психической саморегуляции [5].

Изучая и анализируя литературу по данной проблеме, мы выяснили, что когнитивная сфера человека, наряду с функцией познания, также выполняет функцию регулятора поведения (А.Н. Леонтьев) [4].

С.Л. Рубинштейн акцентировал внимание на контролирующей роли интеллекта в волевых процессах. А волевой акт он охарактеризовал посредством описания проявлений когнитивных процессов: «Волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своих действий, учет последствий своих поступков, подыскание надлежащих средств, обдумывание, взвешивание» [9].

В психологии предметом саморегуляции, по мнению В.И. Моросановой, выступают сущностные интегральные психические процессы, связанные с регуляторной функцией психики и обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности [8].

Л.С. Выготский в своих сочинения, под саморегуляцией человека понимал, осознанность, возможность целенаправленно управлять собственными вниманием, мышлением, памятью и тем самым организовывать различные виды предметной деятельности, а также соответствующее социальным нормам поведение [1].

В учебной деятельности саморегуляция является одной из базовых составляющих психического развития, она отвечает за организацию процесса деятельности, ориентировку в задании, составление алгоритма его выполнения, контроль и оценку правильности сделанного. Она напрямую связана с обучаемостью.

Особое значение проблема развития саморегуляции в учебной деятельности приобретает в отношении детей с ЗПР. Подтверждением этому являются исследования познавательной деятельности и личностной сферы детей с ЗПР младшего школьного возраста, которые затрагивают и вопросы саморегуляции учебной деятельности. В работах В. И. Лубовского, отмечается неравномерное формирование различных сторон психической деятельности детей данной категории и, в частности, низкий уровень сформированности операций контроля собственной деятельности, недостаточная устойчивость внимания, трудности удержания инструкции в течение определенного промежутка времени [6].

Исследования, направленные на изучение отдельных психических процессов у младших школьников с ЗПР, доказывают снижение продуктивности мышления, восприятия, памяти при необходимости их волевой регуляции (С.А. Домишкевич[2], Т.Н.Князева[3] и др.).

Для более детального изучения данного вопроса, нами было проведено эмпирическое исследование саморегуляции младших школьников с ЗПР.

В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 10 человек:

Экспериментальная группа: 10 младших школьников 3-4 класса с ЗПР, обучающихся в МАОУ «Ждановская СОШ имени Задирова П.И.» Александровского района, Оренбургской области.

Использовались следующие методики: «Графический диктант» С.Г. Шевченко [11]; «Детский вариант личностного теста» Р. Кеттела[7], «Методика Н.В. Ульенковой «Палочки – черточки» [10], подробнее в схеме диагностического аппарата (табл. 1).

Таблица 1. Схема диагностического аппарата

Методика (название, автор)

Диагностируемые переменные

Показатели измерения

Параметры

«Графический диктант» С.Г. Шевченко.

Самоконтроль и умение действовать по правилу.

Количественный и качественный анализ.

Высокий, Средний, Низкий.

«Детский вариант личностного теста» Р. Кеттела.

Способность к саморегуляции.

Количественный и качественный анализ.

Высокий, Средний, Низкий.

Методика Н.В. Ульенковой «Палочки – черточки».

Произвольная регуляция.

Количественный и качественный анализ.

Высокий, Средний, Низкий.

 

В ходе исследования, мы учитывали влияние различных факторов на процесс саморегуляции у младших школьников с ЗПР, такие как:

  • Образовательная среда: качество учебной среды, методы обучения, организация учебного процесса и доступность адаптированных учебных материалов.
  • Поддержка со стороны учителей и родителей: уровень поддержки, которую оказывают учителя и родители, мотивация, степень понимания особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход к обучению.
  • Индивидуальные особенности ребенка: уровень развития когнитивных функций, эмоциональное состояние, а также наличие дополнительных потребностей или нарушений развития.
  • Эффективность методов обучения: адаптация методов обучения и дифференцированный подход к ученикам с ЗПР, использование вариативных форм обучения и оценки успеваемости.

На основе проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты:

Анализ уровня самоконтроля и умения действовать по правилу (методика «Графический диктант» С.Г. Шевченко).

Высокий уровень самоконтроля отмечен у одного младшего школьника с ЗПР, он может хорошо ориентироваться в пространстве; умеет внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно, самостоятельно действовать.

Средним уровнем обладают 5 испытуемых экспериментальной группы. Дети часто выслушивают взрослого до конца, стараются самостоятельно выполнить задание, но не всегда хватает сил перепроверить себя.

Низкий уровень показали 4 респондента, им не сразу удается выполнить задание, так как порой бывает очень сложно настроиться на работу.

Результаты диагностики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1Результаты диагностики «Графический диктант» С.Г. Шевченко

 

Анализ уровня способности к саморегуляции (методика «Детский вариант личностного теста» Р. Кеттела):

На рисунке 2, мы видим, что 6 ребят, обладают средним уровнем способности к саморегуляции, они достаточно легко справились с тестом. У них развиты такие качества как: смелость, инициативность, самостоятельность, деловитость, упрямство;однако они не могут использовать данные качества при преодолении трудностей. Это приводит к недовольству другими, но в себе респонденты не видят причины неуспеха. Следует отметить, что в тестах достаточно много помарок, это указывает нам еще о недостаточном уровне сформированности их способности к самоконтролю.

Высокий уровень обнаружен у одного ученика это свидетельствует о хорошей приспособленности и умении контролировать свое поведение, развитии волевых качеств. Он эмоционально устойчив при столкновении с трудностями, умеет регулировать свое поведение, инициативен, самостоятельный, настойчив, активен, отличается поисковым адекватным поведением. В его работе нет помарок, все задания выполнены чисто и аккуратно.

Для 3 младших школьников с ЗПР, характерна эмоциональная неустойчивость, низкий уровень саморегуляции сказывается на качестве выполнения любого задания.Обучающиеся показали нерешительность, не уверенность в своих возможностях, требовали поддержки со стороны сверстников и взрослых.

Рисунок 2 Результаты диагностики «Детский вариант личностного теста» Р. Кеттела

 

Анализ произвольной регуляции (методика «Палочки-черточки» Н.В. Ульенковой):

Исходя из полученных данных, на рисунке 3, высокий уровень произвольной регуляции обнаружен у одного ребенка с ЗПР. Младший школьник выполнил задание полностью, работал сосредоточенно, не отвлекался на протяжении всего занятия; допускал отдельные ошибки, но при проверке замечал и самостоятельно устранял их; не спешил сдать работу сразу же после сигнала об окончании, а еще раз проверял написанное. В случае необходимости вносил поправки, делал все, чтобы работа не только была выполнена правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

 

Рисунок 3 Результаты диагностики «Палочки-черточки» Н. В. Ульенковой

 

5 испытуемых имеют средний уровень произвольной регуляции. Дети по ходу работы допускали немногочисленные ошибки, не замечали и не устраняли их; также не устраняли ошибки и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивались лишь беглым просмотром написанного.

Низкий уровень произвольной регуляции выявлен у 2 респондентов, эти обучающиеся не приняли задание преподавателя, содержащее ряд правил и не подчинили ему свою деятельность в отведенном временном интервале.

Проведенное исследование позволяет выявить специфику саморегуляции в учебной деятельности у младших школьников с ЗПР.

Младшие школьники с ЗПР испытывают трудности саморегуляции связанные с неспособностью в отведенное время подчинить свою деятельность определенной цели и требованиям, а также с быстрой потерей интереса к выполняемой деятельности. Наблюдается инертность процессов регуляции, проявляющаяся в медлительном выполнении заданий. У части испытуемых замечена выраженная активность при выполнении заданий, проявляющаяся в стремлении учащихся быстрее завершить свою деятельность. При неполном принятии и понимании инструкции испытуемые не обращаются с просьбой повторить инструкции, а сразу приступают к выполнению задания, при этом ошибки в большинстве случаев не замечаются.

Основные ошибки заключаются в персеверациях, нарушениях переключения с одного вида деятельности на другой. Влияние внешних раздражителей отрицательно сказывается на ходе работы испытуемых. Наблюдается отвлечение от поставленной задачи и вследствие этого происходит частичная утрата инструкции.

Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что навыки саморегуляции могут и должны стать предметом специальной работы психолога и педагога, а также предметом целенаправленной деятельности самого ребенка с ЗПР.

Психолого-педагогические условия, способствующие развитию саморегуляции в учебной деятельности у младших школьников с ЗПР, должны включать:

внешнюю организацию среды, учитывающую ведущую деятельность, уровень развития ребенка и его индивидуальные особенности;

специальную работу по формированию умений осознанной саморегуляции, актуализации потенциальных возможностей школьника и активизации его собственных усилий в этом направлении.

Только при условии удовлетворения особых образовательных потребностей младших школьников с ЗПР в развитии саморегуляции в учебной деятельности могут быть обеспечены полноценная реализация их когнитивных и личностных ресурсов и возможность получения ими качественного образования наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Итак, результаты эмпирического исследования подтверждают необходимость всесторонней коррекции саморегуляции у младших школьников с ЗПР. Нам предстоит продолжить наше исследование и разработать программу коррекционной работы по развитию саморегуляции у младших школьников с ЗПР.


Список литературы

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология. Ч. 2. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. –467 с.
2. Домишкевич, С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития/С.А. Домишкевич//Дефектология. – 1977. – №. 2. – С. 45-56.
3. Князева, Т.Н. Критериально-ориентированная психодиагностика в образовательном процессе: барьеры и возможности / Т.Н. Князева // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1(78). – С. 44-52.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб.пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клин. Психология» / А.Н. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2004. – 346 с.
5. Ловягина, А.Е. Теория и методы психической саморегуляции / А.Е. Ловягина. – СПб.: Скифияпринт, 2020.– 144 с.
6. Лубовский, В.И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития/ В.И. Лубовский//Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21. – №. 4. – С. 50-60.
7. Любарская, Ю.М. Применение личностного теста с целью диагностики причин барьеров общения младших школьников / Ю.М. Любарская // Наука сегодня: проблемы и пути решения: материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях, Вологда, 30 марта 2016 года. Том Часть 2. – Вологда: ООО «Маркер», 2016. – С. 44-45.
8. Моросанова, В. И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко. – Москва: Издательство Когито-Центр, 2015. – 304 с.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 720 с.
10. Ульенкова, У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н.В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР / У.В. Ульенкова, Е.Е. Дмитриева // Высшее образование в России. – 2012. – № 2. – С. 105-109.
11. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.

Расскажите о нас своим друзьям: