Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 1174

Дата публикации 15.03.2023

Диагностика уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Белая Екатерина Константиновна
Студентка ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь, belaya.560@gmail.com
Свириденко Ирина Анатольевна
канд. филол. наук, доцент кафедры дефектологии, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», РФ, г. Симферополь, swira@inbox.ru

Аннотация: Целью статьи является теоретическое и методическое изучение диагностики связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, а также анализ имеющихся в литературе диагностических методик. Подведены итоги анализа, выявлены преимущества и недостатки методик.
Ключевые слова: связная речь, диагностика связной речи, общее недоразвитие речи, развитие речи, речевые нарушения.

Diagnostics of the level of development of coherent speech in older preschool children with general speech underdevelopment

Belaya Ekaterina Konstantinovna
Student of GBOU VO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov", Russia, Simferopol
Sviridenko Irina Anatolyevna
Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Defectology, GBOU VO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov", Russia, Simferopol

Abstract: The purpose of the article is a theoretical and methodological study of the diagnosis of coherent speech of preschoolers with general speech underdevelopment, as well as an analysis of diagnostic techniques available in the literature. The results of the analysis are summarized, the advantages and disadvantages of the methods are revealed.
Keywords: coherent speech, diagnosis of coherent speech, general underdevelopment of speech, speech development, speech disorders.

Правильная ссылка на статью
Белая Е.К., Свириденко И.А. Диагностика уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/diagnostika-urovnya-razvitiya-svyaznoj-rechi-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi.html (Дата обращения: 15.03.2023)

Постановка проблемы. Согласно статистике, число нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с каждым годом возрастает. Это обусловлено рядом факторов: во-первых, жизненный ритм существенно изменился, и многие родители не уделяют достаточного внимания своим детям, ввиду своей занятости и усталости. Во-вторых, Е.О. Смирнова, ссылаясь на данные ЮНЕСКО, указывает, что 93% детей в возрасте от 3 до 5 лет смотрят на экраны своих гаджетов около 28 часов в неделю, что составляет около 4 часов в день [8]. Все эти факторы, включая биологические (родовые травмы, гипоксия плода, инфекции), существенно влияют на уровень развития речи ребенка [7].

Е.А. Ларина указала, что среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу – 40% [6]. Для детей с данным нарушением речи характерны: ограниченные знания об окружающем мире, недостаточный словарный запас, нарушение звуковой подачи и нарушение связности речи. Состояние связной речи у них варьируется от полного ее отсутствия до развернутой разговорной речи с отдельными пробелами. 

Важно своевременно приступить к коррекционной работе, поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит важная задача – всестороннее исследование состояния связной речи.

Анализ литературы. Проблемой формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались многие ученые, например, А.М. Бородич [1], Н.С. Жукова [4], В.И. Тихеева [9] и другие. Анализ литературы показал, что данная проблема изучена в достаточной степени и диагностика связной речи у детей с общим недоразвитием речи имеет некоторые трудности, которые определены тем, что невозможно провести единовременное изучение состояния связной речи (В.К. Воробьева [2], В.П. Глухов [3], Т.А. Фотекова [6]).  

Изложение основного материала статьи. Для успешной коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР логопеду необходимо четко и грамотно провести диагностику. Для этого существует ряд методик, которые помогают определить уровень и особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Их разработкой занимались такие ученые, как В.П. Глухов [3], О.Б. Иншакова [5], Т.А. Ткаченко [10], О.С. Ушакова [11], Т.А. Фотекова [12] и др.

Несмотря на то, что методики разработаны разными авторами, они имеют схожу структуру:

  1. пересказ текста (знакомой или незнакомой сказки);
  2. составление рассказа (по серии сюжетных картинок, на основе личного опыта).

Доцентом кафедры логопедии В.П. Глуховым [3] была представлена методика, которая состоит из шести разных заданий:

  1. определение способности ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы: дошкольнику предлагается набор картинок различного содержания (мальчик ловит рыбу, девочка поливает цветы и так далее), при показе картинок задается вопрос «Что здесь нарисовано?», при отсутствии последовательного фразового ответа задается вспомогательный вопрос;
  2. выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между объектами и переносить их в виде завершенного высказывания: ребенку представляют три разные картинки (лес, девочка, корзинка) и просят составить предложение таким образом, чтобы в нем упоминались все три предмета;
  3. выявление возможности ребенка с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре текст: учитель-логопед дважды перечитывает знакомые сказки («Репка», «Курочка ряба»), задача ребенка – пересказать ее;
  4. составление связной сюжетной линии на основе серии картинок: перед ребенком в нужной последовательности выкладывают изображения по сюжету «Лиса и Журавль» и просят составить последовательный рассказ;
  5. составление истории, основанной на личном опыте: ребенок может описать любую ситуацию, логопед помогает и задает наводящие вопросы;
  6. составление описательного рассказа: дошкольнику предлагают картинку с изображением игрушки и просят описать ее.

По результатам диагностических тестов учитывается полнота ответов, самостоятельность произведения, наличие смысловых пропусков в рассказах, соответствие содержанию или картинке, особенности экспрессивной речи. Для оценки результатов В.П. Глуховым было определено четыре уровня развития связной речи у дошкольников с ОНР: высокий, средний, ниже среднего, низкий уровень [3].

О.Б. Иншаковой была предложена методика индивидуального обследования самостоятельной устной речи у детей старшего дошкольного возраста. Методика также состоит из шести заданий: составить предложение по картинке (девочка рисует); составить рассказ по картинке; составить рассказ по серии картинок (два мальчика увидели ежа, несут его в руках, кормят ежа); составить рассказ по опорным словам и предложениям; пересказать текст; а также – составить рассказ самостоятельно [5]. В конце обследования также учитывается полнота фразового ответа, то, как ребенок справился с заданием (самостоятельно или с помощью), соблюдал ли логическую последовательность, учитывается степень информативности рассказа ребенка и многое другое.

Т.А. Фотекова описала серию заданий по изучению связной речи в пособии «Тестовая методика диагностики устной речи» [12]. Ею разработана балльная система для оценки результатов старших дошкольников, а само обследование состоит из двух заданий:

1) составить рассказ по серии сюжетных картинок под названием «Ёжик»;

2) пересказать текст (ребенку дают прослушать рассказ «Пушок и Машка»).

По результатам обследования выявляются умения ребенка последовательно излагать тему текста, лексико-грамматического оформления высказывания, самостоятельно составлять рассказ. При пересказе рассказа учитывается насколько ребенок не отступал от темы текста, а также не нарушал авторское лексико-грамматическое оформление текста.

Кроме этих методик в специальной литературе имеется комплексная программа определения состояния связной речи у детей с системным недоразвитием речи, предложенная В.К. Воробьевой [1].

По мнению автора она отражает специфические особенности связной речи с различными вариантами ее недоразвития, а главная ценность этой методики заключается в том, что в ней присутствуют экспериментальные методы оценки полученных результатов.

Методика состоит из четырех серий:

  1. выявление репродуктивных возможностей речи ребенка: пересказ текста в полном объеме, и второе задание – краткий пересказ;
  2. исследование продуктивных видов связной речи: самостоятельно разложить серию сюжетных картинок, затем составить рассказ по этим картинкам;
  3. изучение смыслообразующего компонента связной речи: составление продолжения рассказа после прочтения его начала, сочинение сюжета и рассказа по предметным картинкам, и третье задание – самостоятельный поиск темы и ее реализация в рассказе;
  4. состояние ориентировки в признаках связной речи: детям необходимо определить какой образец речи можно назвать рассказом, а какой нет.

Анализ выполнения заданий всех серий предполагает выделение в качестве основных причин несформированности связной речи нарушение двух видов операций механизма речепроизводства.

Выводы. Проанализировав эти методики, можно отметить, что все задания имеют схожую структуру, но при этом трудность диагностики заключается в том, что на сегодняшний день не существует универсальной методики, которая позволит раскрыть механизмы нарушения связности высказывания, а их установление является ключевым для проведения правильной диагностической работы.  Поэтому учителю-логопеду необходимо комбинировать между собой различные методики для того, чтобы составить действенный коррекционный маршрут и эффективно скорректировать нарушение у дошкольника с общим недоразвитием речи.


Список литературы

1. Бородич, А.М. Методика развития речи: учеб. пособие / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: Астрель, 2006. – 158 с.
3. Глухов, В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие / В.П. Глухов. – М.: МПГУ, 2017. – 232 с.
4. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
5. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с.
6. Ларина Е.А., Лаптева Е.В., Гаркуша Н.В. Овладение грамматической стороной речи детьми дошкольного возраста с ОНР 3 уровня // Образовательный вестник «Сознание». 2021. №10. С. 33-40.
7. Рубцова, Е.В. Причины возникновения нарушений в детской речи и приемы их коррекции // Карельский научный журнал. 2020. №2(31). С. 31-34.
8. Смирнова, Е.О. Ребенок у экрана // Дошкольное воспитание. 2002. № 7. С. 90-93.
9. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
10. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко; иллюстр. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. – М.: Эксмодетство, 2020. – 134 с.
11. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2008. – 287 с.
12. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – М.: АРКТИ, 2000. – 55 с.

Расскажите о нас своим друзьям: