Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024

УДК 376.3

Дата публикации 31.01.2024

Анализ опыта реализации системы ранней помощи детям с проблемами в развитии в Смоленском регионе на современном этапе

Колчкова Анастасия Владимировна
студентка 4 курса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», РФ, г.Смоленск, specter67@mail.ru
Крылова Елена Викторовна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», РФ, г.Смоленск, 30kel01@mail.ru

Аннотация: Проблема организации системы ранней помощи из года в год не теряет актуальности, так как отмечается снижение числа здоровых детей. Статья посвящена анализу опыта реализации системы ранней помощи детям с нарушениями в развитии в Смоленском регионе. Представлены организации, предоставляемые раннюю помощь, их формы работы, описан контингент детей и динамика освоения образовательных программ детьми раннего возраста в дошкольных образовательных организациях. В статье обозначены некоторые проблемы в организации ранней помощи детям в г. Смоленске.
Ключевые слова: ранний возраст, дети с проблемами в развитии, службы ранней помощи, система ранней помощи, дошкольные образовательные организации, образовательные программы, Смоленский регион, Смоленск.

Analysis of the experience of implementing the system of early care for children with developmental problems in the Smolensk region at the present stage

Kolchkova Anastasia Vladimirovna
4th year student of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk
Krylova Elena Viktorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk

Abstract: The problem of organizing an early care system does not lose its relevance from year to year, as there is a decrease in the number of healthy children. The article is devoted to the experience of implementing a system of early care for children with developmental disabilities in the Smolensk region. The organizations providing early care, their forms of work are presented, the contingent of children and the dynamics of the development of educational programs by young children in preschool educational organizations are described. The article identifies some problems in the organization of early care for children in Smolensk.
Keywords: early age, children with developmental problems, early care services, early care system, preschool educational organizations, educational programs, Smolensk region, Smolensk.

Правильная ссылка на статью
Колчкова А.В., Крылова Е.В. Анализ опыта реализации системы ранней помощи детям с проблемами в развитии в Смоленском регионе на современном этапе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-opyta-realizatsii-sistemy-rannej-pomoshhi-detyam-s-problemami-v-razvitii-v-smolenskom-regione-na-sovremennom-etape.html (Дата обращения: 31.01.2024)

На протяжении длительного периода в Российской Федерации состояние здоровья детей ухудшается. На сегодняшний день отмечается следующая ситуация:

1)      Заболеваемость детей первого года жизни болезнями нервной системы составляет в 2020 году – 9,9% (297740 человек).

2)      Увеличивается количество детей–инвалидов по заболеваниям нервной системы: 2015 год – 128996 детей, 2016 год – 132458 детей, 2017 год – 137972 детей, 2018год – 142906 детей, 2019 год – 146106 детей, 2020 год – 148958 детей.

3)      Доля здоровых детей не превышает 11%.

4)      Развитие детей в соответствии с возрастом отмечается у 15 –20%. 80–85% нуждаются в помощи специалистов [10, c.56, 59; 3, с.6].

Данная статистика показывает, что достаточно большое количество детей рождается с проблемами в развитии, и перед системой образования сегодня стоит очень важная задача – обеспечить этим детям адекватные условия для их обучения и воспитания уже на раннем этапе их развития.

О необходимости оказания ранней помощи детям с проблемами в развитии отмечается в работах таких ученых как Е.Ф. Архипова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова и др. [1, c.6]. Авторы указывают на важность раннего вмешательства, комплексность воздействия, привлечение родителей к этому процессу.

С 2016 года в России происходит развитие сети региональных и муниципальных служб ранней помощи на базе систем образования, здравоохранения и социальной защиты. Однако, следует заметить, что к 2018 году отсутствовали программы/проекты в 8 (9,5%) субъектах РФ, в том числе в Смоленской области [4, c.111].

В связи с особой актуальностью проблемы на современном этапе цель данного исследования – изучить и проанализировать опыт реализации системы ранней помощи в Смоленском регионе.

До 2021 года в г. Смоленске ранняя комплексная помощь оказывалась в «Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Вишенки». С 2021 года на базе данного учреждения было создано структурное подразделение «Ресурсно-методический центр ранней помощи Смоленской области».  Его основная цель – комплексная социальная реабилитация детей с проблемами в развитии. Данная программа реализуется специалистами отделений психолого–педагогической помощи и медико–социальной реабилитации.

К работе с детьми привлекаются следующие специалисты: врач-педиатр, врач-невролог, врач ЛФК, физиотерапевт, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, воспитатель, педагог дополнительного образования.

Количество человек СОГБУ «Вишенки», включённых с 2020 по 2022 гг. в отделение психолого–педагогической помощи для освоения программы образования представлены на рисунке 1 [6, с. 52].

Количество детей, обратившихся в СОГБУ «Вишенки» с 2019 по 2022 гг. за получением услуг медико–социальной реабилитации, а также их заболевания представлены на рисунке 2 [6, с. 45].

Услугами медико–социальной реабилитации за 2019 – 2022 г. воспользовались 287 человек. В процессе анализа результатов было выявлено, что одной из ведущих патологий является заболевание нервной системы – 226, в основном, ДЦП – 163 ребёнка.

Все занятия в период реабилитации проводятся 1–3 раза в неделю. Продолжительность работы зависит от потребности ребёнка и семьи. Данные мероприятия организуются как в учреждении во время прохождения реабилитации, так и в процессе наблюдения по месту жительства. Патронаж по месту проживания для детей младенческого возраста организуется 1 раз в начале реабилитации, для раннего возраста – 2 раза (в начале и в конце периода реабилитации) [6, c.45].

Ранняя помощь в г. Смоленске оказывается также в специализированном доме ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и с нарушением психики «Красный бор». В учреждении находятся дети, которые имеют следующие заболевания: ДЦП, прогрессирующая гидроцефалия, гидроцефальный синдром, эпилепсия, перинатальное поражение ЦНС (рис.3).

Основная цель дома ребенка – организация образовательной и медицинской услуги, осуществление присмотра и ухода за детьми.

С детьми работают следующие специалисты: врач-педиатр, врач-невролог, врач-психиатр, врач ЛФК, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный работник.

Заболеваемость детей болезнями нервной системы в 2019 году составляла – 57 человек, в 2020 году – 57, в 2021 – 48, в 2022 – 31.

Рисунок 3. Заболевания детей с органическими нарушениями ЦНС

 

Анализируя официальные документы организации, мы можем прийти к следующим выводам: с 2019 года снижается количество детей с перинатальными поражениями ЦНС; примерно одинаковое количество детей с детским церебральным параличом и эпилепсией; увеличивается количество детей с гидроцефальным синдромом и с прогрессирующей гидроцефалией [7, с. 10].

Всем детям оказывается комплексная медико-педагогическая помощь. Работа проводится с детьми с учётом физического и нервно-психического развития [7, с. 21].

Рассмотрим реализацию системы ранней помощи в муниципальных дошкольных организациях г. Смоленска. 

В настоящее время в г. Смоленске функционирует 88 дошкольных образовательных организаций, из них 2 – ясли.

В яслях МБДОУ «Детский сад № 42 «Чайка» и МБДОУ «Детский сад №15» функционирует 4 группы раннего возраста. Дети посещают группы в возрасте от 1,5 до 3 лет в общем количестве 185 человек.

В яслях с детьми работают: воспитатели, музыкальный работник и социальный педагог. Отсутствуют следующие специалисты: инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог.

Педагоги в дошкольных учреждениях в 2022/2023 г. реализуют программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Показательным является анализ успешности освоения программы детьми в яслях.

Проанализировав данные, представленные на официальных сайтах МБДОУ «Детский сад №15» и МБДОУ «Детский сад № 42 «Чайка», было выявлено, что успешность освоения детьми некоторых образовательных областей программы недостаточна [8, с.6; 9, с.4]. Информация представлена на рисунке 4.

Рисунок 4.Успешность освоения образовательных областей программы в МБДОУ «Детский сад №15» г. Смоленска и в МБДОУ «Детский сад №42 «Чайка» г. Смоленска

Таким образом, наибольшие трудности у детей вызывают такие образовательные области программы как «Познавательное развитие» и «Речевое развитие». Данные результаты убедительно показывают, что дети раннего возраста нуждаются в помощи специалистов в области познавательного и речевого развития. При этом, ни учителя-логопеда, ни педагога-психолога в яслях нет.

В массовых дошкольных организациях при наличии специалистов, в центр их внимания преимущественно попадают дети старше 4-х лет. Таким образом, сензитивный период в развитии ребенка упущен.

Проанализировав опыт реализации системы ранней помощи детям в г. Смоленске, следует отметить, что далеко не все дети первых трех лет жизни имеют возможность получать комплексную помощь специалистов. 

Итак, в г. Смоленске комплексную раннюю помощь детям с проблемами в развитии предоставляют только две организации – Центр «Вишенки» и дом ребенка «Красный бор».  Большая часть детей раннего возраста, посещающих образовательные организации, остаётся вне поля зрения специалистов. Внимания заслуживает состояние положения в яслях и группах раннего возраста, где дети не охвачены психолого-педагогической помощью таких специалистов как психолог и учитель-логопед. Серьезная проблема – отсутствие врачей в образовательных организациях, способных на ранних этапах выявить симптомы неблагополучия в развитии ребенка. 

 Особенно актуальным следует считать проведение ранней психолого-педагогической диагностики уровня развития детей в образовательных организациях с целью выявления отклонений в развитии и оказания консультативной помощи родителям. Значительная роль в становлении и функционировании системы ранней помощи принадлежит и системе подготовки и повышения квалификации специалистов, которые оказывают раннюю помощь семьям детей с проблемами в развитии [5, с.206].

Организация комплексной помощи детям на раннем этапе развития – одна из актуальных проблем специальной педагогики и психологии.  Первые три года жизни – самый благодатный период в развитии ребенка, когда можно предупредить и успешно скорректировать многие проблемы в его развитии.


Список литературы

1. Бутко Г.А., Кательсон Т.А., Олту С.П. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения // Вестник Мининского университета. 2019. №4. С.5–18.
2. Крылова Е.В. О необходимости развития системы превентивного логопедического воздействия / Е. В. Крылова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: материалы научно-практической конференции, посвященной 115-летию отечественной логопедии, Москва, 21–23 октября 2020 года. Выпуск 4. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2021. С. 102-109.
3. Приходько О.Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям /О.Г.Приходько, О.В.Югова; АНО «Совет по вопросам управления и развития». Москва: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2015. 145 с.
4. Старобина Е.М. О развитии ранней помощи в Российской Федерации/Е.М. Старобина, В.В. Лорер// Педагогическое образование в России.2019. №2. С. 110–115.
5. Югова О.В. Изучение опыта работы и совершенствование профессиональных компетенций специалистов ранней помощи ребенку с нарушениями развития и его семье / О.В. Югова // Специальное образование. 2022. № 2. С. 195−209.
Список источников
6. Аналитический отчёт работы Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки» за 2022 год: [сайт].URL: http://vishenk smolensk.ru/s_2331.html (дата обращения: 18.01.2024).
7. Отчёт о деятельности ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» в 2022 году: [сайт] .URL: https://domrebenka-smol.ru/documents/ (дата обращения: 18.01. 2024).
8. Отчёт о результатах самообследования МБДОУ «Детский сад №15» города Смоленска за 2022 год: [сайт].URL: http://mdou15smol.ru/DocumentsViewer.ashx?IdMod=1&Id=87110 (дата обращения: 18.01. 2024).
9. Отчёт о результатах самообследования МБДОУ «Детский сад №42 «Чайка» города Смоленска за 2022 год: [сайт].URL: http://mdou42smol.ru/DocumentsViewer.ashx?IdMod=1&Id=86704 (дата обращения: 18.01. 2024).
10. Семья и дети в России. Росстат общественная палата Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: https: //docviewer.yandex.ru/view/(дата обращения: 18.01. 2024).

Расскажите о нас своим друзьям: