Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024

Дата публикации 06.02.2024

Применение картографических онлайн сервисов на уроках географии на примере сервиса Яндекс.Карты

Сурков Павел Сергеевич
Студент, Астраханский государственный университет им.В.Н.Татищева, РФ, г. Астрахань, studentagu@bk.ru
Жарикова Елена Сергеевна
студентка, Астраханский государственный университет им.В.Н.Татищева, РФ, г. Астрахань, lenajarikowa@yandex.ru
Научный руководитель Шарова Ирина Сергеевна
К.г.н., Доцент, Астраханский государственный университет им.В.Н.Татищева, РФ, г. Астрахань, is_sharova@mail.ru

Аннотация: в статье анализируются онлайн сервисы и интерактивное оборудование, использующиеся при изучении географии. Сервисы позволяют детально изучать географию определенной территории, просматривать топографические карты, изучать особенности ландшафта, гидрографию и другие географические объекты. На примере сервиса Яндекс.Карты анализируется возможность обучения школьников основам картографирования и топографирования.
Ключевые слова: педагогика, география, интерактивные средства, карты.

The use of online cartographic services in geography lessons on the example of the Yandex.Maps service.

Surkov Pavel Sergeevich
Student of Astrakhan Tatishchev State University, Russian Federation, Astrakhan
Zharikova Elena Sergeevna
Student of Astrakhan Tatishchev State University, Russian Federation, Astrakhan
Scientific adviser Sharova Irina Sergeevna
Ph.D. of Geographical Sciences, Associate Professor, Astrakhan Tatishchev State University, Russian Federation, Astrakhan

Abstract: the article analyzes online services and interactive equipment used in the study of geography. Services allow you to study in detail the geography of a certain territory, view topographic maps, study landscape features, hydrography and other geographical objects. On the example of the Yandex.Maps service, the possibility of teaching schoolchildren the basics of mapping and topography is analyzed.
Keywords: pedagogy, geography, interactive means, maps.

Правильная ссылка на статью
Сурков П.С., Жарикова Е.С. Применение картографических онлайн сервисов на уроках географии на примере сервиса Яндекс.Карты // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/primenenie-kartograficheskikh-onlajn-servisov-na-urokakh-geografii-na-primere-servisa-yandekskarty.html (Дата обращения: 06.02.2024)

Онлайн-сервисы - это сервисы, которые доступны через интернет. Они могут быть использованы для различных целей, таких как общение, поиск информации, покупки и многое другое. Некоторые популярные онлайн-сервисы включают в себя социальные сети, поисковые системы, облачные хранилища данных, электронные почты и т.д.

В настоящее время интерактивная доска является предпочтительным инструментом для классных комнат.

Главное преимущество интерактивной доски в том, что благодаря ее многочисленным функциям и множеству ресурсов, которые она предлагает, ее можно использовать для преподавания всех предметов: истории, математики, геометрии, естественных наук и в том числе географии.

Интерактивная доска сочетает в себе классическую доску и видеопроектор в одном мощном инструменте для презентаций. По мере прохождения урока географии ученики могут комментировать информацию прямо на ней, и сохранять эти заметки в своей презентации. Этот прием помогает обеспечить интерактивность между учителем и учеником. [1]

Для изучения географии могут использоваться различные онлайн ресурсы[6,7,8]:

1. Google Earth.

2. National Geographic Mapmaker Interactive

3. KidsGeo.com

4. BBC Bitesize Geography

5. Яндекс.Карты

6. Geology.com.

Этот список не является исчерпывающим. Изучение географии с помощью онлайн-сервисов имеет ряд особенностей, которые изображены на рисунке 1.

Рисунок 1. Особенности изучения географии с помощью он-лайн средств.

Изучение и составление карт также более удобно с помощью он-лайн-сервисов.

Использование электронной доски позволяет ученикам погрузиться в создание карты. Учитель может отправить их «к доске», чтобы внести пометки на карты, в одиночку или с несколькими участниками. Это упражнение может быть сложным для ученика, но полезным для него с точки зрения получения знаний. [2]

На уроках географии на интерактивной доске возможно использование приложения Яндекс.Карты. Это картографический сервис, который предлагает подробные карты многих городов России и мира. Его можно использовать для поиска мест, просмотра маршрутов, получения информации о географических объектах.

Яндекс.Карты можно использовать на уроках географии различными способами:

  • Изучение конкретного местоположения: можно использовать карту для изучения конкретного места (столицы страны, крупного города или географического объекта).
  • Практическое задания по навигации: можно дать задание учащемуся использовать карту для навигации от одного места до другого, например, от своего текущего местоположения до школы или дома друга. Также, ученики могут изучать различные виды транспорта и маршруты между двумя точками.
  • Изучение географического положения: карты можно применять для определения географического положения различных мест, таких как широта и долгота.
  • Проведение географических исследований: функция «История» в Яндекс.Картах помогает пользователям узнать о том, как менялись границы и названия географических объектов с течением времени.
  • Изучение топографии: Яндекс.Карты могут использоваться для исследования топографических особенностей местности, таких как горы, реки, озера и т.д.
  • Виртуальные путешествия: в качестве интерактивных заданий для учащихся можно предложить ученикам использовать карты для планирования виртуальных путешествий по различным странам и регионам.

Карты из этого приложения используются в качестве основы для создания учебных карточек, викторин или других учебных материалов в процессе изучения географии.

  • Изучение глобальных проблем: карты могут показать ученикам, как влияют на население глобальные проблемы, такие как изменение климата, загрязнение окружающей среды, бедность и т. д. [4]

Рассмотрим следующий алгоритм работы в Яндекс. Карты при работе над темой «Карта нашего школьного двора» с учениками 8 класса:

  1. Запуск приложение Яндекс.Карты на смартфоне или компьютере.
  2. Ввод адреса или местоположения, которое нужно найти, в поисковой строке.
  3. Нажатие кнопки «Найти» или «Enter» на клавиатуре для начала поиска.
  4. Результаты поиска будут отображаться на карте с указанием различных точек интереса, таких как магазины, рестораны и т.д.
  5. Ученик может нажать на любой из результатов, чтобы получить дополнительную информацию о нем: адрес, телефон, отзывы и часы работы.
  6. В режиме просмотра карты ученик может увеличивать и уменьшать масштаб с помощью пальцев или мыши.
  7. Если ученик хочет сохранить местоположение для дальнейшего использования, его можно добавить в «Избранное» или создать «Маршрут» к этому месту.
  8. Ученик может использовать функцию «Навигатор», чтобы проложить маршрут от текущего местоположения до указанного места.

В ходе урока учитель может дать задание детям по построению «карты школьного двора». Ее можно построить следующим образом: открыть приложение Яндекс.Карты на смартфоне; нажать на значок «+» в нижнем правом углу экрана, выбрать «Другое» из списка опций.

Затем нужно указать название карты (например, «Карта двора»). Начать рисовать карту можно, используя инструменты, доступные в приложении. Можно использовать инструменты «Линия», «Полилиния», «Рисовать», «Добавить геометрию» и «Добавить дорогу» для создания контуров школьного двора, обозначения зданий, дорог, деревьев и других объектов. После того, как карта нарисована, можно добавить дополнительные детали, такие как названия улиц, номера домов, а также фотографии и описания объектов.

Когда карта готова, ученик может нажать на кнопку «Сохранить» в верхнем правом углу экрана, чтобы сохранить свою работу.

Итак, подведем итоги статьи: онлайн сервис Яндекс.Карты можно использовать для изучения географии. С его помощью школьники могут искать и изучать информацию о странах, городах, реках, горах и других географических объектах, могут использовать приложение для планирования маршрута до школы, дома друзей или других мест.

Учитель может использовать Яндекс.Карты как учебное пособие для проведения уроков по географии или истории. Карты могут быть полезны при подготовке к экзаменам, например, по географии, истории или обществознанию.

 

 


Список литературы

1. Новикова Е.В. Новые креативные инструменты для обучения будущего / Е.В. Новикова // Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами. Изд-е 2-е, испр. и доп. - М.: ИНЭК, 2008. - С. 4-5.
2. Создание проблемных ситуаций в начальной школе [Текст] :Учебно-методическое пособие / сост. Н. П. Клещеногова. – Кемерово :МБОУ ДПО «НМЦ», 2013. – 68 с.
3. Шарова И.С. Активные методы обучения как интенсификация образования / Шарова И.С., Борзов В.С. //В сборнике: Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Составители: И.С. Шарова, Г.В. Крыжновская, М.М. Иолин. Астрахань, 2022. С. 169-170.
Список источников
4. Интерактивные технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс]URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/interaktivnye_tehnologii_v_obrazovatelnom_processe/ (Дата обращения: 30.11.2023)
5. Забродина, Е. В. Сравнительная характеристика ресурсов QUIZIZZ и ONLINE TEST PAD в качестве методического инструмента учителя технологии / Е. В. Забродина, М. В. Голованов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86805/ (дата обращения: 31.01.2024).
6. Образовательные Интернет-ресурсы по географии, — [Электронный ресурс] URL: https://www.kop.ru/handbook/spisok-internet-saytov-v-pomoshch-uchitelyu/obrazovatelnye-internet-resursy-po-geografii// (дата обращения: 31.01.2024).
7. Полезные онлайн-сервисы на уроках географии, — [Электронный ресурс] URL: https://diso.ru/blog/2/ (дата обращения: 31.01.2024).
8. Применение онлайн – сервисов при изучении школьного курса географии, — [Электронный ресурс] URL: https://педпроект.рф/воробьева-м-а-публикация// (дата обращения: 31.01.2024).

Расскажите о нас своим друзьям: