Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024

УДК 37

Дата публикации 07.02.2024

Проблемы электронной музыки в современном репертуаре пианиста музыкально-педагогического вуза

Гоу Цзе
аспирант кафедры музыкального воспитания и образования, института музыки театра и хореографии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 40480286@qq.com

Аннотация: Данная статья представляет актуальную проблему включения популярных образцов современной музыки в фортепианный репертуар. Автором были проанализированы сущность и жанровые признаки электронной музыки на примере таких поджанров, как синтвейн, техно, диско-хаус и др., а также были описаны особенности их применения в качестве учебного репертуара в классе фортепиано. Был сделан вывод о том, что работа с композициями в жанре электронной музыки требует от пианистов соответствующих исполнительских навыков: умение импровизировать и слуховой контроль. Большое внимание было уделено изучению возможности использования электронных инструментов и компьютерных программ в высшей школе. Были представлены критерии эффективности учебного процесса, основанного на внедрении электронных упражнений.
Ключевые слова: электронная музыка, фортепианный репертуар, пианисты, музыкально-педагогические вузы.

Problems of electronic music in the modern repertoire of a pianist of a music-pedagogical university

Gou Jie
Department of Music Education and Upbringing, Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen Stаte Pedаgogicаl University

Abstract: This article presents the actual problem of incorporating popular samples of modern music into the piano repertoire. The author analyzed the essence and genre features of electronic music on the example of such subgenres as synthwave, techno, disco house, etc., and described the peculiarities of their application as a teaching repertoire in the piano class. It was concluded that working with compositions in the genre of electronic music requires from pianist’s appropriate performance skills: the ability to improvise and auditory control. Much attention was paid to the study of the possibility of using electronic instruments and online programs in higher education. Criteria for the effectiveness of the educational process based on the introduction of electronic exercises were presented.
Keywords: electronic music, piano repertoire, pianists, music-pedagogical universities.

Правильная ссылка на статью
Гоу Ц. Проблемы электронной музыки в современном репертуаре пианиста музыкально-педагогического вуз // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemy-elektronnoj-muzyki-v-sovremennom-repertuare-pianista-muzykalno-pedagogicheskogo-vuza.html (Дата обращения: 07.02.2024)

На становление мира современной музыки в большей степени повлияли результаты научно-технического прогресса: появление информационных технологий (VR-технологии, Big Data), изменение способов потребления аудиовизуального контента (Youtube, Spotify), распространение цифровых музыкальных инструментов. Поэтому на протяжении всего XX века композиторы пытались ответить на «вечные» вопросы, связанные с положением творца в обществе – разрушали традиционные каноны сочинения, заложенные в эпоху классицизма и романтизма, экспериментировали с музыкальными формами, способствовали появлению новых жанров, таких как поп-музыка, хип-хоп, джаз и электронная музыка, то есть привносили что-то новое, ранее неизведанное человечеству.

О.В. Гирфанова представляет интересную метафору, описывающую специфику музыкального мышления творцов XX века – «поколение электронных мечтателей» [1, с. 5].

Тогда перед нами встают следующие вопросы: что же представляет под собой электронная музыка? И почему ее внедрение в качестве фортепианного репертуара привнесет положительные результаты на музыкальных занятиях?

В научном сообществе представлено единое мнение о том, что электронная музыка – это музыкальный жанр, зародившийся в странах Европы и в Америке в 1960-х годах и использующий возможности электронных инструментов, таких как синтезаторы, сэмплеры или драм-машины [2, с. 127].

Наиболее ярким представителем этого направления является немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен, привнесший новаторские идеи в мировую музыкальную культуру. Она не потеряла свою актуальность в XXI веке – разнообразные электронные композиции звучат в рекламных роликах, представляющих технологические новинки (например, «Apple»), многочисленных сериалах (например, «Мистер Робот», «Очень странные дела»), тематических фильмах, раскрывающих особенности наступления эры киберпанка («Трон: Наследие», «Бегущий по лезвию»), становясь неотъемлемой частью массовой культуры. Известные музыканты продолжают экспериментировать, внедряя необычные звуковые эффекты и создавая новаторские композиции, например, Оливье Мессиан использовал Волны Мартено [3].

Жанр претерпел долгую историю развития, которая подпитывалась творческими инициативами музыкантов, разрабатывающими собственные музыкальные инструменты на протяжении долгих десятилетий (например, динафон, калейдофон). Так, в 1907 году итальянский композитор Ферруччо Бузони опубликовал эссе «Эскиз новой эстетики музыкального искусства», где предсказал появление электронных музыкальных инструментов и их влияние на возникновение новых направлений в современной музыке. Подобные меры были предприняты музыкантами-авангардистами, чья творческая практика выходила за рамки традиционных стилей. Дж. Кейдж, Ф. Гласс, Арн. Шенберг – все они стремились к экспериментам и новаторству в создании звука. В 1940-х годах в творческой среде были предприняты попытки использовать современные методы записи песен для получения новых музыкальных форм (Пьер Шеффер), пока другие творцы занимались генерацией электронных звуков, их обработкой и созданием сложных композиций (Карлхайнц Штокхаузен, Владимир Алексеевич Усачевский).

Начало 1970-х годов характеризуется не только проникновением электронной музыки в массовую культуру, но и появлением определенных тенденций в авангардной музыке. Например, в 1975–1978 годах Брайан Ино посредством своей деятельности продвигал концепцию эмбиента для описания музыки, призванной имитировать или заменять естественные звуки окружающей среды. В этот же период группа английских исполнителей («Genesis P-Orridge», «Cabaret Voltaire») стала использовать синтезаторы для создания агрессивных звуковых коллажей, формируя индастриал. В то же время зарождается традиция сэмплирования как использование партий, ранее записанных и выпущенных другими исполнителями. Также появляется тернтейблизм, то есть искусство обработки ранее записанных звуков вживую с помощью проигрывателя. На рубеже 1970-х и 1980-х годов произошло бурное технологическое развитие в области электронных инструментов. Появляются первые серийные секвенсоры, а позже и программируемые драм-машины, а уже в 1983 году был представлен стандарт MIDI.

Появление электронной музыки полностью изменило способ исполнения музыки – композиторам просто больше не нужен был живой исполнитель. С одной стороны, исчез элемент неуверенности в том, будет ли интерпретация музыканта соответствовать ожиданиям композитора. С другой стороны, возник целый жанр акусматической музыки, полученный в результате публичных выступлений композиторов через огромные громкоговорители. Соответственно, действительный источник звука скрыт – только композитор знает, какие подлинные звуки были записаны на пленку.

В современные дни существует множество жанров, поджанров и стилей электронной музыки, существенно отличающихся друг от друга.

Так, на развитие синтвейва повлияли боевики, научно-фантастические фильмы и видеоигры, популярные в 1980-х годах. По данной причине во многих композициях слышна ностальгия по культуре восьмидесятых, которая проявляется в использовании характерных синтезаторных звуков и секвенсеров, смешении различных жанров и представлении узнаваемых музыкальных тем из фильмов ужасов и научной фантастики. Важна и визуальная составляющая, которая проявляется в обложках альбомов и визуальных клипах. Яркими представителями музыкального направления являются Давид Грелье и Винсент Белорже (Kavinsky). По своей структуре авторские композиции отличаются наличием простых, но запоминающихся мелодических линий, и их использование способствует тому, что пианисты могут попробовать поработать с различными звуками в процессе творческой импровизации.

Другой жанр, техно, имитирует футуристические звуки, например, синтезаторные пэды изображают далекие космические пейзажи. Его зарождение пришлось на середину 1980-х годов в Детройте, где происходили социально-экономические проблемы, влияющие на жизнь местных жителей: упадок автомобильной промышленности, безработица, высокий уровень социального неравенства. Противоположные процессы происходили в Южной Корее: музыка в жанре техно возникла в качестве общественной реакции на стремительное экономическое развитие страны, автоматизацию производства, внедрение цифровых технологий; композиции отражали творческие поиски композиторов на вопросы очеловечивания машин, возможности гармоничного существования людей и роботов. Иногда появление техно связывают с деятельностью Белавильской тройки, куда входят «двигатель» Кевин Сондерсон, «новатор» Деррик Мэй и «инициатор» Хуан Аткинс [5]. Транскрибирование композиций перечисленных музыкантов предоставляет студентам возможность изучить и воссоздать характерные элементы этого жанра в рамках игры на фортепиано.

К тому же, произведения в жанре техно характеризуются искусственностью звука, которая подчеркивается быстрым темпом (около 120-140 ударов в минуту). Основой техно является постоянное повторение музыкальных элементов, таких как биты и басовые партии, что создает плотное звуковое полотно, окутывающее внимание слушателя, словно медитативная практика. Среди иных устоявшихся музыкальных практик, используемых в качестве фона для синтетических звуков, реализуется ритмический рисунок, наполненный строго остинатным ритмом [4].

Выделяются и музыкальные композиции в жанре диско-хауса, которые появились в клубах Нью-Йорка в 1960-х годах. Они основаны на звучании соула и вобрали в себя элементы блэк-фанка, латиноамериканских ритмов и сэмплов из классического диско. Последующее развитие диско-хауса разделило музыкантов на два лагеря. Одни музыканты переходили к ритм-энд-блюзу, который сохранял вокальные партии в стиле госпел, а также синкопированные басовые, гитарные и фортепианные партии, другие же упрощали пение солистов до коротких припевов и делали акцент на использовании синтезатора.

Последний жанр – хаус, созданный диск-жокеями в Чикаго и в Нью-Йорке в 1980-х годах. В качестве примера можно привести деятельность Джеральда Стэнли Уилсона, который создавал музыку, вдохновленную африканскими ритмами при помощи синтезаторов, которых он называл «машинами времени». В хаус-музыке часто используются сэмплы из диско- и фанк-песен, что придает ей характерную атмосферу и ностальгическое звучание. Перкуссионные элементы, такие как клэпы и хай-хэты, создают энергичный ритм. Более того, мелодичные басовые партии являются неотъемлемым элементом этого жанра, придающим композиции глубину и динамику.Их внедрение в учебный процесс может происходить следующим образом: создание собственных ритмических паттернов или даже добавление электронных звуков через MIDI-контроллер.

В качестве яркого примера, подходящего по сложности исполнения, можно представить работы Ричарда Джеймса (или Aphex Twin), который получил всемирную известность за счет своего экспериментального подхода к созданию музыки. Например, альбом «Selected Ambient Works 85-92» (1992) был создан им в возрасте 14 лет на основании звучания обычной кассеты, которую тот слушал с друзьями за рулем автомобиля. Композиция была записана при помощи самодельного оборудования и драм-машины, а также состоит из спокойных эмбиент-треков. Изучение его произведений может вдохновить студентов на эксперименты с различными звуками, внедрение полиритмики, реализации нетрадиционных подходов к аккордам на цифровом фортепиано. Но как же это реализовать на практике?

Во многих высших учебных заведениях уже были внедрены некоторые виды информационно-коммуникационных технологий, такие как электронные учебники, раскрывающие учебный материал в интересной форме, или образовательные порталы, где преподаватели публикуют тесты, проверяющие актуальные знания обучающихся. По данной причине в последние десятилетия наблюдается тенденция к созданию цифровых синтезаторов («Omnisphere» или «Trilian»), при использовании которых музыканты не только имитируют звучание классических музыкальных инструментов, но и получают возможность создания собственных композиций. Их ключевые достоинства заключается в одновременном использовании нескольких нот, оснащении метронома для поддержания контроля за ритмом и большого выбора звуковых параметров.

Одним из главных преимуществ электронных инструментов в рамках их внедрения в деятельность образовательных учреждений является возможность улучшить свои практические навыки. Соответствующие упражнения обеспечивают студентам контролируемую среду для отработки необходимых навыков, делая их более уверенными в выполнении, чем при встрече с реальным слушателем. Еще одним достоинством является тот факт, что учащиеся могут применять свои знания в реальных ситуациях. Кроме того, темп обучения может быть адаптирован к уникальным потребностям и стилю исполнения каждого учащегося. Например, «Воображаемый пейзаж №1» Джона Кейджа использовал потенциал фортепиано, тарелок и двух граммофонов, на котором исполнители изменяли высоту ранее записанного звука, манипулируя скоростью вращения пластинки.

Как правило, для электронной музыки важны точность, научность и отсутствие субъективности – личности композитора. Такая музыка содержит в себе комбинацию звуков электроинструментов, певческих голосов и традиционных инструментов. Особую важность имеет ритмический контроль слуховых стандартов ввиду необходимости создания четкого ритмического рисунка, важности темпа в общем звуковом полотне и сложности исполнения некоторых аранжированных фрагментов на рояле.

По данной причине в рамках учебного процесса также могут быть внедрены некоторые компьютерные программы, достаточно простые в использовании и предлагающие удобный функционал. Более всего на рынке выделяется приложение «Music Maker», при использовании которого пианисты могут самостоятельно сочинять музыкальные фрагменты, редактировать их и объединять отрывки в единое целое. Кроме того, оно представляет возможность прямой записи выступлений студентов в режиме реального времени непосредственно в учебном классе.

Аналогичные функции представлены в программе «GarageBand», подходящей как для начинающих, так и для профессиональных пианистов, так как в ней представлена широкая библиотека нот классических и современных композиторов. Готовая композиция автоматически сохраняется в памяти компьютера, и студенты могут поделиться им в виде аудиофайла в нескольких форматах, например mp3 или WAV. Большое внимание стоит уделить производительности компьютера, ее недостаточная функциональность приводит к характерному потрескиванию звучания композиции в динамиках и невосприимчивости воспроизводимых звуков.

Исходя из вышесказанного, использование электронных инструментов и компьютерных программ в учебном процессе способствует повышению качества обучения, развивает практические умения студентов (например, открытость к экспериментам, слуховое определение характерных артикуляционных возможностей отдельных инструментов) и обогащает теоретический материал, который преподносится в интересном формате. Кроме того, пианисты получают возможность учиться в любом месте и в любое время, а сама структура обучения обеспечивает эффективное взаимодействие между учащимися и преподавателями посредством консультаций, дискуссий и групповых проектов. В то же время именно цифровые инструменты представляют педагогам возможность отслеживания и анализа результатов успеваемости учащихся.

В таких обстоятельствах эффективность учебного процесса может быть измерена с использованием различных критериев, которые включают процент обучающихся, посетивших музыкальные занятия, и результаты выполнения тестов в конце семестра, проверяющих степень усвоения нового материала. При этом процесс оценки результативности обучения должен происходить систематически. К другим критериям относятся активность вовлеченности студентов в учебный процесс (посещаемость, общение на форумах, участие в реализации дополнительных заданий), сравнение начального и конечного уровней владения материалом (итоговый экзамен), способность системы адаптироваться к индивидуальным потребностям студентов (результаты персонализированных рекомендаций), эффективное использование современных технологий в учебном процессе (отзывы студентов). Обратная связь может быть получена в результате анкетирования, в рамках которого студенты ответят на вопросы, связанные с общей атмосферой в классе, манерой преподавания педагога, трудностями, с которыми они столкнулись в процессе обучения. Эта информация облегчает определение того, помогает ли образовательный процесс в целом развивать личностные и профессиональные качества обучающихся. При этом делается акцент на своевременном исправлении ошибок, уточнении непонятных моментов, для этого могут быть использованы такие инструменты, как социальные сети, образовательные порталы.

Подводя итоги, различные программы для создания и редактирования музыки, электронные инструменты и нотные редакторы стали неотъемлемой частью арсенала современного музыканта. Они предоставляют широкие возможности для обработки звука, создания новых мелодий и ремиксов, аранжировки песен и творческой импровизации. Пианисты могут экспериментировать с звуковыми эффектами и в режиме реального времени корректировать получившиеся результаты.

Научно-технический прогресс способствовал созданию жанра электронной музыки, куда относятся такие жанры, как синтвейв, техно, диско-хаус. Их включение в учебный репертуар привносит положительные результаты: студенты не только расширяют кругозор, знакомясь с культурой других народов, но и учатся экспериментировать и проявляют творческую свободу. Автором был сделан акцент на использовании работ Aphex Twin, который известен инновационным подходом к музыке.

В рамках образовательного процесса подразумевается использование как тематических компьютерных программ, так и электронных инструментов. Однако, с одной стороны, работа с цифровыми инструментами требует от преподавателя соответствующих навыков, например, знание ключевых функций компьютерной программы и др. С другой стороны, студенты должны знать ноты, музыкальные понятия и термины, такие как темп, динамика, глиссандо, понимать возможности звучания отдельных инструментов и проявлять точность в исполнении музыкального произведения.

 


Список литературы

1. Гирфанова О.В. Музыка в эпоху цифровых технологий // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2018. – №1. – С. 4-10.
2. Феоктистов Ф.П. Тенденции современной электронной музыки в контексте постмодернизма // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – №5. – С. 127-131.
3. Феоктистов Ф.П. Эстетическая специфика восприятия современной электронной музыки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – №2. – С. 120-124.
4. Бундин А.С. Теории электроакустической музыки на рубеже XX–XXI столетий: направления исследования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2013. – №162. – С. 121-126.

Список источников
5. «Мы играем машинами, машины играют нами»: как рождалась музыка техно. – URL: https://knife.media/techno-pioneers/ (Дата обращения: 30.12.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: