Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 37.1134
Дата публикации 25.06.2024
Анализ бесплатных интернет-ресурсов для успешной подготовки учащихся 9 класса построению графиков модуля на ОГЭ по математике
Лукьянова Татьяна Андреевна
студент 4 курса, физико-математического факультета, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, РФ, г. Саранск, tanya_lukyanova_02@mail.ru
Русяева Алина Сергеевна
студент 4 курса, физико-математического факультета, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, РФ, г. Саранск, alinarusyeva@gmail.com
Ульянова Ирина Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра математики и методики обучения математике, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, РФ, г. Саранск, klyaksa13r@gmail.com
Аннотация: В статье автор акцентирует внимание на возникающие проблемы, с которыми школьники сталкиваются при подготовке, и пути их решения к 22 заданию основного государственного экзамена по математике с помощью интернет-ресурсов. Рассматриваются различные онлайн-платформы, предлагающие интерактивные уроки, видеоуроки, тесты и упражнения для закрепления полученных знаний. Проведена аналитическая работа по исследованию различного бесплатного контента. Эта статья станет полезным руководством для педагогов и учеников, стремящихся улучшить результаты в подготовке к ОГЭ по математике, обеспечивая при этом бесплатный доступ к образовательным материалам.
Ключевые слова: Основной государственный экзамен (ОГЭ) по математике, интернет-ресурсы, подготовка к экзамену, графики функций с модулем на ОГЭ по математике.
4th year student, Faculty of Physics and Mathematics, M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University, Russia, Saransk
4th year student, Faculty of Physics and Mathematics, M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University, Russia, Saransk
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University, Russia, Saransk
Abstract: In the article, the author focuses on emerging problems and ways to solve them, which schoolchildren face when preparing for the 22nd task of the main state exam in mathematics using Internet resources. Various online platforms are considered, offering interactive lessons, video tutorials, tests and exercises to consolidate the acquired knowledge. Analytical work has been carried out on the study various free content. This article will be a useful guide for teachers and students seeking to improve their results in preparing for the OGE in mathematics, while providing free access to educational materials.
Keywords: Main State Exam in mathematics (OGE), Internet resources, exam preparation, graphs of functions with a module in the OGE in mathematics.
Лукьянова Т. А., Русяева А. С., Ульянова И. В. Анализ бесплатных интернет-ресурсов для успешной подготовки учащихся 9 класса построению графиков модуля на ОГЭ по математике // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-besplatnykh-internet-resursov-dlya-uspeshnoj-podgotovki-uchashhikhsya-9-klassa-postroeniyu-grafikov-modulya-na-oge-po-matematike.html (Дата обращения: 25.06.2024)
Основной государственный экзамен (ОГЭ) по математике - это обязательный для сдачи предмет на государственной итоговой аттестации для учащихся 9 класса. Процесс подготовки к такому экзамену непростой, требующий многообразия форм работы. [1, с.55] Сегодня ОГЭ по математике является необходимым для получения аттестата об основном общем образовании, поступления в любой колледж, а также для перевода в 10 класс. Именно поэтому учителя, ученики и их родители заинтересованы в хороших результатах.
Доступ к многим образовательным ресурсам возможен каждому ученику для этого потребуется лишь выход в сеть интернет [2, с.19]. Поэтому он и является неотъемлемой частью процесса обучения. Однако, чтобы эффективно использовать современные ресурсы необходимо знать как выбирать качественные материалы и организовывать свое время. Каждый год составители ОГЭ совершенствуют структуру экзамена, добавляют или убирают задания и формулировки к ним. В таких условиях школьные учебники не соответствуют нынешнему кодификатору Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) [3, с.17]. В помощь в подготовке к экзамену, составители рекомендуют печатные сборники от разработчиков КИМ ЕГЭ. Их можно приобрести в книжных магазинах, но за достаточно высокую стоимость, поэтому следующим вариантом выступает интернет. Для школьников это отличная возможность отработки самостоятельности в нахождении и отборе информации. Однако, велика вероятность «потери» неподготовленного ребенка в обилии информации и методов решения.
Среди интернет-ресурсов можно выделить официальный сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) [4, с.19], на котором представлены актуальные демоверсии предстоящих экзаменов, а также банк заданий по темам: числа и вычисления, алгебраические выражения, уравнения и неравенства, числовые последовательности, функции, координаты на прямой и плоскости, геометрия, вероятность и статистика. Недостатками сайта являются: беспорядочное расположение заданий первой (тестовой) и второй (развернутой) части между собой и отсутствие проверки правильности решения. Все это служит снижению мотивации учеников при подготовке. Ребятам приходилось постоянно переходить на другие сайты и сверять ответы, что доставляло ощутимый дискомфорт. Этот недочет сайт, буквально недавно, исправил, появилась новая тестовая версия, на которой теперь можно вводить ответ и выбирать отдельно задания первой и второй части, для более качественной проработки [5, с.93]. Для этого надо навести курсор на «Подбор заданий» и выбрать интересующие ученика номера по перечисленным ранее темам, но рассортированным по 1 и 2 части. Однако все ещё не представляется возможным увидеть грамотного оформления никаких заданий от разработчиков, что так важно для школьников, которые готовятся к решению задач второй части ОГЭ по математике. Сайт [6] больше актуален для преподавателей.
В этот момент на замену открытому банку заданий ФИПИ приходит сайт: «Распечатай и реши. Математика ОГЭ» [7], автором которого является Елена Ширяева. Этот интернет-ресурс пользуется большой популярностью у преподавателей и школьников, ведь имеет множество достоинств. На сайте представлены все задания из открытого банка заданий ФИПИ, но уже в отсортированном формате ‒ по разделам. Задание 22 присутствует в полном объеме, как это представлено на сайте Федерального института педагогических измерений. Есть все разновидности задач на построение графиков с модулем. Однако снова отсутствует разбор заданий, образец грамотного оформления, а ведь это вторая (развернутая) часть экзамена. Именно поэтому многие школьники выбирают следующий интернет-ресурс.
Третий по популярности среди учителей и школьников интернет-помощник ‒ образовательный портал «Сдам ГИА: РЕШУ ОГЭ» [8], разработанный Д. Д. Гущиным ‒ федеральным экспертом по математике, на котором публикуются задания из официального источника непросто по разделам: алгебра, геометрия, статистика и др., а по каждому номеру из ОГЭ. А в блоке «развернутый ответ» присутствует тема: «Кусочно-непрерывные функции», но нет последующих подразделов. Школьнику приходится самостоятельно искать задания с модулем. Плюсом сайта является: связь с техподдержкой. Каждый пользователь может задать интересующий его вопрос, внести свои корректировки, замечания по решению, сообщить про ошибку или предложить более легкий и удобный способ решения. Сайт позволяет создавать личные кабинеты пользователя, где можно следить за своими успехами, создавать варианты, полностью состоящие из интересующих заданий школьника или преподавателя. Также на главной странице есть развернутое решение каждого номера. Однако присутствуют и свои недостатки. Решения, казалось, аналогичных заданий решаются абсолютно разными способами, некоторые действия не поясняются. У неподготовленного школьника это вызывает много сложностей при выполнении упражнений. Если к этому ещё можно привыкнуть, то к старой и неактуальной информации – нет. Заданий, которые никогда не встретятся на экзамене, очень много. Ребенок самостоятельно должен смотреть на год добавления примера на сайт и отсортировывать на те, которые ему действительно помогут для подготовки.
С каждым днем становится все больше онлайн школ, сайтов и сообществ, которые под видом подготовки к ОГЭ содержат неактуальную и вредную информацию. Все они пользуются агрессивной рекламой, просят перейти по ссылке и подписаться на канал, чтобы они смогли отправить бесплатные материалы. Однако, взамен вы получаете много сообщений от модераторов этих групп, чтобы вы приобрели их курсы или материалы для подготовки, открывая которые вы обнаружите, что они уже есть в свободном доступе в сети интернет и причем бесплатно. Поэтому мы переходим к следующему доступному помощнику в подготовке ‒ видеохостингу YouTube. На этой площадке преподаватели могут выкладывать свои образовательные ролики, подкасты и многое другое.
«Школа Пифагора ЕГЭ и ОГЭ по математике» на YouTube [9] богата разборами заданий по многим темам экзамена. Преподаватель Евгений (основатель школы) разобрал некоторые виды 22 задач про линейные, квадратичные функции и модули. По длительности эти видеоролики идут чуть больше часа, информация преподнесена доступно и интересно, что позволяет школьнику смотреть его на одном дыхании. Однако не всем ребятам подходит такой формат. Информацию из видео надо обязательно переписывать в тетрадь, которые ребята часто теряют. Электронных документов, которые можно скачать без труда на телефон там нет, что усложняет подготовку. К тому же, больший интерес автор испытывает к ЕГЭ по профильной математике, выкладывая гораздо больше видеороликов на эту тему, что опять же усложняет процесс подготовки школьников 9 класса.
Иформационная площадка «Школково» [10] радует школьников бесплатными видео на тему решения 22 задач. Большим плюсом является уровень преподавания, однако не всем нравится формат преподнесения материала, видео большие по объему и специфичны. В эту онлайн школу точно не следует обращаться неподготовленным детям, ведь ведущие преподаватели готовят своих зрителей больше к олимпиадам, чем к сдаче экзаменов. Необходимо сначала разузнать «обстановку», получить базовые знания, а потом уже обращаться к видео «Школково».
Онлайн школа «EXAMhack» - обилие видео и небольших роликов на любые темы по математике.[11] Ведущим преподавателем YouTube канала по математике от этой школы является Иван Куценко. Видео достаточно информативны и интересны, однако практически каждый пример рассматривается в отдельном ролике и их настолько много, что действительно можно потеряться среди них, ведь отдельных папок для удобства пользователей на этом канале не предусмотрено. К сожалению, присутствует агрессивная реклама, которую преподаватель проговаривает в каждом видеоролике, но ее можно перемотать. Недостатком является еще один момент, информация преподносится для детей, которые очень слабы в математике, более сильным ребятам такая подача будет скучна и неинтересна в силу того, что они уже это знают.
Как мы уже говорили раннее, во многих группах, сообществах в ВКонтакте, а также на видеохостинге YouTube присутствует информация про грамотное построение графиков, содержащих переменную под знаком модуля, но она слишком мала. Учителя и администраторы этих сайтов и каналов выкладывают по 1-2 задания, ведь их основная цель заключается в привлечении ребят на свои курсы и интенсивы. Обилие рекламы и сообщений-рассылок быстро надоедают ребятам.
Автор статьи рекомендует бесплатное сообщество в ВКонтакте «Хочу 5! Подготовка к ОГЭ по математике» [12], в котором представлены все виды 22 заданий из ОГЭ по математике. Необходимая информация собрана в рабочих листах, которые ребенок сможет распечатать, заполнить пропуски, построить самостоятельно графики и получить обратную связь. И это далеко не все плюсы. На этом интернет-ресурсе представлены справочные материалы и по другим заданиям экзамена. В сообществе есть навигация, что позволяет школьнику без труда найти интересующие его задания и разбор к ним. Для преподавателей тоже придумано много полезных «фишек». В закрепленных сообщениях сообщества можно найти файлы с оригинальными заданиями по темам ОГЭ, ответы на которые отсутствуют в сети интернет. Там же указаны полезные бесплатные приложения для построения любых графиков. Благодаря этому сообщество в ВКонтакте становится незаменимым при подготовке к экзамену по математике.
Однако не стоит забывать, что каждый ученик имеет свои предпочтения и потребности в обучении, и что для некоторых людей физическая школа может быть более эффективной формой обучении. В интернете можно найти материалы в различных форматах: тексты, видео, аудио и т.д. Это позволяет выбрать наиболее подходящий формат для изучения материалов. Например, можно смотреть видеоуроки, слушать аудиолекции или читать подробные тексты. Поэтому важно оценивать свои потребности и выбрать формат обучения, который наиболее соответствует вашим личным предпочтениям и стилю обучения.
Список литературы
1. Якоби, З. Ф. Рекомендации по подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе / З. Ф. Якоби // Информ-образование. – 2021. – № 1. – С. 55-58. – EDN OHUGUF. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47246092 (дата обращения: 20.04.2024). – Текст: электронный
2. Иванова, О. А. Использование Интернет-ресурсов при подготовке обучающихся к основному государственному экзамену по математике / О. А. Иванова // Психолого-педагогическое образование в современных условиях: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Куйбышев, 29 марта 2019 года / Под редакцией О.А. Тарасовой. – Куйбышев: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 18-21. – EDN KKTMLY. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39352265 (дата обращения: 20.04.2024). – Текст: электронный
3. Ульянова И. В. Обучение учащихся решению уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля, с использованием информационных технологий / И. В. Ульянова, М. Г. Ейкина. – Текст электронный // Математика и ИТ - вместе в цифровое будущее : Сборник трудов Молодежной школы, Нижний Новгород, 25–29 апреля 2022 года. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2022. – С. 17-22. – EDN NSHJKS. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49336044 (дата обращения: 17.04.2024). – Текст: электронный
4. Ахатова, Г. Н. Особенности подготовки к ОГЭ по математике / Г. Н. Ахатова, Л. А. Краснова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 1-1. – С. 18-21. – EDN PWBXDK. – URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=35542455 (дата обращения: 20.04.2024). – Текст: электронный
5. Овчинникова, М. В. Из опыта применения интернет-ресурсов при подготовке девятиклассников к решению практико-ориентированных задач ОГЭ / М. В. Овчинникова, Р. А. Мельник // Дистанционные образовательные технологии : Сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции, Ялта, 19–21 сентября 2023 г. – Симферополь: «Издательство Типография «Ариал», 2023. – С. 91-94. – EDN VZFWGK. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54606275 (дата обращения: 17.04.2024). – Текст: электронный
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
6. ФГБНУ «Федеральный институт педагогически измерений». Открытый банк тестовых заданий: [сайт]. – URL: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge (дата обращения: 20.04.2024)
7. Распечатай и реши: Математика ОГЭ [сайт]. – URL: https://www.time4math.ru (дата обращения: 6.04.2024)
8. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ» [сайт]. – URL: https://math-oge.sdamgia.ru/?redir=1 (дата обращения: 21.04.2024)
9. Онлайн школа «Школа Пифагора ЕГЭ и ОГЭ по математике» [электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/@pifagor1/videos (дата обращения: 7.04.2024)
10. Онлайн школа «Школково» [сайт]. – URL: https://shkolkovo.net/ (дата обращения: 18.05.2024)
11. Канал на видеохостинге YouTube «EXAMhack» [электронный ресурс]. –URL: https://www.youtube.com/@examhack (дата обращения: 7.05.2024)
12. Сообщество в ВКонтакте «Хочу 5! Подготовка к ОГЭ по математике» [электронный ресурс] URL: https://vk.com/iwant5math (дата обращения: 10.04.2024)