Русская литература | Филологический аспект №3 (47) Март 2019

УДК 821.161.1

Дата публикации 31.03.2019

Влияние семьи и семейных ценностей на развитие ребенка в сказке Л. Петрушевской «Гирлянда птичек»

Петренко Наталья Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания, Евпаторийский институт социальных наук (филиал), ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», г. Евпатория, РК, nata.petrenko@meta.ua
Лазариди Анна Евгеньевна
обучающаяся 5 курса направления подготовки 45.03.01 «Филология», Евпаторийский институт социальных наук (филиал), ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», г. Евпатория, РК, myrustyflower@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена анализу сказки «Гирлянда птичек» известной писательницы Людмилы Петрушевской. В этом произведении автор поднимает важную тему семейных взаимоотношений, их влияние на развитие детей, откровенно и правдиво изображает нравственную деградацию современного ей общества. Отмечено, что именно безразличие родных людей отрицательно влияет на развитие и формирование дальнейшей жизни главной героини – девочки-подростка. Авторы статьи указывают, что сказка написана по принципам литературы абсурда. Абсурдность повседневной жизни диктует писательнице способы выражения реальности в художественном тексте. Л. Петрушевская специально не даёт имя ни главной героине, ни её родственникам, чтобы показать типичность изображённой ситуации. В гротескной форме автор описывает сложную жизнь несовершеннолетнего ребёнка, трагедия которого состоит в отсутствии полноценной семьи и воспитания.
Ключевые слова: сказка, абсурд, гротеск, образ, семейные ценности

The influence of family and family values on the development of the child in the tale of L. Petrushevskaya "Garland of birds»

Petrenko Natalya Anatolyevna
сandidate of Philological Sciences, Associate Professor, Evpatoria Institute of Social Sciences, V.I. Vernadsky Crimean Federal University
Lazaridi Anna Evgenevna
5th year student of philology, Evpatoria Institute of Social Sciences, V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Abstract: The article is devoted to the analysis of the fairy tale “The Garland of Birds” by the famous writer Lyudmila Petrushevskaya. In this work, the author raises an important topic of family relationships, their influence on the development of children, frankly and truthfully portrays the moral degradation of contemporary society. It was noted that it is the indifference of native people that negatively influences the development and formation of the future life of the main character - a teenage girl. The authors of the article indicate that the tale is written according to the principles of the literature of the absurd. The absurdity of everyday life dictates to the writer how to express reality in an artistic text. L. Petrushevskaya does not specifically give the name of either the heroine or her relatives to show the typicality of the situation depicted. In a grotesque form, the author portrays the difficult life of a minor child, whose tragedy consists in the absence of a full-fledged family and upbringing.
Keywords: fairy tale, absurd, grotesque, image, family values.


Художественные произведения известной русской писательницы Л.С. Петрушевской отражают основные тенденции развития женской малой прозы последних десятилетий ХХ века. С точки зрения современной исследовательницы М.А. Черняк, «женская проза простым языком говорит о традиционных ценностях, о высших категориях бытия: семья, дети, любовь» [6, с. 79]. Подтверждением этого являются многочисленные повести, рассказы, сказки, пьесы писательницы, в которых особое место занимает тема семьи. Часто Л.С. Петрушевская откровенно и правдиво изображает нравственную деградацию современного ей общества.

К изучению творчества оригинального автора обращались многие исследователи, например, С.П. Бавин, Т.Т. Давыдова, Т.А. Золотова, И.В. Кутлемина, Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий, А.Ю. Мещанский, Г.А. Мехралиева, Ю.В. Павлова, Е.А. Плотникова, Т.Г. Прохорова, Т.А. Пушкарь, Д.В. Рыкова, М.А. Секерина, А. Урицкий, К.А. Щукина, С.П. Черкашина и другие. Несмотря на разнообразие научных работ, многие аспекты произведений Л.С. Петрушевской до сих пор изучены недостаточно. Актуальным остаётся исследование темы семьи и отражение семейных ценностей в авторских сказках. Целью нашей статьи является изучение особенностей изображения несовершеннолетней девочки, влияние семьи на её психику в сказке «Гирлянда птичек».

Это произведение было написано в 1996 году и вошло в цикл «Приключения людей», в котором ярко отражены черты литературы абсурда. Абсурд в сказке «Гирлянда птичек» – действующее средство в описании реальности. Именно абсурдность повседневной жизни заставила писательницу искать способы выражения реальности в литературе, что привело её к созданию оригинального и неоднозначного для восприятия текста, в котором отражена жизнь несовершеннолетней девочки в период, когда она прикладывает все усилия для реализации поставленных перед собой задач.

Главная героиня – маленькая девочка-подросток. С самого рождения она несчастна и одинока, т.к. растёт без родительской поддержки и любви: «жила совсем одна, отец и мать её сидели в тюрьме, а дедушка с бабушкой были заняты только тем, что писали жалобы в газеты» [3, с. 258]. Именно безразличие близких людей (не только родителей, но и бабушки с дедушкой) отрицательно влияет на её воспитание и формирование дальнейшей жизни. Отметим, что с точки зрения психологов, «одной из важнейших функций… семьи является удовлетворение потребности человека в счастье, а также в создании уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей» [5, с. 13].

В сказке изображён один из важных моментов жизни главной героини. Она, как и любой другой ребёнок, к долгожданному семейному празднику Новому году «мечтала о ёлке и гирлянде птичек на ней…» [3, с. 258]. Но, к сожалению, все свои детские желания ей приходилось исполнять самостоятельно. Поэтому писательница не случайно в абсурдной форме повествует об активной подготовке девочки к празднованию Нового года: «осталась одна и пошла за ёлкой в городской парк. Там она выворотила с корнем ёлку и понесла домой…» [3, с. 258]; «принесла в комнату ванну с водой, поставила туда ёлку» [3, с. 259]; «достала из холодильника пятнадцать кур, прошила их крепкой верёвкой и повесила эту гирлянду птичек на ёлку» [3, с. 259].

Укажем, что главную героиню не пугают трудности, она со всем справляется самостоятельно. Её желание украсить дом к Новому году сильнее чувства страха. Например, девочка одна спокойно идёт в парк, не боится милиционера и вырывает ёлку с корнем: «…когда милиционер засвистел, ёлка случайно задела его корнем, и милиционер долго утирался платком, потому что его засыпало землёй...» [3, с. 258]. И если настоящих новогодних игрушек в доме нет, то «сияющую», «воздушную» гирлянду птичек девочка мастерит из битых кур, которых «в доме недостатка не было» [3, с. 259]. Подобные абсурдные описания свидетельствуют также о трудном детстве главной героини и уже начавшихся психических проблемах. Стоит отметить, что «любое нарушение семейных взаимоотношений не проходит бесследно… для ребёнка этот фактор становится решающим» [4].

Л.С. Петрушевская обращает внимание читателей, что негативные примеры семьи, отсутствие общения с родителями, неполноценное воспитание привели героиню сказки к неадекватному восприятию окружающей действительности. В будущем она, вероятнее всего, повторит неблагополучную судьбу своих родителей, т.к. уже с детства занимается воровством: «…ночью воровала свиней по огородам, бывало, схватит свинью и протащит её под забором. Бабушка продавала свиней на рынке, а на вырученные деньги покупала что душе угодно» [3, с. 259]. Таким образом, абсурдность изображения реальной действительности позволяет автору не придерживаться толерантности в оценке действующих героев и их поступков.

Создавая образ маленькой девочки Л.С. Петрушевская не даёт описания её внешности, одежды, игрушек, детской комнаты, не указывает её возраст, не отмечает какое учебное заведение она посещает, а лишь специально вводит глаголы, характеризующие тяжёлые действия: «выворотила… засвистел… задела… утирался… засыпало» [3, с. 258], «принесла… поставила» [3, с. 259]. Описания такого плана свидетельствуют о том, что в будущем девочка будет грубой, как и мать с бабушкой. Отсутствие должного воспитания приводит к непониманию ребёнком, что она хрупкая девочка и просто не может «выворотить» дерево или принести ванную с водой в комнату. Согласимся с мнением современной исследовательницы И.В. Кутлеминой, что в произведениях Л.С. Петрушевской «психически здоровых людей, видимо, нет» [1, с. 8]. Весь небольшой текст сказки пронизывает тема «больного семейства», в котором до предела изувеченные корни бессильны дать здоровое потомство» [2, с. 98]. Писательница говорит об обречённости маленькой девочки на психические отклонения уже с момента своего рождения.

Особая роль в сказке отведена и образу матери. Она изображена негативно и абсолютно не занимается воспитанием своего ребёнка, созданием уюта в доме, благоприятной атмосферой в семье. Эта грубая личность постоянно занята выяснениями отношений с мужем, что часто приводит их двоих к заключению в тюрьме. Думается, что писательница не случайно вводит в текст такую важную деталь, как уточнение профессии родителей: «отец с матерью работали мясниками» [3, с. 258]. Этим она акцентирует внимание читателей на том, что грубая профессия для матери становится решающей в её негативном восприятии не только жизни, но и своей семьи и родной дочери, которую она не любит. Именно отношение матери в дальнейшем скажется на неполноценном развитии малолетней девочки с неокрепшей и незрелой психикой.

Необходимо заметить, что Л. Петрушевская намеренно не даёт имя ни героине («у одной девочки» [3, с. 258]), ни её родственникам (маме, папе, дедушке и бабушке), чтобы показать типичность изображённых в сказке ситуаций. Писательница не случайно повествует о важной социальной проблеме брошенных детей. Несмотря на то, что главная героиня живёт с бабушкой и дедушкой, иногда с родителями, которые периодически появляются дома, ей приходится самостоятельно решать свои проблемы. Все взрослые заняты своей жизнью, своими взрослыми заботами и им абсолютно некогда думать о воспитании несовершеннолетнего ребёнка. Автор сказки отмечает, что маленькая девочка вынуждена постоянно поступать как взрослый человек, потому что полностью лишена родительского внимания и поддержки. Отметим, что в реальной жизни изображение подобной модели семьи и воспитания детей не единичны.

Л.С. Петрушевская мастерски изображает асоциальную семью, в которой «отца с матерью… посадили за то, что они подрались в своей машине и на ходу задавили очень дорогого лося со студии “Союзмультфильм”… И ещё их посадили за то, что мама папе повредила череп, а папа маме сделал дырку пониже глаза…» [3, с. 258]. Писательница неоднократно повторяет, что родители девочки постоянно дрались, ругались, хотели развестись: «на прошлый Новый год папа с мамой во время драки перебили все стеклянные игрушки, а бумажные сгорели сами собой» [3, с. 259]; «Там, в тюрьме, они простили друг друга, и под Новый год в доме было все: и пожар, и драка, и битая посуда» [3, с. 259]. Стоит отметить, что такие описания имеют решающее значение в судьбе главной героини, т.к. традиционно Новый год несёт в каждый дом радость, счастье, добро, надежду на лучшее. Однако, в жизни маленькой девочки в этот радостный семейный праздник ничего не меняется. Всё, что она по-детски создаёт, о чём мечтает, разрушают самые близкие люди – её родители.

Таким образом, в сказке Л.С. Петрушевской «Гирлянда птичек» во всей своей неприглядной сущности проявляется реальная жизнь, бурлящая вокруг нас. В гротескной, абсурдной форме писательница изобразила бесперспективную жизнь несовершеннолетней девочки, которая мечтала о счастье и воздушной гирлянде птичек на Новый год. Трагедия маленькой героини состоит в отсутствии полноценной семьи и воспитания, привития добра, любви, семейного уюта. Все ценностные ориентиры в данной асоциальной семье утрачены.

Наше исследование перспективно, т.к. до сих пор многие художественные произведения Л.С. Петрушевской мало изучены и требуют детального анализа.


Список литературы

1. Кутлемина И.В. Поэтика малой прозы Л.С. Петрушевской : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 Русская литература. – Архангельск, 2002. – 172 с.
2. Митрофанова А. «Что сделал я с высокою судьбою» (Художественная концепция прозы Л. Петрушевской) // Вестник СПб ун-та. Сер. 2. – Вып. 2. – 1997. – № 9 /апрель/. – С. 97-100.
3. Петрушевская Л.С. Гирлянда птичек // Л.С. Петрушевская Собрание сочинений в пяти томах. – Том 4. – М.: АСТ, Харьков: Фолио, 1996. – С. 258-259.
4. Поздняков В.А. Психология и психотерапия детских травм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nlp.ee/library-75961/sbornikstatei/vospitstatji/5795-2010-03-12-18-41-36 (дата обращения: 31.03.2019).
5. Психология семьи: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Гребенникова [и др.]; под ред. Е.Г. Сурковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.
6. Черняк М.А. Современная русская литература: учебное пособие. – СПб., М.: САТА: ФОРУМ, 2004. – 336 с. – (Серия «Профессиональное образование»).

Расскажите о нас своим друзьям: