Германские языки | Филологический аспект №11 (31) Ноябрь, 2017

УДК 81

Дата публикации 22.11.2017

Манипулятивные стратегии и тактики в политическом дискурсе на примере предвыборных речей Б. Обамы и Д. Трампа

Гаврикова Олеся Евгеньевна
преподаватель кафедры иностранных языков, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск

Аннотация: В статье рассматриваются и анализируются основные стратегии и тактики, используемые для оказания манипулятивного воздействия на избирателей на примере предвыборных речей Б. Обамы и Д. Трампа. Выделена классификация стратегий и тактик, которые представляют собой языковые способы манипулирования в предвыборном дискурсе.
Ключевые слова: манипулятивное воздействие, стратегия, тактика, политический дискурс, предвыборная речь

Manipulative strategies and tactics in political discourse in terms of campaign speech of B. Obama and D. Trump

Gavrikova Olesya Evgeny’evna
teacher of Foreign Languages Department, Pacific National University, Russia, Khabarovsk

Abstract: The article deals with the study and analysis of main strategies and tactics, used for manipulative influence on electors in terms of campaign speech of B. Obama and D. Trump. Strategies and tactics, which are the linguistic ways of manipulation in campaign speech, are classified.
Keywords: manipulative influence, strategy, tactic, political discourse, campaign speech

Среди языковых способов манипулятивного воздействия на сознание человека большую роль играют средства, выделяемые на текстовом уровне, а именно стратегии и тактики, так как их использование зависит от конкретной коммуникативной ситуации, а также целей и задач, которые перед собой ставит адресант сообщения. Набор стратегий, и, соответственно, набор используемых в них тактик всегда неодинаков. Из этого следует, что существование общей классификации, подходящей всем коммуникативным ситуациям, невозможно.

Под коммуникативной стратегией мы, вслед за Борисовой И. Н., понимаем «способ организации речевого поведения в соответствии с замыслом, интенцией коммуникантов. В широком смысле коммуникативная стратегия понимается как сверхзадача речи, диктуемая практическими целями говорящего. Коммуникативная стратегия речи есть способ реализации замысла, она предполагает отбор фактов и их подачу в определенном освещении с целью воздействия на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферу адресата» [1, с. 85]. Иначе говоря, коммуникативная стратегия представляет собой весь комплекс речевых тактик, нацеленных на достижение коммуникативной цели.

В условиях предвыборной борьбы за пост президента конкурируют два или более кандидатов, общей коммуникативной целью которых является получение власти путем победы на выборах. Эта цель во многом достигается политиками через оказание речевого воздействия на электорат.

Проведенный нами анализ показал, что двумя основными задачами Д. Трампа и Б. Обамы являются создание себе рекламы и положительного образа, создание антирекламы конкуренту и его отрицательного образа в сознании потенциальных избирателей.

На основании данных целей была выделена классификация стратегий:

  • стратегия дискредитации конкурента, в рамках которой используются тактики, позволяющие как в скрытой, так и в открытой формах, выразить негативное отношение говорящего к конкуренту или к сложившейся ситуации.

Даннаястратегиявосновномнаправленанаразвенчаниепозицийпротивника. Пример применения данной стратегии в речи Б. Обамы:

«She spoke not with self-pity but with determination, and wonders why the government isn’t doing more to help her afford the education that will allow her to live out her dreams» [3, с. 4].

Пример использования стратегии в выступлениях Д. Трампа: «Our American workers have been treated so badly by politicians that don’t have their interests at heart» [5, с. 2];

2) стратегия самопрезентации, для которой характерно стремление говорящего создать себе положительный образ в сознании потенциальных избирателей, приведем пример использования данной стратегии в речи Б. Обамы: «Our campaign has not been perfect. There are times when I look back and I’ve said, “you know I wouldn’t have done that if I had thought about it a little bit more”. But I’ll tell you what. When you think about this campaign we’ve got a lot to be proud of when it comes to the tone that we have set» [4, с. 1].Пример использования в речи Д. Трампа: «I didn’t have to do this, believe me. There’s nothing easy about it, but, I had to do it. I love our country, I love the people of our country and I felt I had to do it» [5, с. 3];

  • театральная стратегия, направленная на придание зрелищности политической коммуникации. Воздействие, оказываемое на адресата посредством использования данной стратегии, обладает высокой степенью эмоциональности. Пример применения данной стратегии мы можем наблюдать в следующих отрывках выступлений Б. Обамы и Д. Трампа: «We are the ones we’ve been waiting for. We are the change that we seek» [2, с. 6], «But, you have the power, with your vote, to defeat those special interests and put the people back in charge once more» [6, с. 4].

Проведенный нами анализ предвыборных речей Д. Трампа и
Б. Обамы позволил нам выделить следующие тактики в рамках стратегии дискредитации конкурента:

  • тактика критики, основная особенность которой заключается не только в перечислении негативных составляющих сложившейся реальности, но и их эмоциональное оформление, позволяющее данной тактике обрести высокий уровень эмоционального воздействия;
  • тактика личного и безличного обвинения, широко используемая политиками в целях приписывания кому-либо вины, зачастую необоснованно и голословно. Такая тактика достаточно удобна в использовании, так как, выставляя кого-либо в негативном свете, политик не указывает на конкретного виновного;
  • тактика обличения схожа с предыдущей, однако здесь бездоказательное обвинение не является возможным. Одной из особенностей тактики является указание на конкретную вину и приведение аргументов, подтверждающих обвинение. Использование этой тактики особенно эффективно в целях создания отрицательного образа обвиняемого в сознании реципиентов.

В рамках стратегии самопрезентации:

  • тактика саморекламы, в основном заключающаяся в приписывании себе политического опыта, перечислении своих положительных качеств, создании своего положительного образа в сознании избирателей;
  • тактика отвода критики, используемая политиками с целью отражения выдвинутых им обвинений и сохранения уважения электората;
  • тактика извинения заключается в оправдании совершенных ранее ошибок с целью собственной реабилитации в глазах потенциальных избирателей.

В рамках театральной стратегии:

  • тактика косвенного намека проголосовать в свою пользу часто используется в целях создания иллюзии свободного выбора. Используя данную тактику политик как косвенно, так и прямо побуждает потенциальных избирателей проголосовать за него на предстоящих выборах;
  • тактика противопоставления себя конкуренту или ситуации позволяет представить свои взгляды как верные, в сравнении с «неверными» взглядами конкурентов. Противопоставление себя какой-либо негативной ситуации позволяет политику создать впечатление своей непричастности к ней;
  • тактика обещания, основной задачей которой является перечисление планов, выдаваемых за важные и актуальные, которые политик собирается воплотить, будучи президентом;
  • тактика усиления чувства национальной гордости, использование которой позволяет политикам апеллировать как к эмоциям, так и к моральным принципам реципиентов. Эта тактика позволяет говорящему показать свою заинтересованность в создании лучшего общего будущего, политик нередко выдает свои интересы за общие, используя лексические единицы с широким значением;
  • тактика запугивания, используемая с целью выдвижения угрозы либо конкурентам, либо потенциальным избирателям. Как правило, политики угрожают электорату вымышленными последствиями, которые, по их мнению, неизбежны в том случае, если пост президента получит конкурент. Фактор страха играет важную роль для оказания манипулятивного воздействия.

Таким образом, основными манипулятивными стратегиями политического дискурса, воплощающимися в рамках предвыборных речей, являются: стратегия дискредитации конкурента, стратегия самопрезентациии, театральная стратегия. В предвыборных речах Д. Трампа и Б. Обамы обнаружены следующие тактики: тактика обличения, тактика критики, тактика личного и безличного обвинения, тактика саморекламы, тактика отвода критики, тактика усиления чувства национальной гордости, тактика обещания, тактика косвенного намека, тактика запугивания, тактика противопоставления себя конкуренту или ситуации. Данные тактики представляют собой языковые средства манипулирования на текстовом уровне.


Список литературы

1. Борисова И. Н. Категория цели и аспекты текстового анализа. Жанры речи / И. Н. Борисова. – Саратов.: Колледж, 1999. – 623 с.
2. Barack Obama, Chicago, Illinois, Super Tuesday, February 5, 2008 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://obamaspeeches.com/E02-Barack-Obama-Super-Tuesday-Chicago-IL-February-5-2008.html (дата обращения 04.11.2017).
3. Barack Obama, Des Moines, Iowa, Our Moment Is Now, December 27, 2007 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.realclearpolitics.com/articles/2007/12/our_moment_is_now.html (дата обращения 02.11.2017).
4. Barack Obama, Manassas, Prince William County, Virginia, November 3, 2008 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://obamaspeeches.com/E-Barack-Obama-Speech-Manassas-Virgina-Last-Rally-2008-Election.htm (дата обращения 02.11.2017).
5. Donald Trump, Manchester, New Hampshire, August 25, 2016 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://heavy.com/news/2016/08/read-full-transcript-donald-trump-speech-rally-manchester-new-hampshire-prepared-text/ (дата
обращения 03.11.2017).
6. Donald Trump, Gettysburg, Pennsylvania October 10, 2016 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/1610/22/cnr.03.html (дата обращения: 03.11.2017).

Расскажите о нас своим друзьям: