Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №12 (44) Декабрь, 2018

УДК 82-2

Дата публикации 24.12.2018

Личное и социальное в образе Юдифь в пьесе Говарда Баркера «Возможности»

Нечипас Полина Юрьевна
обучающаяся II курса Института иностранной филологии, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь, nechipas.polina@yandex.ru
Научный руководитель Полховская Елена Васильевна
доцент, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой английской филологии Института иностранной филологии, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, helenpolkhovskaya@gmail.com

Аннотация: В данной статье рассматривается сцена из пьесы современного английского драматурга Говарда Бакера «Возможности». Выявляются личные и социальные аспекты образа Юдифь в рассматриваемой сцене. Характеризуется общепринятый библейский образ Юдифь в сравнении с образом, созданным драматургом. Определяется место деконструкции в рассматриваемой пьесе. Делается вывод о том, что Юдифь в интерпретации Говарда Баркера лишена тех благородных черт и качеств, которые присущи данной героине в библейских сюжетах. Юдифь в интерпретации Баркера ставит свои личные интересы превыше государственных и совершает подвиг не из патриотических соображений, а преследуя личные цели.
Ключевые слова: Говард Баркер, деконструкция, драма, современная английская драматургия

Personal and social aspects in the character of Judith in the play the Possibilities by Howard Barker

Nechipas Polina Yurievna
the 3rd course student of the Institute of foreign languages, The Crimean Federal University, Russia, Simferopol
The research supervisor Polkhovskaya Elena Vasilievna

Abstract: This article considers the scene from the play of the modern English playwright Howard Barker The Possibilities. Personal and social aspects in the character of Judith in the scene under consideration are identified. The generally accepted biblical image of Judith is characterized in comparison with the image created by the playwright. The place of deconstruction in the play is determined. The conclusion is made that Judith in the interpretation of Howard Barker is deprived of those noble features that are inherent in this heroine in biblical stories. In the interpretation of Howard Barker Judith puts her personal interests above the publical ones and accomplishes the feat not for patriotic reasons, but for personal purposes.
Keywords: Howard Barker, deconstruction, drama, modern English drama

Говард  Баркер – известный британский драматург, сценарист и поэт, родился 28 июня 1946 года в Лондоне, Англия. Как драматург дебютировал в 60-х годах, а уже в 80-х годах стал известен как автор популярных пьес «Возможности», «Европейцы» и другие. Творчество Баркера можно с уверенностью отнести к «Театру катастрофы». По Александру Сергиевскому, творчество Говарда Баркера относится к пост-брехтовской и после-бондовской драме, так как именно в таких драмах действующие лица пьесы обращаются к публике, вовлекая зрителей в театральную постановку [1, c.3]. Его пьесы изображают существование, выживание людей в условиях идеологического и политического насилия. Черный юмор и отрицание любой идеологии – вот основные черты творчества Баркера.

Пьеса «Возможности» состоит из 10 различных по содержанию пьес, не связанных между собой ничем, кроме главного приема автора – деконструкции общепринятых идеологий, устоявшихся литературных образов и т.д. Деконструкция в литературе – это самостоятельность текста по отношению к автору, а также индивидуальное восприятие содержания произведения. Другими словами – это выявление слабых мест в произведении. В своих пьесах Баркер отвергает любую навязываемую идеологию и высмеивает ее за счёт  использования деконструкции в самом сюжете повествования. Среди 10 пьес входящих в книгу «Возможности»  наше внимание привлекала сцена под названием «Непредвиденные последствия патриотического акта», повествующая о подвиге Юдифь, библейском персонаже и израильской героини, являющейся воплощением всех благородных  личных и социальных качеств. Таким образом, цель данной статьи заключается в определении личных и социальных моментов в сцене «Непредвиденные последствия патриотического акта» Говарда Баркера.

Актуальность работы обусловлена новизной самого изучаемого материала, малоизученностью довольно широко представленного жанра современной драматургии, новизной предлагаемой концепции.

Методы, использованные в написании данной статьи, следующие: метод текстового анализа, метод стилистического анализа, метод вербального анализа, метод структурного анализа, метод "тщательного прочтения".

Прежде чем приступить к исследованию образа Юдифь в пьесе Баркера «Возможности», стоит рассмотреть данную фигуру как библейского персонажа. Юдифь известна как еврейская героиня, спасшая Иерусалим от нашествия ассирийцев, отрубив голову их полководцу Олоферну. Юдифь нарядилась для того, чтобы произвести впечатление на полководца и обольстить его. Воспользовавшись тем, что Олоферн напился вина и уснул, Юдифь обезглавливает его. Данный подвиг, равно как и бесстрашная девушка, совершившая его, стали излюбленной темой в искусстве эпохи Возрождения. Юдифь или Иудифь считается неким предшествующим прообразом Девы Марии [3, c.6]. Она − символ чистоты, патриотизма, смелости, смирения, правосудия, поставившая интересы своего государства выше своих собственных принципов и убеждений. Олоферн же олицетворяет все земные грехи: распутство, властность, пьянство, гордость. Иудифь становится символом сопротивления, иудейского, в частности, позже — вообще патриотического. В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции [5].

Возвращаясь к персонажу Юдифь в интерпретации Говарда Баркера, нельзя не заметить разительных противоречий с общепринятым образом еврейской героини. И в этом заключается отличительная черта творчества Баркера. Отрицая предлагаемую идеологию, даже некий культ спасительницы Иерусалима, автор применяет в своей пьесе деконструкцию, т.е. переосмысляет образ Юдифь и интерпретирует его совершенно в ином русле. По Кириленко и Шевцову, деконструкция – это симбиоз понятий деструкции и реконструкции, разрушения и восстановления заново. Другими словами, это выявление ранее нерассмотренных скрытых смыслов в философских, литературных и других понятиях, помещение их в новый контекст с целью сопоставления и «выявления внутренних противоречий в тексте, столкновении «остаточных смыслов» прошлого и современных смысловых стереотипов» [4, с.95].

Если в ветхозаветной версии Юдифь поступилась своими личными интересами ради спасения своего государства и жизней множества горожан,  то в пьесе Баркера Юдифь дает понять, что ее личные интересы значат для нее куда больше:

Юдифь (после паузы). Мне было тогда все равно — убей он моего отца, разбей головы детям, покори хоть весь Израиль… [1, c.11]
Юдифь. А израильтяне… в тот момент я напрочь забыла о них [1, c.11]. Читатель понимает, что Юдифь действительно совершила подвиг, но не, потому что стремилась спасти народ и страну, а потому что это было ее личным, эгоистичным желанием.

В самом начале пьесы Юдифь произносит весьма ироничную фразу, ставя под сомнение авторитет и могущество армии израильтян:
Юдифь. Поскольку израильтяне не смогли одержать победу над врагом, чья изобретательность исключала возможность взять над ними верх силой оружия, они и послали меня соблазнить его [1, c.11].

Читателю не представляет никакого труда прочитать между строк истинный смысл слов Юдифь: насколько же слаба армия израильтян, что, имея при себе оружие, они не смогли разбить вражескую армию, переложив  эту заботу на хрупкие плечи молодой девушки?  Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в данной пьесе Юдифь едва ли благоговеет перед своим государством, напротив она относится к нему с некоей долей иронии.

Женщина. Ты выглядишь такой счастливой.. Однако нельзя ставить свое личное счастье выше всего прочего [1, c.12].

Обратите внимание на то, как женщина отзывается о важности интересов общественности по сравнению с личными интересами людей. Из ее уст это звучит как некий запрет, а не вовсе вежливое замечание или дружественное наставление.

Юдифь выхватывает из-под одежды кинжал и отсекает ей руку.
Юдифь. Я отсекла жест любви и доверия. Предала, наконец-то предала[1, c.12].

В данном отрывке мы видим, как Юдифь отрубает руку женщине, предлагающей ей вернуться в город, чтобы народ воздал ей должное за совершенный подвиг. И несмотря на все слова Юдифь о том, что в ее подвиге не было ни капли патриотизма, а лишь чистой воды выгода, женщина, кажется, не внемлет ее доводам. И только причинив вред лично женщине, Юдифь, наконец, избавляет себя от образа героини.

Таким образом, можно сделать вывод, что в пьесе «Возможности» в сцене «Непредвиденные последствия патриотического акта», Баркер создает образ Юдифь с помощью приема деконструкции. Переосмысляя общеизвестный образ еврейской героини, Баркер создает совершенно иную Юдифь: более мирскую, лишенную образа героини. Юдифь  в интерпретации Баркера ставит свои личные интересы превыше государственных  и совершает подвиг не из патриотических соображений, а преследуя личные цели.


Список литературы

1. Баркер Г. Возможности. Пьеса в десяти сценах. – М.: Иностранная литература, 2014. – 14с.
2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. − М.: Прогресс, 1994. − 384-391с.
3. Дроздов, Николай Михайлович. «Исторический характер книги Иудифь», 1876.
4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. − М.: АСТ, 2010.− 95-96 с.
5. Юдифь. [Электронный ресурс] // 2018 – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Юдифь

Расскажите о нас своим друзьям: