Русский язык | Филологический аспект №10 (42) Октябрь, 2018

УДК 81

Дата публикации 31.10.2018

Когезия и когерентность как основные категории в хэштег-тексте

Наволока Юлия Сергеевна
соискатель кафедры русского языка, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону, Julkanaw@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена изучению нового вида текста, набирающего свою популярность — хэштег-тексту. Актуальность исследования обусловлена выбором практической базы — социальной сети Инстаграм, которая в настоящее время очень популярна среди пользователей и активно используется ими для достижения определенных целей (общение, сообщение, получение информации, самопрезентация и т.д.). Материалом послужили хэштег-тексты пользователей социальной сети Инстаграм. В настоящем исследовании особое внимание уделяется понятию «текст», в связи с чем представлены результаты сопоставительного анализа термина «текст», предложенного рядом ученых, а также автором предлагается собственное определение терминов «текст» и «хэштег-текст». В работе выполнен обзор категориальных признаков текста: когерентности и когезии, а также автором предлагаются признаки, показывающие и подтверждающие принадлежность хэштег-текста к новому нестандартному виду текста. Для подтверждения достоверности гипотезы автором выполнен анализ хэштег-текста, взятого из социальной сети Инстаграм.
Ключевые слова: хэштег, хэштег-текст, текст, когезия, когерентность, категория

Cohesion and coherence as main categories in hashtag text

Navoloka Julia Sergeevna
Postgraduate at the Department of the Russian language, South Federal University, Russia, Rostov-on-Don, Julkanaw@mail.ru

Abstract: This article is devoted to the study of a new type of text that is gaining its popularity - hashtag-text. The relevance of the research is determined by the choice of a practical base - the Instagram social network, which is currently very popular among users and is actively used by them to achieve certain goals (communication, communication, receiving information, self-presentation, etc.). The material hashtag texts of users of the social network Instagram. In this study, special attention is paid to the concept of "text", in connection with which the results of a comparative analysis of the term "text" proposed by a number of scientists are presented, and the author proposes his own definition of the terms "text" and "hashtag text". The paper reviews the categorical features of the text: coherence and cohesion, as well as the author suggests signs showing and confirming that the hashtag text belongs to the new non-standard text type. To confirm the validity of the hypothesis, the author made an analysis of the hashtag text taken from the Instagram social network.
Keywords: hashtag, hashtag-text, text, cohesion, coherence, category


В данном исследовании мы вводим новый термин, который, как известно, еще не был использован учеными — хэштег-текст. Чтобы дать определение этому понятию, нам необходимо рассмотреть, что обозначает понятие «текст», как трактуют этот термин ученые-лингвисты, какими отличительными признаками и категориями должен обладать текст, каковы его границы.

Общепринятым в лингвистике является определение текста, зафиксированное в Лингвистическом энциклопедическом словаре: «Текст (от лат. textus – ткань, сплетение) – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность» [8, с. 507].

Одной из особенностей «Инстаграма» является возможность использования в нем хэштегов. Само по себе слово хэштег новое, оно еще не вошло в нормативные словари русского и не только русского языка, но очень активно используется в текстах Интернета для обозначения специфической реалии [11] и, соответственно, встречается в научных текстах. Хэштег – это тематическая метка, содержащая ключевое слово или фразу, написанную без использования пробелов, с обязательным использованием знака # перед вербальным компонентом, то есть хэштег выступает как целостность, например, #залучшимисумкамивсекнам или #сникерсни.

В кругу специалистов, изучающих функционирование нового лингвистического феномена – хэштега в сети Интернет, следует упомянуть М. Е. Кайгородову (2015) [6], И. А. Ильину (2016) [5],  Ю. В. Щурину (2016) [12] и [13], Е. В. Кан (2016) [7], В. В. Богуславскую и И. В. Богуславского (2017) [2],  М. Ю. Волконскую, М. А. Вахрушеву, К. А. Паутову (2017) [3] и др.

В данной работе мы будем использовать собственное определение термина текст: «Это письменное сообщение одного участника коммуникации любой протяженности, имеющее свою прагматическую установку (т.е. рассчитанное на воздействие на адресата) и обладающее такими свойствами, как цельность, связность, континуум, завершенность, информативность». Несмотря на обилие текстообразующих категорий (акцептуальность, целостность, ситуативность, цельность, когерентность, когезия, интеграция, последовательность, интенциональность, континуум, тематичность, завершенность, коммуникативность, текстовость, информативность, эмотивность и т.п.) большинство ученых в определении термина «текст» подчеркивает фундаментальность категорий связности и целостности текста (Е. И. Диброва, Н. С. Валгина, Е. С. Кубрякова, И. Р. Гальперин, И. Б. Гришучкова), а также категории завершенности (Л. М. Лосева, Н. Д. Зарубина, И. Р. Гальперин).

Основными признаками текста, на наш взгляд, являются цельность и связность. Следует отметить, что некоторые ученые к этим признакам применяют другие термины, например, цельность некоторые ученые называют когеренцией или когерентностью, а связность — когезией. Среди ученых, занимающихся изучением когезии (связности) и когерентности (цельности) как текстовых категорий, следует отметить следующих: И. Р. Гальперин, М. Л. Макаров, И. Б. Гришучкова, М. К. Хэллидей, Л. М. Яхиббаева, Е. И. Диброва, И. И. Жучкова, А. А. Леонтьев, Т. В. Милевская, А. Ф. Папина, Н. С. Валгина.

М. Л. Макаров, считает, что «когерентность означает понятийно-смысловую цельность текста, тогда как когезия есть использование соответствующих языковых единиц, форм и эксплицитных коннекторов», при этом ученый подчеркивает, что «когеренция шире когезии». Т.е. когезия является формально-грамматической связанностью, а когерентность охватывает еще и «семантико-прагматические (тематические и функциональные в том числе) аспекты смысловой и деятельностной (интерактивной) связности текста» [9, с. 195].

И. Р. Гальперин подчеркивал, что «когезия — это категория логического плана» и понимал под этим термином «особые виды связи, обеспечивающие континуум, т.е. логическую последовательность, (темпоральную и/или пространственную) взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий и пр.» [4, с. 74].

Когезия обеспечивает связь между отдельными частями текста, определяет переход от одного контекстно-вариативного членения текста к другому. Когерентность — это объединение всех частей текста в целях достижения его целостности. Когерентность может осуществляться средствами когезии, но может строиться и на ассоциативных отношениях.

Детально разобрав составляющие хэштег-текстов и изучив их структуру и смысловое содержание можно утверждать, что это новый особый вид текста, образованный по своей собственной «нестандартной» схеме, но обладающий такими же свойствами, как и общепринятый вид текста. При рассмотрении внешней составляющей хэштег-текстов представляется уместным использование термина «малоформатные тексты», предложенного В. Г. Адмони [1, с. 66]. Мы считаем, что эта так называемая «малоформатность» обоснована прежде всего прагматической установкой виртуального типа коммуникации, когда от её участников требуется выразить большой объем информации при помощи наименьшего количества языковых единиц.

Также следует отметить, что каждый хэштег, входящий в хэштег-текст на первый взгляд автосемантичен. Такое впечатление создается благодаря краткости, сжатости текста, при которой опускаются формально-грамматические средства связи. Говоря об особенностях восприятия структуры хэштег-текстов отметим, что может показаться, что в подобного рода текстах передается поток мыслей, лишенный какой-либо логики. На самом деле такая разорванность синтаксической структуры текста, характерная для «экспрессивного синтаксиса» (например, в приеме парцелляции) [10, с. 320] приводит к ассоциативному мышлению читателя. В данном случае имеет место «ассоциативная когезия». По мнению И. Р. Гальперина, «в основе ассоциативной когезии лежат такие особенности структуры текста, как ретроспекция, коннотация, субъективно-оценочная модальность» [4, с. 79]. Ученый подчеркивал связь аналитической способности читателя к восприятию текста и его способности восприятия несказанного, подразумеваемого. И. Р. Гальперин утверждал: «Независимость отрезков текста всегда относительна», т.е. содержание каждого отрезка текста оказывается так или иначе связанным с содержанием других его отрезков» [4, с. 105]. Следует отметить, что последовательность отрезков текста, определяемая самим автором текста, представляет собой «субъективное членение текста». Таким образом автор имеет возможность расставлять в тексте необходимые для него смысловые акценты, располагая определенные части текста в логической последовательности. Следовательно, под термином «хэштег-текст» мы понимаем «письменное сообщение любой протяженности, сделанное одним из участников коммуникации, имеющее свою прагматическую установку (т.е. рассчитанное на воздействие на адресата) и обладающее такими свойствами, как цельность, связность, континуум, завершенность, информативность».

Рисунок 1. Пример хэштег-текста в социальной сети Инстаграм

Рассмотрим функционирование хэштег-текста в социальной сети Инстаграм на примере, взятом с персональной страницы пользователя — доктора Олега Болдырева (рисунок 1). На рисунке 1 мы видим владельца страницы — Олега Болдырева, а рядом с фотографией его комментарий, сопровождаемый следующим хэштег-текстом: #созависимость #12шагов #доктор #нарколог #эксперт #психолог #врач #психотерапевт #психиатр #психология #психиатрия #наркология #семья #счастье #БолдыревОлег #делатьневозможное [https://www.instagram.com/p/BosyIg-j8Ni/?hl=ru&taken-by=doctor_boldyrev].

Если разложить хэштег-текст на составляющие, то мы можем увидеть  следующее: на первом месте стоит хэштег #созависимость, называющий проблему, с которой сталкиваются родственники наркозависимых людей. Следует отметить доступность к восприятию этого хэштега, т.к. О. Болдырев описывает эту проблему в комментарии, стоящем перед хэштег-текстом: «Созависимость, то состояние, в которое вы попали является следствием, защитным механизмом вашей психики, которые помог вам адаптироваться к болезненной ситуации в прошлом. Но то, что привело вас сюда не позволит вам двигаться дальше. Необходимо обучиться новым знаниям, навыкам и моделям поведения, чтобы обрести счастье и выйти на качественно новый уровень жизни»(цит.дословно). После обозначенной проблемы автор предлагает решение — свою  методику «12 шагов» (#12шагов), которая дает понять пользователям, что данный путь лечения не короткий и не простой, зато результативный. Далее автор говорит о своей профессии и перечисляет профессиональные отрасли, в которых он работает: #доктор #нарколог #эксперт #психолог #врач #психотерапевт #психиатр #психология #психиатрия #наркология. Из этого ряда видно, что Олег Болдырев специалист в области психологии, наркологии, психиатрии. Затем хэштеги #семья и #счастье обозначают результат, который достигнет пациент при лечении у доктора Болдырева по системе «12 шагов», т.е. и пациент, прошедший долгое лечение и его семья, которая находится в «созависимости» обретут счастье. Хэштег #БолдыревОлег является так называемой гиперссылкой, с помощью которой пользователи могут найти материалы, связанные с деятельностью Олега Болдырева, автор ссылается сам на себя, таким образом пользователи имеют возможность запомнить имя врача, способного освободить больных от зависимости. И в конце автор ставит хэштег #делатьневозможное, который является своеобразным лозунгом, так называемым обещанием сделать невозможное — пройти сложный путь в 12 шагов и вылечить зависимого и помочь семье больного. Мы можем говорить о том, что содержание текста несет информацию о профессиональной деятельности пользователя; континуум достигается за счет расположения в нужной последовательности элементов текста (хэштегов), которые связаны между собой тематически и логически; цельность содержания достигается за счет общей тематики и за счет невидимых, но подразумеваемых связей частей, т.е. если восстановить все опущенные компоненты текста, то мы получим следующий текст: Если вы попали в ситуацию созависимости, то поможет специальная программа «12 шагов», которую разработал эксперт, доктор-нарколог, психолог, врач-психотерапевт, психиатр, специализирующийся на проблемах в области психологии, психиатрии и наркологии. Благодаря его программе ваша семья снова обретет счастье. Олег Болдырев — человек, делающий невозможное. Следует отметить, что текст имеет следующие части: обозначение проблемы, предложение способа ее решения и возможный результат, следовательно, хэштег-текст обладает смысловой и структурной завершенностью.

Таким образом, изучив внутреннюю и внешнюю структуру хэштег-текста, мы можем полноправно считать, что «нестандартная форма», представленная одним или несколькими хэштегами, позволяет реципиенту воспринимать и понимать содержание написанного, благодаря наличию категориальных признаков, присущих обычным текстам: когезии и когерентности. Именно наличие указанных признаков в хэштег-тексте позволяет называть новый вид синтаксических конструкций, состоящих из хэштегов, текстами.


Список литературы

1. Адмони В.Г. Грамматика и текст // Вопросы языкознания. – 1985. – №1. – С. 63-69.
2. Богуславская В.В., Богуславский И.В. Медиатекст и хэштеги: цифровая трансформация СМИ // Гуманитарный вектор. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2017. – Т. 12. № 5. – С. 51-58.
3. Волконская М.Ю., Вахрушева М.А., Паутова К.А. Феномен хэштегов в современных электронных СМИ // Современные информационные и коммуникативные технологии в глобальном мире: вызовы и возможности Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. –Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2017. – С. 39-42.
4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. – М: КомКнига, 2006. – 144 с.
5. Ильина И.А. Хэштег как лингвистический феномен // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – СПб.: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. – 2016. – № 3 (55). – С. 41–44.
6. Кайгородова М.Е. Хэштег как новый тип медиадискурса // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. – Орел: Орловский государственный институт культуры 2015. – С. 111–117.
7. Кан Е.В. Словообразовательная специфика хэштегов в спортивном интернет-дискурсе поклонников фигурного катания // Язык. Текст. Дискурс. – № 14. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. – С. 368-372.
8. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. – М.: Сов. энцикл., 1990. – 682 с.
9. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. – 280 с.
10. Синтаксис современного русского языка: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.Н. Акимова, С.В. Вяткина, В.П. Казаков, Д.В. Руднев ; под ред. С.В. Вяткиной. – СПб. :СПбГУ; М.: Академия, 2009. – 346 с.
11. Что такое Хэштег // Словарь молодежного сленга [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://teenslang.su/content/%D0%A5%D0%B5%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B3 (дата обращения 15.10.2018).
12. Щурина Ю.В. Хэштег как составляющая дискурсивной практики в сети интернет // Язык в различных сферах коммуникации Материалы II Международной научной конференции. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. – С. 149–154.
13. Щурина Ю.В. Коммуникативно-игровой потенциал хэштегов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 8 (69). – С. 100–104.

Расскажите о нас своим друзьям: