Германские языки | Филологический аспект №10 (42) Октябрь, 2018

УДК 811.111

Дата публикации 31.10.2018

Анализ образной составляющей концепта “empire”.

Осипова Анна Леонидовна
Магистр кафедры европейских языков и культур, Высшая школа иностранных языков и перевода, Институт международных отношений, истории и востоковедения, ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", г. Казань, Россия, Педагог английского языка в Центре развития ребенка «Академия Малышей», Anutka___15@mail.ru

Аннотация: В последние несколько десятилетий понятие «концепт» занимает одно из ведущих мест в лингвокультурологии. В то же время различные типы лингвокультурных концептов еще не до конца изучены. В данной статье рассматривается фреймовая репрезентация концепта “empire”, а также анализируется одна из трех ключевых составляющих концепта – его образная составляющая. Определение базовых составляющих концепта на уровне образных характеристик осуществлялось на основе данных, полученных в результате анкетирования носителей англоязычной культуры.
Ключевые слова: лингвокультурный концепт, фрейм, анализ дефиниций, лексема, англоязычная культура

Analysis of the figurative component of the concept “empire "

Osipova Anna Leonidovna
Master student of European languages and cultures department, Higher school of foreign languages and translation, Institute of international relations, history and oriental studies, “Kazan Federal University”, Kazan, Russia, A teacher of the English language at Early Childhood Development Center “Academy of Kids”

Abstract: In the past few decades, the term "concept" has been taking a leading place in linguoculturology. At the same time, different types of linguocultural concepts haven’t yet been fully studied. In this article the frame representation of the concept of "empire" is being discussed, as well as the analysis of one of the three key components of the concept – its figurative component. The definition of basic components of the concept at the level of figurative characteristics was carried out on the basis of data obtained as a result of a survey of native speakers of the English language.
Keywords: linguo-cultural concept, frame, definition analysis, lexical unit, English-speaking culture

Лингвокультурный концепт — это сложное смысловое образование, образная сторона которого в современной лингвистике моделируется в виде «фрейма». Важным является  обращение к фреймовой репрезентации концепта, которая отображает своего рода переход от теоретического представления концепта к его языковому проявлению и содержанию. На основе анализа дефиниций, непосредственно репрезентирующих этот концепт в английской лингвокультуре, можно построить фрейм концепта «empire» и, тем самым, определить его базовые составляющие на уровне образных характеристик.

В соответствии с данными английских словарей, фрейм концепта «empire» в английской лингвокультуре строится на основе словарных дефиниций соответствующей лексемы. В результате словарного анализа оказалось, что лексема «empire» заключает несколько лексико-семантических вариантов значения:

  • supreme political power over several countries when exercised by a single authority
  • a group of nations or peoples ruled over by an emperor, empress, or other powerful sovereign or government: usually a territory of greater extent than a kingdom
  • a group of countries ruled by a single person, government, or country
  • a government under an emperor or empress
  • a monarchy with an emperor as head of state
  • supreme power in governing; imperial power; sovereignty
  • supreme control; absolute sway

В соответствии с анализом дефиниций, можно выстроить фрейм со следующими компонентами:

  1. a group of countries with supreme political/imperial power, sovereignty;
  2. a single authority (an emperor or empress, government, powerful sovereign or country)
  3. supreme control and power
  4. to establish control and exercise  a single authority
  5. a group of countries, nations or peoples
  6. establishing of an absolute sway
  7. ideological/political reasons

Таким образом, фрейм концепта «empire» можно представить следующим образом:

  • метод воздействия, который выражается через понятие «power», «control»;
  • причина этого воздействия, выражаемая через понятия: «ideological/ political reasons»;
  • цель воздействия, выражаемая через понятия «establish», «control», «exercise»;
  • субъект воздействия, выражаемый через понятия: « an emperor or empress», «government», «powerful sovereign or country»;
  • объект воздействия, выражаемый через понятия: «a group of countries, nations or peoples»;
  • средства воздействия: «power», «laws», «acts»;
  • характеристики  метода и средств воздействия, которые можно выразить с помощью понятий: «absolute», «supreme», «imperial»;
  • характеристики субъекта: «a single authority».

На основе этих компонентов фрейма, общая характеристика концепта «empire» может быть представлена на образном уровне следующим образом: sovereignty held by a single authority whose aim is to establish supreme control over a group of countries, nations or peoples for ideological and political reasons.

Говоря об образной составляющей лингвокультурного концепта «empire», нужно обратить внимание на ассоциации, которые возникают у носителей английского языка по отношению к этому концепту в современное время. Для достижения данной цели на форуме были размещены следующие вопросы: «What is your attitude towards the phenomenon, concept and term «empire»? Are you neutral to it? Or does it evoke any associations, either positive or negative and why?». Для получения более точных данных участниками опроса могли являться только носители английской лингвокультуры, чей возраст соответствовал возрастному диапазону от 30 до 80 лет. В рамках исследования было опрошено 170 человек, что позволяет максимально точно выявить превалирование тех или иных ассоциаций по отношению к концепту «empire».

В рамках данного опроса удалось выявить как положительные, так и отрицательные ассоциации:

  • «It evokes an immediate reaction from me - I think of colonization, taking over native cultures, and creating a ruling class that is wielding power over a servant class»;
  • «The British Empire was the greatest empire that there has ever been in territorial terms - but what about moral terms? How can I defend the massacres, economic exploitation and cultural destruction it committed?»;
  • «In today's society, it can only mean something bad, because the overall human mindset is generally in a very poor state. So any empire born within this will only seek power by taking away freedom, as it always did»;
  • «Well certainly I dislike the idea of one people having dominion over others, and that is what Empires tend to do».

Данные примеры свидетельствуют о возникновении негативных ассоциаций по отношению к концепту «empire» у носителей англоязычной культуры. Так, понятие империи сравнивается с лишением людей и целых наций свободы – «taking away freedom, as it always did», массовыми убийствами – «massacres», уничтожением той или иной культуры – «cultural destruction», а также с экономической эксплуатацией – «economic exploitation».

Однако в рамках данного опроса были выявлены и положительные ассоциации:

  • «I think that within Britain the attitude to the Empire is mixed. Some people find the whole history shameful, whereas others will tell you - or at least one another - that the Empire made Britain great and the world a better place»;
  • «When I have to think about the word empire I immediately think about the British empire, and it fills me with immense pride. The British empire was the largest in history, and for such a small country it was an amazing achievement. We lead the world in technology, military strength, and we were a super power»;
  • I don’t think that Empires bring only bad things. I personally believe that the whole matter depends on who is running it and whether they follow upright principals»;
  • «I can’t vilify it, because how can I then explain the advances in education, trade and economic development that have been made in most of its colonies after conquest and then after the granting of independence? ».

В данных примерах ярко выражены положительные ассоциации по отношению к концепту «empire». Так, представители англоязычной культуры считают, что именно существование империи позволило стать Британии великой страной, и сделало мир лучше. У некоторых людей даже возникает чувство гордости при мысли о Британской Империи как супердержаве, которая способствовала экономическому и торговому развитию бывших стран – колоний и всего мира. Проанализировав ответы всех участников опроса, можно прийти к следующему процентному соотношению отрицательных и положительных ассоциаций:

Ответы с положительной оценкой

49%

Ответы с негативной оценкой

51%

В результате данного исследования можно сделать вывод, что в современной интерпретации у носителей английской лингвокультуры по отношению к  концепту  «empire» возникают в большей степени отрицательные ассоциации.


Список литературы

1. Empires with expiration dates / N. Ferguson // Foreign Policy P. 46; Editorial comment // Foreign Policy P. 1.
2. Ferguson N. Empire: The Rise and Demise of the British World Order and the Lessons for Global Power. N. Y., 2003.
3. Motyl A. J. Imperial Ends: The Decay, Collapse and Revival of Empires. N. Y., 2001
4. Грачев Н.И. Империя как форма государства: понятия и признаки, 2012.
5. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: ГНОЗИС, 2004.
6. Крючкова Н.В. Методы изучения концептов. // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Труды и материалы: / Под общ.ред. К. Р. Галиуллина. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2004. – С.271-272.
7. Рогов И.И. Империя и империализм: история понятий и современный мир. TERRA ECONOMICUS , 2010 Том 8 № 3 Часть 2.
Словари:
1. American Heritage Dictionary of the English Language, Fifth Edition, 2011
2. Collins English Dictionary , 12th Edition 2014
3. Webster'sCollegeDictionary, 2010
References:
1. Empires with expiration dates / N. Ferguson // Foreign Policy P. 46; Editorial comment // Foreign Policy P.
2. Ferguson N. Empire: The Rise and Demise of the British World Order and the Lessons for Global Power. N. Y., 2003.
3. Motyl A. J. Imperial Ends: The Decay, Collapse and Revival of Empires. N. Y., 2001
4. Grachev N. And. Empire as a form of state: concepts and features, 2012.
5. Karasik V. I. Language circle: personality, concepts, discourse. - Moscow: GNOSIS, 2004.
6. Kryuchkova N. In. Methods of studying concepts. // Russian and comparative Philology: condition and prospects: Proceedings and materials / Under the General editorship of K. R. Galiullina. - Kazan: Kazan publishing House.UN-TA, 2004. - P. 271-272.
7. Rogov I. I. Empire and imperialism: the history of concepts and the modern world. TERRA ECONOMICUS , 2010 Volume 8, No. 3, Part 2.
Dictionaries:
1. American Heritage Dictionary of the English Language, Fifth Edition, 2011
2. Collins English Dictionary , 12th Edition 2014
3. Webster'sCollegeDictionary, 2010

Расскажите о нас своим друзьям: