Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019

УДК 13.00.02

Дата публикации 25.06.2019

Внеурочные мероприятия как средство формирования нравственных качеств у младших школьников

Косова Вера Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика методики начального образования», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, РФ, р. Хакасия, г. Абакан, vvkosova@mail.ru
Черномазова Елена Александровна
студент 1 курса, кафедра педагогики методики начального образования, магистерская программа «Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, РФ, р. Хакасия, г. Саяногорск, р.п.Черёмушки, chernomazovaea@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования нравственных качеств у младших школьников, воспитание их в духе ненасилия, мира, доброжелательности, уважения и толерантности. В статье рассмотрены возможности внеурочных мероприятий в формировании нравственных качеств у младших школьников. На констатирующем этапе выявлен исходный уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы достигнута цель по формированию у детей нравственных ориентиров в организации собственной деятельности, основ этического мировоззрения и самовоспитания, взаимоотношений в классе и школьном коллективе, общения в социуме, через организацию и проведение внеурочных мероприятий. Таким образом, опытно-экспериментальным путём выявлена эффективность внеурочных мероприятий в формировании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Исследовательская работа позволила углубить и систематизировать знания по формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: учитель, младшие школьники, нравственное воспитание, нравственные качества, внеурочные мероприятия

Extracurricular activities as a means formation of moral qualities have younger students

Kosova Vera Vasilievna
candidate of pedagogics, associate Professor of " Pedagogy of primary education», Khakass state University. N. F. Katanova, Institute of continuing pedagogical education, Russia, r. Khakassia, Abakan
Chernomazova Elena Aleksandrovna
student 1 course, Department of pedagogy of primary education methods, master's program "Pedagogical innovations in preschool and primary education», Khakass state University. N. F. Katanova, Institute of continuing pedagogical education, RF, r. Khakassia, Sayanogorsk, Cheremushki r. p.

Abstract: The article is devoted to the problem of the formation of moral qualities in younger students, their education in the spirit of non-violence, peace, goodwill, respect and tolerance. The article discusses the possibility of extracurricular activities in the formation of moral qualities in younger students. At the ascertaining stage, the initial level of formation of moral qualities among younger schoolchildren is revealed. At the formative stage of experimental work, the goal was reached of forming moral guidelines for children in organizing their own activities, the foundations of an ethical outlook and self-education, relationships in the classroom and the school team, communication in society, through organizing and conducting extracurricular activities. Thus, the experimental method revealed the effectiveness of extracurricular activities in the formation of moral qualities in children of primary school age. Research has allowed to deepen and systematize knowledge on the formation of moral qualities in children of primary school age.
Keywords: teacher, younger students, moral education, moral qualities, extracurricular activities

Опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных качеств у младших школьников во внеурочных мероприятиях мы начали с выявления исходного уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников. В качестве опытно-экспериментальной базы избрали МБОУ «Лицей «Эврика» г. Саяногорска р.п. Черёмушки. Экспериментальным классом был определен 3 «А», контрольным - 3 «Б» класс. Экспериментальная выборка составила по 20 человек в каждом классе.

Этапы опытно-экспериментального исследования: констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент.

Задачи констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень представлений о нравственности у обучающихся экспериментального и контрольного классов на начало эксперимента; выявить уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников экспериментального и контрольного классов на начало опытно­-экспериментальной работы.

Для решения поставленных задач нами были подобраны диагностические методики: методика Н.Е. Щурковой «Недописанный тезис» - для выявления уровня представлений обучающихся о нравственности и методика О.С. Богдановой [2,с.8]- по выявлению уровня сформированности нравственных качеств.

Методика Н.Е. Щурковой «Недописанный тезис» [5,с.96] основана на принципе свободного выбора и нацелена на выявление уровня представлений обучающихся о нравственных нормах. Учащимся младших классов экспериментального и контрольного классов были предложены листки бумаги с недописанными тезисами, которые им необходимо было дописать.

Дописывая тезисы, обучающиеся употребляли чаще всего такие слова, как «хороший», «плохой», «добрый», «злой» – такие определения чаще всего писали мальчики, вследствие своего недостаточного словарного запаса, а девочки употребляли более яркие формулировки: «порядочный», «честный», «трудолюбивый». К примеру, дописывали фразу «Чтобы иметь друзей», надо быть честным, нежадным, добрым, умеющим прощать. Присутствовали и такие ответы: «Быть человеком», значит, быть доброжелательным, добрым, любить людей, честным и т. д. По результатам анализа ответов нами было установлено, что по уровню знаний определенных морально-этических качеств человека, обучающиеся распределились на три группы соответственно: высокий уровень (30 – 40 баллов); средний уровень (18 – 29 баллов); низкий уровень (1 – 17 баллов). Результаты ответов обучающихся представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Уровни представлений младших школьников о нравственных понятиях и моральном поведении на констатирующем этапе эксперимента

 

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Класс

3 «А» (экспер.)

5 чел. (25%)

12 чел. (60%)

3 чел. (15%)

3 «Б» (контр.)

3 чел. (15%)

10 чел.(50%)

7 чел. (35%)

 

Данные таблицы 1 мы представили в рисунке 1.

 

 

Рисунок 1. Уровни представлений младших школьников о нравственных понятиях и моральном поведении на констатирующем этапе эксперимента

Высокий уровень выявлен у 5 обучающихся экспериментального класса (25%) и у 3 обучающихся (15%) контрольного класса. У данных обучающихся устойчивое отношение к нравственным нормам, эмоциональные реакции - адекватные. Средний уровень выявлен у 12 детей экспериментального класса (60%) и у 10 человек (50%) контрольного класса. К нравственным нормам у данной группы обучающихся еще неустойчивое отношение, эмоциональные реакции в основном адекватные. Низкий уровень выявлен у 3 человек экспериментального класса (15%) и у 7 человек (35%) контрольного класса. Отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное, а эмоциональные реакции - неадекватные.

Далее, для выявления отношения детей к поступкам людей, с обучающимися была проведена беседа на основе сюжетного рассказа В. Осеевой «Синие листья». После прослушивания рассказа были заданы вопросы: «О каком поступке сообщает автор?», «Правильный ли это поступок?», «Как бы вы поступили на месте одноклассницы?», «Чему учит рассказ?», «Найди в тексте главную мысль рассказа». Уровень отношения к поведенческим проявлениям оценивался по трехбалльной шкале: 3 балла – правильная (полная) характеристика поведения героя рассказа; 2 балла - не достаточно полная и не достаточно верная характеристика поведения героя рассказа; 1 балл – неверная характеристика поведения героя рассказа. Результаты ответов обучающихся представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Уровни отношения обучающихся к поведенческим проявлениям человека в конкретной ситуации

 

 Уровни

Высокий

(3 балла)

Средний

(2 балла)

Низкий

(1 балл)

Класс

3 «А» (экспер.)

7 чел. (35%)

12 чел. (60%)

1 чел. (5%)

3 «Б» (контр.)

5 чел. (25%)

13 чел.(65%)

2 чел. (10%)

Данные таблицы 2 мы представили в рисунке 2.  

Рисунок 2. Уровни отношения обучающихся к поведенческим проявлениям человека в конкретной ситуации

По три балла (высокий уровень) получили 7 человек (35%) из экспериментального класса и 5 человек (25%) из контрольного класса. Обучающиеся данной группы правильно охарактеризовали поведение героя рассказа, правильно сформулировали главную мысль.

По два балла (средний уровень) получили 12 человек (60%) из экспериментального класса и 13 человек (65%) из контрольного класса. Обучающиеся данной группы не достаточно полно и не достаточно верно охарактеризовали поведение героя рассказа, главную мысль сформулировали верно.

По одному баллу (низкий уровень) получил 1 человек (5%) из экспериментального класса и 2 человека (10%) из контрольного класса. Обучающиеся неправильно дали характеристику поведения героя рассказа. Главную мысль не определили.

Следующим нашим шагом стало проведение методики О.С. Богдановой по выявлению уровня сформированности нравственных качеств у обучающихся. По степени проявления данных навыков обучающиеся были разделены на три группы: высокий уровень – хорошо сформированы нравственные качества; средний уровень – недостаточно сформированы нравственные качества; низкий уровень – слабо сформированы нравственные качества или полностью отсутствуют. Результаты проявления уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах представлены в таблице 3.

 

Таблица 3.Уровни сформированности нравственных качеств у обучающихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе эксперимента

Частота проявления

Часто

Иногда

Редко

Навык культуры речи, вежливости

Эксперимент. класс

8 чел. (40%)

9 чел. (45%)

3 чел. (15%)

Контрольный класс

5 чел. (25%)

11чел. (55%)

4чел. (20%)

Навык приветствия

Эксперимент. класс

14 чел. (70%)

4 чел. (20%)

2 чел. (10%)

Контрольный класс

12 чел. (60%)

4 чел. (20%)

4 чел. (20%)

Навык уважительного отношения к старшим

Эксперимент. класс

13 чел. (65%)

5 чел. (25%)

2 чел. (10%)

Контрольный класс

11 чел. (55%)

6 чел. (30%)

3 чел. (15%)

Навык верности данному слову

Эксперимент. класс

12 чел. (60%)

6 чел. (30%)

2 чел. (10%)

Контрольный класс

10 чел. (50%)

6 чел. (30%)

4 чел. (20%)

Навык поведения в общественных местах

Эксперимент. класс

13 чел. (65%)

5 чел. (25%)

2 чел. (10%)

Контрольный класс

 11 чел. (55%)

5 чел. (25%)

4 чел. (20%)

 

По данным таблицы видно, что в целом показатели уровня сформированности нравственных качеств у обучающихся экспериментального и контрольного классов имеют незначительные расхождения, а по некоторым навыкам находятся на одинаковом уровне.

Таким образом, нравственные ориентиры у большинства детей существуют. Обучающиеся адекватно оценивают окружающих людей и их поступки, но отношения к нормам культуры поведения еще неустойчивое, в силу возрастных особенностей обучающихся начальной школы.

Принимая во внимание полученные эмпирические показатели на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, мы продолжили работу на формирующем этапе эксперимента по дальнейшему формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Цель данной работы – формирование у детей нравственных ориентиров в организации собственной деятельности, основ этического мировоззрения и самовоспитания, взаимоотношений в классе и школьном коллективе, общения в социуме.

Задачи:

 

- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

 

- способствовать формированию навыков культурного поведения в повседневной жизни, осознанного волевого поведения;

 

- воспитывать любовь и уважительное отношение к окружающему миру.

Мы предполагали, что формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если учитель:

- опирается на данные диагностики уровней сформированности нравственных качеств у младших школьников;

- ведет учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-организует внеурочные мероприятия, содержательно направленные на нравственное воспитание младших школьников

На основе анализа психолого-педагогических и методических литературных источников, а также материалов констатирующего этапа эксперимента, нами был разработан цикл внеурочных мероприятий, направленных на формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, следующей направленности:

- викторины («Мир человеческих отношений», «Насколько я вежлив»»);

- тематические классные часы («Любовь к ближнему», «Вежливы ли вы?»);

- этические беседы («Закончи рассказ», «Секрет улыбки»);

- праздники («Дуют ветры в феврале», «Мама, милая мама», «Посвящение в кадеты и воспитанницы «Лицея «Эврика»);

- игры («Мимика», «Какой я?», «Доскажи словечко»).

 

Мы предположили, что в ходе целенаправленной педагогической внеурочной работы, создав все необходимые условия, можно воспитать у обучающихся представления о нравственности (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивация), способствовать развитию их эмоционального восприятия. Учителю важно помнить, что процесс формирования у учащихся норм и правил нравственного поведения будет проходить более результативно, если педагог будет:

 

- проводить диагностику уровня сформированности нравственных качеств и учитывать ее результаты при проведении внеурочных мероприятий;

 

- включать во внеурочные мероприятия задания на моральную оценку;

 

- реализовывать такие формы внеурочной работы, которые были бы интересны обучающимся и способствовали выработке мотивов и проявлению этического поведения.

Охарактеризуем некоторые формы работы по формированию нравственных качеств, которые нами использовались в работе с обучающимися.

Формы работы с обучающимися начальных классов по привитию им нравственных норм могут быть разными: игры, рассказ учителя, этическая беседа, тренинги, диспуты, дискуссии, тематические классные часы, часы общения, праздники, акции, экскурсии и т.д..

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников представлений и понятий о нравственности, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение классного часа на этическую тему - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. «На таких классных часах ценна не методика, а сам ребёнок, его раскрытие, рост, поскольку здесь ребёнок действует, отдаёт, создаёт что-либо полезное в духовном плане. Проведение подобных уроков требует обстановки содружества, которую дети очень любят, потому что здесь они постоянно получают новую, необычную информацию, здесь происходит разрешение сомнений, ошибок, здесь даются необычные по форме и содержанию задания» [2,с. 26].

В процессе любого мероприятия на этическую тему, будь то беседа или классный час, необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей.

С целью формирования личностных нравственных качеств, воспитания стремления совершать добрые дела нами была проведена этическая беседа «Секрет улыбки».

«Секрет улыбки»

Начали беседу под звуки тихой музыки и на её фоне звучат слова, которые ребята могут слушать с закрытыми глазами:

Я – твоя крепость.

Я – твоя смелость.

Я – опора.        

Я – твой покой.

Я – твое благо.

Я – твоя улыбка.

Я – твоя радость

Затем с детьми поразмышляли, что означают эти слова: как нужно выразить отношение друг к другу? (словами, делом, улыбкой, прикосновением и т.д.). Поговорили с детьми об улыбке, ее значении в общении. Затем на урок пришли гости – мультипликационные персонажи: Кот Леопольд и Мыши. Диалог мультипликационных персонажей, представляющий мальчиков и девочек, построен на разговоре о том, как порой ведут себя ребята в классе, какими бывают их смех и улыбки (добрыми, недобрыми, как часто дети грубят друг другу), насмехаются и т.д. Размышление о том, к чему это приводит, почему так только бывает людям, когда их обижают. Ведь слово лечит и слово ранит. Предложили детям посмотреть в зеркало и улыбнуться доброй улыбкой, спросила, как изменяется лицо, когда вы улыбаетесь, как улыбка влияет на других? Сделали вывод: улыбка – это радость и здоровье. Ученые говорят, что минута доброго смеха прибавляет несколько часов жизни. В конце каждая группа приготовила для нас сюрприз – веселые смешинки, а затем участники групп отчитались о своих добрых поступках, рассказали о том, что сделали для своего класса и как вели себя девочки? Что сделали и как вели себя мальчики? Совместно подводим итог: этика есть не что иное, как свод правил, касающихся внешности и образа действия, отношения к природе, правил поведения в общественных местах.

В работе с детьми для этических бесед мы также использовали литературные тексты: небольшие рассказы, в которых раскрывается сущность нравственно-этических качеств и отношений.

С целью определения характера героя в ходе этической беседы использовали метод неоконченного рассказа.

Метод неоконченного рассказа

Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая

Методика проведения исследования: исследование проводится в группе (индивидуально). Ребенку говорят: «Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы». (Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка).

Рассказ:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить – вернуть собаку или оставить ее себе.

Вопросы для обсуждения: Как поступит мальчик? Почему?

Нами был проведен тематический классный час «Вежливы ли вы?»

Задачи: вспомнить понятие вежливости и её значение в жизни людей; способствовать развитию дружеских чувств; содействовать формированию навыков вежливого поведения.

На доске записана тема классного часа, определение вежливости, план работы с отрывками стихотворении, незаконченные фразы для рефлексии. На партах листы бумаги, ручки, отрывки стихотворений.

Начался классный час с воспоминаний о понятии «доброта», о правилах доброты. Учитель сообщил, что сегодня мы будем говорить о вежливости. Что значит быть вежливым? (тот, кто соблюдает правила приличия, учтивый). Учитель обратил внимание детей на название темы классного часа, записанной на доске, и сообщил цель мероприятия: получить ответ на данный вопрос. В теоретической части педагог познакомил детей с истории появления праздника Дня дружбы; были заслушаны сообщения учащихся о том, как вели себя люди в давние времена. Учитель подвел итог выше сказанному о том, что о каких бы правилах поведения мы не говорили, все они направлены на уважение к окружающим людям. Далее была проведена практическая часть: учащиеся ответили на вопрос классного часа, продолжив одну из фраз: «Я думаю, что я вежлив, потому, что…», «Я не всегда вежлив, мне нужно научиться…»

В заключительной части классного часа была проведена игра «Котик – Комплиментик». Сначала сказали, что такое комплимент (приятные, любезные, добрые слова в адрес человека). Были объяснены правила игры: нужно встать в круг и, передавая символ-игрушку своему соседу слева постараться сказать ему что-то приятное или просто похвалить его. Начал игру учитель, дети продолжали по цепочке, пока символ-игрушка не вернулась к учителю.

В конце мероприятия совместно с детьми был подведен итог тому, что воспитывать себя очень не просто, что люди воспитывают себя всю жизнь. Было сказано о том, что нужно воспитывать в себе тактичность, уважительное отношение к взрослым. Нужно радоваться жизни, делать друг другу комплименты и тогда все будут рады общению друг с другом.

В жизни младшего школьника важное место отводится игре. По словам З.П. Шабалиной «через игру учебно-воспитательный процесс идет быстрее. Особенно большую роль играют положительные эмоции, возникающие в ходе игровой деятельности и облегчающие усвоение знаний, умений и навыков. Обыгрывание наиболее трудных элементов воспитательного процесса стимулирует познавательные силы школьника, делает усваиваемые знания привлекательными и понятными» [5,с. 70].

Для формирования навыка нравственного поведения учитель может предложить детям обыграть сценки этического характера, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

Моральные ситуации, которые предлагает педагог для школьников, не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на «нет».

Итогом любого этического мероприятия должно быть яркое, убедительное слово учителя. Учитель должен обязательно сделать вывод по обсуждаемому вопросу, дать практические рекомендации детям.

Учитель должен помнить, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается в общении с учащимися, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

С целью формирования у учащихся нравственных качеств, нами была проведена игра, «Какой я?».

Игра «Какой я?»

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

Учитель: Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет - зеленый.

Учитель: Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

Учитель: Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

Во время формирующего этапа эксперимента все обучающиеся принимали активное участие, никто не остался в стороне, каждый поднимал руку и отстаивал свою точку зрения. Организуя работу по нравственному воспитанию на данном экспериментальном этапе, мы старались так проводить плановые мероприятия, чтобы они не оставляли ни одного ребенка равнодушным, вызывали бы стремление думать и размышлять над своими поступками, соблюдать правила нравственного поведения. Мы создавали в классе доброжелательный климат и позитивную психологическую установку вежливых взаимоотношений детей в классе, в школе и за её стенами.

Можно резюмировать, что внеурочная работа, проводимая с участием детей младшего школьного возраста на формирующем этапе эксперимента, включающая в себя мероприятия нравственного содержания, способствовала повышению знаний обучающихся о морали и нравственности, формированию у них навыков культурного поведения и твердой нравственной позиции.

В результате опытно-экспериментальной работы на констатирующем и формирующем её этапах по формированию нравственных качеств у учащихся младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что успешному решению данной задачи способствуют:

- полное понимание содержания нравственности и раскрытие ее значимости в обществе и самой личности;

- конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, моральных поступках людей;

- создание условий, при которых ученики могли проявлять свои нравственные качества в процессе учебно-воспитательной деятельности;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

 - владение педагогом в полной мере, методиками, методами, приёмами и формами, направленными на приобретение учащимися нравственного опыта;

- организация внеурочных мероприятий нравственного характера.

Таким образом, формирование нравственных качеств у младших школьников на внеурочных мероприятиях наиболее эффективно тогда, когда каждый ученик занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом незаменимой личностью. Это помогает развиться у него чувству собственного достоинства и сформировать адекватную самооценку.

«Детство выступает тем пространством свободы ребёнка, в котором душа ребёнка становится или эмоционально открытой миру, или отчуждается, озлобляется по отношению к другим – взрослым и сверстникам. Именно здесь в этот жизненный период либо гармонизируются отношения с миром, либо, наоборот, происходит их разрушение» [1, с.9]. Потому, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, учителю необходимо своевременно начать работу по формированию у них моральных качеств, а также самостоятельности и инициативности через организацию и проведение внеурочных мероприятий нравственной направленности. «От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром» [2, с.3]. «Самое важное, что мы должны сделать для наших детей – научить их быть сильными и уверенными в себе. Надо научить их стоять за себя, занимать своё место в жизни, иметь свою позицию. Быть таким – чтобы в его жизни всё получилось» [3, с. 23].

Данной статьей мы подтвердили слова В.А. Сухомлинского о том, что задача школы - «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым «трудным» питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделённым, а духовно богатым» [4, с. 276].


Список литературы

1. Анохина Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Е.Ю. Анохина. – Москва: Флинта, 2015. – 210 с.
2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательного учреждения / С.Ю. Дивногорцева. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2019. – 52 с.
3. Светлова М.Л. Воспитание по-новому / М.Л.Светлова – М.: ИГ Весь, 2014. – 336 с.
4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А Сухомлинский. – М.: 1980, т.2. – 388 с.
5. Шабалина З.П. Твой первый класс, учитель / З.П. Шабалина. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.

Расскажите о нас своим друзьям: