Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019

УДК 159.99

Дата публикации 26.06.2019

Теоретический обзор подходов к изучению жизненного пути

Бисингалиева Жанара Амангельдыевна
Старший преподаватель кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург, ZhanaraBis@yandex.ru

Аннотация: В данной статье представлен теоретический обзор подходов к изучению жизненного пути, предпринята попытка раскрыть роль психологических границ в перспективе жизненного пути личности. Автор дает обобщенную характеристику феноменам жизненного пути, перспективы жизненного пути, а также психологическим границам. Анализирует подходы к обусловленности жизненного пути сознательным выбором человека или бессознательным сценарием, сформированным в детстве. В статье представлены характеристики оптимально функционирующих и депривированных психологических границ, показатели гибкости границ и их влияние на «авторство» жизни или, напротив, формирование созависимости. Рассматривается выход за пределы психологических границ, как необходимое условие оценки и переструктурирования жизненного пути личности.
Ключевые слова: Жизненный путь, перспектива жизненного пути, временная перспектива, психологические границы, депривированные границы, оптимально функционирующие границы, гибкость границ

Theoretical review of approaches to the study of the life path

Bisingalieva Zhanara Amangeldyevna
senior lecturer at the chair of Special Psychology,Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

Abstract: This article presents a theoretical review of approaches to the study of the life path, an attempt is made to reveal the role of psychological boundaries in the perspective of the life path of an individual. The author gives a generalized description of life path phenomena, life path prospects, as well as psychological boundaries. Analyzes approaches to the conditioning of the life path by the conscious choice of a person or by an unconscious scenario formed in childhood. The article presents the characteristics of optimally functioning and deprived psychological boundaries, indicators of the flexibility of boundaries and their influence on the “authorship” of life or, on the contrary, the formation of code dependency. Considered going beyond the psychological boundaries, as a necessary condition for assessing and restructuring the life path of the individual.
Keywords: Life path, life path perspective, time perspective, psychological boundaries, deprived boundaries, optimally functioning boundaries, flexibility of boundaries

В России на протяжении более чем двадцати лет происходят кардинальные изменения социально-экономических условий жизни, социокультурного уклада, норм и ценностей. Современное общество можно охарактеризовать, как общество неопределенности и риска [1]. При таком положении вещей особенно остро встает проблема оценки личностью своих жизненных перспектив и планирования жизненного пути, так как подобная оценка помогает ставить перед собой адекватные цели, соответствующие потребностям личности и способствующие ее самореализации.

Проанализировав отечественную литературу за последние годы, мы выявили ряд эмпирических исследований посвященных проблеме жизненного пути. Так, П.И. Арапова [2] исследует жизненный путь в юношеском возрасте в его взаимосвязи с образом будущего. Она считает, что подготовка старшеклассников к выбору жизненного пути, побуждение их к планированию будущего – педагогическая задача. По данным А.К. Прима [3] саморегуляция человека, как готовность сознательно управлять собственной активностью влияет на формирование осознанной позиции по отношению к жизненному пути и способствует развитию способности моделировать и программировать ситуацию будущего, гибко реагировать на изменения перспективы.

О.В. Курышева [4] рассматривает возрастные скрипты как социкультурные модели жизненного пути, которые активируются в соответствии с актуальным жизненным этапом и направляют жизнь и развитие человека в определенное русло.  Согласно исследованиям И.А. Ральниковой [5] переломные моменты жизни способствуют перестройке жизненного пути личности и могут приводить к деформациям представлений о нем. Так, у лиц, осужденных к лишению свободы, наблюдается сужение трансперспективного обозрения жизненного пути, слабая связность прошлого, настоящего и будущего.

Е.В. Лебедева и О.В. Сурнина [6] экспериментально исследовали событийную структуру  жизненного пути студентов в условиях современности и пришли к выводу о тенденции смены «парадигмы развития» на «парадигму развлечений», что проявляется в укорочении перспективы, виртуальности жизненных планов и т.д. Авторы предполагают, что за симптомами кризиса скрывается конструктивный ответ на изменившиеся требования среды.

В психологии в научный оборот понятие «жизненный путь личности» впервые ввела Ш.Б.Бюллер. Проанализировав биографии разных людей, она выдвинула концепцию о фазах жизненного пути человека. Ею изучались не только внешние события, происходящие с человеком, но и события его «внутреннего мира», особенно те,  что влияли на отношение к собственной жизни. Бюллер пришла к выводу о том, что жизненный путь многоэтапен, состоит 5 фаз, в основе которых находится самоопределение. Концепция Бюллер предполагала изучение  жизненного пути личности как эволюцию ее внутреннего мира, но, в то же время, автором был выдвинут тезис, согласно которому личность в последующем жизненном пути есть лишь проект того, что заложено в детстве.  Возражая против данного тезиса, С.Л.Рубинштейн выдвигает идею о жизненном пути, с одной стороны, как о некотором целом, с другой – как о неких качественных этапах,  каждый из которых может благодаря активности личности стать поворотным. Согласно Рубинштейну, личность формируется и развивается, совершая свой жизненный пути [7].

Подобное противопоставление отражает два принципиально разных взгляда на структурирование жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения. Первый подход, представителями которого являются отечественные психологи (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев и др.), предполагает, что личность осознанно выбирает и регулирует процесс собственной жизни.  Представители второго подхода (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) считают, что выбор жизненного плана и жизненного сценария является бессознательным, формирующимся на ранних стадиях развития ребенка [8]. Можно сказать, что оба подхода в равной степени правомерны, с той оговоркой, что изначально жизненный путь формируется как бессознательный, а потом, в течение жизни, на основе выбора личности в различных ситуациях, становится осознанным.

Жизненный путь – преемственная по своим стадиям, в целом завершенная протяженность времени жизни человека, объективно обусловленная возрастными изменениями его природного организма и  социально–историческими изменениями человеческой личности (О.В.Белановская) [9].

Говоря о жизненном пути, стоит отметить, что деятельность человека определяется не только его настоящим или прошлым, но и будущим, то есть временной перспективой. Временная перспектива [10] – способ, которым человек проживает, осмысляет, структурирует время своей жизни.

 С точки зрения связи с понятием жизненного пути, временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Составление планов упорядочивает будущее, преобразуя его в последовательность достижения ряда целей, в то время как негативное отношение к планированию или отсутствие планов делает будущее фактически непрогнозируемым.

К феномену, близкому по смыслу к жизненному пути, относится феномен жизненной перспективы. К.А. Абульханова-Славская выделяет психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных понятия [11]. Психологическая перспектива личности является когнитивной способностью прогнозировать будущее, предвидеть его и представлять себя в нем. Личностная перспектива характеризуется не только когнитивной способностью прогнозировать будущее, но и целостной готовностью к будущему в настоящем (готовность к неопределенности, трудностям и т.д.). Жизненная перспектива представляет собой обстоятельства и условия жизни, определяющие возможность дальнейшего развития и жизненного продвижения при прочих равных условиях.

Итак, временная перспектива и жизненная перспектива представляют собой феномены, с помощью которых человек осмысляет, структурирует и  прогнозирует возможности дальнейшего развития жизненного пути.

И.А.Ральникова [12] выделяет следующие особенности, характеризующие жизненную перспективу личности:

1. Локализация в сознании.  Оценка, переосмысление, представление жизненной перспективы происходят в сознании личности посредством рефлексии.

2. Содержание жизненных перспектив состоит из совокупности планируемых и/или ожидаемых в будущем событий, которые структурируют и организуют представление о будущем.

3. Структура жизненной перспективы – это совокупность устойчивых связей между событиями, относящимися к модусу будущего, а также к модусам прошлого и настоящего, выстроенным в логике «причина – следствие», «цель – средство», обеспечивающих ее целостность.

4. Качественные характеристики. Основными параметрами оценки жизненной перспективы можно считать: согласованность, реалистичность, продолжительность, дифференцированность и оптимистичность
(Е.И. Головаха). Под согласованностью жизненной перспективы понимается связанность событий жизненного пути друг с другом причинно-следственными и инструментально-целевыми связями. Несогласованность временной перспективы негативно влияет на адаптацию личности. Дифференцированность перспективы подразумевает выделение в картине будущего последовательных этапов.  Продолжительность жизненной перспективы учитывает меру планирования дальних этапов жизненной перспективы, основывается на выдвижении долговременных целей. Реалистичность планирования – способность личности разделять реальность и фантазию в своих представлениях о будущем. Оптимистичность жизненного планирования своего будущего определяется соотношением позитивных и негативных прогнозов относительно грядущих событий, а также степенью уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки.

5. Жизненная перспектива выполняет регулирующую и организующую функции, она направляет активность личности в настоящем для достижения поставленной цели.

6. Жизненная перспектива выступает как результирующая индивидуальных особенностей личности, жизненной ситуации и их взаимодействия.

7. Жизненная перспектива динамична, это не раз и навсегда выбранная стратегия поведения, она изменяется в зависимости от этапов жизни и их задач.

Итак, перспектива жизненного пути связана с множеством факторов. С позиции одних авторов она является осознанной и локализуется в сознании, с позиции других – она формируется в детстве и является бессознательной. Перспектива жизненного пути связана с событиями, происходящими в настоящем, а также со способностью человека мыслить реалистично, разделять фантазии и страхи с реально прогнозируемыми событиями.

Какова же роль психологических границ в  перспективе жизненного пути личности? Ответ на данный вопрос требует дать определение понятию «психологические границы» и уточнить их влияние на жизнь человека в целом.

Психологические границы – это динамичное психологическое образование, отражающее степень доступности сознанию внешних по отношению к нему воздействий, трансформирующееся в результате непрерывного обмена между внешней и внутренней реальностью и выполняющее разнообразные необходимые для оптимального функционирования личности функции [13].

Развитие и изменение психологических границ происходит на протяжении всей жизни. Оптимальная психологическая граница формируется человеком через преодоление симбиотических отношений, осознание своего внутреннего пространства и его отстаивания, обретения права на самоопределение, свободу, но вместе с тем ответственность за себя и собственное воздействие на окружающих. При оптимальной границе человек способен в зависимости от состояния мира и своего желания менять характеристики границы, актуализировать те или иные ее функции, тем самым обеспечивая взаимодействие с миром, адекватное своим возможностям, мотивам и ценностям [14]. Депривированные границы отражают подверженность человека воле окружающих, интериоризацию всех внешних воздействий. При этом человек теряет ощущение субъектности собственной жизни, возможность контролировать воздействия окружающей среды, что приводит к формированию созависимости, как неспособности самостоятельно принимать решения и справляться с жизненными задачами. Иными словами, человек с депривированными границами не может быть автором своего жизненного пути и объективно оценивать собственные перспективы.

Феномен психологических границ рассматривался по большей части в рамках гештальтпсихологии (К. Левин, Ф. Перлз) и психоанализа (З. Фрейд,  
Д. Винникотт, М. Кляйн, В. Тауск, П.  Федерн). В отечественной психологии проблема границ приобрела популярность лишь в относительно недавнее время (Т.С. Леви, С.К. Нартова-Бочавер, И.А. Шаповал, Е.С. Фоминых и др.).

С позиции гештальтпсихологии, границы, с одной стороны, обеспечивают  обособление личности в мире, с другой – помогают включаться в мир как его часть. Показателем гибкости границ является способность личности выйти за пределы поля с помощью временной перспективы и расширения репертуара способов удовлетворения потребностей и квазипотребностей, а также с помощью замещения потребностей, предполагающего возможность переструктурирования поля без изменения его физических границ за счет расширения их видения [15].

 Переход через границу, выход за ее пределы [16] открывает новые возможности для расширения горизонтов развития и самопознания, позволяет перейти от привычного существования к новому качеству бытия. Границы Я являются «внутренней ситуацией» человека, структурирующей его [17]. Для того чтобы измениться, стать не иным, человек должен переступать за свои границы.

Итак, жизненный путь является динамичным образованием, обусловленным как сценарным программированием, так и осознанным выбором человека. Он тесно связан с понятиями жизненной и временной перспективы.

Гибкие психологические границы, которые человек способен преодолевать, за пределы которых он может выходить, позволяют ему изменяться, трансформироваться, тем самым влияя на перспективу жизненного пути. Для определения взаимосвязи психологических границ и жизненного пути личности необходимо дальнейшее углубленное исследование данного вопроса.


Список литературы

1. Осьмук Л. А. Метаморфозы общества риска / Л. А. Осьмук // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса – Новосибирск: Параллель, 2009. С. 278-279.
2. Арапова П.И. Образ будущего и выбор жизненного пути в юношеском возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. N 1 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-buduschego-i-vybor-zhiznennogo-puti-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 23.06.2019).
3. Прима А.К. Особенности представлений о жизненном пути студентов с разным уровнем саморегуляции // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. N 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-predstavleniy-o-zhiznennom-puti-studentov-s-raznym-urovnem-samoregulyatsii (дата обращения: 24.06.2019).
4. Курышева О.В. Возрастные скрипты как социокультурные модели жизненного пути // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. N 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-skripty-kak-sotsiokulturnye-modeli-zhiznennogo-puti (дата обращения: 25.06.2019).
5. Ральникова И.А., Залевский В.Г. Деформация временных представлений лиц, осужденных к лишению свободы // Известия АлтГУ. 2015. N 3 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deformatsiya-vremennyh-predstavleniy-lits-osuzhdennyh-k-lisheniyu-svobody (дата обращения: 23.06.2019).
6. Лебедева Е.В., Сурнина О.Е. Особенности событийной структуры жизненного пути студентов в условиях современности // Педагогическое образование в России. 2014. N 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sobytiynoy-struktury-zhiznennogo-puti-studentov-v-usloviyah-sovremennosti (дата обращения: 24.06.2019).
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2015. 705 с.
8. Петросьян С.Н. Перспективы исследования жизненного сценария личности в русле субъектно-бытийного подхода // Южно-российский журнал социальных наук. 2016. N 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-issledovaniya-zhiznennogo-stsenariya-lichnosti-v-rusle-subektno-bytiynogo-podhoda (дата обращения: 30.05.2019).
9. Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы cоциальной психологии личности. Вып. 2, 2008. URL: http://psyjournals.ru/articles/d7598.shtml (дата обращения: 30.05.2019).
10. Кошельская Т.В. Содержание понятия «Временная перспектива личности» // Инновационная наука. 2016. N 1-2 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-vremennaya-perspektiva-lichnosti (дата обращения: 25.06.2019).
11. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 114-129.
12. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия АлтГУ. 2011. N 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-perspektivy-lichnosti-v-nauchnoy-paradigme-psihologicheskogo-znaniya (дата обращения: 31.05.2019).
13. Бисингалиева Ж. А. Роль психологических границ личности в социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы образовательной инклюзии и социально-психологической интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: сборник трудов междунар. науч.-практ. сем., Оренбург 19 февр. 2019 г. Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. С. 27-30.
14. Леви Т.С. Динамика психологических границ в процессе личностно-развивающей работы, основанной на телесном движении // Культурно-историческая психология. 2009. N 1. С. 36–41.
15. Куликова Т.В. Философия «границы» в контексте гуманитарного познания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. N 1. С. 47-54.
16. Шаповал И.А. Выход за границы Я как акт конструктивной агрессии // Альманах современной науки и образования. 2016. N 4. С. 137-141.
17. Шаповал И.А. Личностные предиспозиции механизмов аттракции и ингибиции выхода за границы Я // Мир педагогики и психологии. 2018. N 6 (23). Режим доступа: http://scipress.ru/pedagogy/articles/lichnostnye-predispozitsii-mekhanizmov-attraktsii-i-ingibitsii-vykhoda-za-granitsy-ya.html (дата обращения: 31.05.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: