Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 37.032

Дата публикации 08.01.2019

Влияние интернет ресурсов на формирование позитивного опыта участия школьников в интеллектуальных соревнованиях

Келдибекова Аида Осконовна,
кандидат педагогических наук, доцент, Ошский государственный университет, Кыргызстан, г. Ош, aidaoskk@gmail.com
Закиров Искандар Улугбекович
студент магистратуры, Ошский государственный университет, Кыргызстан, г. Ош
Жакыпова Жумагул Асилбековна
студентка магистратуры, Ошский государственный университет, Кыргызстан, г. Ош

Аннотация: В данной статье исследуется влияние Интернет ресурсов на формирование позитивного опыта участия школьников в интеллектуальных соревнованиях. Применялись методы исследования: изучение опыта организации и проведения интеллектуальных соревнований учащейся молодежи, а также научной и методической литературы по данной проблеме. В результате изучения поставленной проблемы были выявлены цели проведения интеллектуальных соревнований; определено влияние интернет ресурсов на формирование позитивного опыта участия школьников в интеллектуальных соревнованиях форматов офлайн и онлайн; прослежены последствия негативного опыта участия в них. В ходе исследования, авторы статьи пришли к выводу, что основными целями и задачами интеллектуальных состязаний являются развитие у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей, пропаганда научных знаний, формирование ИКТ компетенций. Все перечисленное достигается путем использования интернет ресурсов в качестве платформы интеллектуальных соревнований.
Ключевые слова: позитивный, негативный, опыт обучения, интеллектуальное соревнование, Интернет ресурсы, платформа, учащийся, дистанционная олимпиада, я-концепция

The influence of Internet resources on the formation of a positive experience of schoolchildren participation in intellectual competitions

Keldibekova Aida Oskonovna,
PhD of pedagogy, associate professor, Kyrgyzstan, Osh, Osh State University
Zakirov Iskandar Ulugbekovich
graduate student, Kyrgyzstan, Osh, Osh State University
Zhakypova Zhumagul Asilbekovna
graduate studentKyrgyzstan, Osh, Osh State University

Abstract: This article examines the impact of Internet resources on the formation of a positive experience of schoolchildren participation in intellectual competitions. The research methods were used: studying the experience of organizing and conducting intellectual competitions for young students, as well as scientific and methodological literature on this issue. As a result of studying the problem posed, the goals of holding intellectual competitions were identified; determined the impact of Internet resources on the formation of a positive experience of participation of students in intellectual competitions formats offline and online; traced the consequences of a negative experience of participation in them. During the study, the authors came to the conclusion that the main goals and objectives of intellectual competitions are to develop students' interest in research activities, create the necessary conditions for identifying and supporting gifted and talented children, promoting scientific knowledge, and developing ICT competencies. All of the above is achieved by using Internet resources as a platform for intellectual contests.
Keywords: positive, negative, learning experience, intellectual competition, Internet resources, platform, student, remote olympiad, I-concept


Введение. Одаренные дети являются частью национального достояния и интеллектуального ресурса любой страны. Поэтому, реализация их интеллектуальных способностей важны для самого ребенка, для его семьи, для школы, и в конечном счете, для всей республики. Важнейшим направлением решения проблемы выявления и поддержки одаренных детей являются интеллектуальные и творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады, интеллектуальные викторины и игры, соответствующие потребностям и возможностям этой категории учащихся, и содействующие дальнейшему развитию одаренности.                                          

Результаты исследования. Интеллектуальные соревнования организовываются по подобию спортивных, но основным критерием определения победителя выступают его умственные показатели [13]. Интеллектуальные соревнования мы разделили на три условные группы:                

1. Республиканская предметная олимпиада школьников.

2. Другие соревнования и конкурсы, организаторами которых выступают образовательные учреждения и бизнес-структуры. 

3. Интеллектуальная игра.                                                                                 

Республиканская предметная олимпиада школьников проводится под председательством Министерства образования и науки Кыргызской Республики [3, с. 215]. Достижения победителей и призеров олимпиад учитываются при поступлении в ВУЗы страны, количество поступивших абитуриентов по итогам олимпиад, как и средний балл общереспубликанского тестирования (ОРТ), являются показателями рейтинга вузов при оценке их эффективности.                         

Помимо олимпиад проводятся всевозможные конкурсы и соревнования, итоги которых не дают право их дипломантам претендовать на льготное поступление в вузы.                

Интеллектуальная игра – любая игра, в которой игроки используют свою эрудицию, предполагают ответы на вопросы из различных сфер жизни, например, «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники и умницы», «Брейн-ринг» и пр. Участие в них расширяет кругозор, повышает эрудицию; формирует и развивает логическое, нестандартное и творческое мышление; коммуникативные навыки, навыки командной работы участников.                                                   

Прежде чем перейти к самой сути доклада, давайте дадим определения некоторым терминам встречающихся в названии доклада: «Влияние – (кого-чего) - воздействие, оказываемое кем-либо, чем-либо на кого-либо, что-либо; позитивный - положительный (противоп.: негативный)» [8].

«Опыт обучения относится к любому взаимодействию, курсу, программе или другому опыту, в котором происходит обучение, независимо от того, происходит ли это в традиционных академических условиях (школах, классных комнатах) или нетрадиционных условиях (вне школы, на открытом воздухе) или включает в себя традиционные образовательные взаимодействия (учащиеся, обучающиеся у преподавателей и преподавателей) или нетрадиционные взаимодействия (учащиеся учатся в играх и интерактивных программных приложениях)» [14].

Интернет-ресурс (синонимы веб-ресурс, веб-сайт, веб-сервис, сайт) – это совокупность интегрированных средств технического и программно-аппаратного характера, а также информации, предназначенной для публикации во Всемирной паутине [9]. В данном докладе термин интернет ресурс будет подразумеваться как ресурс для сбора информации, так и в качестве платформы для проведения интеллектуальных соревнований.  

Итак, когда мы не имеем разногласий в понимании терминов, можно переходить к самой сути исследования.                                                                 

Цели проведения интеллектуальных соревнований бывают явными и неявными, т.е. скрытыми.

К явным целям относятся:

• оценка знаний в той или иной области у участвующих в соревнованиях;

• выявление более сильного участника, в случае командного соревнования, выявление более сильной команды;

• привлечение внимания к предмету, к теме, к вопросу и т.д.

К скрытым целям проведения интеллектуальных соревнований относятся:

• обучающая цель;

• развивающая цель;

• мотивация к обучению и углублению знаний;

• создание духа соперничества; стремления к лидерству;

• предоставить возможность познать вкус успеха и профессионализма.

Проведение соревнований можно разделить на 2 типа: онлайн и офлайн.

Для сбора информации во время подготовки к соревнованиям информация берется из книг, журналов, статей, энциклопедий. Они могут быть доступны физически, то есть офлайн [11], и виртуально в сети интернет онлайн [10].

Из этого можно сделать вывод, что независимо от того, проводится интеллектуальное соревнование на специализированном интернет ресурсе (платформе) онлайн либо без доступа к Интернету офлайн во время подготовки к интеллектуальным соревнованиям, могут быть использованы интернет ресурсы как источник информации. 

Далее рассмотрим влияние интернет ресурсов в каждом из этих случаев.

1. Влияние интернет ресурсов на формирование позитивного опыта участия школьников в офлайн интеллектуальных соревнованиях.                            

Подготовка к интеллектуальным соревнованиям требует больших затрат в плане времени. Особенно много времени уходит на поиск информации. Ситуация усугубляется еще больше, когда при поиске книги, журнала и т.п. в библиотеке, то есть в офлайн ресурсе, не зная точного названия литературы, либо его автора. В данном случае, чтоб начать поиски необходимо обратится к предметному каталогу, переписать название кучи книг, журналов, статей и авторов, найти их и прочитать, и возможно, если вам повезет вы найдете именно, то что вы искали. Результативность таких поисков строго зависит от популярности искомой темы, от того насколько богат фонд библиотеки в котором производится поиск литературы и как часто этот фонд обновляется, так как если сама тема относительно новая, или в этом направление было открытого много нового за последнее время, результативность поисков может свестись на нет и оказаться мало результативной. Бывает и такое что вам повезло, и вы смогли найти более или менее подходящую литературу в предметном каталоге, но сама литература оказалась выдана на руки и неизвестно, когда эту литературу вернут обратно в библиотеку. Каждый завсегдатай читатель библиотеки хотя бы раз сталкивался с вышеописанными проблемами.

Вышеописанные проблемы формируют негативный опыт участия школьников в интеллектуальных соревнованиях уже на стадии подготовки к соревнованиям. Так чем же плох этот негативный опыт мало результативного и время затратного поиска информации в офлайн ресурсах? Какие последствия влечёт этот негативный опыт? Последствия такого негативного опыта бывают прямые и косвенные.

Прямые последствия негативного опыта поиска информации в офлайн ресурсах. Самое первое и самое очевидное последствие такого негативного опыта поиска информации в офлайн ресурсах это отсутствие самой информации, либо отсутствие достаточного объема информации из-за чего участник интеллектуальных соревнований не может подготовиться на достаточном для участия в соревнованиях уровне. Недостаточная подготовленность участника интеллектуальных соревнований влечёт к его неуспешному либо провальному участию в интеллектуальных соревнованиях, попытки победить в соревнованиях недозволенными путями.

Косвенные последствия негативного опыта поиска информации в офлайн ресурсах - это появление у участника интеллектуальных соревнований чувства неуверенности, страха перед соревнованиями, де-мотивированность в будущем к участию в интеллектуальных соревнованиях.                                             

Возможно в данной статье описаны не все возможные последствия негативного опыта, но даже из перечисленных мы можем сделать вывод, что лучше избегать получения негативного опыта при подготовке к интеллектуальным соревнованиям.

При использовании же интернет ресурсов, можно избежать подобных проблем, человек вводит ключевое слово либо ключевую фразу из того, что нужно найти, в поисковую строку и в большинстве случаев человек находит искомое на одном из ресурсов, предложенных на первой странице поискового агрегата, порой даже не переходя на вторую или третью страницы. И это дает колоссальную экономию времени.                                                                  

Огромный выбор источников, непосредственно связанных с ключевым словом или фразой, позволяет сравнивать материалы и выбирать наиболее подходящие. Нет необходимости в физическом посещении библиотек города. Все эти преимущества интернет ресурсов качественно влияют на подготовку школьников к интеллектуальным соревнованиям, и уже на стадии подготовки влияют на формирование позитивного опыта участия школьников в них, так как доступ к искомой информации и подготовленность к соревнованиям качественно влияют на эмоционально-психологическое состояние участников соревнований и на исход этих соревнований.

Из вышеописанного можно сделать вывод, что подготовительная часть к интеллектуальным соревнованиям может происходить с использованием или без использования интернет ресурсов. В свою очередь использование интернет ресурсов уже на подготовительной части формируют позитивный опыт участия школьников в интеллектуальных соревнованиях.

Сам процесс проведения интеллектуальных соревнований без использования интернет ресурсов в качестве платформы для проведения интеллектуальных соревнований может быть организован таким образован, чтобы сформировать позитивный опыт участия школьников в интеллектуальных соревнованиях.

2. Влияние интернет ресурсов на формирование позитивного опыта участия школьников в онлайн интеллектуальных соревнованиях.                      

На сегодняшний день интернет ресурсы можно использовать не только в качестве ресурса для поиска информации, но также в качестве платформы для проведения интеллектуальных соревнований. И таких платформ на сегодня насчитывается десятки, если не сотни. Эти платформы содержат в себе программный код, обеспечивающий возможность не только проведения самого интеллектуального соревнования, но также проведение этих соревнований увлекательными способами с применениями современных технологических достижений. Для примера возьмем несколько наиболее известных интернет ресурсов, предлагающих платформы для проведения интеллектуальных соревнований: Classtime https://www.classtime.com/ru [15], Kahoot https://kahoot.com [16], Quizalize https://www.quizalize.com [17], Socrative https://socrative.com [18].

Эти интернет ресурсы имеют определенное сходство, и в тоже время являются уникальными. Их объединяет одна общая цель: формирование позитивного опыта участия школьников, студентов в интеллектуальных соревнованиях. И для этой цели во всех этих платформах интеллектуальные соревнования организованы в качестве интерактивных игр с элементами гонок. Индивидуальный участник либо команда, дающая правильный ответ, быстрее соперников вырывается вперёд. Что формирует некую иллюзию того, что самоцель от состязаний не интеллектуальное соревнование, а победа в гоночных играх, а это способствует повышению уровня, вырабатываемого организмом участников адреналина. У них формируется чувства азарта по отношению к интеллектуальным соревнованиям, потребность к победе. Вследствие чего участники будут лучше готовиться к интеллектуальным соревнованиям, испытывая по отношению к ним, позитивные чувства, а не страх, тревогу и переживания. Все это достигается путем использования интернет ресурсов как в качестве платформы интеллектуальных соревнований. Основными направлениями развития системы интеллектуальных соревнований, авторы исследований считают:                                              

1. Развитие антикоррупционной составляющей в организации и проведении творческих и интеллектуальных соревнований.

2. Формирование непрерывной творческой траектории талантливых детей и молодежи «школа – вуз - производство».

3. Расширение географического, количественного и возрастного охвата системы поиска и поддержки молодых талантов.

4. Материальная поддержка развития системы поиска и поддержки молодых талантов [1, с.145-147]. 

При рассмотрении вопроса о проведении непосредственно интеллектуальных соревнований по математике, то для учеников I-ⅩI классов республики доступно участие в дистанционных олимпиадах [4], [6], участие в которых осуществляется через электронную почту, Интернет ресурсы и ИКТ технологии: «Имеется многообразие возможностей использования информационных технологий для обучения: дистанционное обучение; различные конкурсы; интернет-библиотеки; сайты онлайн-олимпиад по математике» [6]. Среди факторов, определяющих успешность школьников в формировании компетентностей в области олимпиадной математики, мы относим информационные ресурсы по подготовке школьников к олимпиадам, среди которых выделен блок «ⅤⅠ. Задачные базы, распределенные в сети Интернет» [7, с. 29], выделен блок Интернет-ресурсы: «Применение информационных технологий при создании учебных сайтов, электронных библиотек, фонда олимпиадных задач, тренировочных тестов, учебной литературы и др. непосредственно решают эту проблему» [5, с. 176], сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» [12]. Позитивный опыт участия школьников в дистанционных олимпиадах поддерживается со стороны организаторов таких конкурсов. Так, учеников поощряют за стремление к победе, для этого награждают каждого ученика полезными и ценными призами, дипломами и сертификатами, а их родителям оформляют благодарственные письма, также предусмотрены личные «Таблицы достижений» - медали, которые можно вклеить в специальные ячейки. В таблице есть календарь на учебный год и табель «Моя успеваемость», где можно записать свои оценки по итогам каждой четверти и года. Определенную роль играют и сами задания, построенные по принципу занимательных и доступных задач. Немаловажно, что учащимся предоставляется возможность посмотреть решения заданий для анализа своих ошибок.

Учителю современной школы необходимо проводить целенаправленную работу по формированию ИКТ компетентности учеников, развивая у них навыки поиска, обеспечивая «доступ к распределенным в сети Интернет базам данных, источникам информации; обучающими материалами по решению олимпиадных задач» [6].  Исходя из роли Интернет ресурсов в подготовке школьников к участию в интеллектуальных соревнованиях, выделим цели обучения школьников ИКТ компетенциям:

1) формирование умений учащихся работать по ознакомительному изучению содержания различных информационных ресурсов;

2) развитие умений учащихся по обработке и интерпретации информации;

3) предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации;

4) организовывать работу школьников с архивами.                                               

По мнению авторов, определение понятия позитивной Я-концепции как: «совокупности относительно устойчивых установок человека по отношению к самому себе», оказывает существенное положительное влияние на интерпретацию жизненного опыта, на жизненные цели, на соответствующую систему ожиданий и прогнозов относительно своего будущего» [2]. Следовательно, участие школьников и студентов в различных интеллектуальных состязаниях, при наличии успехов и достижении результатов, способствует формированию так называемой «психологии победителя», стало быть формируют их позитивную Я-концепцию.                                           

Выводы: интеллектуальные соревнования являются возможностью для участников оценить и сравнить уровень своих достижений в той или иной предметной области с успехами других, подготовиться к дальнейшему изучению предмета в ВУЗе.

Интеллектуальные соревнования являются одним из инструментов выявления талантливой молодежи, а льготы при поступлении, которые они дают, один из способов поддержки и стимулирования талантов к дальнейшему росту.        

Участие в дистанционных конкурсах способствует развитию у школьников устойчивых положительных эмоций, способствует открытию учащимися качественно новых знаний. Количественный рост учащихся, принимающих участие в подобных состязаниях, свидетельствует о востребованности предлагаемой формы деятельности школьников и о необходимости введения дистанционной формы обучения школьников. Интернет ресурсы, при этом, имеют большое влияние на формирование позитивного опыта участия школьников в интеллектуальных соревнованиях.


Список литературы

1. Гдалина Т.Г., Гдалин Д.А. Интеллектуальные соревнования школьников как форма выявления и поддержки талантливой молодежи//Universum: Вестник Герценовского университета, 2013. – С. 138-148. 2. Драндров Г.Л., Сюкиев Д.Н. Особенности влияния занятий спортом на развитие позитивной я-концепции в 14-16 лет// Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id =27888
3. Келдибекова А.О. Опыт организации школьных математических олимпиад в Кыргызстане и в странах зарубежья//Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2016. - № 5. - С. 215-218.
4. Келдибекова А.О., Золотарева Т.А. Особенности применения информационных технологий на уроках//Наука. Образование. Техника. - 2017. - № 3-4 (60). - С. 50-54.
5. Келдибекова А.О. Роль информационных технологий в управлении процессом организации математических олимпиад школьников// Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - № 5 (71). - С. 176-179. URL: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.71.013
6. Келдибекова А.О., Омаралиев А.Ч. Математическая олимпиада как один из факторов влияния на повышение уровня информационной компетентности школьников Кыргызстана//Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28132.
7. Келдибекова А.О., Токоева Д.Т., Хасанова М. Содержание информационных ресурсов по подготовке школьников к математическим олимпиадам//Тенденции развития науки и образования, 2018. - № 43. - Часть 2. – С. 28-34.
8. Большой толковый словарь русского языка/гл. ред. С. А. Кузнецов. – Санкт-Петербург: Норинт, 1998. – 1534 с.
9. Глоссарий Интернет маркетинга [Электронный ресурс]. URL: https://glossary-internet.ru/terms/%C8/ 4696/
10. Кэмбриджский словарь. Деятельность или служба доступная исключительно через интернет [Электронный ресурс]. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/online
11. Кэмбриджский словарь. Не управляемый через интернет или не подключенный к интернету [Электронный ресурс]. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/ offline
12. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr
13. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia. org/wiki/Category: Intellectual_competitions
14. The Glossary of Education Reform [Электронный ресурс]. URL: https://www.edglossary.org/ learning-experience
15. Сервис Classtime [Электронный ресурс]. URL: https://www.classtime.com/ru
16. Сервис Kahoot [Электронный ресурс]. URL: https://kahoot.com
17. Сервис Quizalize [Электронный ресурс]. URL: https://www.quizalize.com
18. Сервис Socrative [Электронный ресурс]. URL: https://socrative.com

Расскажите о нас своим друзьям: