Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 37.032

Дата публикации 08.01.2019

Построение личностно-ориентированной урочной и внеурочной деятельности – залог эффективности современного образования

Келдибекова Аида Осконовна
кандидат педагогических наук, доцент, Ошский государственный университет, Кыргызстан, г. Ош, aidaoskk@gmail.com
Токоева Динара Туманбаевна
студентка магистратуры, Ошский государственный университет, Кыргызстан, г. Ош
Абдыллажан уулу Аманбек
студент магистратуры, Ошский государственный университет, Кыргызстан, г. Ош
Фазилов Рахматулло Равшанович
студент магистратуры, Ошский государственный университет, Кыргызстан, г. Ош

Аннотация: Цель данной статьи определить содержание личностно ориентированного обучения (ЛОО), выявить его принципы и отличия от традиционного обучения. Методы исследования: изучение и анализ научной, учебно-методической литературы по данной теме. В результате исследования выполнен сравнительный анализ обучения и характеристики занятий с позиции подходов традиционного и ЛОО обучения, выявлены функции и определены роли учителя и ученика. Практическая значимость работы: ЛОО, как педагогическая технология, предполагает применение интерактивных методов обучения, поэтому статья представляет интерес для студентов педагогических специальностей и учителей различных дисциплин при построении обучающей деятельности на основе интерактивных методов. Выводы: построение урока по технологии ЛОО способствует формированию и закреплению ключевых компетенций, и эффективна не только на уроках, но и при подготовке школьников к математическим олимпиадам.
Ключевые слова: урок, учитель, ученик, математика, принципы, технология, личностно ориентированное обучение, программа обучения, олимпиада

Construction of the person-centered and extracurricular activities as key to the effectiveness of modern education

Keldibekova Aida Oskonovna
PhD of pedagogy, associate professor, Osh State University, Kyrgyzstan, Osh
Tokoeva Dinara Tumanbayevna
graduate student, Osh State University, Kyrgyzstan, Osh
Abdillazhan uulu Amanbek
graduate student, Osh State University, Kyrgyzstan, Osh
Rahmatullo Razhanovich Fazilov
graduate student,Osh State University, Kyrgyzstan, Osh

Abstract: The purpose of this article is to determine the content of person-centered learning (PCL), to identify its principles and differences from traditional learning. Research methods: study and analysis of scientific, educational and methodical literature on this topic. As a result of the study, a comparative analysis of studies and characteristics of classes from the perspective of traditional and PCL studies was carried out, the functions were identified and the roles of the teacher and the student were determined. The practical significance of the work: PCL, as a pedagogical technology, involves the use of interactive teaching methods, so the article is of interest to students of pedagogical specialties and teachers of various disciplines in constructing learning activities based on interactive methods. Conclusions: the construction of a lesson on PCL technology contributes to the formation and consolidation of key competencies, and is effective not only in the classroom, but also in preparing students for mathematical olympiads.
Keywords: lesson, teacher, student, mathematics, principles, technology, student-centered learning, training program, olympiad


Введение. Развитие информационного общества, высокий уровень требований к компетентности специалистов требуют от каждого человека профессиональных качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро принимать правильные решения. Формирование указанных качеств начинается со школьного образования, одной из целей которого является развитие способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, этому способствует внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения.           

Результаты исследования. В энциклопедии дается определение: «Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения» [15].

Исследуя разновидности педагогических технологий, М.Ю. Олешков выявил, что: «наиболее известная попытка классификации педагогических технологий принадлежит Г. Селевко. В рамках групп и подгрупп он выделяет около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий, которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса» [14]. Лотар Клиберг, характеризуя различные аспекты образования и анализируя отдельные области образования и ступени обучения, дает такое определение традиционному обучению: «Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоение индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта» [10, с. 25]. Отличие же личностно ориентированного образования (в дальнейшем ЛОО) в том, что это: «образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика,  исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» [13, с. 55]. Л.П. Кибардина, исследуя прменение инновационных технологий в школьном образовании, выделяет “9 основных идей ЛОО:

• дети приходят к знаниям из личного опыта и общения с окружающим миром;

• уважать идеи детей и использовать их в учебном процессе;

• создание возможности выбора;                                                

• учитель стимулирует рост и развитие детей, подкрепляя их интересы, нужды и достижения;

• организация среды деятельности школьника;

• развитие чувства общности: участвовать конструктивно в работе, вовлекать в деятельность других, быть доброжелательным, коммуницировать;           

• самостоятельность и ответственность;

• индивидуализация;                                                                                                      

• родители – участники процесса” [4, с. 12].                                                             

Таким образом, личностно ориентированное обучение, как один из видов педагогических технологий, основанных на гуманно-личностной ориентации педагогического процесса, ставит в центр всей образовательной системы личность обучаемого. «Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия "педагог-ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений» [6, с. 39]. Выполняя сравнительный анализ личностно ориентированного и традиционного обучения, С.В. Буланов выявил их отличия, таблица 1:

Таблица 1. Сущность традиционного и личностно ориентированного обучения [2]

Обучение

Традиционное

Личностно ориентированное

Центр процесса

учитель

ученик

Образ ученика

«человек – глина»

«человек – семя»

Обучение

преподавание + учение

освоение

Ведущая деятельность

преподавание

познание

Особенности обучения

нивелирование субъектных различий

раскрытие различий субъектного опыта

Главная ценность

общественные интересы

личность ребенка

источник знания

учитель, учебник

образовательная среда

Функция учителя

Контроль субъекта познания

Организатор образовательной среды

Среди характерных для личностно ориентированного подхода в обучении принципов, мы выделим общие:

“1. Принцип индивидуальности, характеризуется тем, что преподаватель учитывает индивидуальные способности обучающегося.  

2. Принцип самоактуализации. Преподаватель мотивирует учащихся, способствует проявлению ими своих природных навыков и умений.                         

3. Принцип выбора. Дает ученику возможность самостоятельно регулировать свою деятельность при выполнении задания, то есть осуществлять свою роль в зависимости от уже имеющихся умений, знаний и навыков.                                 

4. Принцип успеха и творчества, помогает обучающимся проявлять себя, заставляет рассуждать и мыслить. Позволяет обеспечивать контроль и дает правильную оценку результатов учащегося, стимулирует обучающегося на дальнейшее обучение” [1, с. 9].                                                                          

Сущность личностно-ориентированного образования состоит и в том, что формы, методы, взаимоотношения преподавателей и обучающихся построены таким образом, чтобы обеспечить развитие ценностей, мотивов, установок, предпочтений ученика на следующих «принципах:                   

1) человек находится в активно-деятельном отношении к миру и к самому себе, активность обучаемого выступает в своем творческом проявлении;

2) принцип природосообразности позволяет учитывать природные особенности обучающегося и соответственно его возрастные особенности. Организация учебного процесса опирается на врожденные качества учащегося, такие, как любознательность, активность, способность. Этот подход нацеливает на развитие мотивации к изучению материала, на стимулирование чувства удовлетворения, ощущения успеха от удачно осуществляемой деятельности;      

3) принцип продуктивности нацеливает на создание реальных продуктов обучения. Это обеспечивает формирование опыта, как учебно-познавательного, так и социально-культурного;

4) принцип автономности предусматривает увеличение удельного веса самостоятельности обучаемых, наличие элементов само- и взаимообучения» [11, с. 90].    

В методической литературе представлены характеристики “урока, ориентированного на школьника:

• знания детей являются отправной точкой;

• запросы и знания ученика уравновешиваются уровнем подготовленности учителя;                                                                                                                      

• учитель придает учебному процессу эмоциональный характер, обеспечивая учет индивидуальных особенностей детей;

• обучение создает продукт деятельности” [4, с. 13].

Особенности личностно ориентированного обучения влияют на развитие позитивной я-концепции, что положительно сказывается на результатах обучения [3]. В работе авторов дается сравнение роли учителя и ученика при разных подходах к обучению, таблица 2:

Таблица 2. Роль учителя в традиционном и ЛОО [4, с. 33]

С доминированием учителя

Ориентированные на ученика

Единственный источник информации

Учитель - фасилитатор

Люди, завершившие образование

Учитель наравне с детьми

Учитель транслирует информацию

с помощью лекций, учебников т.п.

Учитель строит обучение, основанное на прямом опыте, общении

Учитель строит опрос вокруг правильных (неправильных) ответов

Учитель провоцирует детей на вопросы и развивает их мышление

Знания - цель

Знания инструмент

Учитель отвечает за поведение класса и является авторитетом для класса

Учитель и ученики вместе вырабатывают правила поведения в  классе

Учитель предоставляет информацию,

выбирает дидактическое поведение

Учитель дает ориентир, выбирает интерактивное поведение

Учитель видит учеников как чистые страницы для нанесения информации

Учитель видит в учениках думающих людей, развивающих свои теории

Ученики работают поодиночке

Ученики работают в парах, группах

Учебная программа по математике для общеобразовательных школ предполагает создание условий для повышения качества обучения посредством использования эффективных методов обучения. Каждое занятие должно быть направлено на то, чтобы развить интерес школьников к совершенствованию техники решения сложных, конкурсных заданий. Так, ученики имеют возможность подготовиться к вступительным экзаменам, следовательно, и к конкурсному отбору в высшие учебные заведения. Обучение решению задач в 10-11 классах, поможет старшеклассникам углубить свои математические знания, с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, которые не изучаются в программе школьного курса. Результаты общереспубликанского тестирования (ОРТ) и итоговой государственной аттестации (ИГА), ежегодно проводимых в школах Кыргызской Республики, не раз доказывают важность изучения тем в школьном обучении, таблица 3.

Таблица 3. Формируемые предметные компетенции при изучении тем

Уравнения и системы уравнений

Цель

Сформировать умения решать уравнения и системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, разными методами

Знать

- преобразования, основные методы решения квадратных, дробно- рациональных уравнений, их систем

- нестандартные приемы решения уравнений, систем уравнений

Уметь

- применять методы решения уравнений систем: метод промежутков при решении уравнений с модулем, уравнений с параметрами, метод мажорант при решении комбинированных уравнений

- использовать свойства монотонности функции при решении логарифмических,  показательных уравнений

Неравенства и системы неравенств

Цель

Сформировать умения решать неравенства, их системы

Знать

- равносильные преобразования при решении неравенств

- основные методы решения квадратных, дробно- рациональных неравенств, их систем, метод промежутков при решении неравенств с модулем и неравенств с параметрами.

- методы решения тригонометрических неравенств

- нестандартные приемы решения неравенств, и их систем.   

Уметь

- применять методы решения неравенств и их систем,

- использовать свойства монотонности функции при решении логарифмических и показательных неравенств.  

Функции и их свойства

Цель

Сформировать умения исследования функции по заданной формуле и построения их графиков; навыки “чтения” графиков функции

Знать

- свойства и алгоритм исследования функции,             

- геометрический и физический смысл производной

Уметь

- находить область определения, множество значений функции;                     

- исследовать функции на экстремум, четность, периодичность;

- находить производную функции; наибольшее и наименьшее значения, экстремумы функции

Текстовые задачи

Цель

Сформировать умения решать задачи на проценты, сплавы, движение, работу

Знать

- Алгоритм составления уравнения, неравенства для решения задач;                                    

Уметь

- анализировать реальные числовые данные, пользоваться оценкой и прикидкой результатов расчеты;

- моделировать и исследовать построенные модели

Арифметическая и геометрическая прогрессии

Цель

расширить представления ученика о числовых последовательностях; сформировать умения применять свойства арифметической и геометрической прогрессий при решении задач

Знать

- определение арифметической и геометрической прогрессий; разности и знаменателя прогрессий;

- смысл понятия «n-й» член последовательности; формулы n-го члена и суммы n-членов прогрессий.

Уметь

применять формулы n-го члена и суммы n-членов арифметической и геометрической прогрессий;

Задачи по планиметрии и стереометрии

Цель

сформировать умения решать задачи по геометрии: на построение сечений, комбинацию стереометрических тел, конкурсные задачи

Знать

- аксиомы, определения, теоремы, свойства геометрических фигур,

- формулы для вычисления геометрических величин

Уметь

применять свойства геометрических фигур, формулы для вычисления геометрических величин

Многолетний опыт преподавания в старших классах в школе с углубленным обучением математики привел нас к выводу, что эффективность математических задач и упражнений в значительной мере зависит от степени творческой активности учеников при их решении. Математические задачи предназначены для пробуждения мыслительной самостоятельности учеников: «Говоря об активизации мышления учеников, нельзя забывать, что при решении математических задач учащиеся не только выполняют построения, преобразования и запоминают формулировки, но и обучаются четкому мышлению, умению рассуждать, сопоставлять и противопоставлять факты, находить в них общее и различное, делать правильные умозаключения» [5]. При обучении школьников решению конкурсных и олимпиадных заданий, эффективно применять интерактивные методы, в частности, метод проектов: «Исследуя возможности применения метода проектов в процессе подготовки к математическим олимпиадам, считаем целью его применения - углубленное усвоение математических знаний, развитие нестандартного мышления школьников, формирование ключевых и исследовательских компетенций учащихся» [9, с. 87].                                                                    

В личностно ориентированном обучении выделены 4 вида технологий [12]:

1. Технология разноуровнего обучения. С учетом математических способностей выделены такие категории учеников: малоспособные; талантливые (около 5%); ученики, усвоение учебного материала которых, зависит от затрат учебного времени (около 90%). Для освоения учебной программы по математике, необходимо осуществлять уровневую дифференциацию, соответствующих государственному стандарту по базовому и профильному уровням.

Суханова Н.А. считает, что: «С позиций личностно-ориентированного подхода максимальная степень профилизации обучения - это его индивидуализация» [16, с. 236]. И указывает на реализацию профильного обучения в старших классах, как на возможность обеспечить индивидуальную образовательную траекторию ученика, акцентируя внимание на необходимость комплексного подхода к целям математического образования, на усиление обучающей функции преподавания математики.                                    

Традиционно выделяют следующие формы организации методической работы: «а) организация углубленной подготовки учащихся по отдельным предметам (гимназии и школы с углубленным изучением предметов); б) системная работа школы над единой темой; в) профильная работа школы» [8, с. 61-62].                                                                                                                       

2. При работе по технологии коллективного взаимообучения используют деление учеников на три вида парной работы:                                          

а) статическая пара: ученик-ученик, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик» с разным уровнем подготовки к предмету.                                      

б) Динамическая пара составляется из четырех учащихся, выполняющих задание, имеющее четыре части.

в) Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

- каждый учащийся работает в индивидуальном темпе;

- повышается ответственность за результаты коллективного труда;

- формируется адекватная самооценка личности,

- увеличивает число ассоциативных связей при обсуждении учебного материала, обеспечивает его прочное усвоение

3. Главная идея технологии сотрудничества - обучение сообща, что предполагает общность цели и задач, индивидуальную ответственность и равные возможности успеха. Предполагает обучение в малых группах.              

4. Сущность технологии модульного обучения заключается в том, что в процессе работы с модулем, ученик самостоятельно или с помощью учителя, достигает конкретных целей учения. 

Исследователи выделяют следующие возможности личностно-ориентированной технологии, обеспечивающие положительный эффект обучения:

- обеспечивать возможность обучения по индивидуальной программе с учетом его познавательных способностей, склонностей, мотивов и целей;

- способствовать оптимизации и специализации процесса обучения;

- системно обеспечивать реализацию всех принципов обучения;

- реализовать дидактический принцип рефлексии;

- не создавать противоречий с принципами и закономерностями традиционной педагогики и дидактики.

Положительная роль личностно ориентированного обучения заключается и в том, что ученикам дана возможность активно вовлекаться в образовательный процесс: «каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества» [7, с. 199]. Кроме того, эта педагогическая технология широко использует наглядные методы, т.к. помимо «традиционных форм обучения (лекций, семинаров, практических, лабораторных занятий и др.), предполагает в ходе их проведения использование компьютеров, кино-, видео-, аудио- и различного рода проектной техники» [11, с. 92]. Вышеперечисленное свидетельствует об эффективном применении ЛОО в углубленном изучении дисциплин. Выводы: исследователями выделены 9 основных идей личностно ориентированного обучения; принципы, характерные для личностно ориентированного подхода в обучении; сравнительный анализ личностно ориентированного и традиционного обучения позволил определить основные отличия традиционного и личностно ориентированного обучения.

В современной школьной практике активно используются 4 вида технологий личностно ориентированного обучения, а именно: технологии разноуровнего обучения; коллективного взаимообучения; сотрудничества; модульного обучения.                                                                                                

Перечисленные технологии выступают в качестве средств, развивающих потенциальные возможности школьников, согласно которым учитель не преподносит истину в готовом виде, а учит ее находить. И урок, построенный по принципу ЛОО, предполагает функцию учителя, как организатора, а ученика, как центральной фигуры процесса обучения.

Построение урока по технологии ЛОО способствует формированию и закреплению исследовательской, познавательных, коммуникативных компетенций, содействует созданию положительного настроя и позитивной я-концепции, что немаловажно при участии в интеллектуальных состязаниях, следовательно, является эффективным при подготовке школьников к участию в конкурсах и олимпиадах.


Список литературы

1. Аубакирова Г.Т., Бейсенбай А.Б. Личностно ориентированный подход в обучении профессионально ориентированному иностранному языку// Международный журнал экспериментального образования. - 2018. – № 4. – С. 5-11; URL: http://expeducation.ru/ru/ article/view? id=11799
2. Буланов С.В. Личностно ориентированные образовательные технологии как средство реализации новых целевых установок общего среднего географического образования//Сб. материалов Школьное географическое образование. Инновационный опыт педагогов Владимирской области. - Владимир: ВИПКРО, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://geum.ru/next/art-94916.php
3. Драндров Г.Л., Сюкиев Д.Н. Особенности влияния занятий спортом на развитие позитивной я-концепции в 14-16 лет // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5; URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id =27888
4. Инновационные технологии обучения в школе: информационно-методические материалы. - Бишкек, 2007. – 152 с.
5. Келдибекова А.О. Роль нестандартных задач по математике в развитии логического мышления учащихся школ//Вестник КГУ им. И. Арабаева. - Бишкек, 2015. – Спецвыпуск. - С. 152-157.
6. Келдибекова А.О., Абдулазиз Р.З. Технология личностно-ориентированного обучения//Вестник Ошского государственного университета. - 2016. - Т. 3. – № 4. - С. 37-43.
7. Келдибекова А.О. Применение интерактивных методов обучения на уроках истории//Вестник Ошского государственного университета. - 2016. - Т. 3. - № 4. - С. 196-200.
8. Келдибекова А.О. Инновационные формы организации методической работы в школе//Наука. Образование. Техника. - 2017. - № 3-4 (60). - С. 60-63.
9. Келдибекова А.О. Формирование навыков проектной деятельности школьников при подготовке к математическим олимпиадам//Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - № 6-2 (72). - С. 86-90. URL: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.72.6.039
10. Клиберг Л. Проблемы теории обучения. - Москва: Педагогика, 1984. – 256 с.
11. Косарев В.Н., Рыков М.Ю. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. – 2007. – С. 89-94.
12. Никитина Н.Н. и др. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: учеб. пособие/Н.Н. Никитина, М.И. Лукьянова, С.Н. Митин и др. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 103 с.
13. Новые ценности образования. - Москва: РФФИ-ИПИ, 1995. – 110 с.
14. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации//Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сб. научн. трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.
15. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Педагогические_технологии.
16. Суханова Н.А. Личностно-ориентированный подход в профильном обучении как основа индивидуализации образования старшеклассников//Сибирский педагогический журнал. - № 1. – 2010. - С. 232-238.

Расскажите о нас своим друзьям: