Юридическая психология | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 159.99

Дата публикации 30.12.2017

У истоков юридической психологии: Ганс Курелла (1858-1916)

Плавинская Юлия Борисовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России, ФГКОУВО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», Россия, г. Нижний Новгород

Аннотация: Ганс Курелла – один из известных представителей немецкой психиатрии, крупнейший последователь Чезаре Ломброзо в Германии. Ученый занимался проблемами криминальной антропологии, судебной психиатрии и криминальной психологии. Статья содержит анализ научного наследия Г. Куреллы. Отмечается значение научного творчества немецкого ученого для дальнейшего развития исследований личности преступника. Все это имеет большое значение для устранения информационных пробелов в истории развития юридической психологии в Германии.
Ключевые слова: юридическая психология, криминальная антропология, судебная психиатрия, криминальная психология

At the origins of legal psychology: Hans Kurella (1858-1916)

Plavinskaya Julia Borisovna
candidate of psychological Science, assistant professor, Department of Psychology and Pedagogy of Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», Russia, Nizhniy Novgorod,

Abstract: Hans Kurella is one of the famous representatives of German psychiatry, the largest follower of Cesare Lombroso in Germany. The scientist dealt with problems of criminal anthropology, forensic psychiatry and criminal psychology. The article contains an analysis of G. Kurella's scientific heritage. The importance of the scientific creativity of the German scientist is noted for the further development of research on the personality of the criminal. All this is of great importance to address information gaps in the history of legal psychology in Germany.
Keywords: legal psychology, criminal anthropology, forensic psychiatry, criminal psychology

Юридическая психология – особая отрасль научного знания, которая прошла долгий и непростой путь развития. Вопросы зависимости специфики совершенного преступления от психологических особенностей личности преступника, психологические механизмы противоправного поведения, психологические аспекты уголовного судопроизводства издавна привлекали внимание ученых. Вторая половина XIX века ознаменовалась ростом преступности во всех ведущих капиталистических странах. Поэтому произошло значительное усиление интереса общества к объяснению причин преступного поведения с точки зрения психологии. Конец XIX и начало XX века – время бурного расцвета научных исследований в сфере юридической психологии. Ученые активно приступили к изучению личности уголовного преступника, чему в большой степени способствовали работы Чезаре Ломброзо (Италия). Идея Ч. Ломброзо о том, что преступное поведение личности является разновидностью патологии психики, привела к тому, что криминальная психология на длительный период времени оказалась тесно связанной с судебной психиатрией, став фактически её аналогом. Поэтому вполне естественно, что весомый вклад в становление юридической психологии внесли и представители психиатрии, работавшие над проблемой изучения личности преступника и среды его обитания. Особенно интенсивно в тот период юридическая психология развивалась в Германии. Одним из ученых, стоявшим у истоков её развития, был Ганс Курелла.

Ганс Курелла (Hans Kurella, 1858-1916) – немецкий ученый, психиатр, издатель международного психиатрического журнала, вошедший в историю науки как крупнейший из последователей Чезаре Ломброзо в Германии.

Ганс Курелла родился 20 февраля 1858 года в Майнце, изучал медицину сначала в Берлинском университете, потом – в Вюрцбургском, и в 1880 году получил степень доктора медицины. После окончания учебы он работал психиатром в нескольких медицинских учреждениях в Герлице, Алленберге, Кройцберге. Впоследствии он поселился в Бриге (Силезия), где стал главным врачом психиатрической лечебницы. Научная деятельность Ганса Куреллы принесла ему широкую известность, он являлся почетным членом Нидерландского психиатрического общества [2, S. 364].

В становлении научного мировоззрения Г. Куреллы решающую роль сыграла теория Ломброзо о «прирожденном преступнике». На протяжении всей своей жизни он считал себя учеником Ч. Ломброзо. В 1893 году он издал в Штутгарте собственную работу «Естественная история преступника (Основы криминальной антропологии и криминальной психологии для судебных медиков, психиатров, юристов и чиновников)». Материалом для написания этой книги послужили результаты десятилетних наблюдений ученого за душевнобольными преступниками, находящимися в заключении.

В этой работе Г. Курелла следовал теории «прирожденного преступника» и установил причинно-следственную связь между двумя психологическими феноменами: «неисправимый преступник» и «рецидивная преступная деятельность». Первая глава монографии немецкого ученого была посвящена тщательному описанию анатомических аномалий и признаков дегенерации, встречающихся у уголовных преступников.

Во второй главе Г. Курелла подробно проанализировал «биологические» факторы, способствующие формированию личности преступника: наследственность, заболевания нервной системы, раса, национальность, душевные заболевания, возраст. Особое внимание ученый уделил рассмотрению различных форм девиантного поведения – проституция, алкоголизм, пауперизм, морфинизм, суициды. Как отдельные явления были рассмотрены молодежная и женская преступность. Для Г. Куреллы основные положения теории Ч. Ломброзо о «прирожденном преступнике» являлись абсолютно неоспоримыми. Он писал: «То, что существуют преступные семьи, члены которых с ранних лет являются лживыми, жестокими и уклоняющимися от работы, – это издавна установлено историческим опытом человечества» [7, S. 135]. В подтверждение своих выводов немецкий ученый привел обширные статистические данные и по различным районам Германии, и по другим странам Европы.

Далее Г. Курелла подробно описал проявления преступности личности в области физиогномики. Согласно его мнению, «общее внешнее сходство преступников-рецидивистов является легко констатируемым фактом» [7, S. 180]. Например, низкий лоб и массивная челюсть характерны для убийц. Г. Курелла указывал на часто встречающуюся у преступников необычайную густоту волос при слабом росте бороды, на позднее поседение и выпадение волос, раннее появление морщин и складок на лице [1, с. 26]. Все эти рассуждения были обильно проиллюстрированы на огромном, клинически и статистически обработанном материале портретов реальных преступников.

Третья глава монографии Г. Куреллы носит название «Психология преступников». Ученый начал её с описания научных источников криминальной психологии и анализа её основных задач деятельности. После этого он раскрыл базисные положения психологии преступников в русле криминальной антропологической теории. Г. Курелла акцентировал внимание на следующих аспектах: паразитизм, мошенничество, аномалии морального и нравственного развития преступников (лживость, бесчестность, жестокость и т.д.). К различным формам паразитизма, как проявления потенциальной преступности личности, он отнес бродяжничество, проституцию, безработицу. Ученый отмечал: «Почти все бродяги обманывают и воруют» [7, S. 206].

По мнению Г. Куреллы, «самая важная причина бродяжничества – это просто страх перед работой» [7, S. 208], который он рассматривал как своеобразную форму неврастении. Характерная черта личности бродяги – сознательное, решительное отвращение к любой трудовой деятельности. Если он даже устраивается на работу, то этот период длится недолго. Причиной хронических увольнений с работы является раздражительность и чрезмерная самооценка бродяги. Он считает, что на новом месте работы хозяин обеспечивает ему плохое питание, недостаточное освещение, мастер некомпетентный. Такой человек не выполняет распоряжений руководства, считает себя обиженным, раздражен любыми действиями сотрудников, поэтому он ссорится повсюду и оставляет работу. Также Г. Курелла заметил, что для самосознания бродяги характерна оценка себя как человека более лучшего, чем его добросовестные, послушные коллеги, которая постепенно развивается в идею, что именно он относится к привилегированной категории – «родившиеся для безделья». Таким образом, отвращение бродяги к работе является лишь одним из многих моментов, которые приводят к формированию нежелания и неспособности этого человека найти свое место в обществе [7, S. 209-210].

Анализируя феномен бродяжничества, Ганс Курелла пришел к выводу, что постоянная смена этими людьми работы и места жительства может рассмотриваться в качестве своеобразной аномалии психики, разновидности психического расстройства [7, S. 207]. Г. Курелла развил далее свою идею о том, что отвращение бродяг к работе – лишь один из многих факторов, свидетельствующих о их неспособности и нежелании социализироваться: «Такие натуры… не были устранены в борьбе за существование и продолжают жить как паразиты в организме общества» [7, S. 210].

Г. Курелла считал, что «во всех европейских странах все еще существует определенная категория людей, зарабатывающих на жизнь только преступным путем» [7, S. 216]. Подтверждением того, что прослойка преступников в обществе является некоторой разновидностью социальной группы, издавна существующей в обществе, является, по мнению ученого, существование криминального жаргона – своеобразного языка этих человеческих особей [7, S. 218]. С полным основанием Ганс Курелла писал: «Таким образом, изучение криминального языка дает ценный вклад в знание чувства и мышления преступников» [7, S. 220]. Также неоспоримое научное значение имеет анализ криминальных жаргонов преступников разных стран (Германии, Франции, Италии, Польши), проведенный немецким ученым. Так, например, он отмечал, что «в Польше и на юго-западе России… нищие и офени-разносчики разговаривают на том же условном языке, что и грабители в Галиции и воры в Варшаве» [7, S. 207]. И хотя анализ криминальных жаргонов приводится Г. Куреллой только в подтверждение мысли Ч. Ломброзо о том, что преступники – это особая социальная группа людей с ярко выраженными атавистическими признаками, привлечение внимания ученых к изучению специфического языка преступников как метода изучения их личности было на тот момент шагом вперед в развитии юридической психологии.

Г. Курелла подробно рассмотрел структуру морально-нравственной сферы личности преступника, и в качестве характерной её особенности выделил является безразличие к будущему и собственной судьбе [7, S. 230]. Он отметил, что преступнику свойственно отсутствие раскаяния: он не сожалеет о совершенном преступлении [7, S. 234]. Также ученый считал, что почти все преступники-рецидивисты склонны к чрезмерному употреблению алкоголя.

Немецкий ученый в своей работе дал достаточно обширное описание мотивов, по которым преступник совершает преступление. Уже в конце XIX века, анализируя совершение убийств с особой жестокостью, Г. Курелла указал на главную особенность преступников-садистов: «Желание пытать и убивать людей рождается из нескольких моментов, решающим из которых является чувство удовольствия при виде страданий своей жертвы» [7, S. 237].

Г. Курелла вслед за Ч. Ломброзо утверждал, что «прирожденный преступник» является разновидностью человеческого типа, вызванной атавизмом как в физических, так и в психических свойствах. Немецкий ученый писал: «Идея о том, что фундаментальная причина преступления заключается в индивидуальности преступника, состоит в том, что данная индивидуальность является врожденной по своим основным признакам, а не приобретается» [7, S. 253].

Таким образом, Г. Курелла был активным сторонником идеи Ч. Ломброзо о существовании особого типа «неисправимого», «прирожденного» преступника, который с точки зрения антропологии представляет собой атавистическое явление, а с точки зрения клинической психиатрии является особой скрытой формой эпилепсии. Дифференцируя преступников, он пользовался классификацией Ч. Ломброзо, выделяя четыре криминальных группы: прирожденный преступник, преступник по привычке, по возможности, по страсти [7, S. 262].

Г. Курелла считал, что работы Ч. Ломброзо и его последователей дадут «мощный импульс для удаления антиобщественных элементов» и в результате появится возможность «создать из жалкого беспокойного общества нашего времени гуманное общество будущего» [7, S. 266].

Ганс Курелла был неутомимым пропагандистом идей Ч. Ломброзо. Совместно с Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Х. Эллисом и другими учеными он стал инициатором и организатором периодического издания «Библиотека социальных наук», при этом особенное внимание уделялось опубликованию в Германии работ по социальной антропологии и патологии. В 1895 году Г. Курелла выпустил в свет авторизованный перевод книги английского последователя Ч. Ломброзо Хэвлока Эллиса «Мужчина и женщина (антропологическое и психологическое исследование вторичных половых различий)», в 1896 году – опубликовал авторизованный перевод на немецкий язык монографии Энрико Ферри «Преступление как социальное явление: основы криминальной социологии». Впоследствии в рамках «Библиотеки социальных наук» в его переводе были изданы работы многих крупных ученых: С. Сигеле, К. Ланге, Э. Лорана и т.д.

В 1903 году в Галле вышла в свет работа Г. Куреллы «Границы вменяемости и криминальная антропология для юристов, врачей и образованных любителей» – новая книга, в которой ученый подтвердил свою приверженность теории Ч. Ломброзо и развил свои идеи, ранее изложенные им в «Естественной истории преступника».

В этой монографии ученый писал о том, что «необходима демократизация науки» и что действовавшие на тот момент в Германии законы о вменяемости были противоречивы и неудобны при применении на практике [5, S. III-IV].

Основные разделы этой книги содержат описание взглядов Ганса Куреллы на задачи судебной психиатрии, рассмотрение различных аномалий полового развития (гомосексуализм, педерастия, сексуальный фетишизм, садомазохизм), анализ различных видов импульсивных и бессознательных действий (ложные воспоминания, истерические состояния, феномен патологической лжи), а также сведения о жизни и вкладе в науку первых представителей криминальной антропологии (Ч. Ломброзо, Мореля, Деспина, Томсона и т.д.). Монография также включает в себя описание основных положений криминальной антропологии и психологии преступников, полемику с противниками теории Ч. Ломброзо и прогноз будущего развития криминальной антропологии и психологии.

Г. Курелла в этой работе вновь подробно раскрыл тезис Ч. Ломброзо о том, что преступники составляют особый антропологический тип дегенератов, отставших в своем развитии от развития человечества. Ученый привел свою статистику врожденных особенностей атавистического характера, имеющихся, по результатам его наблюдений, у лиц, совершивших преступления [5, S. 49-51] и говорил о важности дифференциации всех преступников на различные группы в соответствии с теми проявлениями дегенерации, которые у них имеются (душевнобольные, эпилептики, идиоты и т.д.) [5, S. 83-84]. Целью этой колоссальной работы, по мнению Г. Куреллы, является облегчение деятельности общества по превенции совершения преступлений: «лучше изолировать человека до совершения того убийства, которое написано у него на лбу» [5, S. 96].

Немецкий ученый считал, что проблема определения вменяемости подсудимого – одна из самых важных в судебной психиатрии, но, так же как и Ч. Ломброзо, указывал, что вопрос о виновности преступника должен быть заменен вопросом о социальной вредности и последующей изоляции «прирожденных преступников» для защиты общества от этих дегенеративных элементов [5, S. 96].

В 1905 году Г. Курелла стал главным врачом в частной психиатрической лечебнице Эренвалля в Арвайлере. Трактовка преступного поведения исключительно как патологического явления была характерной чертой научного мировоззрения этого ученого на протяжении всей его жизни.

В 1910 году увидела свет монография Г. Куреллы «Чезаре Ломброзо как человек и исследователь», переизданная в 1911 году в Лондоне под названием «Ломброзо – современный человек науки». В ней Г. Курелла дал тщательное описание жизни и научного творчества итальянского ученого, преданным последователем которого он считал себя. «Ломброзо – реформатор криминологии и криминальной социологии» – писал Г. Курелла [4, S. V].

После 1911 года ученый работал практикующим врачом-психиатром в Бонне и Бад-Кудаве.

В 1913 году он опубликовал работу «Интеллигенция и общество», в которой рассмотрел с точки зрения антропологии проблему одаренности [6, S. 108]. Ключевым фактором одаренности Г. Курелла считал наследственность, что и проиллюстрировал в данной работе на примере анализа генеалогии семей, члены которых отличались одаренностью.

Ганс Курелла умер 25 октября 1916 года в Дрездене, пользуясь заслуженным авторитетом и признанием.

Работы Г. Куреллы внесли ощутимый вклад в развитие юридической психологии. И хотя в конце XIX – начале XX века немецкая юридическая психология все же оставалась эмпирической, описательной наукой, в которой господствовали биологическое и психопатологическое направления, обобщение накопленных знаний об отклонениях в психике преступника дало богатые материалы для дальнейшей разработки поставленных проблем.

Научное наследие представителей криминальной антропологии, в том числе и Г. Куреллы, включает в себя много ценных указаний в сфере изучения личности преступника и психологии преступного мира.

Естественно, что ученые-сторонники теории Ч. Ломброзо во многом заслужили критику большей части своих идей, не отвечающих принципу научности, тем не менее, они оказали существенное влияние на развитие юридической психологии. Так, например, ими впервые был применен статистический метод для исследования криминальных явлений и их причинно-следственных связей. Новаторским был и подход к преступнику, как к специфической личности, заслуживающей отдельного изучения и специальных методов исследования. Конечно же, не следовало обуславливать преступное поведение только биологическими причинами, но и сам факт пристального внимания к личности преступника является несомненной научной заслугой этих ученых, и в том числе – Ганса Куреллы.


Список литературы

1. Геринг М. Криминальная психология. – М., 1923. – 85 с.
2. Gutmann P. Hans Kurellas «Naturgeschichte des Verbrechers» (1893) als Apologie der Lehre Cesare Lombrosos vom «Uomo delinquent» // Würzburger medizinhistorische Mitteilungen. – 2005. – № 24. – S. 363–377.
3. Kurella H. Cesare Lombroso als Mensch und Forscher. – Wiesbaden: Bergmann, 1910. – 195 S.
4. Kurella H. Cesare Lombroso. A modern man of science. – London, 1911. – 195 P.
5. Kurella H. Die Grenzen der Zurechnungsfähigkeit und die Kriminal-Anthropologie. Für Juristen, Ärzte und gebildete Laien. – Halle, 1903. – 123 S.
6. Kurella H. Die Intellektuellen und die Gesellschaft. – Wiesbaden: Bergmann, 1913. – 124 S.
7. Kurella H. Naturgeschichte des Verbrechers. Grundzüge der criminellen Antropologie und Criminalpsychologie. Für Gerichtsärzte, Psychiater, Juristen und Verwaltungsbeamte. – Stuttgart, 1893. – 297 S.

Расскажите о нас своим друзьям: