Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 378. 37.01. 29

Дата публикации 30.12.2017

Традиционные ценности ислама как основа культурного суверенитета и духовной безопасности России

Мишучков Андрей Александрович
кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник Оренбургской Духовной семинарии, РФ, г. Оренбург,
Шарипов Альфит Асхатович
кандидат исторических наук, Председатель Регионального Духовного управления мусульман Оренбургской области, Директор Духовного Мусульманского образовательного учреждения «Медресе «Хусаиния», РФ, г. Оренбург,

Аннотация: В данной статье раскрывается роль традиционных ценностей ислама в сохранении культурного суверенитета и духовной безопасности России, в приумножении ее духовного потенциала, в сохранении педагогических мусульманских традиций, перед лицом вызовов современности – глобализма и потери веры.
Ключевые слова: традиционные ценности, ислам, культурный суверенитет, педагогика, духовная безопасность, национальная безопасность, евразийская цивилизация

Traditional Islamic values as the basis of Russia's cultural sovereignty and spiritual security

Mishuchkov A.A.
Candidate of Philosophy, Associate Professor a research fellow at the Orenburg Theological Seminary, Russian Federation, Orenburg,
Sharipov A.A.
Candidate of Historical Sciences, Chairman of the Spiritual Board of Muslims of the Orenburg region, Director of the religious organization «Spiritual Muslim Educational Institution «Madrassah «Khusainia», Russian Federation, Orenburg,

Abstract: This article reveals the role of traditional values of Islam in preserving Russia's cultural sovereignty and spiritual security, multiplying its spiritual potential, preserving the pedagogical Muslim traditions, facing the challenges of modernity – globalism and the loss of faith.
Keywords: traditional values, Islam, cultural sovereignty, pedagogy, spiritual security, national security, Eurasian civilization

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Правительством Оренбургской области научного проекта
№ 17-11-56002 а(р)

Традиционные ценности ислама сформировали могучую евразийскую цивилизацию, государством-носителем которой является Российская цивилизация. Евразийская цивилизационная идентичность российских мусульман укрепляется гражданской национальной идентичностью (россияне) и религиозной культурной идентичностью (мусульмане). В этой единой связке культурных ценностей и самоопределения российских мусульман заключается условие культурной целостности и фундаментализма (незыблемости традиционных ценностей). Традиционные мусульманские ценности сформировали духовные устои мусульманской педагогики, стали основой социализации молодого поколения мусульман. Российский ислам внес значимый вклад в историческое развитие российской евразийской цивилизации. Будущее нашей цивилизации немыслимо в отрыве от ислама, иначе теряется сам смысл евразийского характера цивилизации. Сохранение традиционных ценностей ислама в российской культуре и исторической роли ислама в российской цивилизации – одна из стратегических цивилизационных задач российского ислама. Реализация этой задачи позволит в условиях вызовов глобализации (секуляризм, потребительство, постмодернизм, экуменизм и др.) сохранить культурный суверенитет и духовную безопасность Российской Федерации, укрепить ее духовный потенциал.

Глобализация рынка привела к «фиктивности культурного суверенитета» стран мира [1].  А ведь культурный суверенитет – это главная составляющая концепции национальной безопасности страны, условие сохранения самоидентификации народа, обеспечение восполнения его численности, поддержание и дальнейшее развитие самобытной культуры народов цивилизации.

Система общенациональной безопасности РФ включает в себя следующие уровни: национальную безопасность, обеспечивающая государственный и культурный суверенитет страны; общественную безопасность, как сохранение цивилизационной и национальной идентичности граждан; духовную безопасность, как сохранение своеобразия религиозной культуры и гражданских институтов общества. Эти внешние аспекты реализации системы безопасности подчинены главной цели – духовной безопасности личности. Духовная безопасность личности опирается на цивилизационные коды культуры – традиционные ценности. является ключевой и целеобразующей для идеологии Российской Федерации, поскольку фиксирует внутреннюю цивилизационную целостность личности и общества. Она основывается на традиционном для россиян духовно-нравственном базисе культуры, обеспечивающем ценностный контроль над ключевыми сферами жизнедеятельности государства, на балансе интересов государства, личности и общества. Одной из целей обеспечения общественной безопасности (статья 25 Концепции) является «сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе» [2]. Традиционные ценности ислама являются важным ценностным ядром гражданского мира и исторического развития России. Сохранение этих ценностей в культуре России и системе мусульманского образования является одним из средств профилактики социальных и межнациональных конфликтов, которые названы одним из основных источников угроз общественной безопасности (статья 4 Концепции).

Традиционные ценности ислама, интегрированные в культуре евразийской цивилизации, несут целевую функцию на всех уровнях системы общенациональной безопасности России. На уровне безопасности государства они способствует моральному и гражданско-правовому консенсусу в обществе.  На уровне безопасности общества ценности религиозной культуры способствуют эффективному сакральному сплочению, развитию и эффективному взаимодействию всех общественных институтов, диалогу власти и общества. На уровне безопасности личности традиционные ценности способствуют формированию комплекса нравственно-правовых норм, позволяющих личности развивать свои социально значимые потребности и способности.  Все три уровня системы безопасности опираются на систему духовных ценностей в обществе, обеспечивающей целостность и гармоничность в культурно-историческом развитии общества, государства и человека.

Духовные традиционные ценности гражданского общества России, в том числе и религиозных институтов, стали уже предметом правовой легитимации. Так, в перечне традиционных ценностей в Стратегии национальной безопасности, которые включены в систему правовой защиты, представлены следующие ценности: «приоритет духовного над материальным; защита человеческой жизни, прав и свобод человека; семья; созидательный труд; служение Отечеству; нормы морали и нравственности; гуманизм, милосердие; справедливость; взаимопомощь; коллективизм; историческое единство народов России; преемственность истории нашей Родины» [3]. Важным в данной связи является указание на основополагающую традиционную ценность – «приоритет духовного над материальным», что отвечает глубинным принципам построения религиозных культур и отражено в исламской традиции. Под принципом приоритета духовного над материальным во всех мировых религиях  признается исторический факт иерархии ценностей в общественном сознании, где ценности духовной культуры как высшие ценности, которым служат, превалируют над материальной культурой, ценностями которой пользуются и потребляют.

Стратегия национальной безопасности задает важные ориентиры в защите традиционных ценностей: «стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры является сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности»; основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры» [3]. Данные положения актуализируют защиту духовных ценностей российской цивилизации в пространстве взаимодействия и социального партнерства государственных органов и общественных организаций.

В последнее время на фоне кризиса традиционной ментальности российского народа все чаще проводятся общественные дискуссии о принятии Государственной Думой РФ федерального закона «О традиционных ценностях РФ» [4]. Важной является постановка вопроса о конституционной защите традиционных ценностей российской культуры, наряду с мировым стандартом прав и свобод человека. Под традиционными ценностями авторы понимают «вид базовых культурных ценностей как устойчивых, позитивных, нематериальных этических категорий, имеющих статус общепризнанных и общепринятых в российском обществе; которые передаются из поколения в поколение как исторически сформированный сакральный социальный опыт общества, выраженный в виде целостной системы (норм, идеалов, символов, смыслов, образцов поведения) и обладающий качествами социально-исторической универсальности и уникальности; образующие культурную идентичность и суверенитет общества, этическое ядро национального духа и характера народа, его самобытность, жизнеспособность и потенциал развития; обеспечивающие непрерывность общественной жизни, коллективную социальную сплоченность, коллективное и индивидуальное моральное совершенствование личности, единство культурно-исторической социальной памяти; являющиеся базисными и универсальными в отношении прав и свобод человека, признанных международным законодательством» [5].

Высокая цель Ислама в опоре на традицию – воспитать высоконравственных людей. Пророк Мухаммад говорил: «Самый любимый мной и самый приближенный ко мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью» (Ат-Тирмизи, «Бирр», 71). Высокая нравственность мусульманина выражается в исключительном стремлении возвыситься духовно к Богу через моральные поступки. Добрососедство, любовь, уступчивость, взаимопомощь, уважение к чужой мысли, милосердие и снисходительность – это черты истинного мусульманина. В основе всех традиционных религий лежат вечные ценности от Бога: не убий, не укради, не навреди и другие. Они появились с момента создания первого человека и будут неизменны до Судного дня. И не важно, какой человек: белый или черный, взрослый или маленький, русский или татарин, по возрасту и внешним данным, – все не имеет никакого значения, ведь все люди перед Всевышним равны. И мусульмане в традиции своей культуры имеют долг перед Богом – жить в мире, воспитывать уважение и любовь друг к другу. Искренне верующий мусульманин, безусловно, проявляет сострадание к нуждающимся. Он никогда не спросит, кто ты по национальности и верит ли он в Бога. Он накормит и напоит любого, кто попал в беду, он постарается решить его проблемы, протянет руку помощи или даст добрый совет.

Традиционные духовные ценности культуры создают основу интернациональной дружбы между всеми народами в России. И прямой путь Ислама состоит в том, чтобы стать надежным проводником для всех братских народов в нравственном служении ближнему и Богу. Всевышний Аллах в Коране во втором аяте суры «Маида» призывает: «Объединяйтесь в добре и благочестии, но не помогайте в грехе и вражде».

Как отмечает имам Шамиль Аляутдинов: «Мусульмане всегда старались и стараются быть авлия пред Всевышним, и авлия с теми, кто близок к Нему, близок сердцем, делами и поступками. И это не мешает быть честными, благородными и надежными с людьми других культур или вероисповеданий. Ведь они стремятся быть набожными пред Творцом, Который сотворил всех людей, как верующих, так и отрицающих Его. Они понимают, что через благородство и искренность показывают другим правильность своего пути» [6]. В основе традиционной морали народов лежат общие ценности: служение Богу, Отчизне, государству и всему богохранимому российскому обществу. В обращении Верховного муфтия России Шейх-уль-Ислам Талгата Таджуддина к Всемирному Народному Русскому Собору звучит призыв: «Мы, мусульмане России, исповедующие традиционный Ислам, верны нашей традиции, Корану и одновременно Государству Российскому! У нас  нет более близких, нежели русский народ и Православная Церковь. У нас общая судьба, и на основании верности ей мы сможем не допустить размолвок и недопонимания, предотвратить и сорвать зловещие планы тех, кто любой ценой стремится нас поссорить. Этого не будет никогда» [7]. Космополитизм либеральных реформ 1990-х гг. стал провальным, потому что пришел в конфликт с традиционными религиозными ценностями российского народа. Из российского народа пытались вытравить патриотизм и любовь к Родине, лишить народ гражданского единства. Как сказано в хадисе Пророка Мухаммада: «Любовь к Родине – это часть веры». Любить Родину – означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю и заботу, любить землю, на которой мы живем, любить все хорошее и прекрасное, что связано с ней. Мусульмане России отстояли свое право любить Родину на протяжении всей российской истории, особенно трагического безбожного XX века. Либерализм духом потребительства и наживы пытался стереть у граждан культуру трудолюбия и аскетизма, жить на заработанные средства. Согласно Корану свой труд мусульманин посвящает Аллаху и ищет его милости, труд является формой поклонения Ему: «Творите по своей возможности, мы тоже действуем» (Коран 2:121). Труд является его «жизненным уделом» «Он – тот, который сделал вам землю покорной, ходите же по ее раменам и питайтесь от Его удела; и к Нему воскресение» (Коран 67:15). Труд создает богатство, которое нужно жертвовать ближнему, осознавая свое равенство с ним перед Аллахом. Справедливым современное общество может быть, если оно построено на социальном равенстве и высокой культуре труда.

Мусульманский ученый и педагог Челик Исмаил высоко оценивает роль традиционных ценностей ислама в педагогической системе образования и выделяет две ценности как ключевые (адаб, тааддуб): «Адаб – быть воспитанным, вежливым, учтивым, обходительным, соблюдать меры и тааддуб – в аналогичном значении сегодня в мусульманских странах – требование общества к детям и одновременно является выразителем тенденции, открыто призывающей к формированию мыслительной деятельности ребёнка и его поведения, с тем, чтобы связать детей с социальной действительностью общества и добиться их социальной защиты со стороны общества» [8, с. 23].

Система мусульманского образования в Российской империи строилась на системе воспитания исламских традиционных ценностей, что было важнейшим фактором ее духовного потенциала [9, с. 52]. Реформирование мусульманского образования в начале XX века было связано с переосмыслением и синтезом традиционных ценностей ислама и современной науки. Мусульманский просветитель и историк Ризаэтдин Фахретдин считал, что достоинства и совершенства людей состоят из двух вещей — это религия и наука. Он был убежден, что религия и наука — это два весла лодки истины. Он приводил тот факт, что во многих местах Корана имеются упоминания о разуме и призывы к нему. Вера, основанная на разуме, для него предпочтительнее, чем вера фанатичная и бездумная. «Религия без образования, также губительна, как и образование без религии». Это утверждение богослова актуально и сегодня. Для него, как и для тысяч его прихожан, Ислам весьма далек от паранджи, джихада и газавата. Для Ризы Фахретдина Ислам – это развитие религиозных канонов на основе местных традиций. Этот великий богослов говорил, что призвание человека в этой жизни заключается в совершении добра, именно в этом состоит его истинное предназначение. Добрососедство, любовь, уступчивость, взаимопомощь, уважение к чужой мысли, милосердие и снисходительность – черты, которым, по его мнению, должен следовать любой человек, и в первую очередь – мусульманин. Считая воспитание детей основной обязанностью родителей, Р. Фахретдин многократно подчеркивает роль общественности. «Каковы пути воспитания благочестивых детей?» — спрашивает ученый и отвечает: «Святые дети не падают с неба, а созревают в семьях. Здесь путь один – дать с детства хорошее воспитание. Это – основная обязанность родителей. Разрешать детям с малых лет находиться в кругу беспутных, играть на улице с кем попало – дело не из пристойных. Дети похожи на чистый лист бумаги или зеркало, с которого можно увидеть любое изображение. Поэтому надо стремиться писать на этом листе хорошие слова и рисовать красивые рисунки. Надо сделать все возможное, чтобы они выросли воспитанными и становились порядочными людьми» [10, с. 45].

Таким образом, защита традиционных ценностей российского менталитета является задачей национальной безопасности РФ и ее культурного суверенитета. Духовный потенциал религий является ключевым в реализации исторического предназначения российской евразийской цивилизации, условием цивилизационной модернизации общества на путях духа служения высшим ценностям. Только в этом случае Россия может быть конкурентоспособной державой перед лицом вызовов современности – глобализма и обезбоживания мира.


Список литературы

1. Малахов, В.С. Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 87 – 95
2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. 20 ноября 2013 г. // сайт президента России, [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653 – (дата обращения: 20.11.17)
3. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (Дата обращения: 20.11.17)
4. Проект ФЗ «О традиционных ценностях РФ» / Мишучков А.А., Железняк А.В. [Электронный ресурс] – URL: http://фокус-групп.рф/proekt-federalnogo-zakona-o-tradicionnyx-cennostyax-rossijskoj-federacii/ (Дата обращения: 20.11.17)
5. Мишучков А.А. Традиционные ценности в глобализирующемся мире// Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – №3 (178). – С. 65 – 71.
6. Аляутдинов Ш. Из проповедей – [Электронный ресурс] – URL: www.umma.ru (Дата обращения: 20.11.17)
7. Таджуддин Т. Русь по праву называется святой. [Электронный ресурс] – URL: http://eurasia.com.ru/tadjuddin_sobor.html (Дата обращения: 20.11.17)
8. Челик Исмаил. Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи: дисс. … канд. пед. наук: Академия образования Таджикистана. – Душанбе, 2015. – 157 с.
9. Шарипов А.А., Мишучков А.А. Специфика обучения в мусульманских школах (мектебе) в Оренбургской губернии в начале XX века // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – Нижний Новгород: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2017. – №11(16). – С.51-64.
10. Ризаэтдин бине Фəхретдин. Җəвамигуль кəлим шəрхе («Толковый словарь афоризмов пророка», на татарском яз.). Казан, 1995. - С.45.

Расскажите о нас своим друзьям: