Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 372.881.161.1

Дата публикации 30.12.2017

Психолого-дидактические основы развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках русского языка

Мельникова Галина Тимофеевна
магистрант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, РФ, г.Нижний Новгород
Гайда Маргарита Геннадьевна
студентка кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании, Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород

Аннотация: В статье рассматриваются основные пути повышения эффективности учебного процесса на уроках русского языка через развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, самостоятельное мышление, методика преподавания русского языка

Psycho-didactic bases of development of cognitive independence of pupils the lessons of the Russian language

Melnikova Galina Timofeevna
undergraduate Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod
Gaida Margarita Gennadievna
Student of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education, Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The article examines main ways to increase the effectiveness of the learning process in Russian language lessons through the development of cognitive independence of students.
Keywords: cognitive independence, independent thinking, teaching methods of the Russian language

Одним из наиболее актуальных всегда был и остается вопрос о повышении эффективности учебного процесса с помощью дидактических средств, развивающих познавательную самостоятельность учащихся.

Основными признаками познавательной самостоятельности как свойства психики являются: внутренняя потребность человека в знаниях, умение их приобретать из различных источников и творчески использовать на практике.

Это свойство входит как компонент в более широкое, обобщенное качество личности – самостоятельность, по мнению С.Ю.Головина, «проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение», и связанное с активной работой мысли, чувств и воли учащихся [2, c.263].

Проблема развития познавательной самостоятельности учащихся приобретает особую актуальность в методике преподавания русского языка. Трудно переоценить роль изучения русского языка в интеллектуальном и нравственном развитии подрастающего поколения. Также можно говорить об исключительной значимости этого учебного предмета для духовного формирования учащихся, благодаря его содержанию, тесно связанному с культурой и историей народа.

Основа курса русского языка состоит из системы понятий фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, которые определяют композицию этого учебного предмета и служат фундаментом для формирования орфографических и речевых навыков. Как показывают практический опыт и научные исследования, для глубокого и прочного усвоения основ школьной лингвистики обязательно необходима активизация приемов самостоятельной интеллектуальной работы школьников.

Методика развития познавательной самостоятельности учащихся реализуется поэтапно на всем протяжении усвоения курса.

На первом этапе осуществляется систематизация учебных действий, которые способствуют активизации самостоятельного мышления учащихся при изучении лингвистических понятий. Результатом такой работы является создание модели учебных действий, которая становится эффективной в ходе усвоения ключевых понятий курса русского языка. Так, можно выделить три этапа первичного усвоения нового материала учащимися: а) осмысление учебной проблемы; б) выделение существенных компонентов информации; в) первичное обобщение новых знаний.

Второй этап – разработка системы развивающих приемов, методов и форм обучения и проверка ее эффективности в ходе обучающих экспериментов. Данная система направлена на изучение ключевых понятий ведущих разделов русского языка, которые составляют сердцевину школьной лингвистики. Активизация самостоятельного мышления учащихся на этом этапе помогает успешно бороться с формальным усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку.

Протекание процесса развития самостоятельного мышления учащихся происходит с большим успехом при создании для этого определенного комплекса методических условий. Начиная изучение новых понятий, следует установить, какие методические средства будут наиболее адекватны навыкам учебной деятельности учеников, выработанным ранее. Выбору таких средств способствует выполнение учащимися эвристических заданий повышенной сложности. Важную роль играют общие установки, которые нацеливают на самостоятельную познавательную деятельность. Они оказываются особенно эффективными перед изучением крупных разделов. Очень важно четко определить место изучаемого раздела в системе курса и показать, как он связан с предыдущими и последующими темами. Необходимо разъяснять учащимся, с какими трудностями они могут столкнуться в процессе осмысления новых категорий, делать акцент на том, что важно не простого заучивать формулировки, а сознательно усваивать понятия, опираясь на анализ их существенных признаков. Один из основных моментов — ориентация учащихся на активные приемы учебной деятельности (например, разбор конкретных фактов, изучение схем, таблиц и т.д.) Оказывается полезной отработка типичных способов умственной деятельности. Надо, например, постоянно указывать на обязательное воспроизведение в памяти ранее изученного материала, связанного с темой урока, необходимость анализа конкретных фактов по совокупности их видовых признаков и т.д.

Активизации самостоятельной деятельности учащихся также способствует регулярное наращивание сложности учебных заданий. Достичь этого при изложении новой темы можно, например, с помощью последовательного свертывания инструктивных разъяснений. При закреплении материала методически оправдывает себя следующая последовательность: фиксация объектов (подчеркивание, выделение); теоретическое объяснение фактов; трансформация примеров с целью изменения их категориальных свойств или коммуникативных функций; конструирование объектов по образцам, схемам; отвлеченный анализ языковых понятий, законов. Учитель должен обязательно учитывать критерии сложности упражнений на закрепление при их использовании. Такими критериями могут быть: частота употребления объекта в речи; наличие общего компонента, по которому объект можно спутать с другим похожим; вероятность двоякого истолкования объекта; возможность его рассмотрения с различными дидактическими целями (повторение, развитие речи и т.д.)

Не менее важно также в ходе выполнения заданий устанавливать рациональную последовательность ступеней самостоятельности учащихся. Так, при изложении учителем нового материала можно использовать такой порядок: выполнение заданий с привлечением школьников к обсуждению результатов деятельности своих товарищей; работа с дидактическим материалом с помощью учителя в трудных случаях. При закреплении более рациональным оказывается коллективное выполнение заданий с пошаговой проверкой результатов; самостоятельный анализ объектов с заключительной коллективной проверкой; самостоятельное выполнение упражнений с помощью учителя в случае затруднений; самостоятельная работа без помощи педагога с опорой на самоконтроль.

Описанные условия тесно связаны и взаимообусловлены. Если хотя бы одно из них упускается из виду, то это неизбежно ведет к снижению эффективности уроков.


Список литературы

1. Каменский А.А. К вопросу о развитии познавательной самостоятельности школьников // Человек и образование, 2012, №4 (33), с.139-141.
2. Материалы V международной научно-практической конференции молодых исследователей, Барановичи, 21-22 мая 2009 г. [Текст] / Под редакцией В.Н.Зуева. – Барановичи, 2009. – 305 с.
3. Пустовойтов В.Н. Развитие познавательной деятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики. Монография. – Брянск: Издательство БГУ, 2002. – 120 с.
4. Шульга В.В. Технология развития учебно-познавательной самостоятельности младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. – Краснодар, 2014, № 3.

Расскажите о нас своим друзьям: