Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 371.1

Дата публикации 30.12.2017

Разработка опросника для определения уровня экологической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации

Дряхлова Ольга Владимировна
студент магистратуры ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация: В статье поднимается одна из актуальных проблем современности – проблема охраны окружающей среды от техногенного воздействия человека. Подчеркнуто, что одним из путей решения данной проблемы становится экологизация населения, начиная с дошкольного возраста. В этих условиях возрастает роль экологически грамотного и компетентного педагога. Вопросу о методах изучения уровня экологической компетентности педагогов посвящена данная статья. Представлен разработанный автором комплексный опросник по выявлению уровня экологической компетентности педагогов, а также результат его апробации.
Ключевые слова: экологическая компетентность. педагог дошкольного образования, экологическая грамотность, технологии экологического воспитания детей

Development of a questionnaire for determining the level of environmental competence of teachers of a pre-school educational organization

Dryaghlova Olga Vladimirovna
postgraduate student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The article raises one of the topical problems of our time - the problem of protecting the environment from man's technological impact. It is emphasized that one of the ways to solve this problem is the ecologization of the population, beginning with the preschool age. In these conditions, the role of an environmentally literate and competent teacher is growing. The present article is devoted to the question of methods for studying the level of environmental competence of teachers. The complex questionnaire developed by the author on revealing of level of ecological competence of teachers, and also result of its approbation is presented.
Keywords: ecological competence. the teacher of preschool education, ecological literacy, technologies of ecological education of children

Сегодня человечество живет в век супертехнологий, в геометрической прогрессии увеличивается скорость научно-технического прогресса. Но, при этом важно заметить, что никакие технические средства не могут улучшить экологическую обстановку в мире. Напротив, токсичные производства, новейшие разработки в различных областях, в том числе, ядерная физика, генетика и другие, способны усугубить и без того плачевную ситуацию. Сейчас особенно остро стоит вопрос о сохранении жизни на земле. Человечество практически исчерпало природные ресурсы, продолжает загрязнять окружающую среду. В мире все больше становится мест, которые на картах отмечены как «зона экологического бедствия». Промышленность не готова к использованию экологически безопасных технологий, грамотной утилизации отходов, соблюдению ряда экологических ограничений и активному участию в практическом решении мировых социально-экологических проблем.

Локальное воздействие на умы людей всего мира чаще носит стихийный характер. Но, минимизировать потребительское отношение к природе все-таки представляется возможным. В первую очередь, путем внедрения экологической грамотности в жизнь общества и каждого человека с ранних лет, следовательно, необходимо осуществить подготовку специалистов, осуществляющих образовательную деятельность в сфере экологии.

Безусловно, немаловажная роль в решении данной задачи отводится педагогу дошкольного образования, которому необходимо, прежде всего, иметь багаж знаний и соответствующую компетенцию. Работа с детьми младшего возраста крайне специфична и имеет множество особенностей. Дети в силу особенностей созревания нервной системы, остро и быстро реагируют на изменения окружающей среды. Закономерно, что у них появляется ряд вопросов, на которые может ответить только грамотный педагог или родитель.

Результаты ряда исследований специалистов (Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, В.А. Зебзеевой и др.) доказывают, что существует необходимость повышения экологической культуры педагогических кадров, т.к. качественное экологическое образование может дать только экологически компетентный педагог. Существует много методик и учебных пособий для работы с детьми, например, пособия В.А. Зебзеевой, В.Г. Фокиной, О.М. Газиной и др., в которых раскрываются технологии экологического образования детей дошкольного возраста [4; 6]. Но, к сожалению, в практике детских садов недостаточно обращается внимание на уровень экологической компетентности педагогов. Многие воспитатели уже давно работают в детском саду и их обучение завершилось раньше, чем были разработаны новые экологические программы. К тому же, стоит учитывать, что образование в целом находится в постоянном совершенствовании, появляются новые подходы и разработки, активно внедряются в образовательный процесс дидактические интерактивные игры, компьютерные технологии [3; 5]. Кроме того, активизируется участие родителей в экологическом образовании детей, оптимизируются формы взаимодействия детского сада и семьи в решении вопросов приобщения детей к экологическим ценностям [7].

Согласно ФГОС ДО должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе, дополнительного профессионального образования [1]. Именно поэтому сложилась объективная необходимость проведения мониторинга уровня экологического образования педагогических кадров в дошкольной организации, или другими словами, необходима оценка уровня экологической компетенции педагогов.

Определение экологической компетентности дал С.В. Алексеев, «экологическая компетентность – это системное интегративное качество индивидуальности, характеризующее способность решать разного уровня проблемы и задачи, возникающие в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности, на основе сформированных ценностей и мотивов, знаний, учебного и жизненного опыта, индивидуальных особенностей, наклонностей, потребностей» [2].

Для диагностики уровня экологической компетентности можно использовать различные методы: открытое анкетирование, тестирование, беседу, эссе и т.д. Для объективной оценки необходимо выбрать такой метод, который не окажется утомительным как для испытуемых, так и для исследователя.

Опрос педагогических кадров детского образовательного учреждения «Алёнушка» (г. Бор, Нижегородская области) о наиболее приемлемой и эффективной для педагогов форме контроля экологических знаний позволил составить следующую картину опросника: 70% — тестовые вопросы с возможностью выбора одного или нескольких вариантов ответа, 20% — открытые вопросы с возможностью дать короткий (1-5 слов) вариант ответа самостоятельно, 10% — вопрос с возможностью дать развернутый ответ.

С учетом вышеописанных результатов был разработан комплексный опросник, который включает в себя три смысловых блока:

1) оценка уровня экологического образования педагога;

2) оценка уровня обучаемости педагога;

3) оценка возможных направлений развития экологического образования педагогов в ДОО.

Каждый из блоков содержит ряд тестовых и открытых вопросов, ответы на которые позволят детально изучить уровень знаний педагогов и определить направление дальнейшей работы. Опрос может проходить как в анонимной, так и в открытой форме. На ответ по опроснику отведено 15-18 минут (в среднем по 30 секунд на простые вопросы, по 1 минуте на вопросы с написанием ответа, по 1,5 минуты на вопросы с развернутым ответом).

Представим комплексный опросник для определения уровня экологической компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации.

  1. Какая экологическая обстановка Вам наиболее интересна?
    а) в рабочем кабинете (Нормы Санпин); б) город; в) страна; г) мир
  2. Как часто Вы интересуетесь экологическими проблемами?
    а) регулярно/часто; б) периодически; в) по мере рабочей необходимости; г) практически не интересуюсь
  3. Каким образом Вы чаще всего получаете информацию об экологической обстановке? а) СМИ; б) интернет; в) литература; г) курсы повышения квалификации; д) разговоры с коллегами/соседями.
  4. Каким образом Вы используете экологические знания в повседневной жизни? а) не сжигаю мусор; б) сортирую отходы; в) утилизирую батарейки; г) отказываюсь от полиэтиленовых пакетов в пользу биоразлагаемых.
  5. Как часто Вы используете свои экологические знания в занятиях с детьми (в т.ч. упоминание природных объектов, разъяснение правил поведения на природе и др.)? а) ежедневно/ регулярно (не реже 2 раз в неделю); б) периодически (1-2 раза в месяц); в) только на экологической неделе/месячнике; г) никогда.
  6. Что, по Вашему мнению, способствует гармоничному развитию ребенка? (Выстроить рейтинг, где на первом месте приоритетное направление развития, на последнем – менее значимое). а) здоровый психологический климат в семье; б) культурное развитие; в) творчество; г) экологическое воспитание; д) физическая культура; е) религиозное воспитание; ж) свой вариант.
  7. Как много времени Вы уделяете тематическому экологическому образованию детей в рамках работы группы? а) 1-2 занятия в неделю; б) 1-2 занятия в месяц; в) только занятия в рамках экологической декады/месячника.
  8. Есть ли в Вашей организации элементы эколого-развивающей среды (зеленый/живой уголок, экологическая тропинка и др.)? Используются ли они в работе с детьми?
  9. Посещаете ли Вы какие-либо занятия/семинары (очные и онлайн) экологической тематики? а) да, посещаю по своей инициативе; б) да, по инициативе работодателя; в) да, за компанию или в виду развлечения; г) не посещаю.
  10. В какой области Вы хотели бы улучшить свои профессиональные знания/навыки? а) культура; б) экология; в) творчество; г) психология; д) религия; е) спорт.
  11. Какие формы получения новой информации кажутся Вам наиболее подходящими? а) тренинг; б) лекция; в) обмен опытом с другими ДОО; г) конференция; д) дискуссия.
  12. Как Вы оцениваете уровень своей экологической компетентности? а) высокий; б) достаточный; в) средний; г) низкий.
  13. Какие экологические мероприятия из перечисленных проходят в Вашем детском саду? а) посещение музеев; б) эксперименты/ наблюдения/ опыты; в) трудовой экологический десант/субботники; г) беседы; д) праздники; е) домашние задания; ж) свой вариант.
  14. Какие экологические мероприятия проходят в масштабах всей организации?
  15. Каких экологических мероприятий, по Вашему мнению, не хватает вашей ДОО?
  16. Является ли Ваша организация участником районных/ городских/ областных экологических мероприятий? а) да, является организатором; б) да, является участником; в) затрудняюсь ответить; г) нет, не является.
  17. Как вы оцениваете уровень работы Вашего детского сада в экологическом направлении? а) высокий (ДОО с экологическим направлением); б) высокий (ДОО с другим направлением); в) средний; г) низкий.

Результаты опроса в МБДОУ «Детский сад №12 «Светлячок» (г. Бор, Нижегородской области) показали следующее:

  1. Наиболее интересной для педагогов ДО является экологическая обстановка в рабочей зоне и в мире.
  2. Большинство опрошенных интересуются мировой экологической обстановкой по мере рабочей необходимости.
  3. Самым популярным способом получения экологических знаний оказались СМИ и общение с коллегами.
  4. В повседневной жизни самым доступным природоохранным мероприятием стала сортировка мусора.
  5. Воспитатели регулярно используют экологические знания в занятиях с детьми.
  6. Гармоничному развитию ребенка, по мнению педагогов, в большей степени способствуют здоровый психологический климат в семье и физическое развитие.
  7. Тематическому экологическому воспитанию детей уделяется в среднем 1 час в неделю.
  8. В оснащении детского сада присутствуют живые уголки, уголки заповедника «Керженский», экологические тропинки, цветники, огород овощных культур, уголки леса и луга.
  9. Большинство педагогов посещает экологические занятия и семинары по инициативе работодателя.
  10. Большинство педагогов хотели бы улучшить свои знания в области психологии, спорта и экологии.
  11. Наиболее приемлемой формой получения новых знаний является обмен опытом с другими ДОО.
  12. Большинство педагогов оценивают уровень своей экологической компетентности как достаточный.
  13. Самыми популярными мероприятиями экологической направленности в ДОО являются эксперименты, наблюдения, субботники, беседы.
  14. В ДОО проходят такие экологические мероприятия, как День Земли, субботники, недели защиты окружающей среды.
  15. По мнению работников ДОО, детскому саду не хватает выездов в музеи и заповедники, семейных субботников и участия в конкурсах экологической тематики.
  16. Детский сад №12 «Светлячок» является участником городских экологических мероприятий.
  17. Сами сотрудники оценивают уровень работы ДОО в экологическом направлении как средний.

Итак, уровень экологической компетентности педагогов был оценен как «средний», что является нормальным показателем для детского сада неэкологической направленности. Педагоги в ДОО готовы повышать уровень своей экологической компетентности. Следовательно, необходима разработка программы совершенствования экологической компетентности педагогов дошкольного образования, которая бы включала бы, в первую очередь, знакомство педагогов с современными технологиями экологического образования детей.


Список литературы

1. Приказ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. // Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Алексеев C.B. К вопросу о стандарте качества постдипломного образования педагога в условиях модернизации Российского образования // Методист. – 2004. – № 4. – С. 7–11.
3. Афонина Ю.В., Ханова Т.Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы образования и науки. – 2017. – № 6(30). – С. 66–69.
4. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Сфера, 2009. – 288 с.
5. Платова А.Г., Ханова Т.Г. Игра как метод экологического воспитания в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НГПУим. К. Минина, 2016. – С. 70–73.
6. Фокина В.Г., Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – М., 2013. – 310 с.
7. Ханова Т.Г., Платова А.Г., Таранова Т.И. Реализация задач экологического образования детей в процессе сотрудничества педагогов и родителей // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. – Чебоксары: ООО «Интерактив плюс», 2016. – С. 260–263.

Расскажите о нас своим друзьям: