Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11(16) Ноябрь, 2017

УДК 377.131.14

Дата публикации 16.11.2017

Сущность и классификация педагогических рисков

Давыдова Марина Евгеньевна
Магистрант, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов
Капичникова Ольга Борисовна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме современной теории и практике педагогики. Рассматривается происхождение понятия риск и его сущностные характеристики. В статье проанализированы классификации педагогических рисков и их виды.
Ключевые слова: Риск, педагогический риск, традиционные и новые риски, классификации педагогических рисков, кадровые риски, контингент – риски, учебно – методические и имиджевые риски

Essence and classification of pedagogical risks

Davydova Marina Evgenyevna
Undergraduate The Saratov state university of N.G. Chernyshevsky, Russian Federation, Saratov
Kapichnikova Olga Borisovna
Candidate of pedagogical sciences, professor of department of pedagogics, The Saratov state university of N.G. Chernyshevsky, Russian Federation, Saratov

Abstract: Article is devoted to a current problem of the modern theory and practice of pedagogics. The origin of a concept risk and its intrinsic characteristics is considered. In article classifications of pedagogical risks and their types are analysed.
Keywords: Risk, pedagogical risk, traditional and new risks, classifications of pedagogical risks, personnel risks, the contingent – risks, uchebno – methodical and image risks

В современном мире риск является постоянным спутником человека, затрагивает все сферы его деятельности. Педагогическая деятельность также связана с определенными рисками. Будущее общества напрямую зависит от наших детей, подрастающего поколения, на которое педагоги оказывают огромное влияние в процессе обучения и воспитания. Исследование рисков в педагогической деятельности необходимо, так как их последствия значительны как для личности, так и для общества в целом.

Для детального изучения данной темы необходимо дать определение ключевого понятия «риск». Это слово использовали с ХV в. испанские мореплаватели и означало оно – «скала», «риф», что очевидно представляло большую опасность в профессии мореплавателя. Ранние определения риска ограничивались, в основном, природными явлениями, человеческий фактор рассматривался, как способность защититься от риска или выиграть, включаясь в него. В XVII в. во Франции слово «риск» начали употреблять в коммерческой деятельности. Постепенно оно появляется и в обыденной речи, выходя за границы сфер сугубо профессиональных. Это также связано с уменьшением значимости религии в обществе. Понятие «божественного провидения» заменяет понятие «риск». Человек действует осознанно, с пониманием личной ответственности за принятые решения.

Современное понимание риска, как правило, предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности, как возможное отклонение от цели.

Известный немецкий социолог У. Бек в своем труде «Общество риска. На пути к другому модерну» (1986) впервые ввел понятие «общество риска», подразумевая в нем новую форму общества, характерной чертой которого является риск. Действительно, современное человечество само порождает риски, не зависимые от природных явлений, а как следствие прогресса в области высоких технологий, возможностей передачи информации и развития общества в целом.

К концу XXв. научное сообщество приходит к необходимости изучения рисков в экономическом, политическом, социальном и других аспектах с целью предупреждения возможных угроз и минимизации негативных последствий. Благодаря чему возникает «рискология» как междисциплинарная область знания, изучающая риск с позиции различных наук для последующего применения на практике.

Многие отечественные научные деятели определяют риск как явление неоднозначное, включающее в себя как разрушительные, так и созидательные аспекты.

Риск по определению представляет собой возможную угрозу, однако, он может быть конструктивным, если человек готов ему противостоять, открывая в себе новые возможности и получая желаемый результат, который был бы недостижим вне зоны риска. Для того чтобы достичь желаемого результата, человек должен обладать определенными личностными качествами и необходимыми знаниями и умениями. Причем, при рассмотрении риска в данном аспекте, он всегда будет в разной степени конструктивен. Если случается риск не достижения цели и человек в итоге не получает желаемого, то созидательный момент присутствует все равно. В процессе движения к цели человек развивается, получает много информации, развивает личные качества, что впоследствии может применить при выборе нового направления своей деятельности. Риск побуждает человека самоорганизовываться и самосовершенствоваться, получая полезные знания. Основную часть таких знаний предоставляет система образования. В этом аспекте ясно прослеживается взаимосвязь рискологии  и педагогики, а также основания для научного исследования в сфере образования.

В педагогике риск имеет свою специфику. Во-первых, педагогическим риском является ответственность педагога при осуществлении его профессиональной деятельности перед обучающимися. Во-вторых риск – деятельность, направленная на преодоление неопределенности в ситуации принятия решения. В-третьих, это регулирование взаимоотношений между участниками образовательного процесса. В-четвертых, педагогический риск отражает согласованность действий всех участников процесса.

С точки зрения исторического развития риски можно разделить на традиционные, определения которых относятся к XV-XVIII вв., затем, индустриальные риски – XIX-XX вв. и новые риски. Рискология уделяет особое внимание новым рискам. Они носят глобальный характер, их последствия непредсказуемы. Новые риски связаны с развитием технологий, изменением окружающей среды, изменением сознания самого человека.

Классификацию, удобную для практических целей, разработал В.И. Зубков. Он дифференцировал риски по четырем основным признакам:

-по субъект-объектным характеристикам (например, индивидуальный, коллективный риск);

-по условиям возникновения (добровольный, недобровольный);

-по содержанию (действия, бездействия);

-по возможным последствиям (1).

Данная классификация включает в себя стандартизированные характеристики, с помощью которых можно кратко описать риск любой сферы деятельности человека.

Классификацию педагогических рисков предлагает М.А. Беляева, в которой риски делятся на: кадровые риски, контингент-риски, процессуальные риски(учебно-методические), имидживые риски (2).

Кадровые риски представляют собой человеческий ресурс образовательного учреждения. Кадровый риск определяет соответствие компетенции педагогов нормативным требованиям.

Контингент-риски – риски, связанные с количественными и качественными характеристиками обучающихся. Например, данным риском в школе будет риск неуспеваемости и девиантного поведения подростков.

Процессуальные или учебно-методические риски – риски, сопровождающие процесс обучения и воспитания. В эту группу относятся риски, связанные с действующим образовательным процессом, а также с реализацией новых стандартов и технологий. Наиболее острой проблемой современной педагогики считается снижение качества образования. В связи со стремительным развитием общества на российскую систему образования обрушивается поток инноваций и псевдоинноваций. Целью инновации является повышение качества образования, однако, в реальности она может иметь противоположный, нулевой или неожиданный побочный результат. Проблема инноваций, повышения качества образования, учебной мотивации посвящены статьи современных педагогов высшей школы (3,4,5).

Имидж-риск – риск, связанный с общественным мнением об образовательном учреждении. Существуют несколько аспектов, характеризующих данный риск. Во-первых, общественное мнение является одним из условий экономической эффективности учреждения, реализующее образовательные услуги на платной основе. Во-вторых, насколько вложенные средства на подготовку воспитанников принесли плоды. Например, для вуза – это показатель трудоустройства выпускников по полученной профессии. В-третьих, достижение главной цели образования – трансляция культуры, обеспечение культурой преемственности поколений.

Таким образом, педагогический риск представляет собой достаточно сложное явление, связанное с множеством условий и фактов, влияющих на положительный исход решений, которые принимают педагоги. Для осуществления успешной деятельности в сфере образования педагогу необходимо уметь прогнозировать возможные риски, принять меры по их минимизации и преодолеть проблемы, возникающие на пути от цели к результату.


Список литературы

1. Зубков В.И. Социальная теория риска: учебное пособие. /М.: Академ Проект. 2009
2. Беляева М.А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании. /Педагогическое образование в России №11 с.16-23. 2014
3. Капичников А.И., Капичникова О.Б. Формирование учебной мотивации студентов в условиях бакалавриата и магистратуры вуза. В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии. сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. 2014. С. 122-134.
4. Дидусенко Е.Н., Капичников А.И., Капичникова О.Б. Модульная технология обучения студентов бакалавриата аграрного вуза. Дидусенко Е.Н., Капичников А.И., Капичникова О.Б. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 37-39.
5. Гижов В.А., Капичников А.И., Поздникин А.А., Капичникова О.Б. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества многоуровневого высшего образования. Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 14-16.

Расскажите о нас своим друзьям: