Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11(16) Ноябрь, 2017

УДК 322.2:297.1

Дата публикации 17.11.2017

Специфика обучения в мусульманских школах (мектебе) в Оренбургской губернии в начале XX века *

Шарипов Альфит Асхатович
кандидат исторических наук, Председатель Регионального Духовного управления мусульман Оренбургской области,
Мишучков Андрей Александрович
Директор Духовного Мусульманского образовательного учреждения «Медресе «Хусаиния», РФ, г. Оренбург

Аннотация: В статье раскрывается специфика обучения в мусульманских школах (мектебе) как основы национального образования инородцев в Оренбургской губернии в начале XX века. Показываются светский и религиозный подходы к реализации начальной мусульманской школы со стороны Министерства народного просвещения и мусульманских общин. Специфика мектебе заключалась в сложности овладения арабским алфавитом и тюркским литературным языком, обучении на родном языке учащихся, в различиях типов школ по методу преподавания (старометодные и новометодные), несистемности обучения, в отсутствии единой программы и местных учебных пособий. Большинство мектебе были четырехклассными и имели общежития для учащихся. Учителя (мудариссы) в большинстве были выпускниками старометодных школ, но вели занятия в новометодных школах, которых к 1916 г. стало большинство. Реформирование мусульманских школ привело к тому, что из старометодных вненациональных религиозно-схоластических школ, они превратились в полусветские национальные и русскоговорящие школы.
Ключевые слова: мусульманское образование, мектебе, инородческое училище, мударисс, шакирд, арабский алфавит, махалля, хальф

Specificity of teaching in Muslim schools (mektebe) in the Orenburg province at the beginning of the 20th century

Sharipov A.A.
Candidate of Historical Sciences, Chairman of the Spiritual Board of Muslims of the Orenburg region, Director of the religious organization «Spiritual Muslim Educational Institution «Madrassah «Khusainia», Russian Federation, Orenburg,
Mishuchkov A.A.
Candidate of Philosophy, Associate Professor a research fellow at the Orenburg Theological Seminary, Russian Federation, Orenburg

Abstract: The article reveals the specifics of education in Muslim schools (mektebe) as the basis of the national formation of foreigners in Orenburg province at the beginning of the XX century. The secular and religious approaches to the implementation of the primary Muslim school by the Ministry of Education and Muslim communities are shown. The specificity of the mektebe was the difficulty of mastering the Arabic alphabet and the Turkic literary language, teaching in the native language of students, the differences in the types of schools by the method of teaching (old and new), the lack of system of instruction, in the absence of a unified program and local teaching aids. Most mektebe were four-class and had hostels for students. Teachers (mudarissa) in the majority were graduates of old-school schools, but conducted classes in new-method schools, which by 1916 became the majority. Reforming Muslim schools has led to the fact that from the old-world non-national religious and scholastic schools, they have become semi-national national and Russian-speaking schools.
Keywords: Muslim education, mektebe, foreign college, mudariss, shakird, arabic alphabet, mahalla, half

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Правительством Оренбургской области научного проекта
№ 17-11-56002 а(р)

Огромную роль в национальном и мусульманском обучении в Российской империи сыграли начальные мусульманские школы (мектебе), которых в начале XX в. насчитывалось свыше одиннадцати тысяч. Как определяло совещание духовных лиц Оренбургского магометанского духовного собрания: «конечная цель мектеба – научить мусульманских детей чтению и письму, познакомить их с установками ислама, воспитать их в доброй нравственности и указать им путь к достижению благополучия земного и небесного и тем содействовать миру и покою государства» [1, с. 7]. Министерство народного просвещения опиралось на начальную мусульманскую школу как необходимую ступеньку в развитии всей системы инородческого образования и видело в перспективе выравнивание гражданских и религиозных школ в уровне общеобразовательных предметов и повышение общей грамотности и культуры населения. В «Правилах о начальных училищах для инородцев, живущих в Восточной и Юго-Восточной России» от 24.04.1906 г. [8, с. 13] общий надзор за частными вероисповедными училищами мусульман возлагался на местные учебные органы (пп.9,32), и от них зависело разрешение на открытие новых мектебе и медресе, определение учителей, применение учебников (п.24, 32 –37). Такой общий надзор вели инспектора инородческих училищ, которые должны были состоять в русском подданстве и иметь образование не ниже курса одноклассного училища Министерства народного просвещения (п.33). К употреблению в вероисповедных училищах допускались только те учебные пособия, которые изданы в России, другие – только с особого в каждом отдельном случае разрешения инспектора инородческих училищ (п.35). Причем, частные инородческие вероисповедные училища открывались с разрешения инспектора инородческих училищ в том случае, если содержание училища было обеспечено всеми необходимыми для того средствами и при нем будет состоять класс русского языка (п.36), на который выделялись казенные деньги (п.37). По Правилам устанавливались единообразные формы училищ: первоначальные (школы грамоты) с двухгодичным курсом, начальные одноклассные с четырехгодичным и начальные двухклассные с шестилетним курсом обучения (п.5). Особенно важна была поддержка родных наречий инородцев. «Для облегчения учащимся инородцам перехода к изучению русского языка учебные книги и пособия печатаются на инородческом наречии русскими буквами для народностей, имеющих национальный алфавит, книги эти печатаются в двойной транскрипции, русской и инородческой. Учебные книги и пособия издаются с переводом на русский язык или без перевода» (п.13).

Важный вклад в развитие и реформирование начальных мусульманских школ внесли Постановления III Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде (16 – 21 августа 1906 года) [4, c. 13 – 15]. Было принято, что «во всех селениях должны быть школы начального образования для детей мусульман» (п.1) для детей от 8 до 15 лет (п.4) в объеме двухклассных училищ (п.2) с обучением на родном языке с арабским алфавитом (п.3) с четырехлетним курсом обучения в течение учебного года в деревнях с 1 октября по 15 апреля и в городах – с сентября по 15 мая (п.5). Важно, что было принято решение о единообразии учебной программы для всех мусульманских школ (п.7), что «начальное образование должно быть обязательно для каждого мусульманского мальчика и девочки» (п.12) и что учащиеся мусульманских школ уравнены в правах с русскими школами (п.18). Управление и попечение над школой, назначение учителей ведает местное мусульманское общество (пп.13 – 15). Звание преподавателя (мударисса) в медресе стало отделимо от звания приходского имама, учителя проходили экзамены, особое избрание обществом  и утверждались Духовным Собранием (пп.27, 29).

Обучение в мектебах было традиционным, специфика его состояла в изучении и заучивании Корана и овладении арабского алфавита. Учащиеся мектебе (шакирды) начинали занятия в школе с изучения арабского алфавита, состоящего из двадцати восьми букв. Они учили не звуки, а названия букв: а – алиф, б – ба, т – ти и так далее. Овладев алфавитом, они приступали к вероучительным текстам, например, к чтению арабского текста буквослагательным методом по книге «Иман шарты» («Основы веры») и «Афтияк» (извлечение из Корана). Данный метод предполагал, что они сначала говорили названия букв слога и только потом читали весь слог. Параллельно этому усваивалась буквенная символика чисел и письмо. Особенностью арабского алфавита при обучении было: 1) схожесть начертания многих букв, отличающихся только диакритическими знаками; 2) наличие у каждой буквы в зависимости от местонахождения в слове до четырех различных начертаний, отчего число знаков доходило до 118 [9, с. 66]; 3) недостаточное количество гласных букв, для обозначения которых применяются особые знаки и 4) отсутствие некоторых букв для обозначения звуков неарабских, в том числе татарского языка [2, с. 23]. Как пишет Н.П. Остроумов: «Мы, привыкшие к простому русскому алфавиту, даже не можем представить всю сложность арабского алфавита и обучения детей арабскому чтению…» [6, с. 122]. Препятствием в обучении грамоте учащимися был разрыв между языком обучения в школе и языком общения в семье. Арабский язык в повседневной жизни учащихся не употреблялся. Обучение велось на арабском языке и на литературном тюркском языке, который инородцы понимали в силу общей схожести, но  все-таки устная разговорная речь на национальных наречиях была отличной от тюркского языка. В литературном тюркском языке зачастую употреблялись высокие выражения, древнетюркские, арабские и персидские слова, которые во многом были непонятны неграмотным учащимся. Поэтому, некоторые шакирды так и не могли в должной мере освоить курс мектебе и не могли читать. Освоившие курс шакирды без должной практики забывали письменную речь. Это затрудняло передачу знания в мектебе, особенно в плане передачи глубины вероучительных текстов.

Овладев механизмом буквосложения, лучшие ученики мектеба на второй или третий год обучения приступали к чтению религиозно-дидактических произведений восточных и местных писателей: «Ахыр заман китабы» («Книга о светопреставлении») С. Бакыргани (конец ХII ), «Киса-и Йусуф» («Книга о Юсуфе») Кол Гали (начало XIII в.), «Рисала-и Газиза» («Трактат, посвященный Газизе») Т. Ялсыгулова (1768 – 1838), «Мухаммадийа» («Книга, посвященная пророку Мухаммаду») М. Челеби (ум. в 1451 г.), «Субаталь-гад жизин» («Слабость немощных») Суфи Аллаяра (1623 – 1713), «Бадавам» («Постоянно повторяй») и «Кисикбаш китабы» («Книга об отсеченной голове») и другие книги [9, с. 67]. Общеобразовательные знания по истории, географии, математике, этике и эстетике черпались в рамках мусульманской назидательной литературы.

Мектебе полностью содержались на средства мусульманского прихода (махалля), община выбирала учителя мударисса и его помощников в обучении (хальф). Поскольку обучение было индивидуальным и строгой системы обучения не было, огромную роль в подготовке учащихся играли помощники учителя (хальф). Учитель вел общие занятия по вероучительным предметам и работал с продвинутыми учениками. Повторение пройденного и заучивание текстов индивидуально с каждым учащимся проверяли помощники учителя. Домашних заданий в мектебе обычно не практиковалось. Традиции мектебе, в целом, перенятые из Бухары, предполагали безусловную почтительность и подчинение учителям и его помощникам. В мектебах царила строгая дисциплина, нередко применялись телесные наказания. С начала ХХ в. с введением новометодных школ количество общеобразовательных дисциплин стало увеличиваться, обучение стало проходить на родных наречиях учащихся.

Специфика мусульманских мектебе в Оренбургской губернии прослеживается по результатам анкетирования среди мусульманских школ в 1915 г., проведенного отделом народного образования Оренбургской губернской земской Управы [5, с. 212 – 220.].

Из представленных сведений из 311 мектебе губернии раскрывается следующая картина о преподаваемых предметах в школах.

Таблица 1. Предметы в мектебе

Уезды число мектебов веро-уче-ние родной язык ариф-метика история география русскийязык чисто-писание
Верхне-уральский 29 29 29 29 21 25 1 19
Оренбургский 120 120 117 83 70 66 18
Орский 115 115 105 33 33 18 10 27
Троицкий 10 10 10 4 3 4
Челябинский 37 37 32 13 11 10 3
по губернии 311 311 293 162 138 123 32 46

Большинство мектебе вели обучение вероучительных предметов на родном языке (94,2%). Русский язык преподавался только в 32 школах (10,3%), что объясняется отсутствием подготовленных педагогов. Арифметика преподавалась в 162 школах (52%) и история в 138 школах (44,%) в губернии. Причем, в Орском уезде эти предметы велись в 33 школах из 115 (28,7%). География велась в 123 школах (40 %) и чистописание в 46 школах (14,8%). Это позволяет сделать вывод об отставании уровня образования в  мектебе от общеобразовательной народной школы; о недостаточности общеобразовательных предметов и педагогов светских предметов для реализации целей национального образования в повышении грамотности населения.

Вторая ступень мусульманских школ – медресе – готовила духовных лиц в качестве священнослужителей на приходах.

Таблица 2. Подготовка в медресе духовных лиц

Уезды звание мугаллима звание муэдзина званиемуллы
Верхнеуральский 5 5 3
Оренбургский 8 8 11
Орский 1 1 1
Троицкий
Челябинский 4 4
по губернии 46 18 19

Наибольшее количество медресе было в Оренбургском уезде – 11, готовивших имамов и мулл. В Троицком уезде не было медресе, только мектебе. В Орском уезде только одно медресе. Учитывая, что далеко не в каждом медресе учили русскому языку, многие муллы не знали русской грамоты и языка. Это затрудняло в дальнейшем организацию учебного процесса на началах общеобразовательной школы для учащихся.

В целом, отмечается положительное отношение в 308 анкетных листах, полученных от мектебе, о потребности среди мусульман в преподавании в мектебах русского языка.

Таблица 3. Потребность в преподавании русского языка в мектебе

Уезды в каком объеме ощущаласьпотребность в преподавании русского языка

знание русского языка излишне

знание русской грамоты необходимо изучать в более широком размере

желательно иметь чисто русскую школу

Верхнеуральский 2 18 2 2
Оренбургский 4 48 47 19
Орский 43 49 4 10
Троицкий 3 3 2 3
Челябинский 6 29 5 9
по губернии 58 147 60 43
процент 15,8 48 19,4 13,9

Ответы распределились следующим образом: 15,8 % – «знание русского языка излишне»; 48% – «необходимо знание русской грамоты»; 19,4 % – «за изучение русского языка в более широком объеме», чем просто изучение грамоты; 13,9% респондентов высказываются за желательность иметь чисто русско-образовательную школу. Наиболее консервативные ответы из Орского уезда, где 40% показаний говорят о том, что они считают знание русского языка излишним.

О числе лет обучения в мектебе можно судить, отчасти, по вопросу в анкетном листе о числе классов в мектебе. Число школ с двумя, тремя, четырьмя, пятью и более классами группировались, согласно показаниям, следующим образом.

Таблица 4. Количество классов в мектебе

Уезды Число мектебе
1 кл. 2кл. 3кл. 4кл. 5  иболее кл.
Верхнеуральский 2 5 14 5
Оренбургский 6 19 44 37
Орский 4 5 22 9
Троицкий 1 2 3 1
Челябинский 1 6 5
по губернии 13 32 89 57

Поскольку в большинстве мектебов занятия велись со всеми группами мальчиков всех лет обучения в одной комнате, то однозначного понятия класса и лет обучения учащихся в школе нет. По понятиям «класс» понимается в данном случае «один год обучения». Во многих мектебах нет и определенного числа лет обучения ребенка, которое зависит от его способностей и, отчасти, от воли родителей. Большинство мектебов в губернии – 89 из 191 (46,6%), ответивших на вопрос в анкете, с 4-х летним курсом обучения. 57 мектебов (29,8%) – с 5-ти и более годами обучения. 32 мектебе (16,7%) – с 3-х летним обучением. Всего 13 мектебе (7%) – с 2-х летним обучением. Одногодичных мектебе в губернии не имелось. В большинстве своем учащиеся в мектебах проживали в нем в общежитии (табл. 5).

Таблица 5. Количество общежитий в мектебах

Уезды Число мектебов
с общежитием безобщежития

процентмектебов с

 

общежитием

Верхнеуральский 26 4 84
Оренбургский 91 33 74
Орский 88 20 86
Троицкий 7 2 78
Челябинский 33 4 89
по губернии 245 63 79,5

В большинстве мектебов имелись общежития (паансионы) – 80 % анкет. Наибольшее распространение общежитие при мектебах имели в уездах – Челябинском (89%), Орском (86%) и Верхнеуральском (84%). В Оренбургском уезде – меньше всего (74%). В среднем по губернии в общежитиях при мектебе жило 28 мальчиков. По уездам среднее количество в общежитиях составляло:  в Верхнеуральском уезде – 23 человека; в Орском – 40; в Оренбургском – 25;  в Троицком – 15; в Челябинском – 19. Около 45% учащихся жили в пансионе при мектебе. Это говорит о высокой социальной нагрузке мусульманских приходов, проводивших обучение учащихся вдали от дома.

Таблица 6. Количество пансионеров – учащихся, живущих в общежитиях при мектебе

Уезды

среднеечисло

 

учащихся

в мектебе

число пансионеровв мектебе
числоучащихся в процентах
Верхнеуральский 72 23 32
Оренбургский 64 25 40
Орский 59 40 68
Троицкий 48 15 31
Челябинский 47 19 40
по губернии 60 27 45

Наибольший процент учащихся – пансионеров в Орском уезде (68%) и наименьший – в Троицком уезде (31%). Оренбургский уезд занимает примерно промежуточное значение (40%).

Таблица 7. Начало учебных занятий, продолжительность и  количество занятий в мектебе

Уезды начало школьных занятий продолжительность учебного года количество часов ежедневных занятий
число показаний среднее число показаний среднее число месяцев число показаний среднее число часов
Верхне-уральский 29 3 окт. 28 6,1 24 5,7
Оренбургский 116 3 окт. 118 6,3 106 7
Орский 101 6 окт. 97 6 74 6,8
Троицкий 10 1 окт. 10 6,2 7 6
Челябинский 37 9 окт. 35 6 21 6,2
по губернии 293 5 окт. 288 6,1 232 6,7

Занятия в мектебе, в среднем по губернии, начинались ежегодно с 5 октября и заканчивались около середины апреля. Продолжительность занятий в мектебах во всех уездах одинакова, составляя немногим более шести месяцев. Выходным от занятий была пятница и время священного месяца рамадан, обязательного поста мусульман. Среднее количество часов ежедневных занятий в мектебах по отдельным уездам колебались от шести до семи часов. Минимум был в Верхнеуральском уезде – в среднем 5,7 часа и максимум в Оренбургском уезде – 7 часов. В среднем по губернии составляя – 6,7 часов.

Все преподаватели мектебе, указанные в анкете, числом 447 были выпускниками медресе, в большинстве своем из Оренбургской губернии.

Таблица 7. Образование педагогов по типу медресе

Уезды число педагоговполучивших образование
новое медресе старое медресе
число процент число процент
Верхнеуральский 6 10 56 90
Оренбургский 18 10 170 90
Орский 143 100
Троицкий 3 23 10 8
Челябинский 40 100
по губернии 27 6 419 94

Большинство педагогов (94%), получили образование в старометодных медресе. В Орском и Челябинском уездах не было ни одного педагога из новометодных медресе. В Оренбургском уезде из 27 педагогов из новометодных медресе, преподавание вели 18 (66,7%). На 1912 г. большинство школ (90%), 245 медресе и 175 мектебе были старометодными. Поэтому и большинство выпускников медресе также были из этой школы. К 1916 г.  количество новометодных школ (204) стало больше старометодных (138) составляя 60%. Педагогами же являлись в них в основном выпускники старометодных школ (94%). Это говорит о разрыве между формой мусульманской школы и качеством педагогического ее состава.

О содержании мугаллима были даны по губернии лишь десять сообщений: девять из Орского уезда и одно – из Троицкого. В Орском уезде средняя годовая оплата труда мугаллима была равна 156 руб. 50 коп., колеблясь от 70 до 210 руб. В Троицком уезде одно сообщение было о годовом содержании мугаллима в 120 рублей. Большинство ответов говорило о том, что определенного содержания не было. Общество и родители учащихся, каждый по своей возможности, снабжали его продуктами и деньгами.

О количестве мусульманских школ и учащихся в них можно судить по следующим статистическим данным (табл. 8).

Таблица 8. Количество мусульманских школ и учащихся [3, с. 69]

Годы числоучеников количествошкол число учеников на одну школу
1901 9910 230 43,1
1902 10145 262 38,7
1904 12764 353 36,2
1908 16082 398 40,4
1909 17952 385 46,6
1911 15728 346 45,5
1917 14859 503 29,5

Количество мусульманских школ с 1901 г. по 1917 г. выросло более чем в два раза. Качество школ также резко изменилось, большинство составляли новометодные школы. В их основе лежали следующие изменения: вместо буквослагательного метода применялся азбучно-звуковой метод; вводилось изучение родного и русского языков; внедрялась классно-урочная система. В мусульманских школах, как и в гражданских школах, обязательными стали расписание занятий, программы по дисциплинам, учебные пособия, экзамены (переходные и выпускные), выдача аттестатов, полноценное женское образование.

Таким образом,  мусульманские школы в целом справлялись с задачами национального образования. Процент грамотности у татар в 1897 г. был 32,7%, у башкир 22,7%, у русских – 31,4% [7, с. 173]. Учитывая сложность арабского алфавита и национальных алфавитов, на которых основывается мусульманское образование, и которые надо было освоить учащимся, данные показатели грамотности мусульманских народов вполне успешны. Статус мусульманских школ был полуавтономным и полуофициальным. Открытие этих школ официально регулировалось земскими отделами образования, но фактически большинство школ были открыты неофициально и существовали автономно, подчиняясь только по духовному ведомству Оренбургскому Магометанскому Духовному Собранию в плане сбора статистических сведений о них. Реформирование мусульманских школ привело к тому, что из старометодных вненациональных религиозно-схоластических школ, они превратились в полусветские национальные и русскоговорящие школы, которые стали отвечать высоким стандартам образования гражданской общероссийской школы. Появляющиеся русско-башкирские и русско-татарские школы завоевывали все большее доверие местного населения и объективно способствовали выходу башкир и татар из культурной изоляции, были закономерными в условиях традиции веротерпимости в Российской империи.


Список литературы

1. Акт частного совещания духовных лиц округа Оренбургского магометанского духовного собрания. – Уфа, 1914. – С. 7.
2. Бакирова А.М. Конфессиональные школы татар в Оренбургской губернии в конце XIX – начале ХХ века Вестник ОГПУ. – № 4 (38). – 2004. – С. 23.
3. Бакирова А.М. Роль новометодных медресе в просвещении татарского населения Оренбургской губернии в конце XIX – начале XX века Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2017. – С. 69.
4. Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений центральных и региональных органов власти и управления XXXXI веках / Автор-составитель А.Б. Юнусова. – Уфа, 2009. – С. 13 – 15.
5. Мектебы Оренбургской губернии // Доклады по народному образованию в Оренбургском Губернском Земском Собрании 3-й очередной сессии. – Оренбург, 1916. – С. 212 – 220
6. Остроумов Н. П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае // Журнал Министерства народного просвещения. – 1906. – № 2. – С. 122.
7. Первая всеобщая перепись населения Российской империи / под ред. Н.А. Тройницкого, 1897 г. – СПб., 1904. Т. 18. – 173 с.
8. Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в Восточной и Юго-Восточной России. Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1906. – С 13.
9. Фархшатов М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60 – 90-е годы ХIХ в. М. : Наука, 1994. – С. 66 – 167.

Расскажите о нас своим друзьям: