Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №11(16) Ноябрь, 2017

УДК 796.01

Дата публикации 15.11.2017

Реальный рукопашный бой в «Элективных курсах по физической культуре» для студентов творческого высшего учебного заведения

Сомкин Алексей Альбертович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург
Шепрут Олег Юрьевич
Доктор философии Боевых Искусств, Преподаватель кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург
Константинов Сергей Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент, Заведующий кафедрой физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: Данная статья посвящена содержанию курсов по самозащите в дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» для студентов в творческом высшем учебном заведении – Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Особое внимание в публикации уделено элективным курсам «Кэнпо – реальный рукопашный бой».
Ключевые слова: «Элективные курсы по физической культуре», творческое высшее учебное заведение, кафедра физического воспитания, студенты, самозащита, кэнпо, реальный рукопашный бой

Real Combat in “Elective courses on physical education” for students of the creative higher education institution

Somkin Alexey Albertovich
Doctor of Pedagogical Sciences (Ed. D.), professor of Physical Education Department,St. Petersburg State Institute of Film and Television, Russia, St. Petersburg
Sheprut Oleg Yurevich
Doctor of Philosophy (Ph.D.) in Martial Arts, Teacher of Physical Education Department, St. Petersburg State Institute of Film and Television, Russia, St. Petersburg
Konstantinov Sergey Alexandrovich
Ph. D. in Pedagogical Sciences, associate professor, Head of Physical Education Department, St. Petersburg State Institute of Film and Television, Russia, St. Petersburg

Abstract: This article is devoted to the content of self-defense courses in “Elective courses on physical education” for students in the creative higher education institution – St. Petersburg State Institute of Film and Television. The special attention in the publication is paid to the elective courses “Kenpo – real combat”.
Keywords: “Elective courses on physical education”, creative higher education institution, department of physical education, students, self-defense, kenpo, real combat

В современных условиях развития высшего образования в Российской Федерации кафедра физического воспитания Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКиТ) является базовым образовательным подразделением в структуре творческого высшего учебного заведения. В условиях модернизации высшего профессионального образования в нашей стране она предназначена для оказания образовательных услуг по таким дисциплинам как «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» всем студентам СПбГИКиТ, обучающимся по программам бакалавриата на 1–3 курсах. Основной миссией кафедры физического воспитания является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных и, главное, востребованных специалистов, в основном,  творческих и гуманитарных специальностей в сфере культуры, кинематографии и телевидения, обладающих необходимым уровнем компетенций в области физической культуры, физкультурно-оздоровительной деятельности, спорта, физической рекреации и реабилитации [8, 11]. Формирование устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой или определённым видом спорта на протяжении всего периода обучения в институте и, по возможности, по его окончании, развитие физических способностей профессионально-прикладной направленности, культивирование «моды на активный и здоровый образ жизни» является важнейшей задачей кафедры физического воспитания в высшем учебном заведении [2, 5].

Поэтому преподавание такой дисциплины как «Элективные курсы по физической культуре» в СПбГИКиТ предполагает постепенный и целенаправленный переход от обязательных форм учебных практических занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной или рекреационно-реабилитационной деятельности самими студентами института. В качестве таких элективных курсов на кафедре физического воспитания студентам дневной формы обучения предлагаются:

– во-первых, стандартные учебные (урочные) занятия;

– во-вторых, различные формы секционных занятий, которые ориентированы на некоммерческий спорт высших достижений; физкультурно-кондиционный спорт; рекреационно-реабилитационные формы двигательной активности; интеллектуальные виды спорта; прикладные дисциплины.

При этом на первый план при организации занятий (как учебных, так и секционных) по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» выходит так называемый «мотивационно-ценностный компонент», который должен формировать у молодых людей положительное эмоциональное отношение к занятиям и устойчивое желание прикладывать при этом вполне осознанные волевые усилия, нацеленные на физическое совершенствование личности. Следует отметить, что большой популярностью у студентов СПбГИКиТ (как юношей, так и девушек) пользуются секции по прикладным дисциплинам, так как проблема индивидуальной самозащиты человека в условиях современного мегаполиса становится в настоящее время чрезвычайно актуальной. Поэтому не случайным является тот факт, что в СПбГИКиТ были организованы секционные занятия по следующим направлениям:

– самозащита – на основе техники школ традиционного ушу;

– айкидо, в том числе и с использованием оружия;

– кэнпо – реальный рукопашный бой.

Различные единоборства являются одними из древнейших видов спорта, которые вобрали в себя и творчески трансформировали большинство естественных двигательных действий человека, способствуя не только его выживанию, но и гармоничному развитию. С момента зарождения, благодаря своей состязательной сущности, они стали своеобразной моделью социальных процессов, проходящих в обществе [4]. Спортивные единоборства – это самое общее понятие, объединяющее в себе многочисленные виды ведения поединка, как правило, между двумя соперниками. Достаточно условно, в зависимости от используемого в поединке тактико-технического арсенала и наличия предметов у соперников, единоборства можно разделить на следующие группы [3, 7, 9]:

– единоборства с предметами – все возможные виды фехтования, например, олимпийские дисциплины (рапира, шпага, сабля); традиционное японское фехтование (кэндо, нагината-до); французское фехтование тростью (канн); военно-прикладные дисциплины (ножевой и штыковой бой); артистическое фехтование на холодном оружии разных эпох и многие другие;

– единоборства в захвате – борцовские (греко-римская борьба, вольная борьба, женская борьба, дзюдо – олимпийские виды спорта, а также, например, спортивное самбо или различные национальные виды борьбы, в том числе куреш – «борьба на поясах»);

– единоборства без захвата – ударно-боксёрские (бокс, кикбоксинг, тайский бокс, французский бокс сават, различные стили и направления карате и тхэквондо, вьетводао (вовинам), К-1 и многие другие);

– смешанные виды единоборств (спортивно-боевое самбо, рукопашный бой, ушу-саньда, панкратион, джиу-джитсу, кудо, «универсальный бой» (Unifight), ММА – Mixed Martial Arts и другие) [1].

Как было сказано выше, одним из направлений секционных занятий для студентов в СПбГИКиТ является курс «Кэнпо – реальный рукопашный бой» как один из наиболее эффективных способов «активной» психофизической защиты человека, направленный на недопущение или «жёсткое» преодоление действий «оппонента», связанных с физическим насилием, непосредственной угрозой здоровью и даже жизни. Представим его краткую характеристику.

Эффективная «прикладная» система под названием «реальный рукопашный бой» (или по-японски – «син-дзюцу кэнпо») была разработана петербургским экспертом в области индивидуальной и общественной безопасности О.Ю. Шепрутом в начале 1990-х годов и является доступной для освоения людям, практически, всех возрастов. К настоящему времени Ассоциация Реального Рукопашного Боя России (АРРБР) создала свою структуру проведения учебно-тренировочного процесса с контингентом любого возраста и уровня физической, технической и психологической подготовленности, организации Всероссийских кэнпо-турниров, семинаров и мастер-классов, аттестации тренеров и инструкторов [6, 10]. Кроме того, была учреждена и Международная Ассоциация Реального Рукопашного Боя (International Real Combat Association), в которую входят представители более чем сорока стран мира (рис. 1).

Рис. 1. Постер Международной Ассоциации Реального Рукопашного Боя

Реальный рукопашный бой – это комплексная система самозащиты, техника которой представляет собой синтез наиболее эффективных  ударов руками и ногами, бросков, болевых воздействий, удушений, а также использования любых подручных предметов в качестве оружия защиты и нападения. Характерными особенностями этой системы являются:

– реальность, простота и эффективность применяемых в поединке технических действий;

– формирование устойчивого психологического навыка на основе ситуационного моделирования самозащиты и ведения боя не только с одним, но и одновременно с несколькими противниками;

– проведение даже в тренировочных условиях «полно-контактных» спаррингов (естественно с использованием защитной экипировки);

– отсутствие в учебно-тренировочном процессе и при проведении соревнований практики разучивания и демонстрации так называемых «формальных комплексов» (или по-японски – «ката») в связи с тем, что они не целесообразны с точки зрения «реального» поединка.

На кафедре физического воспитания СПбГИКиТ развивается, в основном, именно «прикладное» направление «син-дзюцу кэнпо» – как эффективная система «активной» самозащиты индивида в условиях современного мегаполиса. Преподавателем кафедры О.Ю. Шепрутом была разработана и внедрена специальная инновационная программа, так как контингент студентов, желавших заниматься реальным рукопашным боем, условно можно разделить на следующие категории:

– имеющие определённый предыдущий опыт тренировок и, возможно, участия в соревнованиях по правилам «ударных», «борцовских» или «смешанных» единоборств;

– не имеющие предыдущего опыта в единоборствах, но готовые физически и психологически к тренировкам и, может быть, участию в соревнованиях по «полно-контактному» смешанному единоборству – реальный рукопашный бой.

После проведения аналитического исследования всех вышеназванных особенностей студентов, приходящих в секцию реального рукопашного боя, осуществлялась разработка плана учебно-тренировочного процесса на текущий учебный год и перспективного на три года (период прохождения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в СПбГИКиТ), а также индивидуальных планов, практически, для каждого отдельного студента. При этом молодым людям объясняли, что учебно-тренировочный процесс будет характеризоваться достаточно тяжёлой и трудоёмкой физической и психологической нагрузкой, а её необходимо будет совмещать с серьёзной учебной нагрузкой, связанной с овладением избранной ими специальностью в институте. Поэтому студентам необходимо реально представлять и объективно оценивать свои возможности и ожидаемые результаты в «жёстком» и «полно-контактном» единоборстве – реальный рукопашный бой.

Инновационная программа включает в себя следующие основные разделы:

– специальная физическая и функциональная подготовка;

– «прикладная акробатика» (для обучения, прежде всего, безопасным падениям и приёмам самостраховки);

– «активная» самозащита от одного или нескольких невооружённых противников (от ударов руками, ногами, болевых воздействий и удушений, «сковывания» – захватов рук, туловища, одежды) – в стойке на ногах, на коленях, сидя и лёжа;

– основы «ударной» (руками и ногами) и «бросковой» техники;

– самозащита от противника, вооружённого: «коротким» оружием – ножом, кастетом; «длинным» оружием – палкой, бейсбольной битой, дубинкой; стрелковым оружием – травматическим или газовым пистолетом;

– техника использования любых подручных предметов в качестве оружия защиты или нападения;

– самозащита и поведение в агрессивной неуправляемой толпе.

Таким образом, учитывая индивидуальные особенности каждого студента, в процессе прохождения курса «Кэнпо – реальный рукопашный бой» они будут осваивать комплексную систему «активной» самозащиты, применимую в любых условиях и с любыми противниками. Кроме того, большое внимание на занятиях будет уделяться психологической подготовке студентов и их адекватному и, по возможности, «неагрессивному» поведению в экстремальных стрессовых ситуациях, присущих современному мегаполису. Вместе с тем, при наличии желания студенты (при достаточном уровне их технической, физической и психологической подготовленности) могут целенаправленно готовиться и принимать участие, как в кэнпо-турнирах, так и в различных показательных выступлениях, проводимых Ассоциацией Реального Рукопашного Боя России (АРРБР).

В СПбГИКиТ с 2015 года осуществляется набор студентов по специальности 52.05.01 «Актёрское искусство» (специализация: актёр драматического театра и кино). Для данного контингента студентов института предполагается разработка отдельного курса профессиональной подготовки, который, помимо указанных выше разделов, будет также включать:

– основы техники и постановка сценического рукопашного боя;

– техника сценического фехтования на различных видах холодного оружия.

В заключение необходимо отметить, что внедрение в образовательный процесс на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ инновационной педагогической технологии в виде курса «Кэнпо – реальный рукопашный бой» позволит студентам (как юношам, так и девушкам):

– рассмотреть ещё более широкий диапазон для выбора их физкультурно-спортивной двигательной активности в период обучения в институте;

– удовлетворить их «запрос» на укрепление здоровья, физическое самосовершенствование и социализацию личности.

Таким образом, при преподавании дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» на кафедре физического воспитания творческого высшего учебного заведения Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения осуществляется целенаправленный переход:

– от традиционных форм проведения учебных практических занятий по физической культуре к личностно-ориентированной оздоровительной, спортивной или профессионально-прикладной программе;

– к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной или рекреационно-реабилитационной деятельности самими студентами.


Список литературы

1. Анисимов М.П. Структура техники смешанного боевого единоборства // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 10 (116). – С. 10–13.
2. Волкова Л.М., Евсеев В.В., Половников П.В. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования: монография. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – 149 с.
3. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга: монография. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. – 352 с.
4. Карелин А.А. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации: монография. – Новосибирск, 2002. – 480 с.
5. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография. – Белгород: ЛитКараВан, 2013. – 454 с.
6. Константинов С.А., Сомкин А.А., Шепрут О.Ю. Реальный рукопашный бой как система самозащиты для студентов непрофильного высшего учебного заведения // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (19 февраля 2015 г.). – СПб.: СПбГУП, 2015. – С. 105 – 106.
7. Морозов В.А. Боевые искусства и спортивные единоборства мира: учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Петровский фонд», 1998. – 172 с.
8. Сомкин А.А., Константинов С.А. Концепция развития кафедры физического воспитания творческого высшего учебного заведения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – Нижний Новгород, 2016. – № 5. – С. 25–33.
9. Тарас А.Е. Боевые и спортивные единоборства. Справочник. – Минск: Харвест, 2003. – 638 с.
10. Шепрут О.Ю. “Син-дзюцу кэнпо» как система самозащиты для студентов творческого вуза // Актуальные вопросы физического воспитания студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (10 марта 2015 г.). – СПб.: СПбГИКиТ, Изд-во «Арт-Экспресс», 2015. – С. 95.
11. Konstantinov S.A., Somkin A.A., Demidenko O.V., Sheprut O.Yu. Innovation pedagogical technologies on physical education in unspecialized higher education institutions // “Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives”: Proceeding of the 6th International symposium (January 15, 2015). Vienna. – 2015. – PP. 77–81.

Расскажите о нас своим друзьям: