Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020

УДК 37.01

Дата публикации 24.03.2020

Специфика организации детского коллектива в начальной школе

Ляхов Александр Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Ермолаева Екатерина Валерьевна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт, (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье раскрыта сущность понятия «детский коллектив», его признаки, выделены этапы (формальное объединение, появление лидеров, появление актива, полноценный коллектив) и уровни развития детского коллектива (эмпатийный уровень, глубинный уровень межличностных отношений, ядро). Кроме того, приведены особенности развития младших школьников и их возможности для организации детского коллектива, проанализированы методы (метод единых педагогических требований, метод коллективного самообслуживания, метод соревнования, метод самоуправления) и формы организации коллектива младших школьников в начальной школе (игры, экскурсии, путешествия, поездки, праздники, творческие встречи, научно-исследовательская деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей, учителей).
Ключевые слова: Детский коллектив, начальная школа, младшие школьники, образовательные учреждения, социальная активность, сплоченность детского коллектива, игровая деятельность, досуг

The specifics of organizing a children's team in primary school

Lyakhov Alexander Vasilievich
candidate of pedagogical sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki
Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki,
Ermolaeva Ekaterina Valerevna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: The article reveals the essence of the concept of «children's team», its features, stages (formal union, emergence of leaders, emergence of an asset, a full-fledged team) and development levels of a children's team — empathy level, deep level of interpersonal relationships, core). In addition, the features of the development of primary schoolchildren and their possibilities for organizing a children's team are presented, methods (the method of uniform pedagogical requirements, the method of collective self-service, the method of competition, the method of self-management) and forms of organization of the collective of primary schoolchildren in elementary school (games, excursions, travels, trips, holidays, creative meetings, research activities of children, joint activities of children, parents, teachers).
Keywords: Children’s team, elementary school, elementary school students, educational institutions, social activity, cohesion of the children’s team, game activities, leisure


Природа организации коллектива и формирования коллективных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества [1, с. 58].  С момента поступления в школу, ребенку открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых.

Детский коллектив – является основой получения детьми положительного  общественного опыта. В младшем школьном возрасте особую значимость для развития ребенка и становление его личности приобретает взаимодействие со сверстниками, в котором эффективно осуществляется познавательная предметная деятельность и происходит формирование важнейших навыков межличностного общения и этического поведения. Направленность на взаимодействие со сверстниками, желание общения с ними делает школьный класс для ученика очень важным.

Проявляя социальную активность, младшие школьники воспринимают  для себя коллектив как место для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность детей открывает безграничные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Находясь в коллективе, дети реализовывают свои индивидуальные и творческие способности.

Высокий уровень сплоченности детского коллектива представляет собой условие, которое необходимо для самоутверждения личности ребенка младших классов. Общая, объединяющая цель, общие мотивы представляют собой неотъемлемое звено коллектива, который имеет  высокий уровень сплоченности. Показателями высокого уровня сплоченности коллектива могут быть также желания его членов заниматься общественно полезной деятельностью, их стремление достигать высоких показателей в различных видах совместной деятельности и высокий уровень мотивированности к активному взаимодействию.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что отдельные аспекты развития детского коллектива освещены в работах Н.П. Аникеева, В.К. Дьяченко, Т.Е. Конниковой, А.С. Макаренко, Р.С. Немова, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, В.А. Сухомлинского, и др.

Научные исследования в области развития и формирования коллективов представлены трудами многих выдающихся педагогов и психологов: в исследованиях А.С. Залужного, М.Г. Казакиной, А.С. Макаренко были раскрыты вопросы влияния коллектива на процессы, формирующие многие личностные качества.

Научные работы Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской, Л.И. Уманского раскрыли вопросы влияния личности на становление и развитие коллективов.  P. Кричевский, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинский в своих трудах изучали понятия лидерства в коллективах. В указанных исследованиях основой развития коллектива определяется понятие «сплоченности».

Л.Я. Карпенко, В.В. Шпалинский, М.Г. Ярошевский считают сплоченность результатом ценностно-ориентационного единства. А.И. Донцов, Ю.Е. Дуберман, Ю.Л. Неймер определяли сплоченность единством поведения индивидов определенной группы. Сплоченность рассматривается П.И. Третьяковым и Т.Н. Шамовой в контексте важнейших характеристик воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Однако, несмотря на всю ценность имеющихся в настоящее время научных подходов и концепций, проблема организации и формирования сплоченности детского коллектива в начальной школе является недостаточно разработанной, что приводит к возникновению противоречия между признанием значимости данного вопроса и не разработанностью этой проблемы на программно-методическом уровне.

Для того, чтобы качественно и детально изучить вопрос о специфике организации детского коллектива в начальной школе, необходимо рассмотреть само понятие «детский коллектив» и рассмотреть его признаки, а также выделить этапы и уровни развития детского коллектива.

Существуют разные подходы к определению феномена «коллектив», а также к фиксации сущности понятий «детский коллектив», «детский воспитательный (учебно-воспитательный) коллектив».

В словаре М.П. Стрелигова под коллективом понимается «группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами» [2, с.305].

По мнению А.С. Макаренко коллектив представляет собой группу людей, объединенных общественно-значимыми целями и совместной деятельностью, направленной на их достижение [3, с.69].

С точки зрения В.А. Сластенина, детский коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности [4, с.320].

Детский коллектив в трудах Л.П. Крившенко рассматривается как объединение школьников, имеющих общественно значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистическими отношениями [5, с.143].

На основе вышеперечисленных определений понятия «детский коллектив», нами выделены признаки детского коллектива, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Признаки детского коллектива

Для детей коллектив – это место их обитания, вне зависимости от того, это школьный класс, группа детей во внеурочной деятельности (кружки, секции) или отряд в летнем  оздоровительном лагере. Учащиеся вступают во взаимоотношения внутри коллектива, используя личностные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получают возможности для самореализации.

Для педагогов ученический коллектив – объект воздействия с целью воспитания и развития лучших качеств детей.

Как и всякая малая группа, ученический класс в своем становлении и  развитии  проходит определенное количество этапов. Возникнув в рамках определенно-заданной организационной структуры, он постоянно находится в динамике, потому что меняются и дети, и межличностные связи, и отношения, и психологическая атмосфера. А.С. Макаренко подчеркивал, что движение – является определенной формой жизни коллектива, тогда как остановка – представляет смерть коллектива [6, с.69].

Для учителя важным является определение этапа развития на котором  находится детский коллектив. От этого знания зависит и позиция учителя по отношению к детям, и задачи, которые он решает в ходе педагогической деятельности.

В рамках настоящего исследования, нами выделены следующие этапы развития детского коллектива:

- формальное объединение (песчаная россыпь),

- появление лидеров (мягкая глина),

- появление актива (мерцающий маяк),

- полноценный коллектив (горящий факел).

На первом этапе дети мало знают друг о друге, не достаточно хорошо  усваивают учебный материал, безынициативны в деятельности – опасаются проявления активности из-за незнания реакции со стороны одноклассников, отсутствует актив класса (хотя формально он может быть избран - старостат). В этот период в качестве средства, которое может сплотить  детей в коллектив, должно выступать единоличное требование учителя к ученикам.

На втором и третьем этапе, реализуя основные цели и задачи данных этапов,  младшие школьники поднимаются на боле высокую ступень, где каждый член коллектива понимает ответственность за выполнение того или иного задания,  появляется инициатива, которая исходит от актива по организации коллективной деятельности.

Четвертый этап развития коллектива – это полноценный коллектив, где большинство его членов переходят на сторону актива; дети осознают свои права и обязанности, каждый член коллектива может самостоятельно определять свои новые задания,  органы самоуправления способны направлять коллектив на выполнение поставленных целей.

Характеристика этапов развития детского коллектива представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика этапов развития детского коллектива

Между вышеперечисленными этапами развития детского коллектива нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

Для понимания возможностей детского коллектива в воспитании личности, наряду с этапами развития коллектива, необходимо рассмотреть и уровни его развития (рисунок 2).

Рисунок 2. Уровни развития детского коллектива

На первом уровне (эмпатийный) развития детского коллектива образуются отношения между одноклассниками к содержанию и ценностям коллективной деятельности, которая обеспечивает его сплоченность.

На втором уровне (глубинный уровень межличностных отношений) межличностные отношения детей опосредуются выполнением совместной деятельности.

И на третьем уровне (ядро) межличностные отношения учеников класса опосредуются ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью.

Возраст детей играет определяющую роль в процессе развития коллектива, обуславливая и особенности педагогического руководства. Первоклассники не представляют собой еще хоть сколько-нибудь организованного коллектива. Они мало общаются друг с другом, плохо знают успехи товарищей в учении.

В 1-2 классах детский коллектив и актив еще не играют какой-либо значимой роли в жизни каждого отдельного школьника. Отношения между детьми строятся преимущественно через учителя: он выделяет кого-либо из детей как пример для подражания, определяет их суждения друг о друге, организует совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Таким образом, учитель является главной фигурой для учащихся (особенно 1-2 классов), носителем существующего среди них общественного мнения.

Причины этого таятся в особенностях детей данного возраста: подражательности, необъективности самооценки, неразвитость общественного мнения.

Дети еще не владеют навыками организации коллективной деятельности: не могут поставить общую цель, осуществить разделение труда, проанализировать совместные дела. Кроме того, младшие школьники эмоционально неустойчивы, отсюда и их отношения изменчивы и непостоянны, а общение отличается хаотичностью и отсутствием избирательности.

Однако выявленные особенности коллектива младших школьников не означают, что его и не нужно создавать. Хорошие учителя, пользуясь своим влиянием на маленьких школьников, уже в начальных классах ставят перед собой задачу формирования подлинного детского коллектива и его общественного мнения. А в тех классах, где эта задача своевременно не решается учителем, отношения между детьми складываются стихийно и в большинстве случаев неправильно. Когда эти дети переходят в средние классы, у них ухудшается учебная деятельность, падает дисциплина, снижается уровень общественной жизни.

Для решения задачи сплочения детей учителя прибегают к использованию различных методов и форм работы с детьми для организации их в единый коллектив.

В рамках настоящего исследования, нами выделены основные методы организации коллектива младших школьников в начальной школе (рисунок 3).

Рисунок 3. Методы организации коллектива в начальной школе

Применение единых педагогических требований необходимо для объединения действий ребенка, учителей, родителей, а также самого детского коллектива. Данный метод предполагает поступательное внедрение системы требований, которые отражают главные требования общественной жизни.

С помощью метода коллективного самообслуживания младшие школьники включаются в совместную трудовую деятельность, у них формируется бережное отношение к коллективной собственности, школьному имуществу и уважение друг к другу. Используя данный метод в своей работе учитель способствует развитию у детей исполнительности, аккуратности, добросовестного отношения к труду, стремления соблюдать чистоту и порядок в школе и т. д.

Соревнование  способствует мобилизации всех учеников класса на активное и творческое участие в общественных делах и развивает товарищеские отношения.

Метод самоуправления позволяет детям раскрыться, формирует у них общественную активность, чувство взаимной зависимости и предполагает вовлечение младших школьников в управление классными делами, создание органов коллектива, задача которых сформировать у школьников дружеские отношения. Данный метод позволяет детям приобщиться к организации своей жизни и деятельности.

Все методы организации детского коллектива в начальной школе должны использоваться в комплексе, в различных вариациях, не изолированно, а дополняя друг друга. Правильно подобранные методы работы по сплочению детей на перовой ступени их обучения в образовательных учреждениях (начальной школе) не только способствует обогащению эмоционального опыта ребят, но и призваны устранить погрешности в их личностном развитии.

Используя большой спектр методов организации детского коллектива младших школьников, педагог должен продумать и формы работы с детьми в данном направлении. Среди них мы можем выделить такие как проведение различных тренингов по сплочению коллектива, бесед, организация различных экскурсий, походов выходного дня (возможно с родителями, что не только будет способствовать сплочению коллектива, но и налаживанию внутрисемейных отношений детей и родителей), организация праздников,  творческих вечеров с приглашением различных артистов, поэтов, писателей, организация научно-исследовательской деятельности детей и др.

Формы организации детского коллектива в начальной школе образовательных учреждений представлены на рисунке 4.

Использование в образовательном процессе вышеуказанных форм работы с детьми  дает педагогу возможность наблюдать за способностью детей к сопереживанию ближнему, эмпатии, оказанию помощи товарищу, за процессом взаимодействия и детей в различных видах деятельности.

Рисунок 4. Формы организации детского коллектива в начальной школе

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что коллектив является важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Коллектив младших школьников организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно.

Эффективное управление коллективом младших школьников возможно только при условии глубокой теоретической вооруженности педагога, опоры на самоуправление, организации деятельности и отношений, развития коллектива и личности.


Список литературы

1. Донцов Д. А. Социально-психологическая диагностика детских и юношеских коллективов: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. – Москва: Юрайт, 2019. – 205 с.
2. Стрелингов М.П. Толковый словарь русского языка для школьников. М.: Литера, 2008. – 512 с.
3. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М.: Педагогика, 2010. – 304с.
4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
5. Крившенко Л. П. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. – М.: Юрайт, 2019. – 400 с.
6. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы. – Москва: Юрайт, 2020. –323 с.

Расскажите о нас своим друзьям: