Социальная психология | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020

УДК 159.9

Дата публикации 24.03.2020

Психологические характеристики этнической идентичности молодежи с разным отношением к миграции

Авраменко Анастасия Евгеньевна
магистрант, Новосибирский государственный технический университет, РФ, г. Новосибирск, happyjullyw@mail.ru
Капустина Валерия Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, РФ, г. Новосибирск, kapustina@corp.nstu.ru

Аннотация: В данной статье представлены результаты эмпирического исследования этнической идентичности молодежи, в котором приняли участие 80 студентов Новосибирского государственного технического университета с положительным и нейтральным отношением к миграции. В результате исследования обнаружено, что студенты с нейтральным отношением к миграции по сравнению со студентами с положительным отношением к миграции более позитивно относятся к окружающему миру (к другим людям, представителям других этнических групп), в большей степени проявляют себя положительно в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также более склонны изучать установки личности по отношению к различным социальным процессам
Ключевые слова: адаптация; этническая идентичность; миграция

Psychological characteristics of ethnic identity of young people with different attitudes to migration

Kapustina Valeria Anatolyevna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Novosibirsk State Technical University, Russia, Novosibirsk, kapustina@corp.nstu.ru
Avramenko Anastasia Eugenevna
master student, Novosibirsk State Technical University, Russia, Novosibirsk, happyjullyw@mail.ru

Abstract: This article describes the results of an empirical study of the ethnic identity of young people, which was attended by 80 students of Novosibirsk state technical University with a positive and neutral attitude to migration. The study found that students with a neutral attitude to migration, compared with students with a positive attitude to migration, have a more positive attitude to the world around them (to other people, representatives of other ethnic groups), show themselves more positively towards various social groups (minorities, criminals, mentally ill people), and are more likely to study the attitudes of the individual in relation to various social processes
Keywords: adaptation; ethnic identity; migration


Этническая идентичность играет огромную роль в формировании и сохранении народного единства [2]. По мнению Т. Г. Стефаненко, этническая идентичность является составной частью социальной идентичности личности, т.е. такой психологической категорией, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [6].

Стоит отметить, что для нашего времени характерно усиление национальной этнической идентичности, что может проявляться в том числе и в форме экстремизма [5]. Одной из главных причин данного процесса является усиление глобализационных процессов, увеличение межкультурных контактов на личностном уровне, рост потоков мигрантов [1].

За последние 50 лет, согласно исследованию П.П. Николаевой, проведенному в 2014 году, масштабы выезда молодежи за пределы своей страны возросли более чем в 2,5 раза [3]. Число мигрантов во всем мире ежегодно увеличивается, при этом основными участниками миграционных перемещений являются молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет [4].

Объектом данного исследования выступает этническая идентичность.

Предметом исследования являются психологические характеристики этнической идентичности молодых людей с разным отношением к миграции.

Гипотеза исследования: у молодых людей с разным отношением к переезду существуют различия в психологическом содержании этнической идентичности.

В исследовании приняли участие 80 студентов ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет». В исследовании задействованы студенты гуманитарного, технического и естественно-научной направленности в возрасте от 18 до 24 лет, различающихся по критерию положительного/отрицательного отношения к миграции (52 студента имеют положительное отношение к миграции, 28 студентов – нейтральное).

В качестве методик нами было применено анкетирование для выявления отношения к миграции, психологическое тестирование с применением методики этнической идентичности (Дж. Финни, адаптированная А.М. Арбитайло), методики «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова), экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Для оценки различий между двумя группами студентов (с положительным отношением к миграции и с нейтральным отношением к миграции) был использован U-критерий Манна–Уитни.

В результате сравнения по методике «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой было обнаружено, что в группе студентов с нейтральным отношением к миграции по сравнению с группой студентов с положительным отношением к миграции более выражена «общая толерантность» (U=474, p<0.01).

Это говорит о том, что студенты с нейтральным отношением к миграции более позитивно относятся к окружающему миру (к другим людям, представителям других этнических групп) в отличии от студентов с положительным отношением к миграции.

Также выявлены значимые различия по шкале «социальная толерантность» (U=496, p<0,01): значения шкалы «социальная толерантность» в группе студентов с нейтральным отношением к миграции выше, чем у группы студентов с положительным отношением к миграции. Это означает, что студенты с нейтральным отношением к миграции в большей степени проявляют себя положительно в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также более склонны изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

Мы провели корреляционный анализ данных, осуществленный с применением r-критерия ранговой корреляции Спирмена, который позволил нам выявить следующие взаимосвязи у студентов с положительным и нейтральным отношением к миграции.

По группе испытуемых с положительным отношением к миграции обнаружены следующие взаимосвязи: высоким показателям этнической индифферентности соответствуют высокие показатели общей толерантности (r=0.40, p<0.05), высоким показателям этноэгоизма и этнофанатизма соответствуют низкие значения общей толерантности (r=-0.40, p<0.05; r=-0.44, p<0.05, соответственно). Это означает, что студенты, имеющие положительное отношение к миграции, при выраженной толерантности не склонны выстраивать границы между своей этнической группой и другими, обладают позитивными установками в отношении своего и другого этноса, при этом студенты с положительным отношением к миграции с интолерантными установками могут быть убеждены в превосходстве своего народа и проявлять раздражительность к другим этносам.

По группе испытуемых с нейтральным отношением к миграции получились следующие взаимосвязи: высокому показателю этнонигилизма соответствует высокий показатель толерантности как черты личности (r=0.30, p<0.05), высоким показателям этнической индифферентности соответствуют высокие показатели общей толерантности (r=0.33, p<0.05), высоким показателям этноэгоизма и этноизоляционизма соответствуют низкие показатели общей толерантности (r=-0.30, p<0.05; r=-0.38, p<0.01, сооветственно) и социальной толерантности (r=-0.30, p<0.05). Это означает, что студенты с нейтральным отношением к миграции и положительным отношением к окружающему миру, склонны быть независимыми к этническим предубеждениям. Студенты с нейтральным отношением к миграции, убежденные в превосходстве своего народа, имеют интолерантные установки в целом и склонны к выстраиванию дистанции во взаимоотношениях с представителями других этносов.

На основании анализа полученного материала можно сделать некоторые выводы:

1. У студентов с нейтральным отношением к миграции более выраженными по сравнению со студентами с положительным отношением к миграции являются «общая толерантность», «социальная толерантность», что объясняет отсутствие у них стремления к переезду в связи с позитивным восприятием различных социальных групп и готовности к изучению личностных установок других людей.

2. Несмотря на некоторые различия в структуре связей толерантности и параметров этнической идентичности, было обнаружено, что студенты как с положительным, так и с нейтральным отношением к миграции, при высоком уровне общей толерантности проявляют независимость к этническим предубеждениям, а интолерантные установки могут провоцировать убеждения в превосходстве своего народа и стремление дистанцироваться от других этносов.

Таким образом, мы можем предположить, что развитие толерантности у молодежи позволяет минимизировать вероятность возникновения этнических конфликтов и способствовать более эффективной социально-психологической адаптации у молодых людей, переехавших в регионы с большим этническим разнообразием или преобладанием другой этнической группы.


Список литературы

1. Галушко В.Г. Стереотипы и стереотипизация как проблема этнокультурных исследований // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 30. № 2. С. 126–134.
2. Григорьев Д.С. Взаимосвязь выраженности этнической идентичности и аккультурационных установок мигрантов с уровнем их социоэкономической адаптации // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 1. С. 71–85.
3. Замараева Ю.С. Oсобенности этнической миграции в социально-психологическом восприятии // Социодинамика. 2015. № 9. С. 63–82.
4. Николаева П. П. Молодежь в социальном пространстве России. М.:Инфра-М., 2015. 109 с.
5. Попков Ю.В. Современные этносоциальные процессы в Сибири: общие тенденции и проблемы регулирования // Этносоциальные процессы и этнонациональная политика в регионах Сибири / под. ред. Ю. В. Попкова. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2015. 273 с.
6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, Академический проект, 2010. 320 с.

Расскажите о нас своим друзьям: