Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020

УДК 378.147:378.661

Дата публикации 20.03.2020

Формирование критического мышления у студентов - медиков при изучении дисциплины «Психология и педагогика»

Герасимова Татьяна Викторовна
старший преподаватель кафедры философии Истории Отечества и иностранных языков, Амурская Государственная Медицинская Академия, Амурская обл., г. Благовещенск, timoshenko-72@inbox.ru

Аннотация: В статье анализируется опыт использования технологии формирования критического мышления у студентов – медиков при изучении дисциплины «Психология и педагогика» на 1 курсе обучения. Автор дает рекомендации преподавателям, желающим использовать данную технологию, и раскрывает трудности, с которыми они могут столкнуться при ее реализации.
Ключевые слова: критическое мышление, технология и приемы развития критического мышления, рефлексия, осмысление, вызов

Formation of critical thinking in medical students when studying the discipline «Psychology and pedagogy»

Gerasimova Tatyana Viktorovna
senior lecturer of the Department of philosophy, History of the Fatherland and foreign languages, Amur State Medical Academy, Amur region, Blagoveshchensk

Abstract: The article analyzes the experience of using the technology of critical thinking formation in medical students when studying the discipline "Psychology and pedagogy" in the 1st year of training. The author gives recommendations to teachers who want to use this technology, and reveals the difficulties they may face when implementing it.
Keywords: critical thinking, technology and techniques for developing critical thinking, reflection, comprehension, challenge

Для студентов медицинского вуза формирование критического мышления является актуальной проблемой. Критическое мышление есть мышление оценочное и рефлексивное, являющееся главным условием развития интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новое знание [5, с.946]. Данный тип мышления необходим для будущей профессиональной деятельности врача, т.к. на всех этапах лечения требуется использование таких мыслительных операций как анализ, сравнение, обобщение. Поэтому, в ОПОП ВО «Лечебное дело» и «Педиатрия» определены следующие  общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), формирование которых направлено на развитие критического мышления у студентов – медиков:

- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК – 1);

- готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК – 5);

- способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок  (ПК – 5) [2, с.676].

Для формирования данных компетенций при изучении первокурсниками дисциплины «Психология и педагогика» мы используем технологию развития критического мышления, т.е. систему учебных стратегий, методов и приемов, предполагающая участие студентов в различных видах самообразовательной деятельности [1, с.5]. С учетом этого занятия проводятся в три этапа: вызов, осмысление, рефлексия.

На этапе вызова создается мотивация к получению знаний через обращение к жизненному опыту студентов и использованию следующих методических приемов:

- «Мозговая атака»;

- «Древо предсказаний»;

- «Ключевые слова»;                         

- «Я уже знаю»;

- «Кластер»;                                      

 - «Верные - неверные утверждения»;

- «Знаю – хочу узнать – узнал» и т.д. [3, с.4].      

Молодые люди вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения); задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Информация, полученная на данной стадии, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

На этапе осмысления происходит непосредственный контакт с новой информацией через текст, фильм, материал параграфа. Студент, используя активные методы чтения (маркировка с использованием значков, поиск ответов на постановленные в первой части занятия вопросы и т.д.),  делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Здесь целесообразно использовать такие приемы как:

- «Чтение с остановками»;

- «Идеал»;

- «Зигзаг»;                                           

- «Мозаика вопросов»;

- «Вопросы к автору»;                       

- «Взаимоопрос» [там же, с.6]

На последнем этапе -  рефлексия – осуществляется творческое осознание полученной информации, ее самостоятельная систематизация через:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организацию различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);

- исследования по отдельным вопросам темы и т.д. [4, с.30]

 Опыт реализации данной технологии позволяет сформулировать рекомендации для преподавателей при использовании технологии критического мышления:

- на предметах гуманитарного цикла применение этой технологии будет актуально и эффективно;

- данная технология позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности студентов – медиков (что для будущего врача очень важно);

- реализация данной технологии требует от педагога владения активными методами обучения,   тщательной подготовки к занятиям, создания атмосферы сотрудничества на семинарах;

- рекомендуем использовать приемы развития критического мышления и во внеучебной самостоятельной работе студентов.

 Также, отметим трудности формирования критического мышления у студентов 1 курса:

а) возраст студентов, т.к. технология формирования критического мышления предполагает опору на  жизненный опыт, а студентам 1 курса 17 – 18 лет. Соответственно, жизненного опыта мало.

б) психологический климат в группе. Организовывать групповые занятия там, где напряженная атмосфера невозможно.

в) индивидуальные особенности студентов, т.к. в силу характера и других причин не все готовы  работать в группах.

В заключение отметим, что технология критического мышления способствует становлению личности будущего врача, повышает качество его подготовки.


Список литературы

1. Коровина И.А., Хабарова Т.С. Технология развития критического мышления как средство становления субъектности студентов медицинского вуза в самообразовательной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. С.5 - 12;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22512 (дата обращения: 19.02.2020).
2. Мамедова Г.Б. Определение ключевых компетенций врача общей практики // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 676-679.
3. Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения:20.02.2020).
Список источников
4. Попова Н.Г. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы: методическое пособие. Прокопьевский муниципальный район, 2018. – 40с.
5. Танеева И.В. Реализация технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы: методическое пособие. Красногвардеец, 2015 г. – 42 с.

Расскажите о нас своим друзьям: