Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №2(19) Февраль, 2018

УДК 796

Дата публикации 28.02.2018

Современные подходы к обучению студенческой молодежи физической культуре и спорту

Максимова Оксана Владимировна
Старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ. г. Санкт-Петербург

Аннотация: Данная статья посвящена изучению новых инновационных подходов к реализации процесса обучения физической культуре учащихся высших учебных заведений. В работе рассмотрена актуальность и роль поиска новых методов и технологий преподавания физкультуры, а также отмечена значимость мотивационного механизма. Автором также проанализирована специфика современных подходов и механизмов в формировании компетентности специалистов сферы физической культуры и спорта в контексте соответствия требованиям информационного общества. По итогу работы выделены ключевые элементы современной системы преподавания физкультуры в ВУЗах, отмечен ряд недостатков устаревшей системы обучения с точки зрения цифровизации и информационно-коммуникационного прогресса молодого поколения.
Ключевые слова: физическая культура, инновации, спорт, активность, студент, преподавание, обучение

Modern approaches to teaching students in physical culture and sports

Maksimova Oksana Vladimirovna
Senior Lecturer of the Department of Physical Culture and Sports, St. Petersburg State Economic University, The Russian Federation. Saint Petersburg

Abstract: This article is devoted to the study of new innovative approaches to the implementation of the process of teaching physical culture to students in higher education. In the paper, the relevance and role of the search for new methods and technologies for teaching physical education is considered, and the importance of the motivational mechanism is noted. The author also analyzed the specifics of modern approaches and mechanisms in the formation of the competence of specialists in the field of physical culture and sports in the context of meeting the requirements of the information society. As a result of the work, key elements of the modern system of teaching physical education in high schools are highlighted, a number of shortcomings of the outdated system of education in terms of digitalization and information and communication progress of the younger generation are noted.
Keywords: physical culture, innovations, sport, activity, student, teaching, teaching

Приоритетными задачами государственной политики России в контексте высшего образования является постоянное повышение его качества, обновление его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса; внедрение образовательных инноваций, информационных технологий, направленных на формирование у молодежи современного мировоззрения, развитие творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания и самообразования и самореализации личности. В современном высшем образовании на глобальном уровне методология преподавания физического воспитания для студентов претерпевает довольно серьезные изменения. Направлениями решения основных задач в разрезе механизма обучения физической культуре является инновационный характер учебно-воспитательной деятельности, а также подготовка квалифицированных педагогических кадров, конкурентоспособных на рынке труда, способных к творчеству, профессиональному развитию, освоению и внедрению наукоемких и информационных технологий.

Актуальность исследования интерактивных, инновационных систем и методов обучения учащихся высших учебных заведений физической культуре и спорту определена тем, что данная категория молодого населения страны в последние годы все больше теряет интерес к физическим спортивным занятиям и предпочитает малоподвижный образ жизни. Помимо этого, особую роль в значимости проблемы преподавания приобретает устаревшая система преподнесения знаний в рамках дисциплины физической культуры.

Вопросам изучения методов и систем преподавания и процесса обучения, мотивации студентов были посвящены многие труды отечественных и зарубежных ученых, среди которых в рамках данной статьи следует отметить таких как: Бабажанов О.Ш., Шарипов Т.К., Азарито Л., Кирк Д., Дунлоски Дж., Равсон К.А., Марш Е.Дж., Натан М.Дж., Вилингман Д.Т., Ермаков С.С., Осипов А.Ю., Кудрявцев М.Д., Янова М.Г., Лепилина Т.В., Плотникова И.И., Доржиева О.С. [1-5] и пр.

Так, в процессе подготовки будущих учителей физической культуры особенно остро стоит вопрос формирования у них способности использовать результаты межотраслевых научных исследований по проблематике укрепления здоровья детей и молодежи [2, с. 34-37]. Актуальной, опять же, является проблема подготовки таких учителей физической культуры, которые были бы в состоянии привлекать студенческую молодежь к активной физкультурно-оздоровительной деятельности, а также могли бы создавать условия для широкого взаимодействия студентов во время такой деятельности не только с педагогами, но и друг с другом - то есть преподавателей, которые умели бы использовать интерактивные методы обучения. Одним из главных условий процесса подготовки таких специалистов, является так же применение указанных интерактивных методов как части образовательной технологии.

Зарубежными учеными было установлено, что существенное усложнение учебного процесса послужило значащим фактором ослабления повседневной двигательной активности студентов [5, с. 176]. Еще одним важным фактором негативного влияния на здоровье студентов является их чрезмерное увлечение компьютерными играми и сетью Интерне. Дефицит повседневной двигательной активности учащихся приводит к появлению различных заболеваний, чрезмерному увеличению массы тела и ожирению [5, с. 177]. Специалисты в области физического воспитания предлагают решить проблему недостаточной двигательной активности учащихся, повысив уровень мотивационных условий к обычной физической культуре и занятиям спортом. Некоторые молодые люди сознательно не посещают занятия академической физической культуры, думая, что они не важны для них. Еще одна причина низкой мотивации - отсутствие должного внимания администрации высших учебных заведений к состоянию спортивных сооружений, материально-технической базы. Эта проблема очень актуальна, поскольку в настоящее время организация и методы физкультурных тренингов не соответствуют современным требованиям [3, с. 19-22]. 

Специалисты утверждают, что существует острая потребность в реализации инновационных программ оздоровления студентов. По мнению ученых, современные программы физического воспитания для студентов должны быть направлены на: повышение уровня культуры; сохранение психического здоровья; формирование устойчивых мотиваций для здорового образа жизни [1, с. 6]. 

Различные исследования показывают, что существует заметная положительная корреляция между занятиями физической культуры на основе спортивно-ориентированного подхода и психофизическими качествами студентов. Помимо этого, различные спортивные массовые соревнования оказывают положительное влияние на психическое здоровье учащихся. И все же, по итогу анализа литературных источников, а также наблюдательной практики, автором были выделены два основных инновационных подхода преподавания и обучения физической культуры и спорта среди студентов – к ним необходимо отнести личностно-ориентированный подход к учащимся и использование интерактивных технологий в процессе обучения.

Занятие физкультурой нового времени, которое направлено на личность студента, ориентировано на его способности, желания и возможности. Личностно-ориентированная тренировка это:

  • создание условий для улучшения физической подготовленности учащихся, их здоровья, повышения интереса к урокам физической культуры;
  • использование различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы;
  • использование на уроке дидактического материала, который позволяет студенту выбирать наиболее значимые для него виды деятельности;
  • оценка деятельности студента не только по конечному результату, а в ходе процесса его достижения;
  • создание атмосферы для природного самовыражения студента.

Что касается интерактивного подхода, то здесь изначально стоит отметить тот факт, что ученые-физиологи давно обратили внимание на активный характер восприятия информации. Человек, который испытывает положительные эмоции, легче создает «карты восприятия», и они оказываются более качественными. Это значит, что в том числе и студенты легче и точнее вспоминают и осмысливают опыт и идеи [4, с. 17-18]. То есть, если студент будет активным участником процесса обучения, он лучше запомнит информацию. На этом принципе построены интерактивные методы обучения.

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Интерактивное обучение активирует эмоции, сознание, что способствует более качественному запоминанию. Обучению и запоминанию может способствовать и то, что информация подается в новом, необычном виде, что не совпадает с уже установленными в нашем мозгу закономерностями и шаблонами. Активизацию запоминания с помощью эмоций можно использовать на практических занятиях физкультурой: работа в малых группах над анализом конкретных упражнений, их цели, участие в имитационных и активных играх. При изучении предметов физкультурного цикла целесообразно применение метода мозгового штурма, метода синектики (приемов, основанных ни аналогии), метода ассоциаций (использование метафор), оказывающих сильное влияние.

Выводы. Появление интерактивных форм деятельности студенческой молодежи на уроках физической культуры можно признать как тенденцию в деятельности преподавателей в контексте личностно-ориентированной педагогической парадигмы и развития у них креативного мышления. Использование указанных инновационных форм обучения учащихся способствует трансформации их деятельности в сторону личностно значимой. Дальнейшая систематизация педагогического опыта, классификация теоретических и практических разработок по обозначенной тематике и заключения на этих принципах технологий, технологических карт будет способствовать развитию педагогической инноватики по формированию физической культуры личности.


Список литературы

1. Бабажанов О. Ш., Шарипов Т. К. Активные методы обучения в обучении физической культуре и спорту // Молодой ученый. - 2016. - №29.3. - С. 4-7
2. Azzarito L., Kirk D. Pedagogies, physical culture, and visual methods. - London: Routledge, 2013. – 256 p.
3. Dunlosky J., Rawson K. A., Marsh E. J., Nathan M. J., Willingham D. T. Improving students’ learning with effective learning techniques: promising directions from cognitive and educational psychology // Psychological Science in the Public Interest. - 2013. - 14(1). - Р. 4–58
4. Iermakov S.S., Cieślicka M., Muszkieta R. Physical culture in life of Eastern-European region students: modern state and prospects of development // Physical education оf students. - 2015. - № 6. - Р. 16-20
5. Osipov A.Yu., Kudryavtsev M.D., Iermakov S.S., Yanova M.G., Lepilina T.V., Plotnikova I.I., Dorzhieva O.S. Comparative analysis of effectiveness of some students’ physical culture training methodic // Physical education of students. - 2017. - № 4. - Р. 176-181

Расскажите о нас своим друзьям: