Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №9(14) Сентябрь, 2017

УДК 37.014

Дата публикации 14.09.2017

Социальное партнерство «школа-вуз» в реализации концепции развития математического образования

Вендина Алла Анатольевна
Канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Малиатаки Виктория Викторовна
Канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

Аннотация: В статье сформулированы принципы и основные задачи социального взаимодействия высшей и средней школы, описаны проблемы его реализации. Выявлены положительные эффекты социального партнерства на примере деятельности Ставропольского государственного педагогического института.
Ключевые слова: глобализация, математическое образование, социальное взаимодействие, качество образования

Social partnership «school-University» in the concept of development of mathematical education

Vendina Alla Anatolevna
Candidate of Sciences, associate Professor of mathematics and computer science, Stavropol state pedagogical Institute,
Maliataki Viktoriya Viktorovna
Cand. PED. senior lecturer, Department of mathematics and Informatics, Stavropol state pedagogical Institute, Russian Federation, Stavropol

Abstract: The article formulates the principles and the basic objectives of social interaction between higher and secondary school, described the problems of its implementation. Positive effects of social partnership on the example of the Stavropol state pedagogical Institute.
Keywords: globalization, mathematics education, social interaction, quality of education

Проблема взаимодействия школы и вуза возникла достаточно давно, однако современный этап развития общества поставил новые задачи социального партнерства школы и вуза, обусловленные не только процессами интеграции и глобализации в образовании [1], но и существующими проблемами в области преподавания различных дисциплин, в том числе математики.

Математическое образование на сегодняшний день остро нуждается в повышении качества и доступности образования, о чем, прежде всего, свидетельствуют результаты государственных экзаменов (ЕГЭ и ОГЭ). Социальное взаимодействие между школой и вузом позволит обеспечить новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов, а, следовательно, ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий.

Нужно отметить, что педагогический вуз, несомненно, обладает значительным кадровым, ресурсным и научно-методическим потенциалом в данной области. Так, в Концепции развития математического образования утверждается, что «преподаватели математических кафедр педагогических вузов должны работать со школьниками, участвовать в разработке аттестационных материалов, учебных пособий для школьников».

Но, к сожалению, традиционно взаимодействие вузов и школ сведено к предоставлению абитуриентам информации о факультетах, специальностях, образовательных программах, подготовительных курсах; проведению дней открытых дверей и совместному осуществлению педагогической практики, в рамках которой студенты приобретают профессиональные практические навыки в урочной и во внеурочной деятельности.

Вместе с тем, социальное партнерство в вертикали «школа-вуз» однозначно требует системного подхода и целенаправленного взаимодействия, которое должно характеризоваться, прежде всего, наличием эффективной обратной связи. Сотрудничество, системность и открытость каналов коммуникации должны стать базовыми принципами, на которых основывается социальное партнерство высшей и средней школы.

В качестве основных задач социального взаимодействия школы и вуза в рамках развития математического образования можно выделить следующие:

  • совершенствование технологий и методик обучения математике с целью повышения качества обучения;
  • обеспечение преемственности программ средней и высшей школы;
  • обмен педагогическими идеями;
  • организация системной исследовательской деятельности школьников, в том числе на базе педагогического вуза;
  • проведение научно-практических конференций с целью обмена педагогическим опытом в области преподавания математики;
  • совместная научно-исследовательская и экспериментальная работа;
  • совместная разработка планов, программ и методического обеспечения для работы с одаренными детьми;
  • совместная разработка коррекционных программ и методического обеспечения для работы с отстающими детьми;
  • привлечение педагогических кадров высшей школы к преподаванию спецкурсов в классах с профильным обучением математике;
  • организация школьных учебных занятий в лабораториях высшего учебного заведения;
  • профориентационная работа;
  • организация и проведение предметных математических олимпиад;
  • сотрудничество, направленное на увеличение количества и качества услуг, предоставляемых в рамках партнерства школы и вуза;
  • трудоустройство и профессиональная адаптация молодых педагогов – выпускников педагогических вузов;
  • поддержка социальной значимости профессии учителя в российском обществе.

В Ставропольском государственном педагогическом институте на протяжении длительного времени успешно организуются и развиваются различные формы сотрудничества в системе «школа-вуз». Так, в рамках реализации концепции развития математического образования за последнее время было осуществлено взаимодействие по следующим направлениям:

  • организация и проведение профильной переподготовки кадров;
  • организация и проведение курсов повышения квалификации для учителей математики сельских школ;
  • организация практико ориентированных мастер-классов для студентов вуза с привлечением как учителей Ставропольского края, так и слушателей курсов переподготовки, работающих в системе образования;
  • проведение дистанционной краевой олимпиады по математике для учащихся 9-11-х классов Ставропольского края;
  • проведение студентами вуза математических викторин в школах Ставропольского края (как в младших классах, так и в средней школе).

Несмотря на то, что социальное партнерство есть необходимое условие конкурентоспособности вуза в эпоху рыночных отношений, интеграции и глобализации сферы образования [2], мы наблюдаем ряд проблем в его реализации, а именно:

  • неполнота нормативной правовой базы в области социального партнерства школы и вуза;
  • недостаточная развитость механизмов сетевого взаимодействия между учащимися, учителями и преподавателями вузов;
  • отсутствие системы информационной поддержки;
  • отсутствие банка программно-методических материалов по данному направлению;
  • практически полное отсутствие финансирования социального партнерства школы и вуза;
  • слабая заинтересованность педагогов как средней, так и высшей школы во взаимодействии и др.

В заключение отметим, что для педагогического вуза социальное взаимодействие со школой играет исключительную роль, так как оно обладает возможностью изменить вектор обучения студентов, переведя его от передачи знаний к овладению профессиональными компетенциями, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта [3, с. 6; 4, с. 7]. В связи с этим необходима активная и системная деятельность по реализации различных форм и видов социального взаимодействия высшей и средней школы,  в том числе и на государственном уровне.


Список литературы

1. Арутюнян М.М. О ресурсах и практике индивидуализации образования в ведущих российских университетах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 17-19.
2. Вендина А.А. Проблемы реализации академической мобильности в России в условиях открытого образовательного пространства // Проблемы развития социальной сферы в России и за рубежом. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 239-249.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г. №1426. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г. №91. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf.

Расскажите о нас своим друзьям: