Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №9(14) Сентябрь, 2017

УДК 159.9.075

Дата публикации 04.09.2017

Из опыта применения метода арт-терапии в работе психолога по профилактике тревожности подростков

Шалагинова Ксения Сергеевна
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, РФ, Тула

Аннотация: В статье представлен опыт работы с подростками по профилактике тревожности использованием методов арт-терапии. Приводится программа диагностики, профилактическая программа, анализ результатов оценки эффективности.
Ключевые слова: тревожность, арт-терапия, подростки профилактика

From the experience of applying the method of art therapy in the work of psychologist prevention of anxiety in adolescents

Shalaginova Ksenia Sergeevna
Tula State Teachers Training University, Russian Federation, Tula

Abstract: The article presents the experience of working with adolescents for the prevention of anxiety using the methods of art therapy. Program provides diagnostic, preventive programs, analyzing the results of performance evaluation.
Keywords: anxiety, art therapy, teenagers prevention

Определенный уровень тревожности – особенность, присущая каждому человеку. У каждого человека есть свой оптимальный уровень тревожности. Однако, повышенный уровень тревожности является проявлением неблагополучия личности. Повышенная тревожность отрицательно влияет на все виды жизнедеятельности человека: общение, здоровье, учебную и профессиональную деятельность.

Проблема тревожности нашла свое отражение в работах зарубежных  и отечественных и исследователей (Д. Льюис, Б. Босселмен, Д.Филлипс,  Ч. Спилбергер,  Л.И. Божович, В.В. Белоус, В.Ф. Березин, П.Г. Вельский, О.В. Доронина, И.В. Дубровина, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, В.Р. Кисловская, A.M. Прихожан, Л.С. Славина, Ю.Л. Ханин и др.

В своих работах ученые отмечают, что тревожность лежит в основе ряда психологических трудностей возрастного развития. Повышенная тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации индивида, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: на общение, на здоровье, учебную и профессиональную деятельность и общий уровень психологического благополучия.

Особое звучание проблема тревожности  приобретает когда речь идет о подростках, поскольку в этом возрасте тревожность  является серьезным фактором  развития психосоматических отклонений, часто служит причиной возникновения стрессовых состояний.

Анализ исследований, посвященных проблеме  подростковой тревожности (С.А. Водяха, Г.Ш. Габдреева, Н.М. Гордецова, Л.М. Костина, A.M.Прихожан и др.) показал, что тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, предчувствие опасности являются выражением неудовлетворения значимых возрастных потребностей.

Тревожность в подростковом возрасте является серьезным риском–фактором для развития психосоматических отклонений, нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний. С тревожностью могут быть связаны причины возникновения школьных неврозов, неумение подростка  адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми.

Анализ вышесказанного позволяет говорить о необходимости ведения профилактической работы с подростками.  Достаточно широко в настоящее время в практической психологии вообще и применительно  к проблеме подростковой тревожности в частности используются методы арт-терапии. Арт-терапия на сегодняшний момент рассматривается как одно из  актуальных и интенсивно развивающихся направлений современной психотерапии и практической психологии.  Арт-терапия это терапия посредством искусства, метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. В основе арт-терапии — применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора. Она ориентируется на свойственный любому человеку на разных возрастных этапах внутренний потенциал, силы, самочувствие, делает упор на природное проявление эмоций, чувств, настроений.

В своем исследовании мы предположили, что профилактика тревожности в подростковом возрасте будет протекать эффективно, если:
учитывать особенности проявления тревожности в подростковом возрасте; использовать в работе с подростками, склонными к проявлению тревожности,    методы арт-терапии; реализовать программу, составленную с учетом особенностей проявления тревожности в подростковом возрасте и направленную на профилактику  проявления  уровня личностной, ситуативной, школьной, самооценочной и межличностной тревожности, повышение уровня эмоциональной стабильности.

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы [1,2,3,4,5,6]:

  1. Отечественные ученые, занимавшиеся проблемой тревожности, сходятся в признании необходимости рассматривать ее  дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство черту личности. По определению Р.С. Немова «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии беспокойства испытывать страх и тревогу в специфически социальных ситуациях».

  1. Подростковый период — период потери  детского мироощущения и  появления  чувства тревожности. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к физическим особенностям, меняется реакция на мнение окружающих, повышается обидчивость. У подростков развивается тревожность по поводу развития, это связано с диспропорциями в развитии и его задержкой или преждевременным развитием. Состояние тревожности это следствие кризиса подросткового возраста, который протекает и дезорганизует личность подростка.
  2. Профилактика особая  форма  психолого-педагогической деятельности, направленная  на предупреждение  тревожности, предотвращение факторов риска и оказание психологической помощи нуждающимся детям. При профилактике тревожности достаточно хорошо зарекомендовали методы арт-терапии. Так, в частности рисование позволяет  ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний; рисуя, подросток  дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Исследование по изучению  особенностей проявления тревожности   в подростковом возрасте было проведено на базе одного из центров образования   г. Тулы. Выборку исследования составили 62 подростка: 34 девочки  и 28 мальчиков. Возраст испытуемых 12-13лет.

Для изучения особенностей проявления тревожности подростков нами была составлена диагностическая программа исследования, представленная в Таблице 1.

Таблица 1. Диагностическая программа исследования

Название методики, автор Цель методики Исследуемый критерий
Методика самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера Изучение аффективной сферы на предмет наличия или отсутствия личностной тревожности у подростков Личностная и ситуативная тревожность
«Шкала тревожности»A.M. Прихожан  Выявление области действительности, объектов, которые являются основными источниками тревоги Школьная, самооценочная, межличностная  тревожность
Шкала самооценки личностной тревожности Дж. Тэйлора Выявление уровня тревожности Личностная тревожность
Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой Школьная тревожность
Тест тревожности В. Амен Определение уровня тревожности ребенка Уровень тревожности

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать следующие выводы:

  1. По результатам методики самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера можно утверждать, что для большинства подростков характерен высокий уровень школьной тревожности. Их 50%, они склонны реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

41% подростков характеризуются средним уровнем проявления тревожности. Они часто испытывают чувство неуверенности и неуспеха.

9% подростков характеризуются низким уровнем проявления тревожности. Им требуется пробуждение активности и возбуждение заинтересованности.

  1. По результатам методики «Шкала тревожности А.М. Прихожан» для большинства подростков характерен высокий уровень межличностной тревожности. У испытуемых этой категории (31%) часто бывают проблемы с учителями, родителями и сверстниками.

17% подростков характеризуются преобладанием общей тревожности. Они склонны переживать социальный стресс, испытывать страх самовыражения и боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих.

28% подростков характеризуются преобладанием самооценочной тревожности. У них, как правило, низкая самооценка, и они часто испытывают состояние фрустрации потребности в достижении успеха.

24% подростков характеризуются преобладанием школьной тревожности. У них это проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, родителей, сверстников.

  1. По результатам методики «Шкала самооценки личностной тревожности» Дж. Тэйлора высокий уровень проявления тревожности имеют 9% подростков. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Они чувствуют себя беспомощными, опасаются приступать к новым видам деятельности. 18% подростков имеют средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности, 26% средний (с тенденцией к низкому) и 9% — низкий — эти показатели соответствуют норме, но у первых уровень тревожности немного завышен и может перерасти в высокий уровень тревожности.
  2. По результатам методики «Тест школьной тревожности Филлипса» наиболее выраженным является страх не соответствовать ожиданиям окружающих 56%. Подростки данной группы ориентированы на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, склонны испытывать тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, нередко ожидают негативные оценки.

Следующим по выраженности в группе школьников является показатель страх самовыражения (42%). Испытуемые склонны к негативным эмоциональным переживаниям ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

На третьем месте по выраженности стоит страх ситуации проверки знаний (35%). Можно отметить, что школьники данной группы в целом негативно относятся к контролю знаний и склонны переживать тревогу в публичных ситуациях.

  1. Тест тревожности В. Амена выявил, что 37% респондентов состояние тревожности не свойственно. У 23% испытуемых выявлен очень высокий уровень тревожности, который является ярчайшим признаком дезадаптации ребенка, отрицательно влияющим на все сферы его жизнедеятельности: общение, здоровье, учебную деятельность, общий уровень психологического благополучия. Этот уровень относится к высокой границе нормы уровня тревожности, что позволяет отнести данную категорию учащихся к группе риска.

Нами была разработана программа по профилактике тревожности подростков с использованием методов арт-терапии.

Задачи программы:

1.Профилактика проявления личностной и ситуативной тревожности.

2.Профилактика проявления школьной, самооценочной и межличностной тревожности.

3.Профилактика проявления школьной тревожности.

  1. Повышение уровня эмоциональной стабильности.

В качестве основы при разработке программы был использован групповой психологический тренинг. Программа состоит из 16 занятий. Продолжительность занятий  60-90  мин. Занятия проводились два раза в неделю.

Каждое занятие включает   следующие этапы:

 1) вводная часть: приветствие, вступительное слово ведущего,

 2) основная часть,

 3) заключительная часть — подведение итогов, рефлексия и в конце ритуал прощания.

В процессе рефлексии дети отвечали на вопросы, выясняли, что было легко выполнить, а что трудно.  Работа осуществлялась с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, элементов арт-терапии.  Использование элементов арт-терапии, в частности рисования  позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться.

Психолог на арт-терапевтических занятиях — равноправный партнер каждого ребенка. Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

Достоинство метода рисования заключается не только в том, что рисование позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций: мышления, способности выразить себя в речи, представления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Рисование развивает ребенка.

Рисование выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку пережить травмирующие события и ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, сформировать психологические защиты и повзрослеть. Оно является одним из эффективных способов коррекции негативных эмоциональных состояний. Именно через рисунок (динамику его изменения) дошкольника и младшего школьника, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию.

Ниже в таблице 2 представлено содержание программы по профилактике тревожности у подростков средствами арт-терапии.

Таблица 2. Содержание программы по профилактике тревожности подростков средствами арт-терапии

№      п/п Цель занятия Содержание занятия Примечание

 

 

 

 

 

Установление психологического контакта, правил работы, сплочение группы 

1.​Представление
2.​ Упражнение «Путаница»
3.​ Установление правил работы группы

 

 

 

Картинки с изображением движущихся человечков, бумага, цветные карандаши, ватман
2 Профилактика проявления  школьной, самооценочной и межличностной тревожности 

1.Упражнение «Геометрические фигуры»

2. Упражнение«Коллективный счет»

3. Рисунок «Свободный рисунок в круге»

3.Рефлексия результатов занятия

Большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой 
3 Профилактика проявления школьной тревожности

1. Упражнение «Один стул»

2. Рисунок «Мои достижения»

3. Рисунок «Волшебные зеркала»

Цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
4 Профилактика проявления школьной тревожности

1. Упражнение «Зоопарк»

2. Упражнение «Страшилки»

3. Рисунок «Нарисуй свой страх»

4. Рефлексия результатов занятия

Цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
5 Профилактика проявления личностной и ситуативной тревожности 

1.  Упражнение «Клопы»
2.             Написание страшилки
3. Чтение страшилок

4. Упражнение«Защитный амулет»

5. Рефлексия результатов занятия

Бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, крупы, макаронные изделия, ручки
6 Профилактика проявления школьной, самооценочной и межличностной тревожности 

1.  Упражнение «Передай предмет»

2.  Разыгрывание страшилок

3.  Упражнение «Поймай комара»

4.  Рисунок «Рисование по сырому листу»

5. Рефлексия результатов занятия

Акварель, кисть, емкость с водой, губка. 
7 Повышение уровня эмоциональной стабильности

1. Упражнение «Угадай, кто Я»

2. Упражнение «Школа для животных»

3.  Упражнение «Парное рисование»

4. Рефлексия результатов занятия

Краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры
8 Повышение уровня эмоциональной стабильности

1.Упражнение «Замороженные»

2. Упражнение «Школа для людей»

3. Пластилинотерапия

4. Рефлексия результатов занятия

Пластилин, ватман, простые карандаши
9 Профилактика проявления личностной и ситуативной тревожности 

1. Упражнение «Встаньте те, кто»

2. Упражнение «Кораблик успехов»

3. Упражнение «Спонтанное рисование»

4. Рефлексия результатов занятия

Цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4. 
10 Повышение уровня эмоциональной стабильности

1. Упражнение «Гомеостат»

2. Упражнение «Рисунок любви»

3. Упражнение «Герб группы»

4. Рефлексия результатов занятия

Цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4, обои либо ватман
11 Профилактика проявления школьной, самооценочной и межличностной тревожности

1.  Упражнение «Новое, хорошее»

2. Упражнение «Рисуем настроение»

3. Упражнение «Похвальное слово самому себе»

4. Рефлексия результатов занятия

Цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4 
12 Повышение уровня эмоциональной стабильности 

1. Упражнение «Новое, хорошее»

2. Упражнение «Похвалилки»

3.  Круг «Что у меня хорошо получается делать?»

4. Круг «Что я люблю делать?»

5. Круг «Что мне нравится, что я люблю в самом себе?»

6. Рефлексия результатов занятия

Карточки с названием различных хороших поступков 
13 Профилактика проявления школьной, самооценочной и межличностной тревожности

1.  Упражнение «Перебежки»

2.  Упражнение «Фантом»

3.  Упражнение «Бурундучки»

4.  Упражнение «Рисуем вместе»

5.  Рефлексия результатов занятия

Шапка, бумага, фломастеры 
14 Профилактика проявления школьной тревожности

1. Игра «За что меня любит учитель?»

2. Упражнение«Мультфильм»

3.  Упражнение «Коллаж»

4.  Рефлексия результатов занятия

 

Листы бумаги формата А4, фломастеры, материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы
15 Профилактика проявления школьной тревожности

1.  Упражнение«Рука»

2. Упражнение «Портрет группы»

3.  Рефлексия результатов занятия

Цветные карандаши либо фломастеры, ватман либо обои
16 Подведение итогов 

1. Упражнение «Чего я достиг»

2. Проведение наиболее понравившихся упражнений

3.  Проигрывание ситуаций

Рефлексия, ритуал завершения занятия

Цветные карандаши либо фломастеры, ватман либо обои

Для обработки полученных данных были использованы статистические критерии: знаков (G-критерий), Стьюдента (t-критерий), позволяющий сделать вывод о том, что проведение профилактической работы снижает уровень личностной тревожности подростков.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет сделать выводы о положительной динамике в выборке, которая выражается:

1) в уменьшении количества подростков с проявлением высокого уровня личностной тревожности. Если на констатирующем этапе с высоким уровнем личностной тревожности было 10% испытуемых, то на контрольном этапе таких респондентов 4%. Также уменьшилось  количество испытуемых с высоким уровнем ситуативной тревожности с 8% на  констатирующем  этапе до 6% на контрольном.

Таким образом,  в выборке уменьшилось количество детей, для которых характерно свойство воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа (методика «Самооценка  ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера»).

В выборке увеличилось количество испытуемых с низким уровнем  проявления личностной тревожности с 40 % на констатирующем этапе до  46% на контрольном.

2) в уменьшении количества подростков с преобладанием школьной тревожности. Если на констатирующем этапе их было 24% испытуемых, то на контрольном этапе таких респондентов 22%.

В выборке уменьшилось количество испытуемых с преобладанием самооценочной  тревожности с 28 % на констатирующем этапе до  24% на контрольном.

В выборке уменьшилось количество подростков с преобладанием межличностной тревожности с 31% до 27%.

Также уменьшилось  количество испытуемых с преобладанием общей тревожности с 17% на  констатирующем  этапе до 13% на контрольном (методика «Шкала тревожности» А.М. Прихожан)

3) в уменьшении количества подростков с высоким  и  средним (с тенденцией к высокому)  уровнем и увеличении числа детей со средним (с тенденцией к низкому) и низким уровнем тревожности.

Если на констатирующем этапе  с высоким уровнем тревожности было 9% испытуемых, то на контрольном этапе таких респондентов 3%.

В выборке также уменьшилось  количество испытуемых со средним (с тенденцией к высокому) уровнем тревожности с 18% на  констатирующем  этапе до 17% на контрольном.

В выборке увеличилось количество испытуемых со средним (с тенденцией к низкому) с 26% до 30%  и низким уровнем  тревожности с 9 % на констатирующем этапе до  12% на контрольном.

Таким образом, в выборке уменьшилось количество детей, для которых характерна пассивность на уроках, «закрытость» во взаимоотношениях со сверстниками, стало больше открытых и общительных детей (методика «Шкала самооценки личностной тревожности» Дж. Тэйлора).

4) в уменьшении количества подростков с высоким и повышенным уровнем общей тревожности в школе с 17% до 14%, по фактору «Переживание социального стресса» число детей уменьшилось с 26% до 22% человек, по фактору «Фрустрация потребности в достижении успеха» — с 22% до 17%, по фактору «Страх самовыражения» — с 42% до 35%, по фактору «Страх ситуации проверки знаний» — с 35% до 31%, по фактору «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих» — с 56% до 48%, по фактору «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» — с 22% до 21%, по фактору «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» — с 8% до 5% человек (методика «Тест школьной тревожности» Филлипса).

5) в уменьшении количества подростков с высоким уровнем, средним  и увеличении числа детей с низким уровнем тревожности.

Если на констатирующем этапе  с высоким уровнем тревожности было 23% испытуемых, то на контрольном этапе таких респондентов 19%.

В выборке также уменьшилось  количество испытуемых со средним  уровнем тревожности с 40% на  констатирующем  этапе до 34% на контрольном.

В выборке увеличилось количество испытуемых с низким уровнем  тревожности с 37 % на констатирующем этапе до  48% на контрольном.

Таким образом, в выборке уменьшилось количество испытуемых, для которых характерно проявление беспокойства, неуверенности в себе и тревоги и увеличилось количество подростков, для которых пребывание в школе, в классе на уроке стало  более комфортным (методика «Тест тревожности В. Амена»).


Список литературы

1. Арт-терапия - новые горизонты [Текст] / Под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2009. – 336 с.
2. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – 3-е издание. – СПб., 2010. – 160 с. – (Детскому психологу).
3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л. М. Костина. – СПб.: Речь, 2012. – 160 с.
4. Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л. М. Костина. – СПб.: Речь, 2012. – 198 с.
5. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – 4-е изд.– М.: Владос, 2009. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
6. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 11-17.

Расскажите о нас своим друзьям: