Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11(16) Ноябрь, 2017

УДК 37.013

Дата публикации 28.11.2017

Социальная практика как элемент социализации

Плотникова Наталья Михайловна
преподаватель кафедры иностранных языков, Воронежский институт МВД России, РФ, г. Воронеж

Аннотация: Автор рассматривает понятие «социальные практики», которое является относительно новым для отечественной педагогики. Данное понятие является универсальным позволяющим многомерно представить проблему деятельностной самореализации личности. Данный феномен автор рассматривает с точки зрения концепций социального воспитания А.В. Мудрика. Основываясь на этом, автор предлагает, социальные практики транслируются стихийно, и/или относительно направляемо, и/или относительно социально контролируемо, и/или в процессе самовоспитания и самообразования.
Ключевые слова: социальные практики, социализация, виды социализации

Social practice as an element of socialization

Plotnikova Natalia Mikhailovna
teacher of foreign language department, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior Affairs, Russia, Voronezh

Abstract: The author considers the notion of "social practices", which is relatively new for domestic pedagogy. This concept is universal allowing multidimensional representation of the problem of self-actualization of an individual. The author considers this phenomenon from the point of view of the concepts of social education of A.V. Mudrik. Based on this, the author suggests that social practices are broadcast spontaneously, and / or relatively directed, and / or relatively socially controlled, and / or in the process of self-education and self-education.
Keywords: social practices, socialization, types of socialization

Понятие «социальные практики» является универсальным, позволяющим многомерно представить проблему  деятельностной самореализации личности, ее взаимодействия с другими членами общества. В этой связи оно востребовано во многих технологических решениях компетентностного подхода (Н. Ю. Перезвонникова).

Значимыми для нашего исследования являются отдельные положения концепции социального воспитания А.В. Мудрика. Интерпретируя его идеи относительно сущности и структуры социализации человека, мы можем предположить, что социальные практики транслируются стихийно, и/или относительно направляемо, и/или относительно социально контролируемо, и/или в процессе самовоспитания и самообразования.

С большинством социальных практик человек встречается стихийно, их демонстрируют представители близкого окружения в повседневной жизни. Отдельные социальные практики культивируются и поддерживаются на общественно-государственном уровне, приобретают обязательный характер, моральная норма интерпретируется в норму права. Выраженный элемент регламентации приобретает включение человека в социальные практики на уровне относительно контролируемой социализации (в процессе социального воспитания, образования).

В нашем исследовании большее внимание будет уделяться относительно социально контролируемым социальным практикам. В данном виде практики актор как бы находится под контролем субактора, четко регламентирующего его действия и  поведение.

Интерпретируя вывода А. В. Мудрика о механизмах социализации, мы отмечаем, что социальные практики транслируются человеку и присваиваются им не только в рамках прямого педагогического взаимодействия, но и посредством:

— психологических и социально-психологических механизмов (импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация, рефлексия и т.п.) [1, с. 12]

— традиционных (стихийных) механизмов социализации (усвоение норм поведения, обычаев, стереотипов неосознанно, путем запечатления той или иной нормы. Как правило, нормы, которые усваивает индивид, характерны для его ближайшего окружения, будь то семья, соседи, друзья или приятели. Помимо этого, некоторые нормы, которые были усвоены в детстве, но в силу ряда причин были не востребованы, находились в латентном состоянии, могут проявить себя в ходе решения различных жизненных задач [1, с. 13];

— институционных механизмов социализации (посредством взаимодействия с различными социальными институтами и организациями). Как правило, институты создаются либо специально для социализации человека, либо параллельно со своими  основными функциями (клубные, общественные, производственные) выполняют и социализирующую функцию [1, с. 13];

— стилизованных механизмов социализации (погружение, приобщение к культуре, субкультурам).  Действенность данного механизма зависима от значимости культурных и субкультурных норма для человека [1, с. 14];

— межличностных механизмов социализации (взаимодействие со значимыми людьми, группами, сообществами) [1, с. 14].

Механизмы взаимопроникаемы, воздействуют на человека, как правило, комплексно. Например, возможны случаи, когда межличностный механизм может пересекаться  со стилизованным механизмом социализации – значимое лицо является представителем определенной субкультуры. Кроме того, возможно, что общение и взаимодействии со значимым лицом окажет на человека большее влияние, чем группа, в рамках которой происходит их общение [1, с. 8].

Потребность в социальных практиках возникает в процессе решения человеком на каждом возрастном этапе естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач [1, с. 22-23].


Список литературы

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2000. – 200 с.

Расскажите о нас своим друзьям: