Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №9 (26) Сентябрь, 2018

УДК 37

Дата публикации 30.09.2018

Полиэтническое пространство и поликультурная система многоуровневого профессионального образования на юге России

Лоза Анжела Александровна
студентка, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», Краснодар, Россия
Егорова Елена Николаевна
к.п.н., доцент кафедры туризма, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», Краснодар, Россия

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема интеграции этнического и культурного пространства в систему многоуровневого профессионального образования на юге России. Очень важно разобраться в особенностях внедрения межэтнического пространства в систему профессиональных образовательных учреждений, в решении возникающих межкультурных конфликтов, в практике привлечения в учебные профессиональные организации новых лиц, которые принадлежат различным этническим обществам. Был проведен подробный анализ полиэтнического и поликультурного пространства в системе профессионального образования на юге нашей страны, выявлены главные направления пути развития поликультурного образования в учреждениях профессионального образования.
Ключевые слова: поликультурная система, полиэтническое пространство, профессиональное образование, многоуровневое образование

Polyethnic and multicultural space of the system of multilevel professional education in the south of Russia

Loza Anzhela Aleksandrovna
student, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia
Egorova Elena Nikolaevna
candidate of pedagogical Sciences, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia

Abstract: This article deals with the problem of integration of ethnic and cultural space in the system of multi-level professional education in the South of Russia. It is very important to understand the peculiarities of the introduction of inter-ethnic space in the system of professional educational institutions, in solving emerging intercultural conflicts, in the practice of attracting new persons to professional educational organizations that belong to different ethnic societies. A detailed analysis of the multi-ethnic and multicultural space in the system of vocational education in the South of our country was carried out, the main directions of the development of multicultural education in vocational education institutions were identified.
Keywords: multicultural system, polyethnic space, professional education, multilevel education

На сегодняшний день этнический и религиозный факторы являются основополагающими в национальной безопасности. Духовность и национальная культура в свою очередь определяют общероссийскую идентичность. Во время активного развития условий для глобальной конкуренции в геометрической прогрессии возрастает значение сохранение мира и народов в культурно-образовательной сфере, что, несомненно, способствует гуманистическому преобразованию мирового сообщества. Обновлению и целостному взаимодействию всех сфер общественной жизни предшествует активно функционирующий процесс:

культура – знания – творчество.

Для того чтобы вникнуть в проблему интеграции этнического и культурного пространства в систему многоуровневого профессионального образования на юге России, надо разобрать вышеупомянутые термины. Что же такое «поликультурное пространство»? Поликультурное пространство по своей сути является ключевой компетенцией практически всех направлений профессиональной подготовки и заключается в умении взаимодействовать это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников [3, c.85].

В статье Епхиевой М.К и Джиоевой А.Р. «Поликультурное образование в системе профессионального и высшего образования» представлено научное осмысление достаточно широкого спектра отдельных проблем поликультурного образования: воспитание толерантности, системообразующая основа работы педагогов с детьми — мигрантами, основа взаимодействия личности и культуры, механизм развития в обществе культурного, и национального плюрализма, парадигма обучения родным – языкам в вузах с многонациональным составом учащихся, идеи «диалога культур» [2, с. 83].

Важно знать, что концепция поликультурного пространства была разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Конституции Российской Федерации («Об образовании в РФ» (2012),в законе «О национально-культурной автономии» (1996), в законе «О языках народов Российской Федерации» (1991), в Концепции государственной национальной образовательной политики (1996), Федеральной программе развития образования на 2000–2005 гг. ) [4, с. 8];
  • Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;
  • Законов Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
  • Национальной доктрины образования в Российской Федерации (на период до 2025 года).
  • На решение проблем межкультурного взаимодействия и сотрудничества ориентирована Конвенция об охране всемирного культурного наследия, декларация Мехико о политике в области культуры, данной проблеме была посвящена Всемирная конференция по культурной политике. Сюда же можно отнести доклад Организации Объединенных Наций о развитии человека, всеобщую декларацию ЮНЕСКО о культурном разнообразии [1, с. 2].

Цели и особенности поликультурного пространства и образования в своей работе-практикуме «Поликультурное образование» определила М.В. Данилова [5, с.16]:

  • Формирование всесторонне и гармонически развитой личности способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
  • Воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений;
  • Формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
  • Создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;
  • Эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;

Для достижения указанных целей образовательная политика Юга России обеспечивает следующие принципы:

  • Целостность культурно-образовательного пространства;
  • Сохранение гуманистического, светского и поликультурного характера образования;
  • Научная основа содержания образования;
  • Формирование морально-этических принципов и прививание трудовых навыков, которые необходимы для профессиональной деятельности.

Ни для кого не секрет, что полиэтническое и поликультурное пространство формируется, развивается и функционирует как система открытого типа, которая призвана удовлетворять в той или иной мере социальные, культурные, и образовательные интересы граждан. Приоритетная поддержка со стороны Министерства образования Краснодарского края призвана обеспечить наиболее эффективное использование кадровых, информационных и материально-финансовых ресурсов.

Из этого следует определение основных принципов и особенностей поликультурного пространства:

  • Гуманизация образования. Процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности [6, с. 406-407];
  • Демократизация образования - связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов;
  • Диалог и взаимодействие культур - основополагающий принципом поликультурного образования [4, с. 9].

Перед высшими учебными заведениями профессионального образования стоит задача формирования гармоничной, всесторонне развитой, жизненно компетентной, неповторимой личности, способной ценностно относиться к природе, предметному миру, людям, самому себе и к своей жизни [7, с. 21].

Таким образом, можно сделать вывод, что на настоящий момент полиэтническое и поликультурное пространство считается одним из приоритетных направлений образования, не только на Юге России, но и во всей стране. Важно вкладывать все силы в развитие поликультурной системы образовательных учреждений, которые готовят людей различным профессиональным навыкам, расширять спектр нормативно-правового обеспечения. Внедрение и развитие новых инновационных программ, позволяющих координировать деятельность всех образовательных учреждений Юга России различных уровней, поспособствует дальнейшему формированию полиэтнического пространства и поликультурной системы.  


Список литературы

1. Егорова Е.Н. Формирование готовности студентов – будущих менеджеров туризма к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству в условиях Краснодарского края // Теория и практика общественного развития, 2015. - С. 2-5.
2. Епхиева М.К, Джиоева А.Р. Поликультурное образование в системе профессионального и высшего образования // Новая наука: проблемы и перспективы, 2016. - С. 83.
3. Культурный туризм и подготовка студентов-менеджеров к работе в поликультурном пространстве: Монография / составитель: Е.Н. Егорова. – Краснодар: Экоинвест, 2017. – С. 85.
4. Подготовка студентов-будущих учителей к работе в поликультурном образовательном пространстве: Монография / М.С. Полежаева; Сев. - Осет. гос. пед. ин-т. – Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017. – С. 8-9.
5. Поликультурное образование: Практикум / М. В. Данилова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – С. 16-17.
6. Фадеева И.В. Генезис понятия "Поликультурное образование" // Научный альманах, 2016, № 19. – С. 405-406.
7. Шевченко А.Н. Анализ ключевых понятий поликультурной компетентности в современном образовательном пространстве // Материалы научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Каменской, Симферополь, 2017. – С. 21.

Расскажите о нас своим друзьям: