Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №9 (26) Сентябрь, 2018

УДК 159.9

Дата публикации 30.09.2018

Стиль достижения профессионализма в системогенетической концепции профессионального развития

Чернышенко Эдуард Александрович
Адъюнкт, Военный университет Минобороны России, 123001, Российская Федерация, Москва, ул. Большая Садовая, 14, chernyshenko_eduard@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы профессионального становления субъекта труда в рамках системогенетической концепции профессионального развития. Автором проанализирован и обобщен новый материал по исследуемой теме, а также введен в научный оборот новый научный концепт «стиль достижения профессионализма». В статье описываются структура, формы и уровни профессиональной деятельности субъекта труда. В системе профессиональной деятельности выделены группы: профессиональная и метапрофессиональная деятельность. Основанием для выделения групп явились специфические виды задач, решаемые профессионалом. В статье дается характеристика различным формам профессионального развития с позиций длительности и характера циклов профессиональной деятельности. Определяется место феномена профессионализма человека и стиля достижения профессионализма в системогенетической структуре профессионального развития. Особое внимание уделяется понятию стиль достижения профессионализма как одной из характеристик индивидуальности человека. Раскрыты детерминанты стиля достижения профессионализма и особенности его проявления в характеристиках индивидуальности человека. Обозначены перспективы дальнейших исследований в данном направлении.
Ключевые слова: профессионализм, профессионализация, профессиональное развитие, профессиональная деятельность, стиль, личность, индивидуальность

Style of achieving professionalism in the systemogenetic concept of professional development

Chernyshenko Eduard A.
Postgraduate, Military University of the Ministry of Defense of Russia, 123001, 14, Bolshaya Sadovaya str., Moscow, Russian Federation

Abstract: This article deals with the issues of the professional formation of the subject of labor within the framework of the systemogenetic concept of professional development. The author analyzed and summarized the new material on the topic under study, and introduced a new scientific concept "the style of achieving professionalism". The article describes the structure, forms and levels of professional activity of the subject of labor. In the system of professional activity, the following groups are distinguished: professional and metaprofessional activities. The basis for the selection of groups were specific types of tasks that are solved by a professional. The article describes characteristics of various forms of professional development from the standpoint of the duration and nature of the cycles of professional activity. The place of the phenomenon of human professionalism and the style of achieving professionalism in the systemogenetical structure of professional development is determined. Particular attention is paid to the concept of the style of achieving professionalism as one of the characteristics of a person's individuality. The determinants of the style of achieving of professionalism and features of its manifestation in the characteristics of a person's individuality are revealed. Prospects for further research in this direction are indicated.
Keywords: professionalism, professionalization, professional development, professional activity, style, personality, individuality

Профессиональное развитие человека, также как и онтогенетическое развитие носит индивидуализированный характер, оно уникально и неповторимо для каждого человека. По мере профессиональной социализации происходит и профессиональная индивидуализация субъекта труда, заключающаяся в присвоении им общественного профессионального опыта, который «преломляясь» через его индивидуальность приобретает особенные, неповторимые формы. Профессиональная индивидуализация заключается не только в формировании и развитии исключительного профессионального мастерства работника, проявляющегося в форме индивидуального стиля деятельности, но и в индивидуальном способе самого профессионального развития работника. «С позиции категории «индивидуальный стиль деятельности» можно говорить об индивидуальном стиле формирования личности и деятельности профессионала, об индивидуальном стиле их реализации, осуществления и, наконец, об индивидуальном стиле саморегуляции или самодетерминации развития личности профессионала в целом. Формирование индивидуального стиля различных форм профессиональной активности и профессионализации в целом рассматривается как проявление активного влияния фактора профессиональной индивидуальности», – подчеркивает в своей работе Ю.П. Поваренков [4, с. 57]. Таким образом, в рамках феномена профессионализма в целом и касательно процесса его достижения, следует говорить не только об индивидуальном стиле деятельности профессионала, но и об индивидуальном стиле прогрессивного профессионального развития. Человек в целях достижения профессионализма в профессиональной (трудовой) деятельности стихийно или сознательно, но формирует свой индивидуальный стиль деятельности. При этом становление стиля деятельности и продвижение работников к вершинам профессионализма происходит на фоне индивидуально-своеобразных способов организации прогрессивного профессионального развития, которые детерминированы осуществляемой профессиональной деятельностью, профессиональной средой и индивидуальностью субъекта труда. В свою очередь, устойчивые различия в организации профессионального развития, проявляющиеся в особенностях саморегуляции, самодетерминации и самоидентификации субъекта профессионализации в процессе профессионального развития, представляются в виде стилей достижения профессионализма.

На существование феномена индивидуального стиля достижения профессионализма указали такие отечественные ученые как А.К. Маркова и Ю.П. Поваренков. Профессор А.К.Маркова в своей работе обращает внимание на тесную связь профессионализма и индивидуальности человека, на проявление индивидуальных различий во всех аспектах профессиональной деятельности, в том числе в достижении человеком профессионализма. Она подчеркивает, что «люди не похожи и отличаются друг от друга … в динамике профессионализма и в траектории движения к профессионализму …» [1, с. 25]. В свою очередь профессор Ю.П. Поваренков отметил, что «к основным феноменам профессиональной индивидуализации относится индивидуальный способ и индивидуальный стиль профессионализации в целом» [3, с. 25]. При этом в рамках исследования профессиональной типологии личности и карьеры профессионала интерес представляет, по мнению Ю.П. Поваренкова, «… изучение типов профессионалов «внутри профессии», … исследование типов, добивающихся одинаково высоких результатов» [7, с. 26].

Продолжая мысль указанных авторов, следует сделать вывод о том, что выделение типических стилей достижения профессионализма, в соответствии с формальным подходом дифференциальной психологии, позволит эффективно управлять профессиональным развитием работников, сократить период достижения приемлемого уровня профессионализма, создать условия для самоактуализации человека в профессии.

Таким образом, в контексте категории активности и в соответствии с субъектно-деятельностным подходом психологии, профессиональную деятельность человека следует понимать как вид активности субъекта труда, включающую в себя не только и не столько деятельность, направленную на преобразование окружающей действительности в соответствии с социально-нормативными требованиями профессии, но и все состояния, процессы предшествующие и необходимые для осуществления этой деятельности. При этом следует различать два вида профессиональной активности субъекта труда, собственно говоря, профессиональную деятельность, которая направлена на преобразование окружающей действительности с целью создания общественно полезного продукта, и профессиональное развитие, направленное на преобразование самого субъекта труда в целях самореализации и повышения эффективности профессиональной деятельности. «Эти виды профессиональной активности тесно связаны между собой, поскольку личность реально изменяет себя в основном через преобразование предметной действительности, на основе осознания недостаточности субъективных ресурсов для решения данной задачи. Поэтому несоответствие уровня выполнения профессиональной деятельности объективным и субъективным требованиям побуждают субъекта к тем или иным формам профессионального развития, а его результаты становятся основой для более эффективного выполнения профессиональной деятельности» [5, с. 141].

Научно-исследовательский коллектив под руководством профессора Ю.П. Поваренкова в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества» всесторонне изучив вопросы профессиональной деятельности, определил детерминанты профессионального развития субъекта труда [10]. В итоге ученые пришли к выводу о необходимости рассмотрения профессиональной деятельности в полисистемном аспекте, разделяя ее на группы: первая группа ими обозначена как профессиональная или профессионально-производственная деятельность, вторая как метапрофессиональная деятельность, обеспечивающая становление и реализацию профессионала. Основанием для выделения групп профессиональной деятельности субъекта труда явились специфические виды задач, решаемые профессионалом. В первом случае деятельность направлена на решение задач по созданию социально-значимого продукта. В соответствии с решаемыми задачами в указанную группу вошли виды профессионально-производственной деятельности: педагогическая, медицинская, слесарная, столярная, сельскохозяйственная, юридическая, военная и т.д. Во-втором случае деятельность направлена на воспроизводство и реализацию самого субъекта труда, способного решать первую группу задач и включает в себя такие виды деятельности как оптационная, учебная, адаптационная, деятельность по планированию и реализа­ции карьеры, деятельность по преодолению кри­зисов профессионализации, совладающая деятельность, деятельность по профессиональному самоопределению и т.д.

Профессиональная и метапрофессиональная деятельности могут находиться в различных инвариантных формах реализации, определяемые «спецификой функционального состояния, в котором находит­ся субъект деятельности, а состояние, в свою очередь, зависит от содержания складывающей­ся социальной ситуации профессионализации» [6, с. 48]. Социальная ситуация профессионального развития (далее ­– ССПР), в свою очередь, может инициировать три вида функциональных состояний субъекта профессиональной деятельности: состояние функционирования, состояние оптими­зации и состояние развития. Указанные функциональные состояния субъекта профессионализации как динамической системы соответствуют системной методологии научного познания и характерны для любой системы.

В зависимости от функционального состояния, в которой находится субъект профессионализации, профессиональная и метапрофессиональная деятельность могут осуществляться также в форме функционирования, развития, либо оп­тимизации. Функционирование профессиональной или метапрофессиональной деятельности является основной формой осуществления деятельности субъектом труда, направленной на решение соответствующих задач профессиональной деятельности или задач профессионально­го развития. В состоянии функционирования субъект труда использует уже имеющиеся у него ресурсы (знания, умения, навыки, профессиональный опыт) для решения возникающих задач в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональная и метапрофессиональная деятельность осуществляются в форме развития в случае, если имеющихся ресурсов субъекта труда недостаточно для эффективного решения возникающих задач на социально приемлемом уровне качества, надежности и производительности. Развитие как форма деятельности направлена на изменение потенциала и ресурсов самого субъекта труда, позволяющих решать профессиональные задачи более высокого уровня.

Оптимизация выступает в роли метаактивности по отношению к функционированию и развитию, и направлена на настройку и отладку психологической структуры профессиональной или метапрофессиональной деятельности субъекта труда с учетом особенностей его индивидуальности.

Указанные формы профессиональной активности на определенном этапе профессиональной или метапрофессиональной деятельности выступают в роли ведущих форм активности, а алгоритм их реализации инвариантен на всем протяжении профессионального пути субъекта профессионализации.

Профессиональная и метапрофессиональная деятельность диалектически связаны и детерминируют собой совершенствование профессионализма субъекта труда. С одной стороны, «со­держание профессиональной деятельности явля­ется важным ориентиром профессионального и карьерного развития личности, а с другой – ее эффективность, субъективная успешность ее реали­зации является для человека важным источником регулятивной информации о правильности про­фессионального выбора, о степени соответствия профессии притязаниям и возможностям человека …, познание и оценка содержания выбранной человеком профессио­нальной деятельности позволяют ему контроли­ровать процесс собственной профессионализации, более четко формулировать индивидуальные зада­чи профессионального и карьерного развития» [2, с. 191-192]. Другими словами, социальные ситуации профессионального развития детерминируют собой метапрофессиональную деятельность субъекта профессионализации, в то же время метапрофессиональная деятельность всегда ориентирована на достижение успеха в профессиональной деятельности.

Профессиональная и метапрофессиональная деятельность на всем протяжении профессионализации субъекта труда носят цикличный характер. Циклы, в свою очередь, имеют трехуровневую структуру. На первом уровне – метацикле, изучается процесс профессионального развития субъекта труда на метасистемном уровне профессиональной деятельности во взаимосвязи с онтогенетическим развитием человека, с чёткой фиксацией возрастных периодизаций. Здесь профессиональная деятельность и профессиональное развитие субъекта труда рассматриваются в масштабах жизненного пути человека, исследуются возрастные этапы профессионального развития (дотрудовой, трудовой и посттрудовой), поднимаются вопросы становления и самореализации субъекта труда, его максимальной профессиональной эффективности, изучаются явления профессиональной стагнации и профессионального старения, раскрывается связь жизненных и профессиональных кризисов, исследуются вопросы профессиональных деструкций на фоне физиологического старения индивида. На уровне метацикла «раскрываются общие закономерности развития субъекта труда, которые напрямую не связаны с конкретными профессиями и видами профессиональной деятельности. Но они оказывают влияние как на отношение к отдельным профессиям и профессионализации в целом через содержание смысложизненных ориентаций, так и на успешность их освоения и реализации через изменяющиеся ресурсные возможности субъекта труда» [8, с. 125].

На втором уровне – макроцикле, субъект труда рассматривается на системном уровне, в рамках конкретной профессии. На первый план выходят вопросы, касающиеся разрешения социальных ситуаций профессионального развития, связанных с процессом оптации, профобучения, вхождения в профессию, самоидентификации и самоактуализации человека в профессии. На уровне макроцикла субъект труда, разрешая социальные ситуации профессионального развития, в том числе социально-экономического характера, выходит за рамки сложившейся у него системы профессиональной деятельности, осваивает новые для него направления в профессии, осуществляет смену специальности или профессии в целом. Макроциклы описывают, «во-первых, реаль­ные закономерности развития и реализации про­фессиональных возможностей человека, которые связаны с осуществлением конкретного вида про­фессиональной деятельности в рамках конкретной профессии, специальности, должности, а во-вторых, – изменение отношения человека к содер­жанию, условиям выполняемой профессиональной деятельности, к себе как профессионалу» [9, с. 217]. При осуществлении субъектом профессионализации профессиональной активности на системном уровне метапрофессиональной деятельности происходит становление профессионализма субъекта труда, именно здесь проявляются индивидуальные особенности в организации профессионального развития в виде стилей достижения профессионализма.

На третьем, субсистемном уровне, субъект труда решает частные задачи профессионализации, например, поиск способов решения и решение ряда конкретных профессиональных задач при освоении специальности, адаптации или осуществлении самостоятельной профессиональной деятельности на конкретном трудовом посту. Решение частных задач профессиональной или метапрофессиональной деятельности происходит в рамках микроциклов субсистемного уровня профессиональной деятельности. Временные параметры микроциклов вариативны и соответствуют содержанию частных профессиональных задач.

Трехуровневая система профессионализации человека позволяет снять противоречия онтогенети­ческой, профессионалогенетической и качественной концепций периодизации профессионального развития человека, где в качестве периодов развития выступают соответственно хронологический возраст субъекта труда, профессиональ­ный стаж самостоятельной работы в профессии или стадии-статусы (оптант, ученик, адаптант, специалист, мастер, наставник и т. д.). Циклы разных уровней объединены в единую систему профессиональной деятельности и диалектически связаны между собой: микроциклы являются единицей анализа макроциклов, а макроциклы, в свою очередь составляют структуру метацикла.

Таким образом, системогенетическая концепция предлагает непротиворечивую объяснительно-описательную структуру профессиональной деятельности, заключающую в себе все аспекты профессионализации субъекта труда, в том числе феномен профессионализма человека и стиля его достижения.

Профессиональная деятельность субъекта труда неизбежно связана с возникновением социальных ситуаций профессионального развития, поступательное разрешение которых, в конечном итоге, ведет к достижению профессионализма в трудовой деятельности. В соответствии с системогенетической концепцией профессиональной деятельности следует различать достижение профессионализма на субсистемном, системном и метасистемном уровнях, то есть в рамках трудового поста (узкого направления профессиональной деятельности), профессии (специальности) и в масштабе пройденного человеком профессионального пути. При этом на субсистемном уровне анализа профессиональной деятельности понятие «профессионализм» практически не используется, в этом случае говорят о сформированных умениях, о профессиональном опыте, об автоматизации навыков в выполнении частных профессиональных задач. В психологии феномен профессионализма, как правило, рассматривается на системном и метасистемном уровнях профессиональной деятельности. В последнем случае речь может идти о целостном профессиональном опыте субъекта профессионализации, о системной организации профессионального сознания человека, как в случае моноцикличности системного уровня профессиональной деятельности, когда профессиональный путь субъекта труда соответствует одной профессии, так и в случае полицикличности, когда на протяжении профессионального пути происходит неоднократная смена профессии, специальности или направления деятельности в специальности. «Но как показывают исследования и практический опыт полное совпадение [метацикла и макроцикла] возможно только в теоретическом плане. В реальности, оставаясь в рамках одной профессии, субъект может менять организацию, статус, направления профессионального развития и т.д.» [8, с. 126]. Профессионал метасистемного уровня профессиональной деятельности, прошедший на своем профессиональном пути не один макроцикл, разрешая ССПР очередного макроцикла, затрачивает значительно меньше энергетических и психологических ресурсов на решение задач профессионализации по сравнению с субъектом труда разрешающим ССПР своего первого макроцикла, и, соответственно, гораздо быстрее выходит на уровень осуществления профессиональной деятельности в форме функционирования. Именно с профессионализмом субъекта труда метасистемного уровня связано предпочтение работодателей принимать на работу людей, имеющих опыт профессиональной деятельности и прошедших в своей профессиональной жизни ряд завершенных макроциклов профессионального развития, включающих в себя смежные профессии или специальности.

Системогенетическая концепция профессиональной деятельности раскрывает деятельностные аспекты профессионального развития на основе анализа длительности и характера циклов метапрофессиональной деятельности. На этапе прогрессивного профессионального развития происходит интенсивная смена циклов на системном и субсистемном уровне профессиональной и метапрофессиональной деятельности, с достаточно длительным периодом состояния функционирования. При этом различают завершенные и незавершенные циклы профессиональной и метапрофессиональной деятельности. Незавершенные – это циклы, прерванные на одном из этапов своего развития, а завершенными циклы считаются в том случае, если субъектом профессионализации пройдены все его этапы. В случае прерывания профессиональных циклов можно говорить о хаотичном, внесистемном профессиональном развитии, не позволяющем достичь профессионализма. Если же субъект труда сверхдлительно находится на этапе функционирования, то следует говорить о профессиональном развитии в форме стагнации. Лишь в случае своевременного прохождения субъектом профессионализации всех этапов микро - и макроциклов профессиональной и метапрофессиональной деятельности можно говорить о прогрессивном профессиональном развитии субъекта труда и достижении им состояния профессионализма.

Анализ системогенетической концепции позволяет определить место стиля достижения профессионализма в структуре профессиональной деятельности. Как указано выше, профессионализм субъектом профессионализации достигается на системном уровне профессиональной деятельности, по мере аккумуляции профессионального опыта в решении частных задач субсистемного уровня. Соответственно стиль достижения профессионализма проявляется на системном уровне метапрофессиональной деятельности, он инвариантен и не зависит от вида метапрофессиональной деятельности (оптационная, учебная, адаптационная, деятельность по планированию карьеры, разрешению профессиональных кризисов, профессиональному самоопределению и т. д.). Стиль достижения профессионализма проявляется в особенностях структурирования субъектом профессионализации своего профессионального опыта, осознания своих сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности, в профессиональном самоопределении, в особенностях саморегуляционных процессов планирования профессионального развития, самоконтроля и самодетерминации при реализации макроциклов профессиональной деятельности, осуществляемых в соответствии с программой профессионального развития субъекта профессионализации. Стиль достижения профессионализма носит метапрофессиональный характер, он инвариантен по отношению к видам профессиональной деятельности осуществляемой субъектом профессионализации, но в тоже время он детерминирован осуществляемой профессиональной деятельностью. Стиль достижения профессионализма не может существовать вне профессиональной деятельности. Таким образом, стиль достижения профессионализма, как метахарактеристика субъекта профессионализации, имеет двойственную детерминацию, как со стороны осуществляемой профессиональной деятельности, так и со стороны индивидуальности субъекта труда, его личностных характеристик. Стиль достижения профессионализма представляет собой индивидуальный способ развития высших психических свойств личности человека, направленных на совершенствование взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой, на основе развития совокупности его профессионально ориентированных характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих) и проявляющийся в особенностях саморегуляции, самодетерминации и самоидентификации субъекта профессионализации на уровне метацикла метапрофессиональной деятельности.


Список литературы

1. Маркова, А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
2. Поваренков Ю. П. Многообразие видов и форм деятельности (активности) профессионала (Часть I) // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 2. – С. 187-193.
3. Поварёнков Ю.П. Положения системогенетической концепции профессионального становления и реализации субъекта труда. Часть 1 // Человек. Сообщество. Управление. – 2010. – № 4. – С. 96-112.
4. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. – Ярославль: Канцлер, 2008. – 401 с.
5. Поваренков Ю. П. Психологическая структура субъекта профессионального пути // Вестник Вятского государственного университета. – 2008. – № 2 (1). – С. 139-144.
6. Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика форм деятельности профессионала // Ярославский психологический вестник. – 2017. – № 1 (37). – С. 47-52.
7. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала: учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГГТУ, 2000. – 98 с.
8. Поваренков, Ю. П. Структурно-уровневый подход к психологическому анализу профессионализации личности / Ю. П. Поваренков // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. Том. Часть 1. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности, 20-22 октября 2015 года. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. – С. 122-128.
9. Поваренков Ю.П. Структурно-уровневый подход к периодизации профессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 6. – С. 212-219.
10. Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества / Под рук. Ю.П. Поваренкова. // Проект Российского гуманитарного научного фонда. – Ярославль: ЯГПУ, 2017. – № 15 06 10290. URL: http://ogon.rfbr.ru/sys/a/?colfilter=0&context=_anonymous~&fedcols=1&pgoffset=0&ro_filter=_main.enrfh_tasks.syrecordidw%20%3D%201T_3W00K1XD_0E016U2aLb00~&table=main.enrfh_tasks&target=show_template&template=prg_card.htm# (дата обращения: 12.08.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: