Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №9 (26) Сентябрь, 2018

УДК 37.013.7:159.9

Дата публикации 30.09.2018

Благоприятная психологическая обстановка как фактор повышения мотивации к обучению

Соколова Марина Михайловна
канд. психол. наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский университет, РФ, г. Казань, 220659.59@mail.ru

Аннотация: Успешность процесса обучения, как и любого вида деятельности зависит, в первую очередь, от степени заинтересованности, иными словами, мотивированности учащихся к этой деятельности. Для оптимизации процесса обучения необходимо знать факторы, которые влияют на мотивацию обучения. Одним из таких факторов является создание доброжелательной, творческой обстановки. В данной статье приводятся результаты исследования, проведенного с целью изучения мнения студентов о факторах, способствующих созданию доброжелательной обстановки и о стрессогенных факторах, способствующих снижению мотивации к процессу обучения. Рассматривается роль преподавателя и формы проведения семинаров, в создании доброжелательной обстановки на занятиях, а также сама организация учебного процесса.
Ключевые слова: мотивация, мотивация обучения, факторы мотивации, психологическая обстановка, формы проведения занятий

Favorable psychological environment as a factor of increasing motivation for learning

Sokolova Marina Michailovna
Cand. Sci. (Psych.). associate professor of social work, pedagogy and psychology chair, Kazan national research University

Abstract: Success of process of educating, as well as any type of activity depends, first of all, from the degree of the personal interest, in other words, motivated of students to this activity. For optimization of process of educating it is necessary to know factors that influence on motivation of educating. One of such factors is creation of benevolent, creative situation. To this article the results of the research, conducted with the purpose of study of opinion of students about factors, assisting creation of benevolent situation and about стрессогенных factors assisting the decline of motivation to the process of educating, are driven. The role of teacher and forms of realization of seminars are examined, in creation of benevolent situation on employments, and also organization of educational process.
Keywords: motivation, motivation of educating, factors of motivation, psychological situation, forms of realization of employments

Основными составляющими процесса обучения является получение и передача знаний. Этот процесс зависит от ряда определенных условий, выполнение которых способствует его оптимизации. Среди этих условий на первом месте стоит высокая мотивации к учению.

Высокая мотивация учащихся к процессу обучения зависит от многих факторов, таких как:

  • четко сформулированные цели и задачи;
  • практическая значимость получаемой информации;
  • условия проведения занятия;
  • доброжелательная обстановка и т.д.

Для повышения мотивации к обучению, И. Ф. Демидова, Н. В. Клюева и А. К. Маркова выделяют ряд условий, таких, как:

  • наличие доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • демократический стиль общения преподавателя и студентов;
  • использование учебного материала, отвечающего реальным потребностям учащихся;
  • использование активных методов обучения;
  • использование группового решения поставленных задач; адекватную систему оценки и др. [6, с. 150]

Одной из возможных причин, снижающих мотивацию к обучению является неблагоприятная психологическая обстановка, создаваемая на занятиях, индикаторами которой являются проявления неуверенности, страха, падение интереса к рассматриваемой теме, снижение активности учащихся. Т.о. одной из важнейших задач учебного процесса является создание благоприятной психологической обстановки на занятиях.

Мотивация к учению может быть, как внутренней, так и внешней. Первая связана с интересом к самому предмету, а вторая, с возможностью получения определенных «благ» -хорошей оценки, диплома. При появлении внешней мотивации, внутренняя может снизится. Внутренняя мотивация повышается в том случае, когда студенту нравиться учиться-и содержание занятий и форма проведения. [5, с.525]

В данной статье рассматривается значение благоприятной психологической обстановки для мотивации к учению, а также факторы ее обеспечивающие.

На процесс мотивации к обучению можно воздействовать как «сверху вниз» при этом преподаватель помогает студентам осознать мотивы собственной учебной деятельности, а также «снизу вверх». В этом случае речь идет об соответствующей организации учебного процесса [3, с. 32].

По мнению Марковой А.К., для формирования мотивации учащихся необходимо «обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником» [7, c.9]. Дружеские, доброжелательные отношения между преподавателем и учащимися, создание свободной, располагающей обстановки значительно облегчает усвоение учебного материала, помогает студенту сосредоточиться, снять барьер страха и неуверенности, стимулирует творческую активность.

Комфортный психологический климат на занятиях необходим, поскольку только в доброжелательной, непринужденной рабочей обстановке, основанной на партнерских отношениях возможно пробуждения интереса к изучаемой дисциплине, развитие творческого потенциала. [4]

В создании благоприятной психологической обстановки первостепенное значение имеет личность преподавателя. По мнению Гнездиловой Л. Б., наиболее значимыми, являются такие качества преподавателя, как, «уравновешенность и сдержанность, терпеливость, готовность оказать поддержку и помощь, общительность и способность находить общий язык со всеми, бодрость и чувство юмора, а также знание предмета и любовь к профессии.» [2, с.4]

Как показали результаты анкетирования, проведенного среди студентов 3-го, 4-го и 5-го курсов факультета социальных технологий казанского национального исследовательского университета, наиболее значимыми факторами, создающими благоприятную психологическую обстановку респондентами, были выделены доброжелательные взаимоотношения с преподавателем и с одногруппниками.

В исследовании приняло участие 92 человека, из них 36 учащихся третьего курса, 36 четвертого и 20 студентов пятого курса.

Вопросы, предложенные в анкете, касались мнения студентов о факторах, способствующих повышению мотивации к учению, и факторах, снижающих мотивацию. Среди наиболее значимых факторов высокой мотивации учащимися названа благоприятная психологическая обстановка, поскольку именно она способствует самораскрытию, творческому потенциалу. В создании такой обстановки должны быть задействованы, по мнению респондентов, как преподаватель, так и студенты.

Роль преподавателя в создании подобной обстановки заключается в проявлении уважительного отношения к личности студента, умении разрядить обстановку, использовать юмор при передаче учебного материала, проявлять интерес к мнению обучаемых. Студенты чувствуют себя уверено и спокойно только в обществе такого преподавателя, который является для них другом, старшим товарищем, а не «ментором» или «официальным лицом».

Как отмечают сами студенты, преподаватель, вызывающий симпатию и уважение является для студентов лидером и через симпатию к нему пробуждается интерес к дисциплине, которую он преподает.

Создание доброжелательной атмосферы на экзамене особенно значимо для студентов третьего курса. Большинство опрошенных из этой категории (96,3%) отметили важность таких составляющих, умение преподавателя отвлечь от «страшных» мыслей, разрядить обстановку, дать студенту возможность хорошенько обдумать ответ на вопрос, использовать при этом активные методы слушания – доброжелательный взгляд, улыбка, наводящие вопросы.

Угрозы, замечания в оскорбительной форме, жесткий контроль способствует созданию нервной, тревожной обстановке на экзамене или семинаре. Интерес к занятиям снижается, а это способствует снижению мотивации. Особенно чутко на это реагируют студенты младших курсов. [8, с.316-320]

Организация самого учебного процесса и форма проведения занятий также может как усиливать мотивацию, так и снижать.

Наиболее оптимальными формами проведения семинара, стимулирующими творческий подход к решению задач и способствующими созданию доброжелательной, творческой обстановки, большинством респондентов названы:

  • дискуссии, при проведении которой у каждого есть возможность высказать свое мнение и быть услышанным (89,6% от общего числа респондентов);
  • деловые или ролевые игры, проведение которых повышает заинтересованность аудитории, убирает неуверенность и страх ( 91,04%) от общего числа опрошенных);
  • опрос в виде викторины (73,7%). [8, с.316-320]

Таким образом, роль преподавателя в создании благоприятного психологического климата заключается в том, чтобы суметь организовать работу группы и стать другом для своих студентов.

Создание благоприятного климата является творческим, ответственным делом, требующим от преподавателя глубоких знаний в области психологии построения человеческих взаимоотношений. [1]

И для студентов старших курсов, и для студентов младших курсов большое значение имеет поддержка группы (86,7% от общего числа респондентов, отметили этот фактор, как один из наиболее значимых при создании благоприятной психологической обстановки), которую они могут почувствовать при групповых формах проведения занятий и командных методах выполнения аудиторных заданий. От своих одногруппников, респонденты ожидают уважения, открытости, вежливости.


Список литературы

1. Боталова О. З., Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе. https://infourok.ru/statya_formirovanie_blagopriyatnogo_socialno-psihologicheskogo_klimata_v_klassnom_kollektive-532304.htm
2. Гнездилова Л. Б., Гнездилов М. А. Факторы, влияющие на развитие мотивации обучения студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1246–1250. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970264.htm.
3. Демидова И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. 300 с.
4. Дорофеева Е.В. Создание комфортного психологического климата в студенческой группе. https://cyberleninka.ru/article/v/sozdanie-komfortnogo-psihologicheskogo-klimata-v-studencheskoy-gruppe
5. Емалетдинов Б.М. Проблема мотивации учебной деятельности студентов Вестник Башкирского ун-та 2010, Т.15 №2.- с. 521-527
6. Клюева Н. В. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос- Пресс, 2003. 400 с.
7. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя/ А.К.Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов.- М.: Просвещение,1990. – 192 с. - ,(Психол. Наука – школе). –ISBN 5-09-001744-1.
8. М.М. Соколова Психологическая безопасность как один из основных мотивирующих факторов в процессе обучения студентов вузов Вестник Казан.технол. ун-та.- 2014.- № 10.-с.316-320

Расскажите о нас своим друзьям: