Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 37.075

Дата публикации 30.12.2017

Особенности управления православной гимназией в системе российского общего образования

Глухарев Дмитрий Сергеевич
Аспирант кафедры педагогики, Шадринский государственный педагогический университет, РФ, г. Шадринск

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей управления православно-ориентированным учреждением общего образования. Рассматриваются органы управления и самоуправления православной гимназией, их роль в формировании системы эффективного менеджмента общеобразовательной организации.
Ключевые слова: православная гимназия, управление общеобразовательной организацией, гимназическое самоуправление, администрация гимназии, менеджмент в образовании

Features of management of Orthodox school in the system of education in Russia

Glukharev Dmitriy Sergeevich
Postgraduate Student, Chair of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Russia, Shadrinsk

Abstract: The article is devoted to research of features of management of Orthodox-oriented institution of General education. Discusses the governments and authorities of the Orthodox school, their role in formation of system of effective management of educational organizations.
Keywords: Orthodox school, educational management organization, school government, high school administration, management in education

Управление православной гимназией г. Сургута осуществляется в точном соответствии с законодательством Российской Федерации и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления. В структуре органов управления учреждением выделяется Учредитель – как высший орган, директор как исполнительный орган, общее собрание работников учреждения, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет. Кроме перечисленных, в структуру управления входит отдельная должность духовника учреждения, что является специфической чертой руководства православно-ориентированного образовательного учреждения.

Учредителем гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца является местная религиозная организация православный Приход собора Преображения Господня г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области Ханты-Мансийской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). К его компетенциям в качестве руководителя в сфере образования относятся: определение приоритетных направлений деятельности учреждения, принципов формирования и использования его имущества; формирование и утверждение основных задач деятельности; финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждения в соответствии с утверждаемой на год сметой доходов и расходов гимназии; порядок определения суммы оплаты за оказание дополнительных образовательных услуг; утверждение устава учреждения, всех изменений и дополнений к нему, которые могут возникнуть в связи с объективными изменениями в образовательной деятельности (например, изменение действующего федерального образования в отрасли); решение о реорганизации и ликвидации учреждения (в последнем случае Учредителем созывается ликвидационная комиссия); осуществление контроля над образовательной деятельностью гимназии; создание специальных комиссий для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности учреждения; назначение и освобождение от должности директора. Учредитель играет непосредственную роль в бизнес-планировании православной гимназии, так как утверждает регулируемые тарифы на платные дополнительные образовательные услуги, имеет право приостанавливать приносящую доход деятельность учреждения (но только в том случае, если она идёт в разрез с основной), даёт согласие на совершение крупной сделки учреждением, а также иных расходов, не вошедших в годовую смету, утверждает штатное расписание и тарификацию работников, годовой отчёт и годовой бухгалтерский баланс, финансовый план учреждения с вносимыми в него корректировками, создание филиалов и открытие представительств учреждения.

Непосредственное руководство православной гимназией г. Сургута осуществляет её директор, назначаемый учредителем на срок не более 5 лет. А.А. Стерхов определяет профессиональную деятельность руководителя общеобразовательной организации как непрерывный управленческий процесс, в основе которого лежит текущее руководство организацией по всем направлениям ее деятельности, принятие ответственных решений, направленных на ее эффективное функционирование и качественное развитие, подбор и расстановка кадров, действующих согласованно и соответственно задачам, поставленным их руководством [1, c. 166].  Директор имеет право действовать без оформления доверенности от имени подведомственного ему учреждения, а именно: планирует, организует и контролирует образовательный процесс и административно-хозяйственную деятельность, отвечает за качество и эффективность работы учреждения; осуществляет подбор, приём на работу и расстановку кадров, устанавливает  должностные обязанности работников учреждения, увольняет с работы, налагает дисциплинарные взыскания и поощряет работников, опираясь в данном случае на положения Трудового кодекса РФ и других нормативно-правовых актов; обеспечивает своевременную выплату заработной платы сотрудникам в пределах выделенного Учредителем фонда заработной платы; обеспечивает ведение воинского учёта в учреждении; распоряжается имуществом учреждения в соответствии с решением Учредителя и обеспечивает рациональное использование материальной базы и финансовых средств; представляет учреждение во всех государственных и общественных организациях, в сотрудничестве с органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественностью, родителями обучающихся; обеспечивает сохранность имущества, переданного учреждению в оперативное управление, рациональное использование денежных средств, полученных из различных источников финансирования. При этом директор несёт ответственность за результаты своей деятельности перед государством и обществом в целом, перед обучающимися и их родителями (законными представителями) и лично перед Учредителем гимназии. С одной стороны, это ответственность перед конкретными людьми: за жизнь и здоровье детей и сотрудников во время образовательного процесса, за повсеместное соблюдение охраны труда и техники безопасности в стенах вверенного ему учреждения; с другой стороны – перед учреждением, в размере убытков, причинённых гимназии в результате совершения какой-либо крупной сделки, не согласованной с Учредителем.

В администрацию гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца также входит пять руководителей второго уровня, являющихся заместителями директора. Это заместители директора по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе, по административно-хозяйственной части, методист гимназии и духовник гимназии. Если функциональные обязанности первых четырёх представителей руководства типичны и для муниципального общеобразовательного учреждения, то на последней должности, специфичной именно для православно-ориентированной образовательной организации, следует остановиться подробнее.

Духовник назначается решением Учредителя, в отличие от остальных руководителей 2-го уровня, назначаемых лично директором гимназии и обладает бессрочными полномочиями пребывания на данной должности. В сферу обязанностей духовника входит так называемое духовное окормление учреждения, которое заключается в создании и поддержании здорового духовно-нравственного климата в нём, а также в исполнении духовных треб участников образовательного процесса (в равной мере как педагогов, так и обучающихся) и разрешении возникающих у них вопросов и проблем религиозно-нравственного характера. К компетенции духовника относятся: наблюдение за преподаванием и воспитанием обучающихся, преподавание в учреждении православных дисциплин, посещение учреждения в любое время, присутствие на уроках и внутренней промежуточной аттестации обучающихся; консультирование органов управления учреждением по вопросам религиозного содержания, внесение предложений по устранению недостатков в управлении гимназией либо в самом образовательном процессе.

         Формами самоуправления православной гимназии г. Сургута являются:

  1. Общее собрание работников учреждения, которое является постоянно действующим коллегиальным органом управления и включает в свой состав всех сотрудников данной организации. Оно созывается в связи с текущими вопросами, которые невозможно решить без участия всего коллектива, но не реже одного раза в год. Созвать его могут Учредитель, директор, либо сами сотрудники, если за созыв Общего собрания выступают более 50% коллектива. При этом правомочным Общее собрание работников считается лишь в том случае, если на нём присутствуют не менее двух третей от всего штата сотрудников, а решения принимаются простым большинством голосов. Общее собрание может обсуждать Правила внутреннего трудового распорядка, принимать решение о необходимости заключения нового коллективного договора, избирать полномочных представителей для решения трудового спора, если таковой возникнет в учреждении, принять решение об объявлении забастовки в случае нарушения трудовых прав представителей коллектива.
  2. Педагогический совет также является постоянно действующим коллегиальным органом управления, но служит для рассмотрения основных вопросов, связанных с образовательным процессом. Членами педагогического совета являются все педагогические работники учреждения, а председателем считается директор. Заседания педагогического совета не могут проводиться реже четырёх раз в год, а решения его считаются принятыми лишь в том случае, если на заседании присутствуют не менее 50% его членов. Решения принимаются простым большинством голосов, но при этом в случае равенства голосов определяющим считается голос председателя педагогического совета. Решения педагогического совета носят рекомендательный характер до тех пор, пока не будут утверждены приказом учреждения, после чего становятся обязательными к исполнению как для педагогов, так и для обучающихся и их родителей. Педагогический совет разрабатывает основную образовательную программу гимназии, обсуждает поведение и успеваемость отдельных обучающихся в присутствии их родителей (законных представителей), утверждает план работы гимназии на учебный год, утверждает характеристики педагогических работников, представляемых к различным формам наград (почетные звания, ордена и медали, почетные грамоты и благодарственные письма различного уровня).
  3. Попечительский совет учреждения может включать в себя представителей Учредителя, духовника гимназии, представителей федеральных органов государственной власти, органов власти субъекта Федерации, муниципальных органов местного самоуправления, представителей работодателей, общественных организаций, средств массовой информации, чьи религиозные взгляды не противоречат православной духовности, родители, выпускники гимназии, а также представители зарубежных и международных организаций, заинтересованных в развитии православно-ориентированного образования. При этом члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Заседания данного органа должны проходить не реже двух раз в год, решения считаются принятыми, если на совете присутствовало не менее двух третей от его состава. Особенностью при принятии решений является то, что в вопросах, затрагивающих религиозное и нравственное воспитание обучающихся, главную роль играют представители Учредителя. К компетенции попечительского совета относятся: содействие привлечению дополнительных средств для обеспечения деятельности учреждения, содействие организации и улучшению условий труда для педагогических и иных сотрудников православной гимназии, помощь в организации конкурсов, соревнований и других социально значимых мероприятий, совершенствование материально-технической базы и благоустройство территории учреждения, рассмотрение вопросов организации образовательного процесса.
  4. Родительский комитет гимназии должен состоять из не менее пяти человек, избираться на общем родительском собрании сроком на один год, после чего полномочия действующего родительского комитета прекращаются, и назначаются новые выборы. Допускается участие в новом составе родительского комитета тех же лиц, что были в прежнем, если таково будет решение голосующих на общем родительском собрании в начале учебного года. Родительский комитет правомочен принимать решения, если во время заседания присутствовало не менее двух третей от его состава, и за данное конкретное решение проголосовали более 50% участников. Родительский комитет призван содействовать администрации гимназии в совершенствовании условий реализации образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности ребёнка, соблюдения законных прав и интересов детей, оказывать помощь в проведении гимназических мероприятий, налаживать взаимодействие с родительским сообществом гимназии в целях предотвращения различных нарушений прав и свобод обучающихся, а также нарушений обучающимися и их родителями (законными представителями) своих обязанностей, напрямую связанных с образованием и воспитанием в стенах православно-ориентированного общеобразовательного учреждения.

         Представим в виде схемы органы управления православной гимназией г. Сургута (рис. 1).

1

Рисунок 1. Органы управления православной гимназией г. Сургута

Таким образом, система управления православной гимназии, как и в муниципальной школе, представлена персональными (директор, заместители директора, методист, духовник) и коллегиальными органами управления (попечительский совет, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, родительский комитет), что соответствует требованиям нового закона об образовании, положения которого предусматривают «сочетание принципов единоначалия и коллегиальности» [2]. В качестве специфических черт аппарата управления следует указать наличие такой должности, как духовник гимназии, призванной координировать управленческие действия руководства в русле духовно-нравственного развития обучающихся. Одной из важнейших особенностей также является и сбалансированность духовных и светских лиц в штате управления гимназией: директор и заместитель директора по воспитательной работе представляют духовенство и носят священнический сан, а заместитель директора по УВР и методист – светские лица, что создает гармонию между духовным и светским началами в коллективе. Работа управленческого аппарата строится по принципу эффективного менеджмента, который прочно вошёл в, казалось бы, сугубо консервативную и невосприимчивую к изменениям среду православно-ориентированного общеобразовательного учреждения.

С целью оптимизации качества труда и интенсификации развития гимназии взят курс на омоложение руководящего состава гимназии и педагогических кадров в целом. Так, возраст представителей управленческого аппарата составляет в среднем от 28 до 36 лет. Состав такого важнейшего коллегиального органа управления, как Научно-методический совет, также омолодился с 1 сентября 2015 г. 50 % его состава, включая председателя и секретаря совета – педагоги в возрасте от 30 до 36 лет, 33 % – от 40 до 46 лет, 17 % – педагоги старше 50 лет.

Созданная структура управления гимназией является признаком эффективного менеджмента, планомерно внедряемого в процесс развития православно-ориентированного образования для обеспечения высококачественной деятельности православного общеобразовательного учреждения в светской образовательной среде. Управляя педагогическим коллективом, администрация строит свою работу по принципу бизнес-планирования, рассчитывая возможные риски и желания потребителей образовательных услуг, как того требует Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.


Список литературы

1. Стерхов А.А.. Психология профессиональной деятельности руководителя общеобразовательной организации [Текст] / А.А. Стерхов // Гуманитарные науки. – 2017. – №4. – С. 103-107.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013. – 208 с.

Расскажите о нас своим друзьям: