Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 31.03.2018

Опыт использования ролевых игр в преподавании английского языка будущим специалистам ресторанного бизнеса

Бернавская Майя Владимировна
к.п.н., доцент Высшей школы иностранных языков Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт- Петербург, РФ, bernavskaya@mail.ru
Иванова Виктория Александровна
ст.преподаватель Высшей школы иностранных языков Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт- Петербург, РФ

Аннотация: Статья посвящена проблеме преподавания профессионального иностранного языка студентам по направлению подготовки «Технология продукции и организация ресторанного дела». В качестве одного из средств интенсификации обучения профессионально-ориентированному общению рассматривается ролевая игра. Особое внимание уделено опыту проведения ролевой игры.
Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, ролевая игра, моделирование ситуаций профессионального общения

Experience of using role-plays in teaching English to future specialists of restaurant business

Bernavskaya Maya Vladimirovna
PhD in Education Science, Associate Professor, Higher School of Foreign Languages, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Ivanova Victoria Alexandrovna
Senior Lecturer, Higher School of Foreign Languages, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: The present article deals with the problem of profession-oriented foreign language teaching to the students studying Production Technology and Organization of Restaurant Business. Role-playing is considered to be one of the main ways to intensify the process of teaching English. Much attention is given to the practice of using role-playing.
Keywords: profession-oriented teaching, role-playing, professional communication simulation

Перед современным преподавателем иностранного языка в неязыковом вузе стоит задача поиска максимально эффективного пути преподавания профессионального иностранного языка в сложных условиях минимального количества времени, отведенного на изучение данной дисциплины. Так, учебный план направления бакалавриата «Технология продукции и организация ресторанного дела» предусматривает изучение дисциплины «Профессионально-ориентированный курс иностранного языка» в течение 1 семестра. За такой короткий срок студенты должны освоить большой объем лексики, необходимый для полноценного профессионального общения. Конкурентоспособный специалист, несомненно, будет использовать данную лексику в речевом общении для решения конкретных профессиональных задач, ведь в ресторанном бизнесе России работает много иностранных сотрудников.

Применяемый часто способ произвольного запоминания лексических единиц, выстроенный по цепочке: знакомство с новым словом — тренировка в упражнениях — употребление в речи, не гарантирует устойчивого запоминания.  Исходя из вышесказанного, требуется оптимизировать методы обучения иностранному языку, создать на занятиях условия и возможности для эффективного запоминания материала. Одной из таких возможностей является использование активных методов обучения, при применении которых запоминание перестает быть основной задачей, акцент смещается на результат деятельности. Назначение таких методов состоит в том, что они способствуют активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, формируют положительную мотивацию к изучению иностранного языка, развивают коммуникативные качества студента и умение работать в команде.

Для реализации указанных задач была разработана ролевая игра «At a restaurant», которая моделирует ситуацию реальной жизни и создает мотив к иноязычному общению. Перед студентами были поставлены следующие целевые установки:

1. Знать правила проведения презентаций, знать стратегию организации групповой работы, владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций.

2. Усвоить смысловые значения профессиональной терминологии, используемой при работе в ресторане.

3. Овладеть практическими умениями и навыками, необходимыми для работы в заведениях общественного питания; ознакомиться с правилами работы, установленными для работников.

Все участники ролевой игры получали карточки с описанием их роли и список всех игровых ситуаций, в которых они будут принимать участие.

В процессе подготовки данной игры был проведен конкурс на лучший проект ресторана, содержащий название ресторана, вид ресторана, интерьер, фирменную одежду, меню. Работая в группах, студенты сделали презентации и выступили с их защитой. К следующему занятию идеи лучшего проекта были реализованы в виде «вывески» с названием ресторана, меню и т.д.; подготовлен необходимый реквизит, разработан сценарий и распределены роли. Студенты при этом проявляли инициативу и творческие способности; ощущалось уменьшение напряжения и страха у студентов со слабыми знаниями английского языка. До прихода гостей помощник официанта сервировал стол, комментируя свои действия. Администратор ресторана принимал звонки клиентов, бронирующих столики; встречал гостей и сопровождал их к столику. Официанты приносили меню, принимали заказы, давая пояснения по составу блюд; общались с вежливыми и невежливыми гостями по поводу подгоревшего блюда, слишком длительного ожидания (ресторан переполнен); отсутствия сдачи с банкноты 50 € и т.д. Шеф-повар ресторана выходил к гостям, желающим лично выразить свою благодарность. В ходе подготовки и проведения ролевой игры происходила активизация лексики по темам «Еда», «Ресторан» и разнообразных грамматических конструкций. Данная ролевая игра проводилась при закреплении и повторении материала, этот вид деятельности был организован для тщательной проработки указанной темы и её практического применения. На этапе подведения итогов первыми оценивали себя студенты-участники ролевой игры, указывали положительные и отрицательные моменты игры. Затем преподаватель подводил итог игры, обращая внимание на тот языковой и профессиональный опыт, который был получен при подготовке и проведении игры. Студенты имели возможность не только пересмотреть собственный опыт, но и познакомиться с опытом своих однокурсников. При решении поставленной задачи студенты могли «примерить на себя» модели эффективного и неэффективного поведения.

Эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью студентов возможно только в том случае, если в основе такой деятельности лежит активное стремление студентов самостоятельно определять задачи профессионального развития, искать подходы к решению поставленных задач и заниматься самообразованием. Реалистичный метод ролевой игры развивает у студентов уверенность и свободу владения языком, формирует культуру ведения диалога, дает возможность практиковать применение разрозненной информации по изучаемым темам в целостном контексте. В ходе ролевой игры студенты осознанно приобретают коммуникативные навыки, которые будут необходимы в их профессиональной деятельности.


Список литературы

1. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Акимова Н.В. Методика обучения иностранным языкам. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2017. —350 с.
2. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. — М.: Филоматис, 2010. —186 с.
3. Байкова О.А. Ролевые игры как метод активизации учебной деятельности студентов / / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. — 2011. — №2. — С. 88-95.

Расскажите о нас своим друзьям: