Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 159.9

Дата публикации 31.03.2018

Индивидуально-личностное развитие в младшем школьном возрасте: теоретико-методологические основы исследования

Акулинина Надежда Викторовна
Аспирант кафедры психологии образования, ФГБОУ ВО «Уральского государственного педагогического университета», РФ, г. Екатеринбург, nadezhda-va@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена теоретико-методологическому исследованию индивидуально-личностного развития в младшем школьном возрасте. Сущностью закономерности индивидуально-личностного развития личности в младшем школьном возрасте являются формирование социальной активности, накопление социального взаимодействия, под влиянием воздействия семейных отношений и образовательной организации. В статье раскрывается актуальность взаимодействия личности младших школьников в образовательном пространстве и социокультурной средой.
Ключевые слова: развитие, индивидуальность, личностное развитие, индивидуально-личностное развитие, младшие школьники

Individual and personal development in primary school age children: theoretical and methodological foundations of the study

Akulinina N.V.
postgraduate student of Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Russia, Ekaterinburg

Abstract: The article is devoted to the theoretical and methodological study of individual and personal development in primary school age children. The essence of the laws of individual and personal development of the individual in primary school age children is the formation of social activity, the accumulation of social interaction, under the influence of family relations and educational organization. The article reveals the relevance of interaction between the personality of primary school age children in the educational space and the sociocultural environment.
Keywords: development, individuality, personal development, individual and personal development, of primary school age children

В нашем психолого-педагогическом исследовании сущностью закономерности развития личности в младшем школьном возрасте являются формирование социальной активности, накопление социального взаимодействия, под влиянием воздействия семейных отношений и образовательной организации. Индивидуально-личностное развитие начинает формироваться в раннем детстве вместе с формированием личности. Характеризует его внутреннюю целостность, относительную самостоятельность, и своеобразие в системе динамики социальной позиции личности младших школьников в стабильной группе сверстников, а также накоплением социального опыта в социокультурной среде.

Для того чтобы определить особенности индивидуально-личностного развития в младшем школьном возрасте выделим компоненты: ценностно-ориентационный, мотивационный, эмоциональный и коммуникативный, которые взаимосвязаны между собой [1].

Особенности индивидуально-личностного развития наиболее глубоко и содержательно представлены в работах В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова,  С.Л.Рубинштейна,  О.В. Федоскиной, Г.А. Цукерман.

Основываясь на психолого-педагогических исследованиях, попытаемся посмотреть на индивидуально-личностное развитие в младшем школьном возрасте с точки зрения тех задач развития, которые младший школьник решает в  образовательной и социокультурной среды. Главной внутренней целью детства является взросление, понимаемое как освоение, присвоение, реализация взрослости. В процессе взаимодействия с коллективом и участниками образовательной деятельности осуществляется «стыковка» важных потребностей ребенка, среди которых потребность в самореализации как проявлении и утверждении себя среди окружающих и потребность в социализации как возможности найти в социокультурной среде.

Согласно Г.А. Цукерман, процесс саморазвития начинается вместе с жизнью, человек – нередко всю жизнь - не становится его субъектом. Она должна осуществляться с опорой на модель саморазвития. Саморазвитие становится возможным на определенной ступени возрастного развития при наличии основных психических образований: рефлексии, планирования и оценивания результатов поведения или деятельности, целеполагания. [9, С.155]. Следовательно, для развития перечисленных качеств в младшем школьном возрасте нужна целенаправленная поддержка развитию субъектности ребенка.

По О.В. Федоскиной, назначение педагогической деятельности с позиции индивидуально-личностного подхода состоит в помощи ребенку совершить наименее болезненный переход из детства во взрослость, стать субъектом социокультурного развития, обретя при этом разнообразные виды индивидуального социокультурного опыта: опыт ответственности, нравственного выбора, эмпатии, смыслопоиска, самоорганизации, рефлексии, творчества, счастливого сосуществования в мире и с миром. Начальной школе отводится в этом значительная роль [10, С. 19].

Исходя из положения культурно-исторической теории, Л.С.Выготский сформировал общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. [3, С. 145-147]. Человек вводит искусственные стимулы, сигнифицирует поведение и при помощи знаков создает, воздействуя извне, новые связи в мозгу [3, С. 80].

В то же время, В.М. Бехтерев рассматривает проблему отношений в контексте психофизиологического научного знания, определяя его как «отзывчивость на внешние раздражения» [2, С. 32].

Центральной идеей теории взаимосвязи и многообразия отношений, В.Н. Мясищева, является представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъективно-оценочных отношений. Психологические отношения являются системным образование, направляющим поведение и деятельность человека, что обеспечивается их осознанным характером и произвольностью [6, С. 112].

Б.Ф. Ломов выделял понятие «субъективное отношение» - это объективная связь личности с ее окружением, но в эту связь он включает субъективную позицию человека в этом окружении. Система «субъективно-личностных» отношений – субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению [5, С. 245].

С.Л. Рубинштейн понимал под отношениями не вообще свойства личности, а свойство индивидуального сознания, наряду с другими его свойствами – познанием и переживанием. «Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям» [8, С. 21]. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «отношение к другому, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину…Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии [8, С. 23].

Кроме того, К.К. Платонов отграничивает понятие отношений от сознания в целом. Он определяет «отношения – компонент индивидуального сознания, его обратная  субъективная связь с отражаемым миром, объективизирующаяся в психомоторике» [7, С.28]. По его мнению, отношения – это «акт сознания, в который включены переживания личности и знание объектов, их вызывающих [7, С.94].

А. Н. Леонтьев объяснял своеобразие психического развития детей тем местом, которое они занимают в системе человеческих отношений. «Эта та реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях» [4, С. 102].

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что теоретико-методологические основы исследования индивидуально-личностного развития в младшем школьном возрасте послужило основой для изучения взаимодействия личности младших школьников в образовательном пространстве и социокультурной среды, а также психолого-педагогического сопровождения индивидуально - личностного развития младших школьников как фактора семейных отношений.


Список литературы

1. Акулинина Н.В. Психолого-педагогические аспекты индивидуально-личностного развития младших школьников/Н.В.Акулинина// Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сборник статей Международной научно - практической конференции. В 3 ч. Ч.3/ - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. – С. 174-176.
2. Бехтерев В.М. Объективная психология/ред.кол А.В.Брушлинский [и др.]; изд. подгот. В. А. Кольцова; отв. ред. тома Е. А. Будилова, Е. И. Степанова; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1991. - 475, [1] с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Московского университета, 1981. - 584 с.
5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: М.: Наука, 1999. – 350 с.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. – М.; Воронеж, 2003.- 398 с.
7. Платонов К.К. О системе психологии /К.К. Платонов. – М.: Мысль, 1972. – 215 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2017. - 705, [7] с.
9. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. -268 с.
10. Федоскина О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе. Монография. Вестник ТОГИРРО, №6(6).– Тюмень: ТОГИРРО, 2009. – 128 с.

Расскажите о нас своим друзьям: