Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019

УДК 378.016

Дата публикации 30.06.2019

Обеспечение процесса подготовки архитекторов-дизайнеров в соответствии с требованиями ФГОС ВО в областном вузе

Жахова Ирина Геннадьевна
к.пед.наук, доцент, зав.кафедрой дизайна архитектурной среды и технической графики, Смоленский государственный университет, РФ, Смоленск Zhahova72@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены особенности подготовки студентов, обучающихся на направлении подготовки 07.03.03 «Дизайн архитектурной среды» по программе бакалавриата в процессе разработки содержания образовательной программы, раскрыты особенности ее реализации в образовательной организации небольшого регионального вуза. В статье также определяется подход к формированию структурных ориентиров программы бакалавриата профиля «Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды» при максимальном учете требований к подготовке кадров архитектурно-проектной сферы, продиктованных особенностями региона. Подходы к реализации образовательной программы раскрыты через примеры формирования циклов учебных дисциплин, позволяющих осуществить взаимосвязь художественных, инженерно-конструкторских и проектных направлений, структурирование учебных заданий по основным проектным дисциплинам «Архитектурно-дизайнерское проектирование», «Дизайн интерьера», «Ландшафтный дизайн», содержание и направления проектирования в рамках выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова: образовательная программа, дизайн архитектурной среды, учебные дисциплины, выпускная квалификационная работа, архитектурно-дизайнерское проектирование, профессиональная деятельность.

Ensuring the training process of architects-designers in accordance with the GEF requirements in а regional university

Zhachova Irina Gennadjevna
cand pedagogical Sciences, associate professor, Head of the Department of design of architectural environment and technical graphics, Smolensk State University, Russia Smolensk

Abstract: The article deals with the features of training students in the direction of training 07.03.03 "Design of architectural environment" under the bachelor's program in the process of developing the content of the educational program, the features of its implementation in the educational organization of a small regional university. The article also defines the approach for structuring guidelines of the undergraduate profile "Integrated design of architectural and spatial environment" in maximum accordance with the requirements for staff training and the region's specific aspects. Approaches to the implementation of the educational program are revealed through examples of the formation of cycles of academic disciplines, allowing to carry out the relationship of art, engineering and design and design directions, structuring of educational tasks in the main design disciplines "Architectural design", "interior Design", "Landscape design", the content and direction of design within the final qualifying work.
Keywords: educational program, design of architectural environment, academic discipline, graduation thesis, architecture and design projects, and professional activities

Готовность к профессиональной деятельности архитектора-дизайнера означает способность осуществлять проектную деятельность, направленную на формирование функциональной и эстетически выразительной среды, предполагает умение разрабатывать различные архитектурно-пространственные решения на основе всестороннего анализа ситуаций, способности предвидеть направления развития всего комплекса исходных условий, объединять требования практичности и художественной выразительности в процессе проектирования. Как показывает практика, процесс освоения профессиональной грамоты в сфере архитектурно-дизайнерского проектирования оказывается весьма непростым для большинства студентов и требует напряженной работы по обеспечению качества процесса подготовки специалиста в современных условиях.

Изучение опыта в сфере отечественного архитектурно-дизайнерского образования показывает: изменения, произошедшие за последние десятилетия, приводят к необходимости интенсивных поисков, позволяющих оптимизировать процесс подготовки профессиональных кадров в области архитектурно-дизайнерского проектирования [1,2].  Так изменения, связанные с переходом от одноэтапной модели подготовки специалистов на двухэтапную ступенчатую  подготовку бакалавров и магистров, естественно, вызывают необходимость переосмысления содержания архитектурно-дизайнерского образования. Переход от монополизации подготовки архитекторов крупными профильными отечественными вузами к развитию системы подготовки  многими разнопрофильными вузами страны требуют в каждом конкретном случае решения ситуаций по  формированию образовательной программы и обеспечения условий для оптимальной ее реализации в соответствии с особенностями конкретного учебного заведения.

Естественно, оптимизация подготовки архитекторов-дизайнеров взаимосвязана с процессом работы над образовательной программой. Как известно, сегодня образовательная организация самостоятельно формирует образовательную программу, ориентируется на определенные виды профессиональной деятельности выпускника, определяет профиль подготовки в рамках реализуемого направления. Образовательный стандарт 2016 года в соответствии с которым на определенном этапе проводилась подготовка архитекторов-дизайнеров, дает возможность образовательной организации самостоятельно определить объекты профессиональной деятельности, виды основной деятельности, сферу, предмет и направления деятельности [3]. В этих условиях учебному заведению предоставляется уникальная возможность максимально соотнести выдвигаемое им предложение на рынок образовательных услуг с особенностями региона.

Рассмотрим конкретный пример. Анализ социальных, географических и экономических особенностей Смоленской области показывает, что небольшая численность населения, отсутствие крупного промышленного производства, близость Московского региона и республики Беларусь, к сожалению, не отражаются положительно на функционировании архитектурно-проектной сферы деятельности. Так нехватка специалистов с  архитектурно-дизайнерским образованием в административных структурах часто приводит к отсутствию единой архитектурной и градостроительной политики в областном и районных центрах. В таких условиях появление в областном университете архитектурного направления подготовки дает возможность вырастить собственные кадры для архитектурно-проектной отрасли. А комплексный анализ исходных условий позволяет четко определить требования к подготовке выпускников и ориентироваться на них при проектировании образовательной программы.

Принимая во внимания сферу профессиональной деятельности выпускника в современных условиях, требования работодателя к качеству подготовки, целесообразно ориентироваться при проектировании образовательной программы на максимально всестороннюю подготовку выпускника к решению будущих практических задач и рассматривать эту подготовку как первоначальную ступень постижения основ профессиональной грамоты с максимальной готовностью к дальнейшему развитию, обучению и росту.

Остановимся на вопросе о содержании и особенностях образования архитекторов по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» в условиях областного вуза. В настоящее время существуют четыре направления подготовки в рамках архитектурного образования: архитектура, реконструкция и реставрация архитектурного наследия, дизайн архитектурной среды, градостроительство. Сравнительный анализ сферы, предмета и направления деятельности, определенных образовательными стандартами по направлениям подготовки 07.03.01 Архитектура, 07.03.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, 07.03.03 Дизайн архитектурной среды, 07.03.04 Градостроительство, показывает: направления подготовки 07.03.01 Архитектура и 07.03.03 Дизайн архитектурной среды наиболее близки по сферам, предметам и направлениям деятельности [3,4]. Однако представления об основных направлениях градостроительной политики, нормативных правовых актах, ценности исторической материально-пространственной среды — неотъемлемая часть подготовки каждого студента, обучающегося на направлении «Дизайн архитектурной среды», а это приводит к пересечению сфер влияния направлений подготовки 07.03.02 Реконструкция и реставрация и 07.03.04 Градостроительство [3,5,6].

Наверное, это естественный процесс, так как в жизненных ситуациях мы сталкиваемся с необходимостью не разделения направлений в практической работе, а с их сближением. Ведь качественную работу, даже учебную, в сфере архитектурно-дизайнерского проектирования невозможно выполнить без учета и градостроительных, и исторических фактов, да и реализация профессиональных компетенций, определенных образовательными стандартами, не исключает это единство и взаимодействие. Таким образом, проектирование образовательной программы в одном направлении блока невозможно осуществлять обособленно от других направлений, и рационально ориентироваться на разумное взаимодействие.

Определение профиля образовательной программы позволяет очертить границы реализации программы в сфере проектной деятельности. При этом целесообразно ориентироваться на направления проектной деятельности, наиболее востребованные в данный момент в небольших населенных пунктах: проектирование индивидуального и муниципального жилья, небольших общественных объектов, промышленных объектов с несложной технологической организацией производства, реновация  существующих построек, проектирование средовых пространств. Сегодня работа в сфере проектной деятельности невозможна  без установки на средовое проектирование, осуществляемое в комплексе контекстных условий существования объекта [7]. Таким образом, название профиля «Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды» позволило обозначить собственный подход, ориентированный на особенности региона, в реализации образовательной программы в блоке «Архитектура».

Мониторинг мнения студентов, проводимый в 2013-2018 годах, показал:

- к сожалению, более 70 % студентов не имеют четко выраженной мотивации к будущей профессии при поступлении в высшее учебное заведение,

- практически все опрошенные ориентированы на общую привлекательность художественной сферы деятельности,

- основная часть студентов на начальном этапе обучения либо имеет ошибочные представления об особенностях профессиональной деятельности, либо не задумывалась об этом.

Данные факты подтверждают целесообразность ориентирования образовательной программы бакалавриата на изучение комплексных основ архитектурно-проектной деятельности, что в целом в рассматриваемом случае наиболее гармонично соотносится  и со спецификой профессиональной деятельности в регионе.

Таким образом, всестороннее изучение исходных условий на этапе разработки структурных ориентиров образовательной программы позволяет четко определить предмет, сферу, направление деятельности, а также уровень реализации программы и ее профиль. В результате образовательная программа по направлению «Дизайн архитектурной среды» в Смоленском государственном университете получила реализацию по профилю «Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды» в рамках практико-ориентированного уровня бакалавриата по двум основным направлениям деятельности: проектное и художественно-эстетическое. Ориентирование на художественно-эстетическое направление деятельности позволило максимально соотнести особенности кадрового состава и материально-технической базы образовательной организации.

Определение структурных ориентиров программы позволило сформировать основной вектор движения и перейти к проектированию учебного плана. Учебные дисциплины, направленные на формирование профессиональных и общепрофессиональных компетенций, были разбиты на блоки, позволяющие не только логически выверено выстроить подготовку в определенном учебном направлении, но и  систематизировать взаимосвязи между отдельными блоками. Например, в блок общие художественные дисциплины помимо учебных дисциплин «Рисунок» и «Живопись», формирующих базовую основу изобразительной грамотности, вошли дисциплины «Конструктивный рисунок», «Колористика», «Скульптура и пластическое моделирование», «Объемно-пространственная композиция», «Графический дизайн» и т.д., последовательно развивающие умения использовать особенности изобразительного языка в профессиональном контексте. При этом учебная дисциплина «Профессиональные средства подачи проекта», изучаемая в 7 и 8 семестрах, позволяет не только максимально систематизировать знания по художественным дисциплинам, но и формирует навыки работы в сфере компьютерной   презентации проекта. А выполнение практического задания по формированию демонстрационного материала уместно выполнить, используя собственные проектные разработки студента, сделанные при изучении проектных дисциплин.  Таким образом, в учебной деятельности студент получает возможность решить разноплановые профессиональные задачи при выполнении одной проектной работы.

Изучение инженерных дисциплин («Конструкции в архитектуре и дизайне», «Инженерно-технологическое обеспечение архитектурно-дизайнерских решений», «Основы строительных технологий» и т.д.) создает базовую конструкторскую основу в проектировании и взаимоувязано с изучением основной проектной дисциплины «Архитектурно-дизайнерское проектирование». Очередность в разработке проектируемых объектов зависит не только от их функциональной сложности, но и от конструктивных особенностей.  Положительно зарекомендовало себя выполнение курсового проекта  в рамках инженерного блока дисциплин, посвященного разработке проектной документации по разделам, обеспечивающим инженерную подготовку конструирования и  возведения проектируемого объекта. Базовая основа профессиональных знаний, полученных при работе над курсовым проектом, не только комплексно объединяет разноплановые учебные задачи в разработке одного проекта, но и создает единую основу для работы в рамках инженерного направления при архитектурном проектировании, в том числе и дипломном.

Особенности и характер образовательной программы получает возможность наиболее ярко реализоваться в комплексе проектных дисциплин. В этот блок вошли следующие предметы: «Архитектурно-дизайнерское проектирование», «Архитектурно-дизайнерское проектирование средовых пространств», «Ландшафтный дизайн», «Дизайн интерьера», «Предметное наполнение архитектурной среды». При этом основные проектные дисциплины «Архитектурно-дизайнерское проектирование», изучаемая с первого по шестой семестры и «Архитектурно-дизайнерское проектирование средовых пространств», изучаемая с седьмого по девятый семестры, образуют единое направление в изучении основ проектной грамоты, выстроенное с последовательным усложнением учебных заданий. Остальные дисциплины позволяют изучить специфику работы с проектной ситуацией в направлении работы с ландшафтом, интерьерными пространствами или предметными формами. Как правило, разработка одного из учебных заданий связана с решением ситуации, взятой из задания, разработанного самим студентом в рамках проектирования. Все это позволяет подойти к выработке комплексного профессионального взгляда на проектируемую ситуацию и максимально решать задачи средового проектирования пространств в учебных заданиях, выполняемых на четвертом и пятом курсах.

Полнее осознать особенности работы со средой помогают и вспомогательные профессиональные дисциплины: «Основы градостроительства», «Светоцветовой дизайн», «Предпроектный и проектный анализ в проектировании». Эти предметы изучаются на четвертом и пятом курсах и дополняют проектную ситуацию в учебных заданиях комплексом новых условий. Таким образом, комплекс изучаемых дисциплин максимально направлен на формирование базовых  профессиональных знаний в соответствии с выбранным профилем реализации образовательной программы.

Определение оптимальных направлений проектирования в рамках выпускной квалификационной работы прежде всего было взаимоувязано с профилем реализуемой образовательной программы, а изучение современных тенденций и потребностей в архитектурных разработках, мнений и предпочтений студентов позволило обозначить следующие тематические группы:

- проектирования «небольшого» архитектурного объекта, имеющего значение для провинциального или сельского населенного пункта,

- разработка комплексных решений территорий и общественно-значимых объектов,

- организация зон в городской среде,

- реновация различных объектов на территории области.

  Таким образом, направление профиля подготовки «Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды» определило и основные направления в итоговом проектировании.

Остановимся на содержании выпускных работ каждого направления. Объектами проектирования для большинства работ первого направления могут быть не только различные общественные сооружения, учреждения для временного проживания, медицинские учреждения, но и небольшие промышленные объекты. Проекты, посвященные разработке комплексных решений территорий и общественно-значимых объектов,  включают разработку архитектуры отдельных небольших построек и решают задачу по планировочным решениям на конкретной территории. В таких проектах студенты получают возможность разработать проекты архитектурных объектов (общественных или жилых) и дать обоснованные предложения по планировке.

Работы, посвященные организации зон в городской среде, наиболее близки по содержанию к работам предыдущей группы. Но проектная деятельность строится в данном случае на решении более сложных и подробных планировочных задач, разработке многочисленных форм малой архитектуры, функциональной, конструктивной и эстетической проработке всего ансамбля.     Тема реконструкции архитектурных построек сегодня актуальна, а для города с богатым историческим прошлым особенно востребована. 

Таким образом, в дипломном проектировании максимально соединяются все направления проектной деятельности, проявляется сформированность компетенций и выявляется готовность студента к самостоятельной профессиональной работе. А комплексный характер профиля в рамках реализуемого направления подготовки дает возможность студентам на этапе выполнения выпускной квалификационной работы не только максимально проявить свои способности и возможности в  проектировании, но и помогает ориентироваться на дальнейший профессиональный путь.

Последнему способствует и работа по включению студентов в профессиональную среду города: организация практик в ведущих проектных организациях города, участие архитекторов в просмотрах проектных материалов студенческих работ и защитах выпускных квалификационных работ, организация совместных выставок с участием студентов и профессионалов, привлечение студентов к исполнению конкретных архитектурных проектов в процессе обучения.

Как показала практика, основная часть выпускников, завершивших обучение в 2015-2018 годах трудоустроилось по месту жительства в областном и районных центрах. При этом сфера профессиональной архитектурной деятельности выпускников оказалась достаточно разнообразна: это управленческая деятельность в различных административных структурах, разнообразная проектная деятельность в организациях, занимающихся проектированием архитектурных объектов, интерьеров, ландшафтных территорий, предметного наполнения. Таким образом, для нашего региона комплексное направление подготовки оказалось действительно наиболее востребованным.

Итак, содержание образовательной программы по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» целесообразно максимально увязать с условиями функционирования архитектурно-проектной сферы конкретного региона, профиль конкретной образовательной программы, реализуемой в условиях университета небольшого областного центра, может иметь комплексный характер, который проявляется в формировании  блоков дисциплин учебного плана, их содержании и особенностях выполнения выпускных квалификационных работ. А в реализации образовательной программы желательно предусмотреть максимальную взаимосвязь дисциплин проектного, инженерно-конструктивного и художественного блоков, проявляющуюся в организации учебной работы по комплексному проектированию объектов и включение студентов в профессиональную архитектурную среду в процессе обучения.


Список литературы

1. Дизайн архитектурной среды: Учеб. Для вузов/Г.Б.Минервин, А.П.Ермолаев, В.Т.Шимко, А.В.Ефимов и др. – М.: Архитектура-С, 2006 – 504 с., ил.
2. Кольсет Л.А.История архитектурного образования в России: Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. - ЮФУ, 2007. -172 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.03. Дизайн архитектурной среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7 (дата обращения: 9.01.2019)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.01. Архитектура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7(дата обращения: 9.01.2019)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.02. Реконструкция и реставрация архитектурного наследия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7(дата обращения: 9.01.2019)
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.04. Градостроительство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7(дата обращения: 9.01.2019)
7. Шулика Т.О. Методология проектно-художественного синтеза в архитектурно-дизайнерском образовании: Учебное пособие. – М.: «Архитектура-С», 2016. – 152 с.

Расскажите о нас своим друзьям: