Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019

УДК 159.9

Дата публикации 27.06.2019

Особенности педагогического общения при обучении иностранных студентов

Арон Ирина Станиславовна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры истории и психологии Поволжского государственного технологического университета, Россия, Йошкар-Ола, Aron I.S.@volgatech.net

Аннотация: На основе компетентностного подхода определяются особенности и направления оптимизации педагогического общения преподавателя вуза с иностранными студентами. Выделяются проблемы иностранных студентов, обучающихся в Российских вузах (внешнего и внутреннего характера), обусловленные различиями норм, ценностей, установок, традиций представителей разных культур. Обозначается содержание затруднений педагогического общения преподавателя и иностранных студентов. Автор связывает возможности развития педагогического общения в межкультурной образовательной среде с развитием компетенций преподавателя вуза: общепрофессиональных, коммуникативных, информационных, этнокультурных, психологических. Отмечается, что сформированность обозначенных компетенций является условием создания субъект-субъектных отношений в межкультурном педагогическом общении.
Ключевые слова: педагогическое общение, преподаватель вуза, компетенции, иностранный студент

Features of pedagogical communication at training of foreign students

Aron Irina Stanislavovna
PhD (Psychology), Аssociate professor, Аssociate professor of Chair of History and Psychology, Volga state University of Technology, Russia, Yoshkar-Ola

Abstract: On the basis of the competence-based approach, the features and directions of optimization of pedagogical communication of a University teacher with foreign students are determined. The problems of foreign students studying in Russian universities (external and internal) due to differences in norms, values, attitudes, traditions of representatives of different cultures are highlighted. Indicated by the contents of the difficulty of pedagogical communication of the teacher and students. The author connects the possibilities of development of pedagogical communication in the intercultural educational environment with the development of competencies of the University teacher: General professional, communicative, information, ethno-cultural, psychological. It is noted that the formation of these competencies is a condition for the creation of subject-subject relations in intercultural pedagogical communication.
Keywords: pedagogical communication, University teacher, competences, foreign student

Растущая интеграция российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство способствовала формированию многонациональной среды современного вуза, в которой происходит взаимодействие обучающихся с разными культурами и преподавателями высшей школы. Одним из условий эффективности обозначенного взаимодействия является оптимизация педагогического общения субъектов образовательного процесса вуза с учетом их этно-социокультурных особенностей. 

С одной стороны, педагогическому общению как форме многоуровневого сотрудничества преподавателя и студента, в ситуации поликультурной образовательной среды присущи все его основные характеристики. Оно предполагает рассмотрение каждой из сторон как субъектов учебной деятельности и того, что характеризует их обоих. А именно – целенаправленность, активность и мотивированность деятельности; комплементарность (взаимодополняемость) ролей обучающего и обучающегося; обусловленность педагогической деятельности индивидуально-психологическими особенностями ее субъектов и отношениями, в которые они вступают [2].

Однако, преломляясь через факторы межкультурного содержания, педагогическое общение приобретает определенную специфику и предполагает необходимость развития у педагога определенных имеющихся компетенций или формирования новых.

Так, успешность педагогического взаимодействия во многом определяется высоким уровнем общепрофессиональных компетенций преподавателя. С учетом особенностей работы с иностранными студентами данная группа компетенций должна быть дополнена такими как готовность решать уникальные профессиональные проблемы в области преподаваемой дисциплины (в силу разноуровневости подготовки иностранных студентов и разнородности их образовательных потребностей); широкий профессиональный кругозор (для более глубокого понимания студентами проблемы, например, посредством сравнительного представления отечественных и зарубежных подходов); готовность к организации самостоятельной работы студентов и активных форм обучения, как наиболее эффективных для освоения нового материала (основываясь на относительной сформированности у большинства иностранных студентов навыка самостоятельной работы по сравнению с российскими студентами) [7].

Значимой составляющей профессиональных компетенций преподавателя является способность создать условия для субъект-субъектных отношений, при которых иностранный студент является самостоятельным равноправным субъектом образовательного процесса [3], готовым к активному, осознанному профессиональному обучению и саморазвитию. Одним из первых шагов формирования субъектности иностранных студентов является решение задачи максимального приближения уровня образовательного и социокультурного развития иностранных студентов к уровню российских первокурсников, которая решается в ПГТУ путем создания групп выравнивания.

К следующей важной группе компетенций, определяющей успешность педагогического общения, относится группа коммуникативных компетенций. Особую важность среди них при взаимодействии с иностранными студентами приобретают такие как умение слушать и слышать (его отсутствие может создавать барьер для понимания   речи иностранных студентов, часто говорящих с сильным акцентом); умение грамотно, понятно и доступно излагать материал, иметь максимально четкую дикцию, эмоционально окрашивать речь (т.к. фрустрации, связанные с непониманием речи преподавателя значительно снижают мотивацию к обучению иностранных студентов); умение использовать невербальные средства общения (мимику, жесты, пантомимику, временные и пространственные характеристики общения); умение наладить обратную связь со студентами, способность к модерированию активности со стороны студентов (так, занятия, проводимые в виде дискуссий, повышают интерес и вовлеченность студентов в обсуждение темы) [7].

В современном образовательном пространстве неотъемлемой становится группа информационных компетенций преподавателя вуза [7], характеризующих знания и умения преподавателя осуществлять профессиональную деятельность на основе современных информационных технологий. А именно – знания образовательных возможностей информационных технологий и их содержания, умения активного поиска, самостоятельной  обработки информации с использованием технических средств, а также принятия новых решений и построение перспектив образовательного процесса на основе их применения.

Эффективность использования информационных технологий в обучении иностранных студентов базируется на развитости необходимых навыков взаимодействия с информационными системами у данной категории студентов в силу их принадлежности к молодежной среде. А также информационное образовательное пространство вуза создает условия для самостоятельной учебной деятельности студентов, нивелируя   различия в уровне их подготовки, знании языка и др. Что подтверждается многолетним опытом работы преподавателей ПГТУ с применением системы дистанционного обучения Moodle.

Особую значимость в педагогическом взаимодействии с иностранными студентами приобретают этнокультурные компетенции преподавателя, определяющие его знания, умения и навыки справляться с затруднениями в педагогическом общении этно-социокультурного характера. Возможные затруднения взаимодействия в этой области связаны со спецификой этнического сознания, ценностей, норм, традиций, образа мира, этикета общения, присущими народу, представителем которого является человек [2].

Исследователи выделяют этнокультурные особенности различных групп иностранных студентов, осознание которых способствует пониманию и оптимизации педагогического взаимодействия со студентами-представителями разных культур [1; 3; 6; 7]. Наиболее надежными и продуктивными нам представляются данные о своеобразии национального менталитета, ценностных ориентациях, гендерных национально обусловленных представлениях, вербальных и невербальных характеристик коммуникации представителей различных этнических общностей. При этом данные об особенностях когнитивной и личностной сфер студентов разных национальностей вряд ли можно считать научно обоснованными, т.к. развитие этих сфер носит преимущественно индивидуальный характер.

Неотъемлемой составляющей системы педагогических компетенций для успешного педагогического общения с иностранными студентами является группа психологических компетенций, значимость которых обусловлена наличием многочисленных психологических проблем, возникающих у иностранных студентов при поступлении в российские вузы. В первую очередь, это проблема адаптации к учебной деятельности и социокультурной среде вуза [4]. Характерная для всех первокурсников проблема адаптации усугубляется у иностранных студентов трудностями культурного и языкового барьера в общении, значительными эмоциональными и физическими нагрузками. Что нередко вызывает повышенную тревожность, неуверенность, депрессивные состояния и предполагают наличие у педагога таких психологических компетенций как эмпатия, сочувствие, умение создать психологический контакт, поддержать в трудной ситуации [5].

Следующая проблема связана с учебно-профессиональной мотивацией иностранных студентов, которая, по данным исследований, характеризуется недостаточной сформированностью, неустойчивостью, внешней обусловленностью и может привести к низким результатам обучения [6]. В связи с чем, умение понять мотивы иностранных студентов в учебном взаимодействии и мотивировать студентов на успех профессионального обучения – важная психологическая компетенция преподавателя.

Психологическая помощь требуется иностранным студентам и при решении проблем взаимоотношений со студентами из одной с ними или из различных стран. Студентам разных стран трудно общаться друг с другом, т.к. они плохо друг друга понимают, у них нет общих интересов и тем для разговора.  Конфликты на межнациональной почве являются нередкими среди обучающихся разных национальностей. Поэтому преподаватель должен обладать толерантностью, педагогическим тактом, уметь создать теплую эмоциональную атмосферу в группе и не допустить межкультурных и иных конфликтов.

Таким образом, педагогическое общение в поликультурной образовательной среде имеет общие для данного вида общения и специфические характеристики, обусловленные различиями этнического сознания, норм, ценностей, традиций, этикета общения, присущими представителям разных культур-субъектам педагогического взаимодействия, что актуализирует развитие этнокультурных, коммуникативных, общепрофессиональных, информационных, психологических компетенций преподавателя, работающего с иностранными студентами в российском вузе.


Список литературы

1. Березун Е.Ю., Гайдарова Е.В., Иорданова, Н.А. Формирование умений и навыков межкультурного общения в процессе обучения русскому языку как иностранному. Психолого-педагогические и лингвометодические аспекты обучения в вузе. – Харьков: ХНАДУ, 2009. – 316с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – 3-е издание, пересмотренное. – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО 'МОДЭК', 2010. – 448 с.
3. Калямин А.А. Особенности организации обучения иностранных студентов [Электронный ресурс] // Педагог. 2007. 5 апреля. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=4978 (дата обращения 20.06.2019).
4. Максимчук Е.Д. Социально-психологическое сопровождение межкультурной адаптации иностранных студентов // Вестник ТГПУ. 2015. № 11 (164). С.87-92.
5. Мариненко О.П., Снопкова Е.И. Педагогическое сопровождение иностранных студентов в процессе получения образования // Ученые записки ЗабГУ. 2017. Том 12. №2. С.22-30.
6. Мифтахова Н.Ш., Газизов М.Б. Педагогические наблюдения за учебной деятельностью иностранных студентов и рекомендации по их адаптации к обучению в исследовательском университете // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т.16. №14. С.296-298.
7. Рахимов Т.Р. Ключевые компетенции преподавателя в рамках организации процесса обучения иностранных студентов в Российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2012. №365. С.149-153

Расскажите о нас своим друзьям: