Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 376.37

Дата публикации 31.10.2019

Научно-методические основы исследования и коррекционно-логопедического сопровождения работы по преодолению нарушений смыслоразличительного компонента значения слова у детей с общим недоразвитием речи

Лимонова Марина Сергеевна
магистрант 2 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», магистерская программа «Логопедические технологии преодоления расстройств речевой деятельности», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск, limonova-marishka@mail.ru
Научный руководитель Ковригина Лариса Валентиновна
канд. пед. наук, профессор кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск, larisa_kovrigina@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена одной из наиболее значимых для современной логопедии проблем – исследованию нарушения смыслоразличительного компонента слова у детей. В статье делается акцент на факте нарушения смыслоразличительного компонента значения слова у детей с общим недоразвитием речи, акцентируется внимание на ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Рассмотрены методики обследования речевого недоразвития, этапы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений смыслоразличительного компонента значения слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор рассматривает позиции ряда исследователей и характеризует основные закономерности нарушения смыслоразличительного компонента значения слова.
Ключевые слова: смыслоразличительный компонент, значение слова, дети, общее недоразвитие речи

Scientific and methodological foundations of research and correctional and logopedic support of work to overcome violations of the meaning-distinguishing component of the word meaning in children with general speech underdevelopment

Limonova Marina Sergeevna
2nd year undergraduate, specialty (defectological) education, master's program “Speech Therapy Technologies for Overcoming Speech Disorders”, Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk,
Scientific adviser Kovrigina Larisa Valentinovna
ped sciences, prof. departments speech therapy and children's speech FSBEI HE "Novosibirsk State Pedagogical University", Novosibirsk,

Abstract: The article is devoted to one of the most significant problems for modern speech therapy - the study of violations of the meaning-distinguishing component of the word in children. The article focuses on the fact of violation of the meaning-distinguishing component of the word meaning in children with general speech underdevelopment, focuses on the limited vocabulary, discrepancy in the volume of active and passive vocabulary, inaccurate use of words, verbal paraphases, unformed semantic fields, difficulties in updating the dictionary. The methods of examining speech underdevelopment, the stages of corrective and speech therapy work to overcome violations of the meaning-distinguishing component of the word meaning in preschool children with general speech underdevelopment are considered. The author examines the position of a number of researchers and characterizes the basic laws of violation of the meaning-distinguishing component of the meaning of the word.
Keywords: meaning-distinguishing component, word meaning, children, general speech underdevelopment

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем в направлении психолингвистики – проблема нарушения смыслоразличительного компонента значения слова у детей с общим недоразвитием речи. Разнообразные подходы к данной проблеме во многом схожи, несмотря на то, что варьируются в новых определениях и аргументациях. На этапе возникновения психолингвистической теории о смыслоразличительном компоненте слова и отработки процедур описания значения слова является актуальным осмысление важных значений для теории, и разнообразных вариантов путей ее разработки, что является не мало важным в сопоставлении уже имеющихся подходов к описанию смыслоразличительного компонента значения слова. Ссылаясь на концепцию Л. С. Выготского, главным процессом, определяющим формирование и использование знаний об окружающим мире, является обобщение. Главным развивающим элементом речевой деятельности от «не-язык» к языку является знак. Языковой знак, по мнению Л. С. Выготского, – это единство обобщения и общения, коммуникации и мышления [1].

Исследования детской речи позволили А. М. Шахнаровичу отметить, что смыслоразличительный компонент значения слова развивается постепенно и тесно связан с познавательным опытом, который ребенок усваивает в процессе практической деятельности и при общении со взрослыми [5].

Развитие познавательной деятельности для развития мышления и реализация этого компонента позволяет ребенку в полной мере включатся в социальную среду и взаимодействовать с ней. Одной из категории детей, которые испытывают трудности при социализации, можно рассматривать детей с тяжелыми нарушениями речи, у которых недостаточность смыслоразличительного компонента значения слова [6].

Нарушение смыслоразличительного компонента значения слова у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем у детей в норме. У детей с общим недоразвитием речи выявлена ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Бедный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной. Речевые трудности сопровождают детей с общим недоразвитием речи на протяжении всего дошкольного детства, что свидетельствует о необходимости проведения логопедической работы по формированию смыслоразличительного компонента значения слова у детей [4].

Выбор методов коррекционного воздействия опирается на представление о нарушении речи как о системных нарушениях, так как речевая деятельность – это сложное функциональное единство. При разработке различных методов по формированию словаря особое внимание уделяется значению слов, предметов или явлений окружающей действительности на основе наглядности.

А. А. Павлова анализируя диагностические методики и подходы разных авторов, отмечала их особенности [3].

Методика понимания на слух отражена в рекомендациях С. Д. Забрамной и используется в логопедии, так как при наличии первичных фонетических дефектов вторично может страдать смысловое восприятие речи. Всестороннее исследование понимания позволяет, по мнению А. А. Павловой, создать целостную картину дефекта и выбрать адекватные способы коррекции [3].

Г. В. Чиркина, как отмечала А. А. Павлова, приводит систему приемов, с помощью которых возможно наиболее полно проводить диагностику понимания речи. Эти задания позволяют выявить у детей недостаточность номинативной стороны слова [3].

Лексическое наполнение языка дошкольника исследовала Г. Р. Канецян в отношении частотности употребляемых в активном словаре ребенка слов. Понимание смысла слова и частота его употребления находятся в прямо пропорциональной зависимости, поэтому употребление в ходе выполнения заданий слов средней и низкой частоты может служить показателем уровня развития речи и мышления ребенка [3].

Наиболее полной можно считать схему обследования Л. Ф. Спировой и А. В. Ястребовой по обследованию словарного состава языка [3].

Для проведения обследования с целью выявить нарушения смыслоразличительного компонента значения слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, была подобрана система заданий, позволяющих выявить нарушения в формировании смыслоразличительного компонента значения слова у детей дошкольного возраста, были учтены этапы становления смыслоразличительного компонента языковой способности ребенка. Методика включала следующие задания:

  1. Обследование у детей объема пассивного и активного словаря детей с общим недоразвитием речи.
  2. Обследование семантических словарных полей, направленных на обследование уровня лексических парадигм.
  3. Обследование сформированности механизмов функционирования синтагматических связей. Предоставляются задания на исследование вербальных ассоциаций.

Проведенное диагностическое исследование по выявлению нарушений смыслоразличительного компонента значения слова у детей с общим недоразвитием речи позволяет выявить, что у детей недостаточно развит активный и пассивный словарь, недостаточно сформированы парадигматические и синтагматические связи слов, а также нарушено употребление вербальных ассоциаций. Особые трудности вызывает актуализация предикативного словаря, называние прилагательных. Также в словаре глаголов у детей с общим недоразвитием речи в большей мере, преобладают слова, обозначающие его ежедневные действия. Значительные трудности дети испытывают при усвоении слов обобщенного характера.

На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают серьезные затруднения в формировании смыслоразличительного компонента значения слова. Детям с общим недоразвитием речи свойственны недостатки семантического компонента речи, которые обнаруживают себя в сфере как смыслового понимания, так и его лексико-грамматического оформления, что подтверждает необходимость осуществления специально организованной логопедической работы по формированию смыслоразличительного компонента значения слова у дошкольников.

Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений смыслоразличительного компонента значения слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должна осуществляться в несколько этапов:

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса;
  • развитие парадигматических и синтагматических связей слова;
  • расширение смыслоразличительного компонента значения слова.

Важным направлением работы по преодолению нарушений смыслоразличительного компонента значения слова является ознакомление детей с общим недоразвитием речи со способами словообразования, так как в процессе словообразования формируется восприятие и различение значимых частей слова, наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу.

Коррекционно-логопедическую работу по преодолению нарушений смыслоразличительного компонента значения слова и обогащению словаря нельзя вести исключительно в направлении накопления слов, необходимо обучить детей с общим недоразвитием речи отбирать и группировать слова по морфологическим и лексико-семантическим признакам.

При знакомстве ребенка с новым словом в контексте, на основе которого он осознает значение и функцию данного слова, после уточнения значения слова ребенку необходимо показать на конкретных примерах, с какими словами может сочетаться в речи новое слово.

При выборе приемов по уточнению значения слов ребенком с общим недоразвитием речи следует исходить из уровня речевого развития детей. А также в преодолении данного нарушения у детей с общим недоразвитием речи, немаловажную роль играет использование наглядных примеров, дидактического материала. Но при объяснении значений слов, имеющих отвлеченное значение, применяются словесные и логические средства [2].

Коррекционно-логопедическую работу по преодолению нарушений смыслоразличительного компонента значения слова у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста необходимо проводить с осторожностью и помнить, что при подстановке синонимов для объяснения значений слов, ребенок с общим недоразвитием речи может не разобраться в значении синонимом и выполнить задание с ошибками. Плодотворную работу даст одновременное использование синонимом и антонимов, так как это поможет раскрыть детям семантическую структуру слов.

Таким образом, сделать вывод о том, что формирование смыслоразличительного компонента значения слова у детей дошкольного возраста в процессе онтогенеза всегда подчиняется определенной закономерности, при этом развитие значения слова в онтогенезе тесно связано с развитием представлений ребенка и с его познавательным развитием. При нормальном речевом развитии ребенок овладевает не только значением слов, но и системными связями между словами. Процесс овладения этими системными связями очень важен для формирования высокого уровня смыслоразличительного компонента значения слова ребенка, так как вся лексическая система языка представляет собой не просто совокупность всех слов родного языка, а сложную систему, в которой слова находятся в определенных системных отношениях. Поэтому, чем выше у ребенка уровень овладения системными связями между словами, тем выше у него будет уровень развития смыслоразличительного компонента языка, что обеспечит ему более успешную социализацию и точное взаимодействие с социальной сферой.


Список литературы

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь /Л. С. Выготский. – СПб: Питер, 2016. – 431 с.
2. Малолеткина, Н. П., Шорохова М. В. К вопросу изучения особенностей семантической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи и ее формирования в рамках инклюзивного образования // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. мат. III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Орехово-Зуево, 2018. С. 86-90.
3. Павлова, А. А. Проблемы диагностики речевого развития //Психолингвистические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языков. – М.: Наука, 1987. – 74 с.
4. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии. ФГОС / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
5. Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) /А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. – М.: Наука, 1990. – 168 с.
6. Шпехт, М. В., Ковригина Л. В. Об аспектах проблемы осознания словесного состава речи детьми дошкольного возраста // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: сб. науч. тр.: в 2 кн. – Новосибирск, 2007. С. 139-149.

Расскажите о нас своим друзьям: