Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 821.221.18

Дата публикации 31.10.2019

Просветительская деятельность Коста Хетагурова

Валиева Татьяна Иосифовна
к. филол. н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, valieva-57@inbox.ru

Аннотация: Статья исследует просветительскую деятельность основоположника осетинского языка и литературы, поэта, публициста, художника К. Л. Хетагурова. Основное содержание исследования составляет анализ его очерков в сфере образования и просвещения. В работе представлен анализ научно-педагогического подхода К. Л. Хетагурова к вопросам образования и воспитания; рассмотрены и проанализированы представленные в очерках Хетагурова школьные проблемы; обобщены взгляды писателя на образование для детей гор, отвечающее духу времени. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу, что поэт внес большой вклад в культуру и просвещение в Осетии.
Ключевые слова: очерки, просветительская деятельность, учебные заведения, народное образование, культурно-просветительские мероприятия, церковно-приходские школы, женское образование, национальные кадры, горская интеллигенция

Educational activities of Kosta Khetagurov

Valieva Tatyana Iosifovna
candidate of philological Sciences. D., associate Professor of the Department of primary and preschool education, North Ossetian state University. K. L. Khetagurova, valieva-57@inbox.ru

Abstract: The article explores the educational activities of the founder of the Ossetian language and literature, poet, publicist, artist K. L. Khetagurov. The main content of the study is the analysis of his essays in the field of education and enlightenment. The paper presents the analysis of the scientific and pedagogical approach of K. L. Khetagurov to the issues of education and upbringing; considers and analyzes the school problems presented in Khetagurov's essays; summarizes the writer's views on education for children of the mountains that meets the spirit of the time. Based on the analysis, the author comes to the conclusion that the poet made a great contribution to the culture and education in Ossetia.
Keywords: essays, educational activities, educational institutions, public education, cultural and educational activities, parochial schools, women's education, national cadres, mountain intelligentsia

Творчество Коста Левановича Хетагурова, основоположника осетинского языка и литературы, хорошо известно читателю. Давая оценку его творчеству, А. Фадеев писал: «Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и художником, и публицистом и общественным деятелем» [9, с. 16]. Литературная и общественная деятельность К. Хетагурова неразрывно связана, прежде всего, с жизнью осетинского народа. Исторические судьбы, социально-экономическое положение и стремления его он отразил в своем многогранном творчестве.

В дореволюционной Осетии было немало прогрессивных деятелей культуры и просвещения. Но Хетагурова по праву называют светочем своего народа. Не случайно видный общественный деятель и писатель Г. Цаголов в стихотворении, посвященном памяти поэта, писал:

Как страстно ты хотел, чтоб солнце возрождения

Взошло в краю родном, чтоб мрак исчез скорей,

Чтоб было сметено ярмо порабощенья

И пылью сметена вся накипь черных дней.

О творчестве Коста Хетагурова написано много работ. Среди них исследования Н. Г. Джусоева, Г. И. Кравченко, З.М. Салагаевой, В. Цаллагова и других. Однако изучение разностороннего творчества поэта полностью не исчерпано.

Актуальность работы обусловлена тем, что на данном этапе развития осетинской литературы особую остроту приобретает исследование просветительской деятельности Коста Левановича Хетагурова, оценка его творчества с современных позиций.

Научная новизна исследования: определение основных направлений просветительской деятельности К. Хетагурова, его вклада в развитие народного образования и просветительства в Осетии.

Целью исследования является анализ просветительской деятельности поэта. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач: изучение вклада К. Хетагурова в развитие культуры и просвещения в Северной Осетии; рассмотрение практической значимости научно-творческого наследия его в учебно-воспитательном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения работы могут служить базой при разработке тематики дипломных и курсовых работ, лекций и спецкурсов по осетинской литературе в средних специальных и высших учебных заведениях.

Публицистика К. Хетагурова охватывает основные вопросы общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни осетин и других народов Северного Кавказа. Он смело выступал против колониального режима царизма на Северном Кавказе, защищал интересы народа. Особенно близко принимал к сердцу дело просвещения горцев, мечтал о приобщении своего народа к общегосударственному организму России, к высокой культуре русского народа. Воспитавшись и сформировавшись на идеях русской культуры, Хетагуров своей культурно-просветительской деятельностью способствовал сближению осетинского народа с русским. По мнению поэта, зарождение и развитие в Осетии письменности и просвещения стали возможны только благодаря влиянию прогрессивной русской культуры. [6, с. 129].

Вернувшись в Осетию после учебы в Петербургской академии художеств, Коста Хетагуров участвует в различных общественно-культурных и просветительских мероприятиях, сближается с лучшей частью владикавказской интеллигенции и находит в ее среде немало хороших и преданных друзей. Публицист М. З.Кипиани, учитель В. Гизер, художник и журналист А. Г. Бабич, врач М. Далгат, священник А. И. Цаликов и другие достойно оценивают незаурядную одаренность поэта, тепло принимают его в своей среде. Их неутомимая общественно-культурная деятельность импонировала Хетагурову. Общение с ними способствовало расширению его связей с кавказской общественностью, помогало ему лучше разбираться в обстановке на Кавказе. [1, с. 203].

Как просветитель, К. Хетагуров хорошо понимал, какую объективную пользу может принести пропаганда передовых идей культуры великого русского народа для прогрессивного развития своего народа. Поэтому он ориентировал горцев и горскую интеллигенцию на более близкое общение с лучшими людьми русского общества. К числу их он относил и тех друзей, с которыми ему приходилось общаться в годы учения или в процессе многогранной творческой деятельности: В. И. Смирнов, Я. М. Неверов, В. Ф. Миллер и др. Горячей поборницей просвещения народа была учительница Варвара Григорьевна Шредерс, близкий друг поэта, основавшая во Владикавказе публичную библиотеку, воскресную школу. Поэт с глубоким одобрением относился к ее деятельности.

В ряде стихотворений Хетагуров выражает свою особую признательность представителям русской интеллигенции за их прогрессивную просветительскую деятельность среди горцев. Вот что писал он о попечителе Кавказского учебного округа Я. М. Неверове в стихотворении «Памяти Я. М. Неверова»:

… Он нас повел дорогою иной.

Я знал его, я помню эти годы,

Когда он жил для родины моей…

С 80-х годов 19 века до начала 20 века К. Хетагуров развернул активную просветительскую деятельность среди горцев, откликался на многие события в культурной жизни народов Северного Кавказа. Вопросам просвещения он посвятил значительную часть своих очерков: «Развитие школ в Осетии», Церковно-приходские школы в Осетии», «Тартарен», «Владикавказские письма», «Маленькая история» и другие. «Когда читаешь многочисленные статьи и очерки Хетагурова, то нельзя не удивляться тому, как хорошо он был осведомлен в делах просвещения. Из его работ мы узнаем, что он не ограничивался лишь публичными выступлениями в печати по школьным вопросам, но и предпринимал возможные практические шаги для их улучшения» [7, с. 55].

В своей просветительской деятельности Хетагуров особое внимание обращал на такие учебные заведения, которые могли бы способствовать духовному развитию народа. Поэтому программные идеи русских просветителей в осетинской действительности претворял творчески, с учетом местных особенностей. Подобно другим представителям передовой интеллигенции России, он первым в Осетии выступил за формирование и развитие в школах гармонично развитой личности ученика. Именно поэтому был инициатором создания ряда кружков и классов по спорту и живописи для детей и взрослого населения города Владикавказа. Он же был один из организаторов различного рода спектаклей и литературно-музыкальных вечеров в городах Северного Кавказа в пользу воскресных школ.

Коста Хетагуров участвовал во всех значительных культурно-просветительских мероприятиях интеллигентов – энтузиастов Владикавказа и Ставрополя, выступал с лекциями, выставлял свои картины, содействовал организации библиотек и воскресных школ. На литературных вечерах выступал с чтением собственных произведений и произведений классиков русской литературы. В Ставрополе он был одним из семи распорядителей музыкально-литературных концертов местного просветительского общества. Принимал участие в любительских спектаклях, выступал как актер и декламатор, писал декорации к спектаклям. Так, например, 1890 году во Владикавказе по его инициативе состоялся литературно-музыкальный вечер по произведениям Н. Островского и А. Чехова. Поэт еще не без чувства прочел одно из лучших стихотворений Н. Некрасова «Железная дорога». Все это вызвало у зрителей неудержимый задушевный восторг [3, с. 96].

Как просветитель, К. Хетагуров вел смелую борьбу с антинародной просветительской политикой, проводимой царизмом и его администрацией на Кавказе. Они считали, что учебные заведения оказывали на горцев «тлетворное» влияние, поэтому всячески препятствовали делу просвещения горцев. В своей сатирической поэме «Кому живется весело» поэт показывает начальника Терской области генерала Каханова как душителя просвещения:

… И начал ты, любезнейший,

Под разными предлогами

С народным просвещением

Позорную борьбу.

Каханов и его соратники препятствовали развитию народной школы в Осетии, поощряли только те учебные заведения, которые воспитывали в народе религиозно-монархические чувства. Хетагуров в своей статье «Неурядицы Северного Кавказа» указывал на слабо развитую школьную сеть, критиковал чиновников, разоблачал их в присвоении народных средств. Отвергая несправедливые обвинения царских чиновников в том, что, якобы, горцы отрицательно относятся к просвещению, он пишет: «Много ли сделала администрация Терской области в смысле просвещения туземного населения, в смысле приведения его к началам гуманности, приобщения к общечеловеческой культуре и улучшения его экономического благосостояния?.. Так немного, что меньше уже нельзя! Нам известны случаи, когда администрация не разрешала интеллигентным туземцам открыть, даже на свои средства, частные школы в аулах… Она прилагала все старания, чтобы отнять у туземцев всякую возможность научиться чему-нибудь…» [8, с. 183].

По мнению Коста Хетагурова, лучшее положение школ было в Осетии, по сравнению с другими национальными округами. Он это связывал благодаря деятельности «Общества восстановления православия на Кавказе», которое преследовало только цели духовного воздействия на горцев. Наиболее распространенным типом школ в осетинских селах были церковно-приходские школы с очень плохой учебно-материальной базой. Они не пользовались популярностью среди народа и интеллигенции. В своей статье «Церковно-приходские школы» указывал, что работе церковно-приходских школ есть много недостатков: тяжелое положение учителей; ужасное состояние школьных зданий; преподавание детям, не умеющим читать и говорить по-русски, славянского языка и т. д. [8, с. 144].

Однако Хетагуров и передовые люди Осетии хорошо понимали, что в условиях нехватки учебных заведений приходские школы могли принести объективную пользу в распространении грамотности среди населения. Он не требовал их ликвидации, а стоял за преобразование церковных школ в школы светского характера. Коста Хетагуров призывал создания широкой сети народных школ с ведением в них обучения на родном языке детей каждой городской национальности. Тем самым выражал настроения и чаяния широких слоев трудящихся и передового горского учительства.

К. Хетагуров никогда не питал надежд на деятельность администрации, поэтому обращался к учителям, просил находить общий язык с местным населением в интересах развития школьного дела. Говоря о нуждах школ в Осетии, он писал: «Об этом надо подумать местному епархиальному начальству, училищному совету, съезду учителей и самому населению. Только общими силами этих учреждений вопрос о правильной постановке школьного дела в горной Осетии может разрешаться в самом благоприятном смысле» [8, с. 188].

В своей борьбе за народную школу и просвещение своего народа он не был одинок. Его старания находили активную поддержку со стороны осетинских учителей и передовой интеллигенции. Несмотря на то, что администрация Терской области не разрешала открывать даже на свои средства частные школы, народ сам проявлял инициативу, собирал средства и открывал школы. В 90-х годах начальные школы были открыты в Беслане, Карджине, Зилга, Заманкуле.

Хетагуров хотел видеть свой народ просвещенным и не ограничивался заботой только о начальных и средних учебных заведениях. Он выступал за необходимость для горцев технических знаний, за открытие на Кавказе высших технических учебных заведений. В статье «Накануне» обосновывает предложение об открытии на Кавказе высшего технического заведения, а также за создание в крае политехнического института с сельскохозяйственным и горным отделениями. Такой институт, «вооруженный всеми средствами для правильной научной постановки соответствующих опытов в сфере сельскохозяйственной, обрабатывающей и горнозаводской промышленности, вдохнул бы новую жизнь во всю промышленную деятельность края» [8, с. 68].

Повышенный интерес проявлял Хетагуров к проблеме женского образования, вопросам которого он посвятил статьи: «Маленькая история», «Развитие школ в Осетии», «Неурядицы Северного Кавказа». Особое внимание он уделял Осетинской женской школе. Существовавшая во Владикавказе с 1862 года первая осетинская женская школа была единственным учебным заведением для девочек-горянок, в которой обучение на протяжении ряда лет велось беспрерывно. Будучи в 1866 году преобразованной в школу с пансионом и названной тогда же Ольгинской, эта школа давала образование в объеме прогимназии. Почти за тридцать лет здесь получили образование сотни осетинок, многие из которых стали народными учителями и выполняли большую просветительскую работу в Осетии.

В статье «Развитие школ в Осетии» он требовал проведения в Осетинской женской школе преобразований в соответствии с требованиями времени, о расширении программы, только тогда она окажет неоценимую услугу целому краю. Отмечая ее заслуги, называя ее лучшим учреждением просветительской деятельности, Хетагуров писал: «Во все время своего существования школа пользовалась необыкновенной любовью и доверием осетин. Она не могла вместить всех желающих поступить в нее. Симпатии местного общества были всегда на ее стороне. Она была, безусловно, лучшим учреждением просветительской деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе… она насаждала в отдаленных уголках горной Осетии неувядаемые зародыши просвещения, давала неутомимых тружениц для сельских школ» [8, с.128]. Окончившие школу осетинки возвращались в родные аулы, внося свет и знания. Многие из них открывали частные школы или давали частные уроки.

Но в 1891 году, в самый разгар учебного года, приехавшая из Тбилиси комиссия прекратила существование школы. Закрывая школу во Владикавказе, власти имели в виду прекратить приобщение осетинских девочек к передовой культуре. На закрытие школы передовая общественность восприняла с возмущением, прогрессивная осетинская интеллигенция совместно с владикавказской интеллигенцией других национальностей вступила в борьбу за отмену распоряжения властей. Вдохновителем этой борьбы стал Коста Хетагуров, школа была сохранена. «Эпизод борьбы за сохранение Осетинской женской школы характеризует поэта не только как борца за просвещение осетинского народа, но и как страстного поборника просвещения всех народов Кавказа» [4, с. 65].

Освещая историю развития школ в Осетии, Хетагуров отмечал крайнюю малочисленность существовавших школ, плохую постановку учебной и воспитательной работы в них, отсутствие учебных пособий, тяжелое материальное положение сельских учителей, которым приходилось жить на нищенское жалованье и ютиться в неприспособленных к школьным занятиям зданиях. Он одним из первых выступил за подготовку квалифицированных национальных кадров для школ и обеспечение учителям хорошего заработка.

К. Хетагуров не ограничивался критикой существовавшего положения, он из всех сил старался отстаивать учебные заведения, когда пытались их закрывать, бороться за открытие новых школ и просветительских учреждений, влиять на постановку учебно-воспитательной работы в них, способствовать созданию хороших учебников на родном языке. Он сам является автором первой книги осетинской детской литературы «Мой подарок осетинским детям». Создавая эту книгу, он обратился к знаменитому «Родному слову» К. Ушинского. Выбрал оттуда стихи «Два ворона» А. С. Пушкина, «Летний дождь» А. Н. Майкова, «Петушок», «Пойманную птичку» А. Порецкого и перевел их. Затем написал десять оригинальных произведений для детей и создал из них книгу для чтения на осетинском языке.

Некоторые стихи содержат заветы детям, чтобы они боялись труда, стремились к знаниям и пробивали себе дорогу к достойной человека жизни. В других стихотворениях есть незаметные, но явные намеки на несправедливость существующего порядка вещей. В ряде стихотворений поэт знакомит детей не только с чудесными картинами горской природы, но и с тяжелой жизнью горца, с его вековечным единоборством с суровой природой. Так поэт стремился дать детям неприкрашенное представление о жизни народа, чтобы они выросли с трезвым взглядом на жизнь, бодрыми и сознательными тружениками, с неистребимым желанием свободы и просвещения [2, с. 98].

Коста Хетагуров требовал осуществления принципов связи обучения с жизнью и научности в преподавании. В этой связи значительный интерес представляет собой его отзыв на «Учебник географии России» М. Мостовского. Поэт не раз критиковал реакционных журналистов, публиковавших неверные сведения о характере горцев и природе Кавказа. Примечательны в этом плане статьи его «Тартарен», «Владикавказские письма», «Учебник географии России» и др. Рецензируя «Учебник географии России» Михаила Мостовского, Хетагуров отметил целый ряд нелепых, невероятных по своей безграмотности заключений о географии и климате Кавказа, об этнографии горцев. Все это преподносилось читателю под видом общепринятых научных истин. Лженаучные измышления искажали представления учащихся о Кавказе и народах, населяющих его [5, с. 95].

Хетагуров был страстным приверженцем развития всех наук. Его самое заветное желание - видеть «победы наук», торжество передовых просветительских мыслей. К этому он звал молодое поколение в своем стихотворении:

… Чтите науки, любите искусства,

Без малодушья беритесь за труд –

Дети! – тогда благородные чувства

В вас плодородную почву найдут.

Многие просветительские публицистические произведения К. Хетагурова не утратили своего значения до сих пор. Владимир Цаллагов, занимавший изучением публицистики поэта, писал: «Глубокая познавательная роль его статей, их историзм, широта политического охвата… - все эти качества делают публицистику Хетагурова настолько исторически-весомой и содержательной, что она до сих пор не утратила своего значения» [10, с. 127].

Просветительские идеи и публичные выступления Хетагурова оказали большое влияние не только на народ, но и на формирование мировоззрения передовой горской интеллигенции. Появилось много последователей поэта, ставшими сторонниками народной школы, выразителями дум и настроения своего народа, просветителями общества (Г. Дзасохов, Ц. Амбалов, Х. Уруймагов, М. Гарданов и многие другие). Передовые представители этого первого поколения сделали многое в благородном деле приобщения своего народа к русской культуре, к началам светских знаний, к культурному, просветительскому движению.

Таким образом, просветительская деятельность К. Хетагурова была направлена на решение актуальных проблем культуры и просвещения. Он был сторонником демократизации системы образования, боролся за открытие новых школ и просветительских учреждений, выступал за реорганизацию церковных школ в светские, содействовал организации библиотек и воскресных школ, призывал за обучение на родном языке. Хетагуров выступал за создание хороших учебников на осетинском языке, за подготовку квалифицированных национальных кадров для школ и обеспечение учителям хорошего заработка. Просветительские идеи и публичные выступления Хетагурова представляет большой интерес современной общеобразовательной школе как средство всестороннего воспитания личности.


Список литературы

. Джикаев Ш. Ф. История осетинской литературы. Владикавказ: Ир, 2002. 461 с.
2. Джусойты Н. Г. История осетинской литературы. В 2-х ч. Тбилиси: Мецниереба, 1980. Кн. 2. 270 с.
3. Джусойты Н. Г. История осетинской литературы. Цхинвал: Республика, 2016. 611 с.
4. Кравченко Г. И. Коста Хетагуров. Орджоникидзе: Ир, 1983. 207с.
5. Тотоев М. С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1972. 109 с.
6. Фидарова Р. Я. Художественная культура осетинского народа. М., 2010. 453с.
7. Хатаев Е. Е. Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Вып. 2. Владикавказ: СОГУ, 1994. 342 с.
8. Хетагуров К. Л. Полн. собр. соч.: в 5-х т. Владикавказ: РИПП имени В. А. Гассиева, 2010. Т. 4. 508 с.
9. Хетагуров К. Л. Сборник статей. Орджоникидзе: Ир, 1971. 279 с.
10. Цаллагов В. Н. Публицистика Коста Хетагурова. Орджоникидзе: Ир, 1983. 298 с.

Расскажите о нас своим друзьям: