Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №8 (25) Август, 2018

УДК 159.9

Дата публикации 20.08.2018

Личностные особенности людей, склонных к суицидальному поведению

Барсуков Александр Валерьевич
канд.психол. н., доцент кафедры общей и социальной психологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород, alexbars80@rambler.ru
Бурова Екатерина Алексеевна
психолог кафедры общей и социальной психологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород, ekaterinaburova1@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема суицидального поведения личности. В настоящее время эта проблема является актуальной для психологических исследований. Авторами рассматриваются личностные особенности лиц, склонных к суицидальному поведению. Особое внимание уделено роли семьи в формировании суицидального поведения. Приводится характерные особенности семей, которые могут оказывать влияние на формирование суицидального поведения. Данная статья также дополняется рассмотрением адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий и их соотношением с суицидальным поведением личности. В статье обращается внимание на то, что лица склонные к суицидальному поведению, реже используют адаптивные копинг-стратегии, чем неадаптивные.
Ключевые слова: Суицидальное поведение, личностные особенности, склонность к суициду, копинг-стратегии

Personal features of the people inclined to suicide behavior

Barsukov Alexander Valeryevich
Cand.Sci.(Psychology.), associate professor of the Department of General and social psychology, N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod – National Research University, Russia, Nizhny Novgorod
Burova Ekaterina Alekseevna
psychologist of the Department of General and social psychology, N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod – National Research University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: This article deals with the problem of suicidal behavior of the individual. Currently, this problem is relevant for psychological research. The authors consider the personal characteristics of persons prone to suicidal behavior. Special attention is paid to the role of the family in the formation of suicidal behavior. The characteristic features of families that can influence the formation of suicidal behavior are given. This article is also supplemented by the consideration of adaptive and non-adaptive coping strategies and their relationship with suicidal behavior. The article draws attention to the fact that persons prone to suicidal behavior, less likely to use adaptive coping strategies than non-adaptive.
Keywords: Suicidal behavior, personality features, suicidal ideation, coping strategies


Суицидальное поведение личности является одной из острых проблем современного общества и служит своеобразным индикатором общественного здоровья и социального благополучия. Суициды занимают ведущее место среди смертности трудоспособного населения и сохраняют тенденцию к росту в ряде государств мира, в том числе и в Российской Федерации (У.И. Градскова, 2015). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно около 1 млн. человек совершают суициды, а по прогнозам к 2020 г. в результате суицида будут погибать 1,5 млн. человек. В экономически развитых странах уровень суицида имеет более высокий показатель по сравнению с развивающимися странами, а в периоды мировых войн и эпидемий существует тенденция к резкому снижению суицидального поведения [4]. Согласно социологической теории Э. Дюркгейма, повышение материальной обеспеченности ведет к большей индивидуализации человека, а глобальные катаклизмы и войны являются причиной сплочения населения. Личность, ориентированная на высшие ценности человеческой жизни (милосердие, добро, взаимовыручка, взаимопомощь и др.) имеет цель жизни, как следствие исключается чувство одиночества, тревожности, отрешенности и возникают духовные силы на борьбу с жизненными обстоятельствами.

С.С. Сурнина и У.Х. Гаджиева рассматривают вопросы динамики развития суицидального поведения в связи с духовным, морально-этическим состоянием личности и нравственными социальными установками [7]. При разрушении либо переосмыслении у человека системы ценностей, а также при разочаровании в материальном мире, у человека может развиваться суицидальное поведение.

Традиционно в психологии индивидуально — личностные свойства разделяются на врожденные и приобретенные. Условно врожденными чертами суицидентов можно назвать наличие депрессивного склада характера и склонности к импульсивным реакциям [3]. При этом мы полагаем, что без социального воздействия формирование предрасполагающих к суициду черт неосуществимо. В связи с этим семья суицидента анализируется как наиболее значимый фактор социализации личности.

Ряд отечественных ученых, исследовавших проблему суицида, одним из главных факторов суицидального поведения называют неблагоприятную семейную обстановку [2]: ситуацию длительного конфликта в семье или развод родителей, утрату значимой привязанности (смерть родителя), отсутствие в семье «значимого взрослого» и др.

Было проведено исследование взаимосвязи суицидальной активности подростков и факторов семейного воспитания [5]. Авторы утверждают, что на суицидальное поведение подростков влияют как индивидуально-психологические особенности личности, так и тип воспитания ребенка в семье. При положительном отношении семьи у ребенка могут формироваться психологические механизмы защиты и паттерны поведения, позволяющие ему адекватно реагировать на возникающие стрессовые ситуации и снижать негативный эмоциональный фон. Невнимание, недостаточно серьезное отношение к своему ребенку, его проблемам и переживаниям могут стать факторами, увеличивающими вероятность попыток суицида в подростковом возрасте.

Большинство исследователей суицидов акцентируют внимание на наличие в семьях суицидентов завершенных или незавершенных актов суицида. В данных семьях последующие суициды встречаются значимо чаще. Исследования семей суицидентов свидетельствуют о наличии следующих воспитательных дисфункций: низкий уровень родительского тепла (отвержение ребенка), неразвитость коммуникативных функций семьи и семейной поддержки, высокий уровень насилия и травматического опыта в детстве, конфликтной обстановки в целом [1, 2, 5]. Пытавшиеся покончить с собой описывают семью как отличающуюся низкой сплоченностью, меньшей поддержкой и худшей адаптивностью к изменениям. Проговаривая свои переживания матери, ребенок чувствует принятие и защиту от родителя, за счет чего происходит разрядка травматического опыта. Условием откровенности ребенка должно быть принятие родителей и их последовательность. Если данный механизм не работает, происходит накопление травматического опыта при неразвитости копинг-стратегий поведения и зрелых механизмов защиты.

А.С. Орешкина исследовала копинг-стратегии у суицидентов в сравнении с условно здоровыми испытуемыми. Автор утверждает, что в группе с условно здоровыми испытуемыми значимо выражены такое копинг-поведение как планирование решений, поиск социальной поддержки, позитивная переоценка жизненной ситуации. Для группы суицидентов значимо выражено такое копинг-поведение, как бегство-избегание при использовании которого проблемная ситуация не разрешается. Так же автор констатирует наличие субъективного ощущения одиночества у суицидентов по сравнению с группой нормы [6].

Абрамова Н. М. отмечает, что суициденты статистически достоверно реже используют адаптивные стратегии совладания «проблемный анализ», «оптимизм», «сотрудничество» [1]. В то же время они чаще используют дезадаптивные копинг-стратегии «агрессивность», «игнорирование», «растерянность», «активное избегание». Формирование дезадаптивных копинг-стратегий связано с внутренними конфликтными структурами самоотношения: «внутренняя конфликтность», «самообвинение», «самоуничижение». Автор констатирует у суицидентов наличие компенсаторных аспектов самоотношения в виде самопринятия, аутосимпатии, самоуважения.

Таким образом, для профилактики суицидального поведения необходимо обращать внимание на личностные особенности людей, которые могут характеризовать склонность к суицидальному поведению. Также, использование адаптивных копинг-стратегий может являться средством преодоления суицидального поведения.


Список литературы

1. Абрамова Н.М. Личностные и этнокультурные особенности лиц, совершивших суицидные попытки путем отравления: автореф. дис. ... канд. медиц. наук.: - С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева. - Санкт-Петербург, 2005. - 22 с.
2. Антонова А. А., Бачило Е. В., Барыльник Ю. Б. Факторы риска развития суицидального поведения // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. № 2. Т. 8. С. 403–409
3. Винер Ч. Кериг. П. Психопатология развития детского и подросткового возраста.. - Санкт-Петербур : прайм-ЕВРОЗНАК ; 2004. - 384 с.
4. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд/ Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова.- М.:Мысль,1994.-399 с
5. Минуллина А.Ф., Сарбаева О.Ю. Взаимосвязь факторов семейного воспитания и суицидальной активности подростков // ПМ. 2015. №5 (90).
6. Орешкина А.С. Особенности копинг-поведения суицидальной личности // Социальная и клиническая психиатрия. - 2017. - Том 27, Вып. 3. - С. 43-48.
7. Сурнина С.С., Гаджиева У.Х. Концепция духовно-нравственных характеристик личности и их роль в формировании суицидальных намерений // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 5, Issue 2, 2015, pp. 101-102.

Расскажите о нас своим друзьям: