Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №8 (25) Август, 2018

УДК 159.9.072

Дата публикации 28.08.2018

Восприятие младшим школьником семьи с различной психологической компетентностью родителей

Холодкова Ольга Геннадьевна
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул, holodkova.fnk@mail.ru

Аннотация: В статье раскрывается актуальность проблемы повышения ответственности родителей за воспитание и развитие детей. Дается определение понятию «психологическая компетентность родителей». В статье анализируются результаты исследования особенностей восприятия младшим школьником своей семьи. В исследовании приняли участие матери, имеющие различный уровень психологической компетентности, которая проявляется в том или ином стиле семейного воспитания. Был использован проективный рисунок «Моя семья», визуально-вербальная методика Рене Жиля (шкала отношения ребенка к матери) и опросник Э.Г. Эйдемиллера АСВ (анализ семейного воспитания). Автор приходит к выводу о том, что гармоничный стиль воспитания матерей способствует положительному восприятию ребенком своей семьи. Обосновывается мысль о том, что для развития детско-родительских отношений необходима не только психологическая коррекция, но и специально организованная деятельность по развитию психологической компетентности родителей.
Ключевые слова: психологическая компетентность родителей, младший школьник, восприятие семьи, отношение к родителям

Perception by a junior schoolchild of family with different psychological competence of parents

Kholodkova Olga Gennadievna
PhD in Psychology, Associate professor at the Department of Psychology, Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul

Abstract: The article reveals the urgency of the problem of increasing the responsibility of parents for the upbringing and development of children. The definition of "psychological competence of parents" is given. The article analyzes the results of the study of the peculiarities of perception by a junior schoolchild of his family. The study involved mothers with different levels of psychological competence. In this study, psychological competence is studied according to one indicator - the style of family education. A projective drawing "My Family" was used, the visual-verbal technique of René Gilles (the scale of the child's relationship to the mother) and the questionnaire of E.G. Eidemiller ASV (analysis of family education). The conclusion is made that a harmonious style of upbringing promotes a positive perception of the family by the child. The author substantiates the idea that for the development of child-parent relations, it is necessary not only psychological correction, but also specially organized activities to develop the psychological competence of parents.
Keywords: psychological competence of parents, junior schoolchild, perception of family, attitude to parents

В настоящее время проблемы семейного воспитания приобрели особую актуальность. Ряд государственных документов, среди которых Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 [4],  Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [9], Концепция развития психологической службы образования в Российской Федерации на период до 2025 года [5], указывают на приоритетность создания благоприятных условий для обеспечения семейного благополучия, оказания помощи родителям в воспитании ребенка, охране и укреплении его физического и психического здоровья, утверждение ответственного родительства и повышение уровня психологической культуры и компетентности родителей.

Идея о том, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей, отражена в работах отечественных психологов: М.О. Ермихиной, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, И.М. Марковской, и др., и зарубежных исследователей: А. Адлера, К. Роджерса, В. Сатир, Ф. Райса, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юцтискиса и др. Компетентный родитель, по мнению данных ученых, -  это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель, по мнению Р.В. Овчаровой, понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться [6]. По мнению Л. С. Колмогоровой, компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок, способность на основе знания конкретно и эффективно решать психологическую задачу или проблему [3]. Проявлением родительской компетентности, по мнению М. А. Евдокимовой, является способность родителя организовать семейную социально-педагогическую среду, в которой произойдет формирование социальных навыков ребенка [2].

Среди различных характеристик компетентного родителя можно выделить позицию В. В. Селиной, которая делает акцент на личностно-деятельностном аспекте компетентности и говорит о готовности и способности принимать ребенка как ценность, наличии у родителей базовых психолого-педагогических знаний, применении ими разнообразных способов сотрудничества с ребенком в процессе деятельности, выполнении функции социализации ребенка в процессе семейного воспитания [8]. 

Именно такой подход позволяет нам предположить, что наиболее ярким показателем психологической компетентности родителей может являться стиль семейного воспитания.

Под психологической компетентностью родителей мы понимаем систему психолого-педагогических знаний, умений и навыков о развитии и воспитании ребенка, представлений о родительстве и о себе в роли родителя, а также эффективное их применение в процессе решения воспитательных задач и задач развития, возникающих в детско-родительских отношениях. Отличительной чертой психологической компетентности родителей является осуществление эффективного взаимодействия родителей с детьми, создание атмосферы доверия, положительного и позитивного эмоционального фона в отношениях. Наличие психологической компетентности позволяет родителям использовать, применять и опираться не только на знания и опыт, накопленный общественно-историческим опытом и наукой, но и признавать приоритет собственного опыта, знаний, представлений и своих родительских чувств.

Очевиден и бесспорен тот факт, что психологическая компетентность родителей – это далеко не единственный фактор благополучия семьи и дальнейшего развития ребенка. На физическое и психологическое здоровье, а также на нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее социальными заботами, бытом, семейными устоями. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи, физическое и психическое благополучие родителей. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких людей являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких способствует появлению у ребенка невротизма, тревожности. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Однако в современной научной литературе недостаточно уделено внимания самому ребенку, то есть тем факторам благополучия семьи, которые определяются самим ребенком, его особенностями, физическими и психическими, а также особенностями его восприятия. В настоящее время довольно широко описано влияние на семейную ситуацию нахождения в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья (О.И. Волкова, В.Л. Дружинин, А.Л. Захаров, М.И. Лисина, А.М. Панов, Л. Ясная и др.). Исследований же, посвященных особенностям восприятия ребенком своей семьи, ничтожно мало. Этот факт нивелирует влияние личности ребенка на семейную историю, что, по нашему мнению, является серьезной проблемой и служит источником для научного исследования.

В качестве основной идеи нашего исследования послужило положение о том, восприятие ребенком своей семьи зависит от психологической компетентности родителей, проявляющейся в поведенческом плане в виде стиля семейного воспитания. Исследование проводилось на выборке из 85 младших школьниках и их матерей, обучающихся во вторых классах сельских школ Алтайского края: 14 семей МОУ СОШ с. Подстёпное, МОУ «Зимаревская СОШ» с. Зимари, МОУ «Лобанихинская СОШ» с. Лобаниха, МБОУ «Романовская СОШ» с. Романово.

Для реализации цели исследования были использованы методики: проективный рисунок «Моя семья» [1], визуально-вербальная методика Рене Жиля (шкала отношения ребенка к матери) [7] и опросник Э.Г. Эйдемиллера АСВ (анализ семейного воспитания) [10].

Приведем результаты по каждой методике. Согласно цели исследования, анализ результатов рисунков осуществлялся нами по следующим показателям: эмоциональное напряжение и дистанция, дискомфорт, наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни восприятия ребенком семейных отношений. К высокому уровню восприятия детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень восприятия детско-родительских отношений - отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень восприятия детско-родительских отношений - наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Анализ рисунков показал, что только 13 % испытуемых воспринимают свою семью на высоком уровне. В качестве примера проанализируем рисунок Андрея Ч. Он изобразил семью  на фоне своего дома. Несмотря на то, что в изображении дома присутствует темный цвет, себя, маму и папу ребенок представил в ярких тонах. Все члены семьи держатся  за руки, у мамы в руке цветочек, у себя в руке ученик нарисовал машинку. Все это свидетельствует о сплоченности семейного коллектива, о психологическом благополучии. Мама с папой нарисованы равными по величине, что говорит об одинаковом положении, занимаемом ими в семье, оба родителя авторитетны для ребенка. Изображение себя рядом с папой указывает на привязанность к отцу, желание быть похожим на него. Части лица и тела четко прорисованы, это также говорит о положительных эмоциях, испытываемых ребенком к членам своей семьи. На лицах взрослых и ребёнка - улыбки, в позах прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что мальчику в этой семье комфортно и уютно. Из анализа рисунка Андрея Ч. можно сделать вывод о благополучии в детско-родительских отношениях.

К среднему уровню восприятия своей семьи можно отнести 56 % детей.  В качестве примера рассмотрим работу Оли Т.  На своем рисунке девочка искажает реальный состав семьи. Они живут вдвоем с мамой, но на рисунке, после долгих раздумий, последним,  она изобразила и папу. Таким образом, можно сказать, девочка воплощает свою мечту в изображении семьи, какую она бы хотела иметь. Мама более авторитетна в глазах ребенка, она изображена на первом плане, а себя и папу Оля  нарисовала немного позади, причем все находятся друг от друга на небольшом расстоянии, это свидетельствуют об их эмоциональной разобщенности. Эмоциональная разобщенность подчеркивается заполнением свободного пространства дополнительными деталями (деревья, цветы), которые разъединяют людей. Наличие солнца на рисунке говорит о том, что девочка испытывает отсутствие тепла в семье. Стоит отметить то, что на рисунке присутствуют черные штрихи, а это признак тревоги, которую испытывает девочка. Ощущение себя лишней и ненужной в своей семье передается при изображении самой себя в черном цвете. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у Оли Т. прослеживается чувство беспокойства, эмоциональное неприятие по отношению к своей семье.

К низкому уровню восприятия детско-родительских отношений можно отнести 31 % младших школьников. Рассмотрим работу Кирилла Г. Мальчик не изображает себя на рисунке, не включает себя в состав семьи, видимо это связано с конфликтом между ним и кем-то в доме, либо всей семьей. Рядом с родителями изображена тетя мальчика, а это указатель негативного восприятия семьи, следствие ощущения отверженности, ненужности в семье, поиск человека, способного удовлетворить ребенка в близких эмоциональных контактах. Тетя на рисунке выделена с помощью разнообразных цветов, в то время как некоторые части тела родителей прорисованы только простым карандашом. Одинаковое положение взрослых, которое они занимают в семье, можно увидеть по величине фигур, они все равны. Можно сделать вывод о том, что в семье нарушено детско-родительское эмоциональное общение, ребенок страдает от изоляции и одиночества. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

Анализ результатов проведения визуально-вербальной методики Рене Жиля позволил нам также выявить уровни отношения ребенка к своей семье: высокий, средний, низкий. К высокому уровню отношение к семье мы отнесли тех детей, у которых положительные ответы по шкале «Отношение к матери» приближены к ее общему количеству заданий (15-20 положительных реакций на личность матери). Показателем среднего  уровня восприятия детско-родительских отношений являются такие ответы детей, в которых только 10-14 приходится на положительное отношение к матери. Низкий уровень – большая часть показателей ниже средних, либо ребенок вообще не высказывает в своих ответах отношение к матери, то есть игнорирует фигуру матери.

Высокий уровень отношения ребенка к своей семье обнаружен у 54 % испытуемых. В качестве примера разберём  работу Насти К.  В ситуациях, где нужно обозначить себя на картинке среди нескольких человек, Настя К. изображает себя между мамой и папой. На вопрос «ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от родных. По кому бы ты тосковала сильнее всего?» ответ девочки был однозначен: «По своей любимой  семье». Максим Ч. не во всех ситуациях находится в окружении родителей, но в большинстве открытых вопросов, например  таких, как «ты сдал экзамен, кому первому расскажешь об этом?» или «тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?»  он указывает папу и маму.

К среднему уровню мы отнесли  47% детей. В большинстве вопросов открытого типа дети указывали  либо одного из родителей, либо брата или сестру, а также других родственников. По анализу картинок чувствуется некоторая разобщенность, отдаленность детей от родителей. В проблемной ситуации, в ситуации разлуки (эмоциональная привязанность), в ситуации преподнесения подарков, для младших школьников значимым членом семьи выступает мама. Это свидетельствует о том, что мама для ребенка выступает как поддержка, опора в сложных ситуациях. В ситуации проведения свободного времени, значимым членом семьи выступает брат или сестра, так как они важны как партнеры по игре, и совместной деятельности.

Например, Кирилл Г. на двух картинках изображает себя на расстоянии от мамы и папы, на двух других  картинках он рядом с мамой, лишь на одной он находится между родителями.  Дима К. в задании, где нужно разместить на рисунке несколько человек и себя, не указывает ни маму, ни папу, в то время как у всех других ребят обязательно кто-то присутствует из родителей.

Низкий показатель взаимоотношений не выявлен ни у одного ребенка.

С целью изучения типа семейного воспитания и ха­рактера его нарушений  нами был предложен для родителей (на примере матерей) опросник Э.Г. Эйдемиллера АСВ (анализ семейного воспитания).

Представление о типе семейного вос­питания основаны на следующих критериях:

1. Уровень протекции - сколько сил и времени родители уделяют воспитанию ребенка (гиперпротекция – Г+, ги­попротекция – Г- ).

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка - в ка­кой мере деятельность родителей направлена на удовлетво­рение материально-бытовых и духовных потребностей ре­бенка:

а) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) – У+;

б) игнорирование потребности ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребности ребенка) – У-;

3. Количество и качество требований к ребенку в семье, они выступают в виде обязанностей, запретов и наказа­ний (чрезмерность, недостаточность):

а) чрезмерность требований - обязанностей представляет риск психотравматизма – Т+;

б) недостаточность требований- обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу – Т-;

в) чрезмерность требований- запретов  формирует реакцию эмансипа­ции или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-­мнительной акцентуации – З +;

г) недостаточность требований- запретов сти­мулирует развитие неустойчивого типа ха­рактера – З -;

д) чрезмерность санкций – чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения – С+;

е) минимальность санкций – упование на поощрение, сомнение в результативности любых  наказаний – С-;

4. Неустойчивость стиля воспитания (резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство).

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания. Результаты исследования показали, что только у четверти испытуемых семей оказался гармоничный стиль семейного воспитания, у остальных были обнаружены следующие нарушения: гиперпротекция у 25% испытуемых родителей (на примере матерей), гипопротекция у 31 % матерей, потворствование обнаружено у 12% испытуемых, чрезмерность требований, минимальность санкций проявляют 7 % испытуемых. При анализе стилей семейного воспитания у детей с высоким уровнем восприятия семейных отношений было обнаружено, что в половине случаев это дети из семей с гармоничным стилем семейного воспитания, а в остальных случаях родители либо проявляют стремление к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка (потворствование) и уделяют чрезмерно много времени его воспитанию, либо в 25% случаях предъявляют недостаточность требований к своему ребенку.

Средний уровень восприятия детско-родительских отношений составляют достаточно разнородную группу детей, которые воспитываются матерями, использующими как гиперопеку, так и гипоопеку, как чрезмерность требований - запретов, так  и недостаточность требований - обязанностей.

Младшие школьники, проявляющие низкий уровень восприятия семьи, чаще воспитываются матерями с такими нарушениями семейного воспитания, как гипопротекция (недостаточность внимания, времени и сил на ребенка) и чрезмерность требований – обязанностей, которая представляет собой риск психотравматизма ребенка.

Таким образом, из полученных  данных можно сделать вывод о том, что в большинстве семей прослеживаются некие нарушения во взаимоотношениях детей и родителей, которые оказывают влияние на восприятие младшим школьником семьи. На наш взгляд, причинами этого является то, что: у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка; ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье); дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания; в семье - неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

Изменение данной проблемной ситуации в восприятии ребенком своей семьи и отношении к ней возможно только с помощью специально организованной деятельности, которая должна иметь комплексный характер и включать не только коррекцию детско-родительских отношений, на чем ранее в психологической практике делался главный акцент, но и повышение психологической компетентности родителей. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции может способствовать значительному улучшению детско-родительских отношений, повлиять на повышение уровня восприятия младшими школьниками своей семьи.


Список литературы

1. Бернс, Р. С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. - М.: Смысл, 2000. - С. 20 – 21.
2. Евдокимова М. А. Дефицит родительской компетентности как генетический источник личной виктимности ребенка. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием,16-18 апреля, Новосибирск: НГПУ, 2013: 267 – 270.
3. Колмогорова, Л. С. Формирование основ психологической культуры замещающих родителей / Л. С. Колмогорова, Н. В. Колпакова // Образование и общество. — 2015. — № 3. — С. 83-87.
4. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года // http://static.government.ru/media/files/41d4ffd61a02c7a4b206.pdf
5. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) // http://www.consultant.ru/
6. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006.
7. Осницкий, А. К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «фильм-теста» Рене Жиля // Вопросы психологии. - 1997. - №1. - С.55-62.
8. Селина, В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дис. … канд. пед. наук / В. В. Селина. – Великий Новгород, 2009. – 200 с.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/
10. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996. – С. 6 – 19.

Расскажите о нас своим друзьям: