Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №8 (25) Август, 2018

УДК 378.147

Дата публикации 20.08.2018

Профессиональная культура как составляющая профессиональной компетенции

Вавилова Татьяна Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, tatyanavavilov@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной компетенции будущего специалиста. Выделяются и описываются основные компоненты профессиональной культуры обучающегося, являющейся неотъемлемой частью формирования профессиональной компетенции выпускников ведомственных образовательных организаций МВД России. Особое внимание уделено личностно деятельностному подходу, в рамках которого меняется акцент процесса обучения: личность обучающегося перестает быть объектом формирования, а становится субъектом деятельности. Дается обобщенная характеристика личностно ориентированным технологиям обучения, учитывающим индивидуальные особенности каждого курсанта. Представлена информация о мотивационной структуре образовательных потребностей обучающихся. Автором предложены способы формирования профессиональной культуры в процессе обучения иностранному языку в нелингвистической образовательной организации.
Ключевые слова: выпускники ведомственных образовательных организаций МВД России, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, формирование профессиональной культуры, личностно ориентированные технологии, мотивация, коммуникативные навыки, технологии обучения, профессиональная компетенция

Professional culture as a component of professional competence

Vavilova Tatyana Evgenevna
Cand. Sci. (Ped.), Associate professor at the Department of Foreign Languages, Vorohezh Institute of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh

Abstract: The article deals with the actual problem of professional competence formation of the future specialist. The author focuses on main components of graduates’ professional culture, which is an integral part of the graduates professional competence formation of departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Attention to the personal activity approach is paid: the student personality becomes the subject of activity. Characteristic of personality-oriented learning technologies, taking into account the individual characteristics of each student, is given. The author draws attention to the information of the motivational structure of students educational needs. Summing up, the author offers the ways of professional culture formation in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic educational organization.
Keywords: graduates of departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, professional activity, professional training, professional culture formation, personally focused technologies, motivation, communication skills, professional competence


Профессиональная деятельность современных юристов – выпускников ведомственных образовательных организаций МВД России является многофункциональной и полисодержательной. Успешное осуществление разнообразных функций на практике требует владения необходимой специальной терминологией и понятиями, умения оперировать полученными знаниями и навыками в процессе учебной и последующей профессиональной деятельности. Результаты обучения определяются уровнем того, что обучающийся должен знать, понимать и / или быть в состоянии сделать в конце периода обучения. Они также важны для понимания уровня профессиональной подготовки как для работодателей так и для самих выпускников [6, с.37].

Поэтому в образовательных организациях МВД России осуществляется целенаправленная, четко спланированная профессиональная подготовка будущих сотрудников полиции, которая, помимо получения профессиональных знаний и приобретения умений, подразумевает развитие духовных и нравственных качеств личности курсантов, получающих юридическое образование, формирование их культуры во всех ее проявлениях – общей, профессиональной, культуры познавательной и самостоятельной активности, коммуникативной культуры и пр.

При этом уже сам учебный процесс в вузе должен способствовать организации профессиональной культуры, включающей следующие компоненты:

  1. востребованные умения – актуальные, квалифицированные знания, и навыки из профессиональной области, необходимые для реализации профессиональной деятельности;
  2. когнинивную готовность, т.е. умение на деятельностном уровне осваивать новые знания; способность к успешному поиску, освоению и использованию необходимой и полной научной информации; умение осуществлять самообразование и учить других;
  3. коммуникативную подготовленность - владение родным и иностранными языками, в том числе умение использовать понятийный аппарат и лексику базовых и смежных наук, знание деловой этики профессионального общения и пр.;
  4. креативную подготовленность, т.е. творческую способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановке и решению принципиально новых задач в профессиональной сфере [3, с.31].

Получая профессиональное образование, обучающийся одновременно участвует в нескольких взаимосвязанных процессах. Во-первых, он овладевает способами и формами ролевого взаимодействия в среде социальной коммуникации; во-вторых, он, получая знания, приобретает умения и навыки, которые необходимы для непосредственного осуществления профессиональной деятельности; и, в-третьих, в качестве дополнительного источника содержания обучения включает личную культуру познания.

Личная культура, по определению А.А. Вербицкого, – это динамично и непрерывно изменяющиеся интеллектуальные, моральные и духовные образцы поведения и деятельности обучающегося, сквозь призму которой он воспринимает смысл всей получаемой новой информации – в вузе, в процессе самообразования, в любых ситуациях [2, с.19].

Для нас представляет интерес и имеет особое значение второй из указанных процессов, результатом которого становится формирование профессиональной культуры обучающегося, которая выступает составляющей профессиональной компетенции.  

Мы определяем профессиональную культуру, являющуюся неотъемлемой частью культуры общей, как систему исторически передаваемых социальных ценностей и норм, объединяющую людей по профессиональным признакам; обеспечивающую высокий уровень профессиональной компетентности; определяющую осознание собственной самоценности в целеполагании и в деятельности [1, с.26].

Исходя из данного определения, профессиональное образование в ведомственной организации МВД России должно быть подчинено формированию у выпускников профессиональной культуры, увлеченности своей профессией, осознанию ее разноплановых возможностей как для самореализации самой личности, так и для служения общественному благу. Мы должны четко для себя понимать, что профессиональная культура будущего юриста реализуется только в действиях и поступках, в трудовой деятельности, которая выражает функциональный уровень сформированности культуры специалиста-юриста, выпускника ведомственной образовательной организации.

Естественно, что доминантой в формировании профессиональной культуры будет выступать личностно деятельностный подход, основной задачей которого выступает признание достоинств каждой личности, ее права на выбор, собственное суждение, самостоятельный поступок. Соответственно, меняются и направления процесса обучения: личность обучающегося — уже не объект формирования, а субъект деятельности. Акцент меняется с «обучения» на «изучение», т.е. ориентируется на обучающихся, в отличие от более традиционного, ориентированного на преподавателя, подхода. Обучение, направленное на обучающихся, фокусируется, в первую очередь, на отношениях между преподаванием, обучением, оценкой и измерением результатов обучения [6, с.38]. В этом контексте функция преподавателя становится схематической -  он выступает в роли эксперта своего предмета, передавая актуальные и обновленные знания курсантам. Такое сотрудничество способствует открытости между преподавателем и курсантом, пониманию различных точек зрения. Педагог становится мотиватором и создателем позитивной атмосферы в аудитории. Он выступает в качестве помощника, куратора и ресурса образовательной деятельности и в предоставлении обучающимся рекомендаций для их автономной работы, одновременно планируя контроль и оценивая результаты деятельности [7, с.105].  

И здесь особая роль в формировании профессиональной культуры отводится языковой и психологической подготовке, поскольку специфика и эффективность профессий юридического профиля во многом определяются коммуникативной культурой (в частности, способностью будущего сотрудника органов внутренних дел к пониманию, эмпатии, сочувствию).

Другими словами, актуальными становятся не только проблемы отбора содержания изучаемого материала и организации процесса усвоения знаний, но и формирования и развития познавательной творческой активности обучающихся.

Широкое распространение приобретают личностно ориентированные технологии, учитывающие индивидуальные особенности каждого курсанта. Это крайне важно для гуманистического направления в педагогике. Цели гуманитарной подготовки в ведомственной образовательной организации состоят в том, чтобы развивать у курсантов коммуникативные навыки, формировать в ходе изучения иностранного языка знания истории, культуры, законов других народов; способность к пониманию социальных, политических, экономических проблем общества; обеспечивать способы их самореализации.

Немаловажное значение при получении высшего образования имеет и мотивационная структура образовательных потребностей обучающихся. Ежегодно проводимый в институте опрос слушателей 5 курса, обучающихся по юридическим специальностям, показывает, что будущие специалисты испытывают большую потребность в получении профессионального образования и менее явно выраженную потребность в получении знаний умений и владений во внепрофессиональной сфере. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне притязаний курсантов в отношении получения ими профессионального образования.

Однако направленность на подготовку выпускника к будущей профессиональной деятельности не должна сводиться лишь к организации высокого уровня его профессиональной компетентности (квалификации, мобильности, умению). Профессиональная подготовка предусматривает также и его индивидуальную социальную подготовку, которая характеризуется познанием личностью социально-психологических и нравственно–правовых знаний, формированием у нее профессиональной культуры.

Действенность процесса обучения в значительной степени определяется обоснованным выбором технологий обучения и их практической профессиональной реализацией. Та или иная технология обучения взаимосвязана с приемлемым построением и интеграцией в учебный процесс, учитывая обеспеченность достижения дидактических целей. В качестве основных характеристик технологий обучения называют их системность, эффективность, правомерность обучения и др.

Безусловно, особенности изучаемой учебной дисциплины оказывают влияние на подбор технологий ее преподавания. Поэтому при проведении учебных занятий по иностранному языку мы использовали как традиционные технологии обучения, так и технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, поскольку владение иностранным языком рассматривается обучающимися, в первую очередь, через призму отношения к их будущей профессии. Моделирование иноязычных профессионально заданных ситуаций с использованием информационных технологий обучения осуществлялось с учетом особенностей и специфичности будущей профессиональной деятельности обучающихся, что также способствовало актуализации межпредметных связей. В первую очередь, речь идет об использовании в учебном процессе профессионально ориентированных иноязычных материалов - книг, учебников, периодических изданий, о прослушивании аудиозаписей, просмотре видеофильмов, использовании ресурсов сети Интернет и т.д. Вне всякого сомнения, данные материалы помогают интенсифицировать учебный процесс, дают возможность сделать его более насыщенным, информативным, мотивирующим, поскольку вызывают неподдельный интерес у обучающихся, дают возможность знакомиться с реальным языком и его функционированием.

Существенное внимание в алгоритме формирования профессиональной культуры курсантов уделяется изучению дискурса и приемам обучения ему на основе печатных и аудитивных профессиональных иноязычных текстов; поиску формул речевого общения, сгруппированных по коммуникативным интенциям; изучение речевого поведения коммуникантов и др. Выпускник нелингвистического вуза должен приобрести умения извлекать из различных иноязычных источников последнюю информацию, связанную с его будущей профессиональной деятельностью, что позволит повысить его профессиональную культуру и осуществлять профессиональную деятельность на надлежащем уровне. Сегодня знание иностранного языка специалистом – обязательная качественная характеристика его профессиональной компетентности [4, с.10].

Иными словами, в рамках профессионально ориентированного образования организация обучения иностранным языкам должна стремиться к:

1) формированию профессиональной культуры в рамках развития и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой и достаточной для эффективного решения профессиональных задач;

2) развитию способностей, необходимых для формирования когнитивного подхода обучающихся к овладению новыми знаниями, к последующему самообучению [5, с.64].

Такая практическая ориентированность иноязычного процесса обучения содействует повышению уровня культурной осведомленности, способствующей продуктивной межкультурной коммуникации. Указанная тенденция процесса обучения помогает сформировать личностную и профессиональную оценки ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью выпускника.  Кроме того помогает повысить когнитивную и профессиональную мотивацию к изучению иностранного языка. Данная направленность развивает профессиональную культуру, как составляющую профессиональной компетенции, поскольку она создает основу для профессиональной мобильности, увеличивает возможности профессиональной самореализации курсантов. 

Следовательно, учебная дисциплина «Иностранный язык», связанная преимущественно с формированием общекультурной компетенции обучающегося, которая предусматривает, прежде всего, способность к деловому общению, а также с развитием профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков, трансформируется в профессионально значимый компонент подготовки выпускника вуза, определяющий содержание и уровень его профессиональной компетенции.


Список литературы

1. Вавилова Т.Е. Формирование культуры познавательной деятельности курсантов в процессе обучения иностранному языку (на примере подготовки юристов в вузах МВД России): Дис. …канд. пед. наук : Елец, 2008. – 171 с.
2. Вербицкий А.А. Кросс-культурные контексты в контекстном обучении.// Высшее образование в России. – 2007. – № 4, С.16-20
3. Дорофеев А.А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования. // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С.30-33.
4. Каменская Л. С. Профессиональная направленность обучения иностранному языку в неязыковом вузе как методическая проблема. Вестник Московского государственного лингвистического университета Выпуск № 12 (672) / 2013. - С. 9-20.
5. Медведева Н.Е. Пути повышения качества преподавания иностранного языка // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. №4. С.64-71.
6. A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. Ministry of Science, Technology and Innovation. Bredgade 43 DK-1260 Copenhagen K. 2005. - 200 pp.
7. Maraí Luisa Pérez Cañado. The Transformation of Teacher and Student Roles in the European Higher Education Area. Journal of Language Teaching and Research, Vol. 1, No. 2, 2010. - pp. 103-110.

Расскажите о нас своим друзьям: