Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №5(22) Май, 2018

УДК 159.9

Дата публикации 31.05.2018

Характеристики мотивации профессиональной деятельности студентов технико-экономического профиля в контексте реализации компетентностного подхода

Капустина Валерия Анатольевна
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, РФ, г. Новосибирск, pskabinet@gmail.com

Аннотация: Данная статья отражает результаты пилотажного исследования мотивации профессиональной деятельности студентов технико-экономического профиля с применением психодиагностического тестирования. Было обнаружено, что большинству респондентов свойственно преобладание внутренних мотивов профессиональной деятельности (мотивов самореализации и познавательных), информационной, волевой и ценностной регуляции мотивов. Выявлены достоверно значимые взаимосвязи между мотивацией профессиональной деятельности и характеристиками темперамента студентов, в частности описано сочетание высокого уровня мотива активности с высокими значениями темпа и экстраверсии, высокого уровня познавательного мотива с эмоциональностью, низкого уровня волевой регуляции с импульсивностью и интуицией. Представлены рекомендации по усовершенствованию образовательной среды для улучшения подготовки специалистов технико-экономического профиля с учетом специфики их особенностей темперамента и структуры профессиональной мотивации.
Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, студенты технико-экономического профиля, компетентностный подход, темперамент, личность

The characteristics of a motivation of professional activity of students of technical and economic profile during the implementation of the competence approach

Kapustina Valeriia Anatol’evna
Cand. Sci. (psychology), Associate professor of Department of psychology and pedagogy, Novosibirsk State Technical University, Russia, Novosibirsk, pskabinet@gmail.com

Abstract: This article includes the results of empirical investigation of a motivation of students of technical and economic profile. It was found, that most of respondents have a high level of internal motives of professional activity (cognitive motives and motives of self-realization), informational, volitional and valuable regulation of motives. There are significant correlation between motivation of professional activity and temperamental features of students. The article describes the correlation between high level of motive of an activity and high level of tempo and extraversion, the correlation between high level of a cognitive motive and high level of an emotionality, the correlation between low level of a volitional regulation and high level of an impulsiveness and intuition. It also includes recommendations for improvement of an educational environment for students of technical and economic profile in a context of results of this research.
Keywords: motivation, professional motivation, students of technical and economic profile, competency approach, temperament, personality

Внедрение компетентностного подхода в высшем образовании и профессиональных стандартов в трудовой сфере привело к необходимости активно развивать навыки самостоятельной работы у студентов вузов в силу нескольких причин. Во-первых, существует расхождение в требованиях образовательных и профессиональных стандартов, в связи с этим студенту для трудоустройства важно постоянно заниматься самообразованием, чтобы иметь возможность устроиться на работу [5]. Во-вторых, современная система образования делает акцент в первую очередь не на знаниях, которые передает преподаватель студенту, а на компетенциях (сочетании знаний, умений и навыков), что предполагает существенное уменьшение аудиторного взаимодействия преподавателей и студентов при значительном увеличении нагрузки в форме домашних заданий. В-третьих, развитие информационно-коммуникационных технологий провоцирует высокую скорость как появления, так и «устаревания» информации, что вынуждает современных специалистов работать с большим объемом новых данных в сжатые сроки, поэтому будущему выпускнику вуза нужно научиться, с одной стороны, ориентироваться в потоке информации и критически ее оценивать.

Вышесказанное делает особенно актуальным изучение мотивационной составляющей личности студентов [3], позволяющее выявить и скорректировать с учетом требований рынка труда и профессиональных стандартов наиболее типичные регуляторы профессиональной деятельности будущих выпускников.

Стоит отметить, что большинство представленных в научной среде исследований мотивации учебно-профессиональной деятельности проведено на психолого-педагогической выборке [1, 2, 6], поэтому автор считает особенно важным определить характеристики мотивации, свойственные студентам технического профиля, спрос на которых на рынке труда достаточно высок.

Объект – мотивация профессиональной деятельности студентов.

Предмет – психологическое содержание мотивации профессиональной деятельности студентов 2 курса технико-экономического профиля.

Гипотеза – существует взаимосвязь между мотивами профессиональной деятельности и характеристиками темперамента студентов технико-экономического профиля.

С целью проверки гипотезы было проведено пилотажное исследование с применением следующих методик:

1) Тест Д. Кейрси

2) Опросник структуры темперамента В.М. Русалова  

3) Опросник диагностики мотивов профессиональной деятельности Т.Н. Францевой [7]

Эмпирической базой исследования стал Новосибирский государственный технический университет. Выборку для пилотажного исследования составили 20 студентов 2 курса факультета энергетики и факультета бизнеса, из них 11 студентов мужского пола, 9 – женского пола.

Рассмотрим полученные результаты, представленные на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Распределение средних значений по мотивам профессиональной деятельности студентов

В результате исследования было обнаружено, что наиболее типичными мотивами профессиональной деятельности для данной выборки являются мотив самореализации (М=37,55) и познавательный мотив (М=29,6), которые относятся к внутренней мотивации профессиональной деятельности. Это означает, что у студентов 2 курса технико-экономического профиля выражена в большей степени по сравнению с другими мотивами потребность в личностном росте, проявляются стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность, творческий подход к решению стоящих задач, поведение в профессиональной сфере мотивируется получением новой информации, присутствует готовность к усложнению требований к осуществлению трудовой деятельности на уровне профессиональных и интеллектуальных навыков. По мнению автора, данный результат показывает высокий уровень внутренней мотивации профессиональной деятельности у студентов, что может служить предиктором успешного овладения профессией, в том числе в условиях перехода на самостоятельную работу в процессе обучения в вузе.

Рисунок 2. Распределение средних значений по способам регуляции мотивов профессиональной деятельности студентов

Как видно из рисунка 2, у студентов преобладают информационная (М=45,05), волевая (М=40,4) и ценностная (М=39,85) регуляция мотивов, при этом наибольшее влияние среди 5 способов регуляции профессиональной деятельности на студентов 2 курса имеет информационная регуляция, которая характеризуется стремлением к получению и применению новой информации в разных компонентах профессиональной деятельности, в то же время студентам свойственно проявлять инициативность, самостоятельность при принятии, реализации и контроле решений и руководствоваться имеющимися у них ценностными ориентирами в профессиональной сфере. Данный результат косвенно подтверждает готовность студентов к работе в насыщенной и динамичной информационной среде.

Для проверки гипотезы о существовании взаимосвязи мотивов профессиональной деятельности и характеристик темперамента был осуществлен корреляционный анализ с применением r-критерия Спирмена. В результате было обнаружено, что существуют прямые корреляции мотива активности со склонностью к экстраверсии по тесту Д. Кейрси (r=0.53, p<0.02) и шкалой «Темп» опросника структуры темперамента В.М. Русалова  (r=0.59, p<0.01), обратные корреляции волевой регуляции с интуицией (r=-0.63, p<0.01) и импульсивностью (r=-0.64, p<0.01)  по тесту Д. Кейрси. Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что «внутренняя готовность к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности» [7, с. 151] свойственна студентам, обладающим высоким темпом поведения, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, в том числе при выполнении конкретных заданий, моторно-двигательной быстротой, ориентированным в своей жизнедеятельности на внешнюю среду. Такие студенты способны оперативно решать возникающие перед ними профессиональные задачи, используя ресурсы извне. В этом случае высшая школа должна создавать условия, в которых такие учащиеся смогут развивать в первую очередь метапредметные навыки, к числу которых относятся коммуникативные и организационные, что может быть сделано, благодаря применению интерактивного формата обучения (например, работа в проектных группах, дискуссии и т.д.) [4, 5]. Те студенты, которые склонны проявлять импульсивность и полагаться на интуицию, имеют трудности в осознанном управлении своим поведением за счет использования волевых усилий, что может существенно снижать их самостоятельность в профессиональной сфере на всех этапах. Для таких студентов психолого-педагогическое сопровождение в вузе должно быть в первую очередь направлено на развитие навыков целеполагания и самоконтроля. Также были обнаружены значимые взаимосвязи познавательного мотива с пластичностью (r=-0.48, p<0.03) и эмоциональностью (r=0.45, p<0.05) по опроснику структуры темперамента В.М. Русалова. Это означает, что студенты с выраженным стремлением к получению новой информации склонны к монотонной работе и консервативным формам деятельности, боятся и избегают разнообразных форм поведения, проявляют неуверенность, тревогу и беспокойство по поводу работы, чувствительны к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия. В этом случае образовательная среда вуза должна включать в себя возможности развития творческих способностей (например, с применением технологии ТРИЗ) и мероприятия, направленные на повышение уверенности в себе, к числу которых могут быть отнесены и научно-практические конференции.

Представленные результаты позволяют прогнозировать достаточно высокую трудовую эффективность будущих выпускников технико-экономического профиля, благодаря преобладанию внутренних мотивов в структуре мотивации профессиональной деятельности, развитой готовности к самостоятельной работе и стремлением к получению и применению новой информации.


Список литературы

1. Данилова И.В., Бубновская О.В. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и успеваемости (на примере студентов-психологов ВГУЭС) // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1655/17747 (дата обращения: 01.11.2017).
2. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография / В.И. Долгова, В.А. Ткаченко. Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. 100 с.
3. Канаева Н. А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. 2010. №4. С. 271-273. URL: https://moluch.ru/archive/15/1407/ (Дата обращения: 07.11.2017)
4. Капустина В. А., Козлова Ю.А. Влияние бинарных практических занятий на мотивацию обучения студентов вуза и их профессионально значимые навыки // Современное образование .2016. № 4. С. 103-112. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_20564.html (Дата обращения: 27.10.2017)
5. Капустина В.А., Козлова Ю.А. Инновационные образовательные технологии в вузе как условие сближения требований профессиональных и образовательных стандартов // Высшая школа в России и за рубежом: проблемы и их решения: коллективная монография. Ульяновск: Зебра, 2017. Гл.1.6. C. 59-72.
6. Меламед Д.Л. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности разностатусных студентов вуза: автореф. … канд. психол. наук: М.: МГППУ, 2011. 25 с.
7. Францева Т.Н. Опросник для диагностики мотивов профессиональной деятельности специалистов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2010. № 2. С. 146–160.

Расскажите о нас своим друзьям: