Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №5(22) Май, 2018

УДК 159.9.075

Дата публикации 31.05.2018

Психолого-педагогическая поддержка подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации в контексте превентивной деятельности по предупреждению школьного насилия

Шалагинова Ксения Сергеевна
кандидат псих наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, РФ, shalaginvaksenija99@yandex.ru

Аннотация: В статье представлен опыт работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Данная работа рассматривается как одно из условий и направлений предупреждения школьного насилия, имеющего в последнее время тенденцию к увеличению и распространению. Обосновывается актуальность подобной работы, доказывается ее особый характер звучания, важность и актуальность применительно к подростковому возрасту. Приводятся результаты диагностики, позволившие определить специфику особенностей подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. На основе анализ результатов констатирующего этапа эксперимента обозначены основные направления работы с подростками, предполагающие формирование навыков совладеющего поведения, обучение подростков эффективным копинг-стратегиям; повышение адаптационного потенциала личности, снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, агрессивности, формирование навыков адекватного и безопасного выражения негативных эмоций, снятие напряжения, рефлексии. Приведен сравнительный анализ результатов, доказавший эффективность проведенной работы основные направления работы с ближайшим окружением подростка.
Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, подросток, находящийся в трудной жизненной ситуации, превентивная деятельность, предупреждение школьного насилия

Psychological-pedagogical support of adolescents in difficult life situation in the context of preventive activities for the prevention of school violence

Shalaginova K.S.
candidate of psychological Sciences, associate Professor, Tula State Pedagogical University named after LN Tolstoy, Tula, Russia

Abstract: The article presents the experience of working with adolescents in difficult situations. This work is considered as one of the conditions and avenues for the prevention of school violence, which has in recent times tended to increase and spread. The author substantiates the relevance of such work, proves its special nature of sound, importance and relevance in relation to adolescence. The results of diagnostics which allowed to define specifics of features of the teenagers who are in a difficult life situation are resulted. Based on the analysis of the results of the ascertaining stage of the experiment, the main directions of work with adolescents, involving the formation of coping skills, teaching teenagers effective coping strategies; increasing the adaptive potential of the individual, reducing the level of personal and situational anxiety, aggressiveness, the formation of skills of adequate and safe expression of negative emotions, stress relief, reflection. The comparative analysis of the results, which proved the effectiveness of the work the main areas of work with the immediate environment of a teenager.
Keywords: psychological-pedagogical support, teenager, are in a difficult life situation, preventive action, prevention of school violence

Школьное насилие, особенно остро заявившее о себе в последнее время, представляет собой один из видов насилия, при котором имеет место применение силы между детьми и (или) учителями, по отношению к ученикам или учениками по отношению к учителю. Анализ работа современных исследователей, а также практики сложившейся в современном образовательном пространстве, позволяет выделить наиболее типичные для современной школы формы насилия - индивидуальная, групповая агрессия, буллинг, моббинг, жестокое обращение с одноклассниками, случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения физического насилия и т.д. [1].

Необходимость решения обозначенной проблемы диктуется рядом условий и обстоятельств. Во-первых, неприемлемостью, невозможностью признания насилия вообще и факта его наличия в современной школе в частности, а также тяжестью последствий, переживаемых не только жертвами, ни и инициаторами насилия. В настоящее время доказано, что нарушения и последствия насилия затрагивают все уровня существования человека, приводя к стойким негативным личностным изменениям. Принято говорить о ближайших и отдаленных последствиях насилия. К первым относят физические травмы, повреждения, головные боли, острые психические нарушения. Следует помнить, что описанные выше реакции различные степень проявления - от глубокой заторможенности, полной апатии жертвы насилия, до  сильного возбуждения, аффекты, сопряженного навязчивыми идеями бегства и т. п. Среди отдаленных последствий жестокого обращения выделяют нарушения физического и психического развития, соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь - формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев, виктимизация, жестокость к собственным детям и т. д.

Практика показывает, что, как правило, за всем описанным выше стоит трудная жизненная ситуация субъекта, совершившего акт насилия.

 В своем исследовании мы используем определение И. Ф. Дементьева, который определяет трудную для человека жизненную ситуацию как временную, объективно или субъективно создавшуюся ситуацию; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; как ситуацию, объективно нарушающую привычную жизнедеятельность [цит 2].

Справедливости ради следует отметить, что каждый из нас «попадает» в трудные жизненные ситуации. При этом поведение людей, эффективность совладания определяется индивидуально-психологическими особенностями личность, жизненным опытом, результатом воспитания, той моделью, которую во многом заложили и культивировали в раннем детстве родители. Несмотря на эффективность используемых копинг-стратегий, следует отметить, что практически каждая трудная ситуация вызывает эмоциональный и психологический дискомфорт, становится источником негативных переживаний, приводит к нарушению деятельности, а иногда и полному срыву деятельности [3].

 Особенно остро данная проблема стоит применительно к подростковому возрасту - достаточно ответственному, «неустойчивому» периоду «сосредоточения конфликтов и противоречий» в развития человека. Именно в подростковом возрасте в ходе активного освоения окружающей действительности во многом закладываются и рефлексируются основные способы поведения в трудных жизненных ситуациях [4].

 Подростки, которых еще нельзя назвать «взрослыми», но и не видится возможным отнести к «детям», не имея конструктивного опыта, обладая неустойчивой психикой, полярностью суждений, наличием в этой жизни только «черного» или «белого» по праву могут быть признаны самой уязвимой возрастной категорией в трудных ситуациях. Обстоятельства осложняются целым букетом переживаний, противоречий, отличающих пубертальный период [5].

Сказанное выше позволяет говорить о необходимости специальной работы с подростками, находящими в трудной жизненной ситуации.

Исследование по изучению особенностей подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации,  проводилось  на базе двух школ г. Тулы и Тульской области. В исследовании приняли участие 56 человек, из них 27 девочек и 29 мальчиков, в возрасте 14 – 15 лет.

Выборку составили подростки, испытывающие на момент исследования трудности в учебной деятельности, находящиеся в ситуации конфликта с родными, близкими, одноклассниками, педагогами, потерявшие родных или близких и т. п. при этом, по словам ближайшего окружения детей, их поведение сопряжено стрессом  и агрессивными поступками.

Для изучения особенностей подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, нами была составлена диагностическая программа, представленная следующими методиками Индикатор копинг-стратегий (Амирхан Д.), Методика определения копинг-поведения в стрессовых ситуациях (Норман С., Эндлер Д. Ф., Джеймс Д. А., Паркер М. И), Шкала социально-психологической адаптации (Роджерс К., Даймонд Р.), Методика диагностики уровня тревожности Спилбергера, Оценка агрессивности в отношениях Ассингера А., позволяющими изучить доминирующие копинг-стратегий личности, копинг-поведение в стрессовых ситуациях, интегральные показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию», уровень личностной, ситуативной тревожности, агрессивности.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил нам сделать следующие выводы:

  1. Для большинства подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации характерен высокий уровень стратегии «избегание проблем» - 37%. Стратегия поиска социальной поддержки у 50% опрошенных на низком уровне. Высокий уровень по шкале «разрешения проблем» отсутствует, средний уровень у половины испытуемых (50%).
  2. Анализ полученных данных позволил выявить, что большинство опрошенных детей выбирают в трудных жизненных ситуациях копинг-стратегию избегание (37%), которая связана с неспособностью справиться с ситуацией.
  3. Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать вывод о том, что 26% подростков из группы испытуемых стремятся к доминированию, т.е. выражают  стремление «быть первыми» в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими.
  4. Большинство опрошенных детей имеют повышенную тревожность в определенных ситуациях – 44%. Для них характерны субъективно переживаемые е эмоции: динамичное напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность. Из группы детей 50% испытуемых имеют высокую личностную тревожность - устойчивую индивидуальную характеристику степени подверженности человека действию различных стрессоров
  5. На констатирующем этапе показатели агрессивности у испытуемых преимущественно высокие. Большинство испытуемых в выборке обладают излишней агрессивностью – 55%. Для детей данной категории характерны частые, ничем не обоснованные вспышки агрессии, что может стать основой конфликтного поведения и правонарушений.

Нами была разработана программа поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Психологическая поддержка – это комплекс психопрофилактических и элементы психокоррекционных мероприятий, применяемых во время работы в сложных ситуациях. Психологическая поддержка — это область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с человеком, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

В работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации считаем важным формирование навыков совладеющего поведения, обучение подростков эффективным копинг-стратегиям; повышение адаптационного потенциала личности, снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, агрессивности, формирование навыков адекватного и безопасного выражения негативных эмоций, снятие напряжения, рефлексии.

Основные сложности, обозначившиеся в работе с подростками заключаются, во-первых, в том, что источник трудных жизненных ситуаций  подростков обнаруживается как в их собственных действиях, так и во влиянии окружающей среды; во-вторых, при организации работы трудно найти в группе «ресурс», поскольку все испытуемые находятся в состоянии дискомфорта.

Первая трудность решалась нами комплексным характером работы, о котором будет сказано ниже, при решении второй обозначенной сложности – поиске ресурса, воздействия, опирались на имеющийся положительный опыт самих участников программы, личные примеры ближайшего окружение подростов, психолога, проводившего занятия.

Ниже в таблице 1 представлен фрагмент содержание программы поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Таблица 1. Программа поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (фрагмент)

п/п

Тема занятий

Цель

Содержание

1

Я и все внутри меня

Формирование навыков совладеющего поведения

Приветствие.

Притча

Упражнение 1 «Две мои половинки».

Упражнение 2 «Ты все равно хороший».

Упражнение 3 «Мои страхи».

Упражнение 4 «Мое поведение»

Ритуал прощания

2

Чувство собственного достоинства

Формирование навыков совладеющего поведения

Приветствие.

Упражнение 1 «Пожелания»

Упражнение 2 «Самый-самый»

Упражнение 3 «Мое качество»

Упражнение 4 «Скульптура»

Упражнение 5 «Уступки»

Домашнее задание

Ритуал прощания

3

Самопринятие

Самоуважение Самоодобрение

Формирование навыков совладеющего поведения

Приветствие.

Упражнение 1 «Автопилот»

Упражнение 2 «Самоодобрение»

Упражнение 3 «Формула успеха»

Упражнение 4«Я ценю себя»

Ритуал прощания

4

Бесконфликтное общение

Снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, агрессивности

 

Приветствие.

Притча

Упражнение 1 «Что такое конфликт»

Упражнение 2 «Инсценированный конфликт»

Упражнение 3 «Что такое агрессия?»

Упражнение 4 «Несуществующее животное»

Ритуал прощания

5

Проблемы – на передний план

Обучение подростков эффективным  копинг-стратегиям

Приветствие.

Упражнение 1 «Зеркало

Упражнение 2 «Камушек в ботинке

Упражнение 3 «Островки помощи»

Ритуал прощания

6

Жизнь по собственному выбору

Формирование навыков адекватного и безопасного выражения негативных эмоций, снятие напряжения, рефлексии

 

Приветствие

Упражнение 1 «Мне приятно сказать»

Упражнение 2 «А что дальше?»

Упражнение 3  «Должен или выбираю?»

Упражнение 4 «Прошлое, настоящее и будущее»

Упражнение 5 «Я реальный; идеальный; глазами других»

Упражнение 6 «Круг нашей жизни»

Ритуал прощания

Сравнительный анализ результатов диагностики по методике «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о положительной динамике в выборке. После программы поддержки в выборке уменьшилось число подростков, имеющих высокий уровень «избегание проблем» ( с 37% до 13% соответственно на констатирующем и контрольном этапах).  Т. е. стало меньше подростков, которые стараются избежать контакта с окружающей его действительностью, уходя от решения проблем. При этом, человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.

Кроме того, испытуемыми стала чаще использоваться стратегия поиска социальной поддержки как активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

О положительной динамике в выборке свидетельствует также увеличение количества подростков, использующих стратегию разрешения проблем как активную поведенческую стратегии, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

После проведенной программы, количество детей выбирающих копинг-стратегию «избегание» уменьшилось (с 37% до 16% на констатирующем и контрольном этапе соответственно). При этом увеличилось количество подростков, готовых решать проблему (с 6% до 19%). Т.е. испытуемые выбрали более успешную копинг-стратегию и теперь готовы искать выходы из ситуации, пытаются совладать со стрессом, уменьшить или даже устранить источник стресса.

Данные, полученные на контрольном этапе эксперимента, позволяют сделать вывод о том, что стремление подростков к доминированию, т.е выражению  стремления «быть первыми» в межличностных отношениях снизилось по равнению с результатами констатирующего эксперимента с 26% до 6% соответственно.

Так же увеличилось количество подростков оптимистично и уравновешенно (шкала эмоциональная комфортность) воспринимающих социально-психологическую адаптацию – с 26% до 31% на констатирующем и контрольном этапах.

«Уход от проблем» выявлен у 12% подростков на констатирующем этапе. На контрольном этот показатель отсутствует. Такое же количество (12% на констатирующем этапе) - использует «самоприятие», на контрольном этот показатель повышен до 25%, что свидетельствует о таких качествах, как видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.

«Интернальность» на контрольном этапе выбрали 19% подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях., что немного вышем, чем на констатирующем этапе (12%). Низкий балл говорит о том, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).

Сравнительный анализ результатов диагностики по методике тест Спилбергера позволяет говорить о положительной динамике в выборке.

Анализ полученных данных позволил выявить, что большинство опрошенных детей имеют повышенную тревожность в определенных ситуациях – 44% на констатирующем этапе эксперимента и 19% на контрольном, что значительно ниже результатов первичной диагностики. Из группы детей 26% испытуемых имеют высокую личностную тревожность - устойчивую индивидуальную характеристику степени подверженности человека действию различных стрессоров- что ниже показателей до проведения программы поддержки. Это значит, что программа принесла положительный результат.

Сравнительный анализ результатов диагностики по методике А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»  показал утверждать, что на констатирующем этапе показатели агрессивности у испытуемых преимущественно высокие, а на контрольном – значительно ниже. Большинство испытуемых в выборке на констатирующем этапе обладают излишней агрессивностью – 55% . После проведенной программы показатели исследования группы подростков значительно снижены – 31%.

Для сравнения полученных результатов в группе подростков до и после проведения программы поддержки нами был выбран критерий знаков.

Данный критерий предназначен для сравнения состояния некоторых свойств у членов двух зависимых выборок на основе измерений, сделанных по шкале не ниже ранговой.

По полученным данным в нашем исследовании Тэмп > Ткрит  (15 > 3).

Следовательно, нулевая гипотеза отвергнута, а доказана альтернативная.

Отсюда можно сделать вывод, что имеются различия в выборке подростков при первичном и вторичном измерениях. Это было достигнуто вследствие проведения программы поддержки.

Анализ проведённой работы позволяет говорить о том, что взаимодействие непосредственно с самими детьми, организованное как поддержка и направленное на формирование эффективных копинг-стратегий, укрепление личностного ресурса ребенка, снижение тревожности, агрессивности, отрефлесирование негативных эмоций, несмотря на все положительную динамику, не может быть рассмотрено как «исчерпывающий» и необходимый уровень помощи. 

Поддержка имеет значительно более высокие результаты при условии комплексного оказания и вовлечения не только самого ребенка, но и его ближайшего окружения. 

В работе с непосредственным окружением ребенка - родителями, педагоги, одноклассника, друзьями и др. считаем важным соблюдение следующих общих принципов – безоценочность, принятие и признание ребенка, отсутствие жалости, желание помочь, не навредив.

В связи с этим в работе с семьей важно не только оказать самой семье психологическую помощь в решении наметившихся проблем в случае необходимости (консультация, посещение родительских групп, тренингов и т. п), но и «донести» до родителей необходимость слышать своего ребенка, признать его таким, какой он есть, оставить за ним право оставаться собой. При этом взрослым (родителям, педагогам) важно ни при каких обстоятельствах не пускать ситуацию на самотек, в надежде что все само разрешиться, не преуменьшать значение детских переживаний, даже, если по мнению родителей, они таковы и являются.


Список литературы

1. Шалагинова К.С. Построение работы с семьей, воспитывающей ребёнка, склонного к проявлению насилия, как направления профилактики школьного буллинга. Мир педагогики и психологии. 2016. № 4. С. 104-123.
2. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал - 2008. - Т. 29. №2. С 88-95.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГППУ, 2015. —191 с.
4. Колосова Т.А. Модель защитно-совладающего поведения детей и подростков с легкой степенью умственной отсталости//Психология обучения - 2017. - №3, С. 24-32.
5. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 6-14.

Расскажите о нас своим друзьям: