Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019

УДК 37.031

Дата публикации 03.06.2019

К вопросу о подготовке празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне: методические аспекты организации социально-культурной деятельности педагога

Пенионжек Евгения Владимировна
канд. филос. наук, доцент, начальник кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин, Уральский юридический институт МВД России, РФ, г. Екатеринбург, penionzhec@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания молодежи в реалиях современности. Изложено теоретическое обоснование использования примеров художественных произведений для воспитательного воздействия. Указан алгоритм изучения ценностных корреляций художественной работы. Компетентность обучающихся в вопросах сферы искусства позволит выявить и уровень анализа собственного потенциала адаптации к меняющимся социокультурным условиям. Представлены компоненты построения учебного занятия на материале художественной фотографии времен Великой Отечественной войны. В преддверии празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне интересна и актуальна в дидактическом плане тема изучения художественных произведений, посвященных героизму советского народа. Эмоционально глубоким и одним из самых знаменитых произведений является фотография М.В. Альперта «Комбат». Заявлено, что сегодня использование примеров художественных произведений расширяет границы представления о формировании патриотизма в среде юношества и молодежи на основании использования материалов эстетического и культурологического знания.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, патриотическое воспитание, эстетическое и педагогическое просвещение, гражданская позиция, патриотизм

The preparation of the celebration 75-th anniversary of Victory in the great Patriotic war: methodological aspects of the organization socio-cultural activities of teacher

Penionzhek Evgeniya Vladimirovna
Candidate of Philosophy, associate Professor, head of the Department of General Psychology and Humanities, Ural law Institute of the Russian interior Ministry, Russia, Ekaterinburg

Abstract: The article discusses the features of Patriotic education of young people in the realities of our time. The theoretical substantiation of the use of examples of works of art for educational influence is stated. An algorithm for the study of value correlations. The competence of students in the field of art will reveal the level of analysis of their own potential to adapt to changing socio-cultural conditions. The components of the construction of the training session on the material of art photography of the great Patriotic war. On the eve of the 75th anniversary of the Victory in the great Patriotic war, the topic of studying the works of art devoted to the heroism of the Soviet people is interesting and relevant in didactic terms. Emotionally deep and one of the most famous works is the photo of M.V. Alpert "Kombat". It is stated that today the use of examples of works of art expands the boundaries of the idea of the formation of patriotism among youth and youth on the basis of the use of materials of aesthetic and cultural knowledge.
Keywords: social and cultural activity, Patriotic education, aesthetic and pedagogical education, civil position, patriotism

Сегодня патриотическое воспитание молодежи является важной частью социально-культурной деятельности педагога. Морально-психологическое сопровождение образовательного процесса приносит результаты в том случае, если выступают в единстве воспитательного воздействия культурно-просветительская работа и психологическая составляющая. При реализации педагогического просвещения нельзя ограничиваться указанием на то или иное произведение искусства, считая, что обучающиеся знают ценностные корреляции художественного смысла [см.: 1, с. 36]. Необходимо учить размышлять над эстетическим содержанием, связывая его константы с современными условиями. Навыки рассмотрения художественного материала позволят формировать патриотическую позицию, гармонизировать отношения личности и общества на основе восприятия множества социально-культурных различий современного российского общества.

Культура личности складывается из универсальных умений понимать мировоззренческие, социальные и личностные проблемы и на основании навыков анализа с точки зрения гуманистических ценностей ценностно-мотиваци­онной ориентации человека. Творческое решение профессиональных задач [см.: 5, с. 143] возможно на основе четких и системных знаний о российской культуре и об отечественном искусстве, что является базовым конструктом патриотического воспитания. Высокое патриотическое сознание обеспечит способность молодого человека к активному участию в совершенствовании структур социальных институтов, готовность к реализации действий в рамках, предписанных законом, без нарушения прав и интересов иных граждан. Компетентность обучающихся в вопросах сферы искусства позволит выявить и уровень анализа собственного потенциала адаптации к меняющимся социокультурным условиям [см.: 2, с. 35]. Гражданская позиция формирует стремление повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, способствует реализации умения заявить о результатах деятельности в той или иной сфере [см.: 3, с. 112].

Целевыми установками педагога при осуществлении патриотического воспитания средствами искусства является рассмотрение материала эстетического и культурологического знания для формирования у обучающихся высокого патриотического сознания, активной гражданской позиции. Задачи работы педагога должны выстраиваться в представлении ценностей художественного мировосприятия в базовых блоках: изображения красоты природы, мужества людей многонационального народа. В реалиях сегодняшнего времени проблемными вопросами формирования патриотических качеств личности остаются аспекты глубокого понимания необходимости защиты Родины, пропаганды примеров героизма и мужества, воспитания любви к многонациональной Родине, личной ответственности в деле решительной борьбы с преступностью как с национальным бедствием – что и обуславливает содержательный план использования тех или иных художественных произведений, с которыми знакомит педагог обучающихся.

При этом необходимо знакомить обучающихся с категориально-понятийным аппаратом эстетического знания, а именно – реализовывать обучающие цели, раскрывая признаки дефиниций: «художественное творчество», «художественное произведение», «художественный образ», «художественное направление», «художественная реальность», «художественное пространство», «эстетическая категория». В развивающем потенциале целей должно концентрироваться описание признаков понятий: «Родина», «народ», «любовь к многонациональной Родине», «национальное бедствие», «личная ответственность», «потребность жить в мире и дружбе», «чувство добрососедства», «уважение к национальным и историческим особенностям», «героизм», «мужество», «образцовое исполнение долга», «верность традициям», «преемственность поколений». И воспитательные цели работы педагога будут достигать формирования, поддержания патриотической позиции в опыте деятельности в ходе совместного обсуждения дискуссионных вопросов.

Содержательно каждое занятие должно быть обусловлено наличием методического и наглядного блоков дидактического материала. Наглядный блок включает в себя иллюстрацию работы художника, его портретное изображение и представление основных художественных произведений. Методический блок – текстовое сопровождение занятия с выделением значимого для освоения дидактического материала в виде фраз: «мы видим», «мы понимаем», «мы знаем» и иных, а также сопровождение занятия, направленное на формирование опыта деятельности в ходе обсуждения дискуссионных вопросов. Необходимо учить алгоритму рассмотрения художественных произведений. Во-первых, необходимо показать сумму целостных свойств социальных отношений, представленных в данном художественном произведении: ценности какого образа жизни несут. Во-вторых, необходимо сравнивать корреляты социального идеала с насущными нравственными проблемами общества: востребовано ли подобное поведение в той или иной социокультурной ситуации и насколько. И в-третьих, необходимо найти вместе с обучающимися гуманистические ориентации художественного смысла произведения. Такой алгоритм рассмотрения художественной ценности произведения искусства способствует глубокому и всестороннему осмыслению молодыми людьми собственного места в социальной общности, может указать на роль в обществе той или иной профессии, а значит, успешно сформирует качества гражданина-патриота [см.: 4].

В преддверии празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне интересна и актуальна в дидактическом плане тема изучения художественных произведений, посвященных героизму советского народа. Эмоционально глубоким и одним из самых знаменитых произведений является фотография М.В. Альперта времен Великой Отечественной войны «Комбат». Макс Владимирович Альперт (1899–1980) является одним из родоначальников советской серийной репортажной фотографии, был признан в 1966 году заслуженным работником культуры РСФСР. Замечательными произведениями его стали «Великая Отечественная война», «Возвращение Максима Горького на Родину». На фотографии «Комбат» художником схвачен момент, когда за несколько секунд до гибели командир поднимает солдат в атаку с пистолетом ТТ («Тульский Токарев») в руке. Этот яркий и выразительный пример фотографии как вида изобразительного искусства со времен Великой Отечественной войны входит во все учебники по фотографии. Несмотря на то, что снимок был знаменит и популярен, длительное время была известна только история его создания и название, данное ему автором. Личность изображенного на ней человека оставалась неизвестной. Показывая обучающимся образец фотографического искусства, небезынтересно продемонстрировать изыскания искусствоведов.

Кем же был этот бесстрашный защитник Родины? Больше четверти века после окончания войны ответить на этот вопрос пытались многие журналисты и военные историки, некоторые из них обращались за ответом непосредственно к автору документального фото. М.В. Альперт рассказывал следующее: «Этот снимок я сделал приблизительно в середине лета сорок второго года под Ворошиловградом. Для съемок облюбовал окопчик, отрытый чуть впереди обороны. Фашисты готовились к атаке. Помню, сначала налетели самолеты. Потом ударила артиллерия, и вражеская пехота пошла в атаку. Разгорелся жестокий бой. Я увидел, что невдалеке поднялся во весь рост офицер. Только я успел нажать спуск камеры, как осколком разбило объектив. Думал, пленка пропала... Кто был тот офицер? Когда я возился с разбитым фотоаппаратом, по цепи пронеслось: «Комбата убили», я был уверен, что речь идет об этом офицере. Ведь он первым бросился под вражеские пули. Потому я и назвал фотографию «Комбат». Эмоциональное повествование включает обучающихся в размышления об отражении реальности в художественном пространстве небольшой фотографии.

Следует заострить внимание на содержательной канве факта искусствоведческого толка. Было установлено, что героем этого снимка был Алексей Гордеевич Еременко. Глядя на эту фотографию, горько думать, что это фотография человека на войне, который еще жив, но через пару секунд погибнет от пули. Мы видим патриотизм, силу, веру и любовь к нашей родине героя фотографического полотна. Мы осознаем, что, несмотря на страх, потерю товарищей, он призывает к бою, чтобы защитить народ и будущее страны. Фотография комбата является одним из важнейших символов и Второй мировой войны. После того, как эта фотография М.В. Альперта получила известность, начали создавать памятники, различные скульптурные группы, посвященные Великой Отечественной войне, чтобы мы и наши дети знали героев этой трудной для нашей страны поры.

В качестве вывода можно отметить, что фотография М.В. Альперта значима сегодня для молодежи, ведь в боевых условиях художник запечатлел идеал настоящего мужчины и, глядя на этот пример, молодые люди должны понимать, что такое патриотизм, чувствовать любовь к своей стране и гордость за свою Родину! В завершении работы можно спросить обучающихся, каковы характеристики фотографии как вида изобразительного искусства, что ценного в этой фотографии они видят для сегодняшнего дня.

Итак, сегодня использование примеров художественных произведений расширяет границы представления о формировании патриотизма в среде юношества и молодежи на основании использования материалов эстетического и культурологического знания. В рамках организации и проведения занятий необходимо координировать сопряженность нормативного и ценностного, что и определяет грани представления молодых людей об их месте и роли в современном обществе, настраивает гамму личностных свойств гражданина-патриота.


Список литературы

1. Егорова Н.Н. Ценностные ориентации личности как фактор профессионального становления сотрудников органов внутренних дел // Патриотизм и образование: становление профессионала: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2018. С. 36 – 42.
2. Исаев А.А. Роль гуманитарных учебных дисциплин в нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел // Ценности правоохранительной деятельности: теоретические и практические аспекты: сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт МВД России, 2018. С. 34 – 38.
3. Лето Я.-А.В. Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития студента в вузе // Мир педагогики и психологии. 2019. № 3 (32). С. 111 – 115.
4. Пенионжек Е.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / Е.В. Пенионжек. – Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2016. 220 с.
5. Чернышенко Э.А. Психологическая структура стилевых особенностей достижения профессионализма: от теории к практике // Мир педагогики и психологии. 2019. № 2 (31). С. 143 – 154.

Расскажите о нас своим друзьям: