Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 37.032

Дата публикации 31.05.2019

Модель развития профессионально-коммуникативной культуры руководителя

Дужников Сергей Александрович
магистрант кафедры менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург, s.duzhnikov@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме профессионального развития руководителей в соответствии с тенденциями глобализации и информатизации общества. В статье представлены результаты проектирования и апробации модели развития профессионально-коммуникативной культуры руководителя. Автором статьи: 1) уточняется сущность понятия «профессионально-коммуникативная культура руководителя»; 2) определяется структурно-содержательная характеристика профессионально-коммуникативной культуры руководителя; 3) описывается модель развития профессионально-коммуникативной культуры руководителя и результаты эксперимента по ее апробации. В заключении приводятся рекомендации по совершенствованию процесса развития коммуникативной культуры руководителя. В работе применялись следующие методы исследовании: анализ и синтез, моделирование, анкетирование, наблюдение, эксперимент, статистические методы. Эмпирическую базу исследования составили результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели развития профессионально-коммуникативной культуры руководителя.
Ключевые слова: культура руководителя, коммуникативная культура, профессионально-коммуникативная культура, профессиональное развитие руководителя, коммуникация

Model of development of professional-communicative culture of the head

Duzhnikov Sergey Alexandrovich
Undergraduate at the Department of management and methods of teaching economic disciplines, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

Abstract: The article is devoted to the actual problem of professional development of managers in accordance with the trends of globalization and Informatization of society. The article presents the results of the design and testing of the model of development of professional and communicative culture of the head. The author of the article: 1) clarifies the essence of the concept of "professional and communicative culture of the head"; 2) defines the structural and substantive characteristics of professional and communicative culture of the head; 3) describes the model of development of professional and communicative culture of the head and the results of the experiment on its approbation. In conclusion, the recommendations for improving the process of developing the communicative culture of the head are given. In work the following methods of a research were applied: analysis and synthesis, modeling, poll, observation, experiment, statistical methods. The empirical base of the research was made up of the results of experimental work on testing the model of development of the professional-communicative culture of a manager.
Keywords: manager culture, communicative culture, professional-communicative culture, professional development of the manager, communication

Развитие профессионально-коммуникативной культуры руководителя становится важнейшим фактором, отличающим преуспевающие организации от менее успешных [5]. Анализ результатов международных исследований Всемирного банка, консалтинговой компании «Бостонская консалтинговая группа» (BCG) и др. показывает, что ведущие организации затрачивают на развитие профессионально-коммуникативной культуры руководителей и специалистов значительные средства – до 70 % фонда развития персонала. Это объясняется тем, что коммуникации играют ключевую роль связующего элемента в системе функций управления организацией. Основными ожидаемыми результатами развития профессионально-коммуникативной культуры/компетентности руководителя учеными выделяется:

  • повышение экономической и социальной эффективности управления организацией;
  • формирование позитивного имиджа и лояльности ключевых заинтересованных сторон организации;
  • развитие организационной культуры организации;
  •  повышение персональной конкурентоспособности руководителя на рынке труда и др. [2, 11].

Разделяя точку зрения ряда ученых [5, 8] определяем профессионально-коммуникативную деятельность руководителя как вид управленческой деятельности руководителя, являющейся связующим звеном в системе управленческих функций. В структурном плане профессионально-коммуникативная деятельность руководителя включает информацию, сообщение и понимание, которые координируются субъектами коммуникации [1]. Анализ сущности профессионально-коммуникативной деятельности руководителя и научной литературы позволили определить профессионально-коммуникативную культуру руководителя как интегративное личностное качество, проявляющееся в способности и готовности руководителя управлять внутренними и внешними коммуникациями организации с ее ключевыми заинтересованными сторонами [6]. В структурно-содержательном аспекте профессионально-коммуникативная культура руководителя представляет взаимосвязь когнитивного (совокупность необходимых управленческих/коммуникативных знаний, формирующих основу управленческой деятельности в целом и коммуникативной в частности), деятельностного (совокупность управленческих/коммуникативных умений, необходимых для выполнения коммуникативной деятельности в ходе реализации управленческих функций), мотивационного (совокупность мотивов, ценностных ориентаций руководителя) и личностного (интеллектуальные, профессионально-личностные и волевые качества, личностные умения руководителя, характеризующие вектор его управленческой/ коммуникативной деятельности, включая стиль управления) компонентов [10].

В соответствии с целью и задачами исследования, основываясь на рекомендациях ученых [3, 7], была разработана модель развития профессионально-коммуникативной культуры руководителя, методологическим основанием которой выступили системно-деятельностный и компетентностный подходы, задающие ориентиры, мировоззренческие, философские основы осуществления всего хода исследования. Данная модель спроектирована как организационно-методическая и представляет собой совокупность устойчивых компонентов, взаимосвязанных сложными и динамичными отношениями: целевой блок, концептуальный блок, субъектный блок, содержательно-технологический и контрольно-оценочный блоки:

  • целевой блок как системообразующий элемент отражает цель модели – повышение эффективности управления внутренними и внешними коммуникациями организации через развитие профессионально-коммуникативной культуры ее руководителя;
  • концептуальный блок – состоит из совокупности методологических подходов (системно-деятельностный и компетентностный) и принципов (целостности, гуманитарности, непрерывности, открытости и рефлексивности) развития профессионально-коммуникативной культуры руководителя;
  • субъектный блок представлен руководителями организаций как субъектами развития профессионально-коммуникативной культуры, специалистами системы дополнительного профессионального образования;
  • содержательно-технологический блок - включает программу учебного модуля «Деловые коммуникации руководителя»; совокупность форм, методов и средств развития профессионально-коммуникативной культуры руководителя;
  • контрольно-оценочный блок – содержит совокупность уровневых показателей профессионально-коммуникативной культуры руководителя и комплект методик их диагностики.

Опытно-экспериментальная работа по развитию профессионально-коммуникативной культуры руководителя осуществлялась в течение 2018 – 2019 гг. в естественных условиях повышения квалификации руководителей организаций в Оренбургском государственном педагогическом университете. Для целенаправленного изучения обоснованности гипотезы были задействованы 30 руководителей некоммерческих организаций.

В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровень профессионально-коммуникативных знаний и умений руководителей в целом соответствовал низкому и базовому уровням развития. Вместе с тем входная диагностика выявила у руководителей низкий уровень развития личностных коммуникативных качеств, что характеризуется рядом авторов [4, 9] как кадровый риск. Полученные результаты входной диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты входной диагностики уровня развития профессионально-коммуникативных характеристик руководителей

Компоненты профессионально-коммуникативной культуры

Низкий

уровень

Базовый (средний) уровень

Продвинутый (высокий) уровень

Когнитивный

46%

51%

3%

Деятельностный

51%

42%

7%

Мотивационный

47%

39%

14%

Личностный

51%

42%

7%

В целях актуализации уровня развития профессионально-коммуникативной культуры руководителей была разработана и апробирована программа учебного модуля «Деловые коммуникации руководителя». Программа учебного модуля представлена в таблице 2.

Таблица 2. Программа учебного модуля «Деловые коммуникации руководителя»

№ раздела

Наименование разделов/тем

Количество часов

Всего

Контактная работа

СР

Л

ПЗ

1

Раздел 1. Основы деловой коммуникации руководителя

18

6

6

6

Тема 1. Основы деловой коммуникации

6

2

2

2

Тема 2. Внутренние и внешние деловые коммуникации

6

2

2

2

Тема 3. Персональная коммуникативная эффективность руководителя

6

2

2

2

2

Раздел 2. Позиционирование руководителя и его коммуникативный стиль (практикум)

18

6

6

6

Тема 4. Особенности «горизонтальных и вертикальных» коммуникаций

6

2

2

2

Тема 5. Управление сложными ситуациями, манипуляциями

6

2

2

2

Тема 6. Управление коммуникациями через деловое мероприятие

6

2

2

2

 

Зачет:

4

 

 

 

 

Итого:

40

12

12

12

Программа учебного модуля рассчитана на 40 часов, в том числе 12 часов самостоятельной работы. В процессе реализации программы учебного модуля применялись интенсивные и интерактивные (коммуникативные) технологии обучения. Динамика результатов реализации учебного модуля отражена в таблице 3.

Таблица 3. Динамика результатов развития профессионально-коммуникативной культуры руководителя

Компоненты профессионально-коммуникативной культуры

Низкий уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

До

После

До

После

До

После

Когнитивный

46%

3%

51%

70%

3%

27%

Деятельностный

51%

7%

42%

75%

7%

19%

Мотивационный

47%

10%

42%

51%

14%

38%

Личностный

51%

44%

42%

46%

7%

10%

Позитивная динамика результатов опытно-экспериментальной работы позволяет сделать вывод о целесообразности развития коммуникативной компетентности руководителя в соответствии с разработанной организационно-методической моделью. Следует также отметить, что результаты исследования выявили и проблемы, окончательно не решенные в ходе опытно-экспериментальной работы. Уровень личностного компонента профессионально-коммуникативной культуры имеет позитивную, но недостаточно высокую динамику изменений. Это проявляется в невысоком уровне открытости руководителя, не всегда удачном выборе стиля коммуникации с социальными субъектами. Улучшение показателей этого компонента возможно за счет усиления влияния отдельных разделов программы учебного модуля и организации индивидуального образовательного маршрута самообразования руководителя.


Список литературы

1.Вялых А.В. Основы теории коммуникации. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2011. 144 с.
2.Гребенникова В.М. О развитии профессионально-коммуникативной культуры руководителей образовательных учреждений: деонтологический аспект // Инновации в образовании. 2014. № 5. С. 5-15.
3.Гузаирова А.Ф., Кравец И.В. Разработка программы внутрифирменного обучения работников организации // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб.статей. Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 52. Ч.3. 404 с. С.16-25
4.Гузаирова А.Ф., Кравец И.В. Управление кадровыми рисками в организации // Экономика и предпринимательство. 2016. №1. Ч.1 (66-1). С. 581-585.
5.Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2009. 400 с.
6.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, культура, общество. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
7.Матвиевская Е.Г., Тарасенко В.В. Эффективность управленческой деятельности руководителя образовательной организации: проблемы и решения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 9. С. 89-93.
8.Мескон, М., Альберт Ф., Хедоури Х. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2006. 672 с.
9.Митрофанова А.Е. Социально-экономическое содержание и структура кадровых рисков в организации // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал), 2013. № 2. С. 1-7. URL:https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/317 (дата обращения 12.05.2019).
10.Тарасенко В.В. Управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения как педагогическая категория // Вестник Оренбургского государственного университета, 2010. № S4. С. 286-289.
11.Mitrofanova EA, Tarasenko VV Complex strategy of differentiated development of the managerial personal of educational organization. International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences: Future Academy, 2017. Vol. 35. P. 1347-1355.

Расскажите о нас своим друзьям: