Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 159.99

Дата публикации 19.12.2017

К вопросу о необходимости изучения образа профессии «клинический психолог»

Богуш Марина Владимировна
студентка 6 курса Департамента психологии, Уральский федеральный университет, РФ, г. Екатеринбург
Печеркина Анна Александровна
зав. кафедрой педагогики и психологии образования, канд. психол. наук, доцент, Уральский федеральный университет, РФ, г. Екатеринбург

Аннотация: В статье представлен анализ работ, в которых рассматривается понятие «образ профессии», его структурные компоненты – когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный. Приведен сравнительный анализ требований к профессии «психолог» и «клинический психолог». Обоснована необходимость изучения образа профессии клинического психолога.
Ключевые слова: образ профессии, структура образа профессии, психолог, клинический психолог, структурные компоненты образа профессии клинического психолога

To the question of the need to study the image of the profession «clinical psychologist»

Bogush Marina Vladimirovna
student of the 6th year of the Department of Psychology, Ural Federal University, Russian Federation, Ekaterinburg
Pecherkina Anna Alexandrovna
Head of Chair of Pedagogy and Psychology of Education, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Ural Federal University, Russian Federation, Ekaterinburg

Abstract: The article presents an analysis of works in which the concept of «the image of the profession» is examined, its structural components - cognitive, motivational, value, emotional. A comparative analysis of the requirements for the profession «psychologist» and «clinical psychologist» is given. The necessity of studying the profession of a clinical psychologist is grounded.
Keywords: the image of the profession, the structure of the profession, the psychologist, the clinical psychologist, the structural components of the image of the profession of the clinical psychologist

В современных меняющихся реалиях человек испытывает все больше проблем и сложностей. Учитывая повышенный уровень стресса среди населения, встает вопрос о квалифицированных кадрах, которые помогут найти выход в сложившейся ситуации. К таким кадрам относятся, прежде всего,  –  психологи, педагоги-психологи, клинические психологи. Ведущими экспертами в данных вопросах была признана острая необходимость в таких специалистах [1].

Человек,  неспособный самостоятельно успешно справиться с окружающими его проблемами, все чаще уходит в неадаптивные формы поведения, такие как: фобии, стрессовые состояния, депрессивные расстройства, зависимое поведение [14]. Выделенные формы реакций находятся на стыке медицины и психологии, а значит, требуют вмешательства таких узких специалистов, как клинических психологов. Таким образом, актуальность рассматриваемого вопроса обуславливается острой социальной необходимостью в специалистах, имеющих квалификацию «клинический психолог». Каждый человек, еще на этапе своего профессионального определения, сталкивается с пониманием того, что именно представляет собой его профессия, чем он в будущем будет заниматься, какими компетенциями обладать и т.д. Сформированность образа профессии напрямую влияет на осознанность выбора специальности, а так же построения в будущем индивидуального пути успешного специалиста.

Рассматривая понятие «образ профессии» клинического психолога, стоит обратить внимание на то, как авторы понимают сам этот термин.

В психологии понятие «образ» рассматривается, как субъективная картина мира или его частей, которая включает самого субъекта, других людей, то, что окружает в пространстве, а также последовательность событий во времени. Данное понятие трактуется в нескольких значениях.

В рамках расширенного понимания образа как феномена в психологии – это перцептивное отражение действительности.

Ж. Пиаже и Дж. Брунер рассматривали образ, как схемы действия с предметами, прошедшие процесс интериоризации [9, c. 243].

А. Н. Леонтьев предложил другой, альтернативный относительно двух предыдущих взглядов подход. Им была выдвинута гипотеза об образе, как многомерном психологическом образовании, которое заключается в непосредственном или опосредованном отражении реальности в форме целостной невербальной структуры [11, с. 257]. Таким образом, «образ профессии» является одним из таких структур психики человека.

В своих работах Е.А. Климов определяет образ профессии, как наличие адекватной системы субъективно интерпретированных ценностных представлений специалиста на основе собственно профессиональных знаний [7, с. 105, 8, с. 53].

В работах Н.Н. Курбет, понятие «образ профессии» определяется как представления человека о собственной профессии, а также о ее компонентах. Автор говорит о том, что образ профессии является результатом психического отражения личности определенной профессиональной деятельности, представителей данной профессии, их образа жизни.  Человек имеет возможность на основании этого стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию в профессиональной деятельности [10, с. 27].

С.В. Зиброва в своем исследовании рассматривает образ профессии как внутреннее образование, которое имеет обобщенный характер и показывает становление профессионального самосознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности – с другой стороны [5, с. 9].

Для А.М. Рыбниковой образ профессии также выступает как некий феномен, формирующийся в ходе профессионального развития [15, с. 14].

Таким образом, понятие «образ профессии» понимается как комплекс преставлений человека о профессиональной деятельности и о себе как человеке, который выполняет эту профессиональную деятельность, т.е. о профессионале. Важно отметить, что эта деятельность включает в себя необходимые компоненты, отражающие знания о профессии, отношение к ней, профессиональную позицию личности, отношение к себе как профессионалу и стремление стать этим профессионалом.

Рассматривая феномен «образ профессии», следует отметить важность его компонентной структуры. Разные авторы, исследовавшие это понятие, стремились найти и выделить свои компоненты, однако, анализ имеющейся литературы показал, что многие авторы сходятся во мнении и выделяют следующие компоненты: когнитивный [5,10,13], мотивационно-ценностный [13,15] и эмоциональный [10,16].

Когнитивный компонент образа профессии представляет собой знания, представления о компетенциях специалиста, местах и роде его работы, а также о компетенциях специалиста той или иной профессиональной области.

Мотивационно-ценностный компонент определяет осознанность выбора профессии и направленность на развитие себя, как профессионала в будущем.

Эмоциональный компонент говорит об аффективной направленности личности, об ее устойчивости, гибкости и фрустрационной толерантности в различных условиях, отношении и принятии себя как профессионала.

Исследуя образ профессии «психолога», Володина К.А. и Канюков Д.Н. выбрали стратегию исследования по трем выделенным выше компонентам [3. с. 63, 4. с. 121, 6. с. 107]. В результате была выявлена тенденция недостаточности сформированности когнитивного компонента образа профессии «психолог». Авторы установили, что у студентов, обучающихся по направлению «Психология» нет четко сформированных взглядов на то, какими знаниями и компетенциями они должны обладать как будущие представители данной профессии. Мотивационно-ценностный и эмоциональный компонент показали высокую осознанность в выбранном направлении, желание помогать другим и изучать себя, эмоциональную готовность к деятельности в рамках выбранного направления.

Профессия клинического психолога отличается от профессии психолога, а значит, требует отдельного изучения. В качестве ключевых отличий можно выделить следующие:

  1. Необходимые теоретические знания. Помимо общих психологических дисциплины в обучении клинических психологов делается упор на такие сферы как анатомия центральной нервной системы, психосоматика, нейропсихология, патопсихология, а так же психология экстремальных ситуаций и состояний [18,19].
  2. Срок обучения. Программа по подготовке клинических психологов осуществляется в рамках специалитета, где срок обучения составляет 5,5 лет. Психологи и педагоги-психологи сначала должны получить степень бакалавра, с нормативным сроком обучения 4 года, а затем – магистра (2 года обучения).
  3. Виды профессиональной деятельности. Для клинических психологов выделяют следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская, психодиагностическая, экспертная, психолого-просветительская, консультативная и психотерапевтическая, преподавательская, организационно-управленческая и проектно-инновационная. Для психологов, обучающихся по программе подготовки бакалавров направления «Психология», таким видами деятельности являются практическая, педагогическая, научно-исследовательская и организационно-управленческая [18,19].

Таким образом, проанализировав ключевые отличия между профессиями «психолога» и «клинического психолога», можно перейти к исследованиям, которые непосредственно касаются образа профессии «клинического психолога».

Степанова Н.В., Федоров И.Э.[17, с. 20] и Буршинов А.О.[2, с. 62], описывая феномен образа профессии клинического психолога, указывали на становление мотивационно-ценностного компонента. В их исследованиях было доказано, что данный компонент действительно претерпевает изменения и является значимым во время обучения студента в ВУЗе. Работа с мотивацией выбора профессии «клинический психолог» у абитуриентов важна и требует особого внимания со стороны университета и самих поступающих.

Матвеева Л.Г. в своем исследовании говорит о динамике образа профессии «клинического психолога» среди абитуриентов, студентов различных курсов, молодых специалистов и опытных практикующих психологов, а также врачей-психотерапевтов [12, с. 8]. Однако автор рассматривает феномен «образ профессии» с несколько иной точки зрения, не выделяя его структурные компоненты. Автором сделан вывод о том, что профессиональная идентичность клинического психолога носит характер поэтапного формирования. Окончательное формирование образа профессии «клинический психолог» происходит на заключительном этапе обучения в ВУЗе, а также на первоначальных этапах практической деятельности молодого специалиста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ профессии «психолога» и «клинического психолога» представляют все больший интерес для исследователей. Однако в связи с тем, что клиническая психология в широком практическом применении сравнительно недавно стала необходимой частью современного образования и здравоохранения, ощущается нехватка исследований именно образа профессии клинического психолога, как профессионала. Все имеющиеся на данный момент исследовательские работы, сосредоточены на проблеме профессиональной ориентации, и в недостаточной степени учитывают выделяемые компоненты рассматриваемого понятия, их взаимосвязь между собой и динамику во времени. Понимая базовые механизмы формирования образа профессии «клинического психолога», отслеживая и учитывая составляющие компоненты данного понятия, система профессионального образования сможет выстроить более эффективную систему профориентационной работы с абитуриентами, а также усовершенствовать процесс профессионального обучения по данной специальности.


Список литературы

1. http://минобрнауки.рф/новости/9149 (Дата обращения: 25.11.2017)
2. Буршинов А.О. Анализ мотивов выбора профессии у студентов четвёртого курса факультета клинической психологии // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. №3 (10). – С. 102-105.
3. Володина К.А. Изучение образа профессии у студентов-психологов // Концепт. 2013. №7 (23). – С. 61–65.
4. Володина К.А. К вопросу о формировании образа профессии у студентов-психологов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №5 (58). – С. 120-123.
5. Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии (социально-философский анализ): Автореф. дис. ... канд. философ. наук. Красноярск, 1999. 18 с.
6. Канюков Д.Н. Структура образа профессии и динамика ее изменения студентов-психологов в процессе обучения // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. №1. – С. 104-111.
7. Климов Е.А., Введение в психологию труда. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – 259 с.
8. Климов Е.А., Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. – 224 с.
9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
10. Курбет Н.В. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа : диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.13 Москва, 2007. – 176 с. РГБ ОД, 61:07-19/389
11. Леонтьев А.Н. Образ мира / Избранные психологические произведения, М.: Педагогика, 1983, – С. 251-261.
12. Матвеева Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов. - Автореф. диссертации канд. психол. наук: 19.00.01. – М., 2004. – 24 с.
13. Платаш Е. Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля: диссертация канд. пед. наук. – Ставрополь, 2011. – 189 с.
14. Психические заболевания в России: что происходит? URL: http://medportal.ru/mednovosti/news/2017/06/15/682psycho/ (Дата обращения: 24.11.2017)
15. Рыбникова М. Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: автореферат диссертации кандидата психологических наук. – М., 2008. – 26 с.
16. Солодовников Ю. П. Формирование образа профессии у студентов: к постановке проблемы // Актуальные вопросы социальной теории и практики. Сборник научных статей. Выпуск III. — Ставрополь: СКСИ, 2004. – С. 283-286.
17. Степанова Н.В., Федоров И.Э. Образ профессии "клинический психолог" и "социальный работник" у студентов первого курса соответствующих направлений подготовки // Вестник СМУС74. 2015. №1 (8). – С. 19-22.
18. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.05.01 «Клиническая психология» (уровень специалиста). Утв. Министерством образования и науки Российской Федерации от 12.09.2016 №1181. URL: http://fgosvo.ru/news/21/2040 (Дата обращения: 25.11.2017)
19. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (уровень бакалавриата). Утв. Министерством образование и науки Российской Федерации от 07.08.2014 №946. URL: www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_37.03.01.doc (Дата обращения: 25.11.2017)

Расскажите о нас своим друзьям: