Социальная психология | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 159.923

Дата публикации 20.12.2017

Состояние выученной беспомощности у студентов

Гузенко Елизавета Евгеньевна
Студентка 3 курса гр.УП-152, Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Кемерово
Крючкова Ксения Сергеевна
Студентка 3 курса гр.УП-152, Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Кемерово

Аннотация: В статье рассматривается состояние выученной беспомощности личности как деструктивное образование в процессе обучения и профессионального развития. Анализируются результаты тестирования на наличие состояния выученной беспомощности у студентов. Предлагаются мероприятия, способствующие росту уровня самоконтроля студентов и их склонности к осознанной саморегуляции деятельности.
Ключевые слова: выученная беспомощность, профессиональное развитие личности, тревожность, пессимистическая оценка, профессиональное поведение, организация деятельности, экстернальность, интернальность, мотивация

Condition of learned helplessness students

Guzenko Elizaveta Evgenyevna
Student of 3 course gr.UP-152, Kemerovo Institute (branch) of «Plekhanov Russian University of Economics», Kemerovo
Kruchkova Ksenya Sergeevna
Student of 3 course gr.UP-152, Kemerovo Institute (branch) of «Plekhanov Russian University of Economics», Kemerovo

Abstract: The article deals with learned helplessness as a destructive personality formation in the process of education and professional development. It analyses the results of testing the presence of the state of learned helplessness in students. The authors propose the activities that promote the growth of students' self-control and their disposition to conscious self-regulative activities.
Keywords: Learned helplessness, professional personal development, anxiety, pessimistic assessment, professional behavior, organization of activities, externality, internality, motivation

Среди открытий в психологии 20 века, пожалуй, самым ярким событием является появление теории выученной беспомощности, отмеченное в 1976 году премией Американской психологической ассоциации «За значительный научный вклад в психологию». Согласно теории, разработанной американским психологом Мартином Селигманом, человек может испытывать психологическое состояние, при котором он в определенной ситуации предпочитает действовать или вести себя беспомощно даже при наличии возможности изменить неприятные обстоятельства. Такое состояние ученый назвал состоянием выученной беспомощности (learned helplessness). По мнению автора теории, «беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий» [3], то есть, «живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе, и на их возникновение влиять никак нельзя» [3].

Эти выводы открыли психологам новый взгляд на многие проблемы социальной психологии, психологии личности и психотерапевтической практики.  В зарубежной науке выученная беспомощность активно изучается уже более 30 лет. В работах по этой теме рассматривается влияние выученной беспомощности на академические успехи (К.Е. Джонсон, К. ДеМосс и др.), жизненные события (М. Селигман, К.С. Рапс и др.), изучаются половозрастные особенности выученной беспомощности (М. Селигман, Д. Джиргус и др.), а также способы профилактики выученной беспомощности (С. Майер, Л. Абрамсон, М. Селигман и др.) [6, с.19].

В отечественной психологии феномен выученной беспомощности начал изучаться с конца 90-х годов ХХ века [7, с.173]. В работах отечественных психологов раскрываются аспекты, позволяющие рассматривать выученную беспомощность (далее – ВБ) как психологический барьер конструктивного профессионального развития личности (Девятовская И.В.), делаются попытки диагностировать предрасположенность к развитию состояния ВБ с помощью методов инструментального контроля (Палеха С.А.), разрабатываются методы диагностики состояния ВБ (Геранюшкина Г.П., Афраймович О.Э.), методические приемы педагогической работы с учащимися и студентами, испытывающими состояние ВБ (Панченко Т.А., Долгих Н.П.).

Продолжая диагностическое направление в изучении состояния ВБ, работа представляет собой анализ результатов тестирования студентов-менеджеров на наличие у них состояния выученной беспомощности. На наш взгляд, изучение феномена ВБ является особенно актуальным для студентов, обучающихся по специальности «Управление персоналом». Будущие руководители трудовых коллективов должны понимать, что в отсутствии таких качеств как стрессоустойчивость, уверенность в собственных силах, творческого подхода к делу, у человека легко появляется состояние ВБ. Выученная беспомощность отрицательно сказывается на производительности труда, мотивации персонала, рабочей атмосфере в трудовом коллективе, здоровье сотрудника, его мастерстве и творческих способностях. Более того, состояние ВБ может сформироваться в процессе работы у самих руководителей в виде нарушения мотивации в результате пережитой ими «неподконтрольности» ситуации, то есть, менеджер руководящего звена может неосознанно начать исповедовать идеологию беспомощности — «сколько ни старайся, все равно без толку». Нужно ли говорить, насколько губительной для производительности всего коллектива может стать его руководящая деятельность.

В исследовании использовался онлайн-опросник «Уровень субъективного контроля» Джулиана Роттера, американского психолога, автора теории социального научения. Данный опрос состоит из сорока четырех утверждений, касающихся различных сторон жизни, например: «Продвижение по службе больше зависит от удачного обстоятельства, чем от способностей и усилий человека», «Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей», «Мои отметки и школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий» и т.д. Респондента просят оценить степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-балльной шкале: -3, -2, -1, +1, +2, +3, от полного несогласия (-3) до полного согласия (+3). Тест направлен на определение уровня интернальности, то есть, наличия внутреннего контроля. Человек с высокой степенью контроля считает, что все, что с ним происходит, зависит от его личностных качеств и является следствием его собственных усилий. Человек с низким уровнем субъективного контроля считает, что окружающая среда влияет на его успехи или неудачи. По опроснику Джулиана Роттера можно оценить уровень субъективного контроля (УСК) в разных областях жизни – в производственных, семейных отношениях, в области здоровья и личных достижений. Обработка результатов теста включает в себя этап подсчета предварительных баллов по 7 шкалам:

  1. ИО – шкала общей интернальности;
  2. ИД – шкала интернальности в области достижений;
  3. ИН – шкала интернальности в области неудач;
  4. ИС – шкала интернальности в семейных отношениях;
  5. ИП – шкала интернальности в производственных отношениях;
  6. ИМ – шкала интернальности в области межличностных отношений;
  7. ИЗ – шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Нормой в каждой шкале является показатель 5,5. Этот балл говорит о том, что в данной области деятельности у человека отсутствует состояние ВБ, то есть он готов нести ответственность за события, которые происходят в его жизни. Он не впадает в отчаяние в случае недовольства, наоборот, проанализировав свои ошибки, он меняет свое поведение, если нужно – характер, формирует новые убеждения и изменяет события в данной сфере жизни.

У человека с более низкими показателями УСК доминирует склонность приписывать причины происходящего в его жизни внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), значит, этот человек, в случае недовольства жизненными обстоятельствами в определенной области склонен к стрессовым состояниям, фрустрации, неудачам, депрессии. Активно изменять к лучшему данную сторону жизни он не намерен.

Нами обработано 22 ответа студентов второго и третьего курсов факультета менеджмента. Проанализировав ответы количественно и качественно, мы получили результаты, которые отобразили в виде графика:

Рисунок 1. График общего уровня субъективного контроля

Из графика становится понятно, что к норме приближаются только показатели интернальности в области межличностных и семейных отношений. Шкалы общей интернальности, интернальности в области неудач и производственных отношений (для студента этими отношениями являются отношения преподаватель-студент и студент-результаты его учебной деятельности) говорят о низком уровне субъективного контроля. А значит, студенты не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей. Студент приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Также вызывает беспокойство низкий уровень субъективного контроля по шкале отношения к здоровью. Это говорит о том, что далеко не все студенты готовы следить за своим здоровьем и вести здоровый образ жизни, не все студенты считают, что их здоровье в их собственных руках.

По процентным показателям выяснилось, что 85% опрошенных студентов склонны приписывать ответственность за все происходящее окружающим факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае. Склонность к внешней атрибуции повышает беспомощность человека. Таким образом, становится понятно, что большинство опрошенных студентов испытывает состояние выученной беспомощности в области неудач и производственных отношений и в отношении к своему здоровью, что связано с неполным ощущением студентом своей силы, достоинства, ответственности за происходящее в этих областях жизни, с дефицитом самоуважения, социальной зрелости и самостоятельности. Студенты, ориентированные на признание силы внешних обстоятельств, став менеджерами, руководителями коллективов, могут испытывать немалые трудности при мотивации сотрудников для достижения высоких производственных показателей, так как они не умеют этого делать даже в отношении себя.

Что можно предпринять для того, чтобы повысить показатели УСК и/или помочь студенту избавиться от состояния ВБ?

Во-первых, сам студент должен узнать об этом феномене и осознать его наличие у себя. Для этого можно было бы коллективно провести тест-опрос Дж. Роттера в таком же режиме, в каком проводится тестирование знаний по предмету. На наш взгляд, необходимо озвучить его результаты, объяснить значение показателей и рассказать о состоянии ВБ. Такую работу можно назвать деятельностью по повышению валеологической компетентности студента (если под валеологией понимать науку, изучающую формирование, развитие и сохранение физического и нравственного здоровья).

Во-вторых, важно донести до студентов важность выполнения ими самостоятельной работы. В этом виде учебной деятельности фактором, способствующим развитию и закреплению выученной беспомощности у студентов, можно считать помощь преподавателей в написании курсовых и самостоятельных работ. Желая помочь студенту, преподаватели зачастую решают за него проблемы с написанием статей, не задают дополнительных вопросов после выступления с докладом и т.п. В таком случае, студент не переживает ситуацию достижения успеха своими действиями, у него не формируется самостоятельность мышления, не возникает ответственность за выполнение работы. В случае отсутствия условий для осуществления самостоятельной деятельности у человека формируется пассивность, замкнутость, которая и перерастает в дальнейшем в выученную беспомощность. Беспомощность студента, а в последующем и сотрудника организации, приводит к его некомпетентности, низкой самооценке, эмоциональной неустойчивости, отказу от принятия решений под воздействием страха перед будущим. В дальнейшей работе такому сотрудтнику будет непросто достичь трудового успеха и эффективно способствовать успешной работе трудового коллектива.

В-третьих, при организации самостоятельной работы студентов преподаватель в первую очередь должен формировать у студентов представление о характере самостоятельной учебной деятельности в университете, насколько важно и необходимо иметь собственный взгляд, мнение и собственный подход при выполнении заданий. Перед преподавателем стоит задача такой организации самостоятельной деятельности, которая будет способствовать формированию у студентов навыков самообразования. Самостоятельное выполнение заданий позволяет студентам получить опыт достижения успеха, который станет началом роста уровня самоконтроля, преодоления состояния ВБ [10, c.232]. Не все студенты готовы к заданиям высокой сложности, многим необходим постепенный переход к более сложным заданиям, которые будут включать элементы поиска собственного пути решения. Индивидуальный подход к каждому студенты также может помочь в преодолении состояния ВБ.

В-четвертых, со стороны студентов необходима их активная позиция в формировании умений управления собственной деятельностью по выполнению заданий, что уменьшает зависимость студентов от преподавателей в постановке учебных целей, выборе средств их достижения, способах оценки результатов учебной деятельности. Здесь представляется важным регулярное профессиональное проведение для студентов психологических тренингов личностного роста, саморазвития, тайм менеджмента.

Развитие темы мы видим в дальнейшей разработке списка поведенческих признаков наличия состояния ВБ (включая и речевые проявления [1,2]), а также в разработке рекомендаций для начинающих менеджеров, касающихся учета фактора ВБ в мотивации персонала. Рекомендации должны строиться на принципе экологичности речи и поступков руководителя в отношении работника с ВБ. Как видим, работа предстоит большая, но полезная, так как её результатом станет здоровьесбережение студента и повышение производственной эффективности будущих трудящихся.


Список литературы

1) Agienko M.I., Pande Hem Chandra. Mass culture through the prism of youth slang/ M. I. Agienko, Hem Chandra Pande // Теория и практика инновационной стратегии региона. Международный межвузовский сборник научных трудов. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. - Вып. 10. – С. 234-247.
2) Агиенко М.И. Семантико-прагматический потенциал сленгового слова как бы / М.И, Агиенко // Когнитивные исследования языка. – Челябинск, Изд-во Челябинского гос.университета. – 2014. – Вып. 18. – С. 497-500.
3) Выученная беспомощность. – [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki .
4) Геранюшкина Г.П., Афраймович О.Э. Сценарии выученной беспомощности / Г.П. Геранюшкина, О.Э. Афраймович // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 1. – С. 17-22.
5) Девятовская И.В. Выученная беспомощность как профессиональная деструкция и психологический барьер развития личности / И.В. Девятовская // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 155-156.
6) Дубынин А.Ю., Веденеева Е.В. Выученная беспомощность во взаимосвязи с коммуникативными умениями и смысложизненными ориентациями / А.Ю. Дубынин, Е.В. Веденеева // Вестник магистратуры. – 2014. – №8 (35). – С.18-21.
7) Котов С.В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии / С.В. Котов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 2. – С. 173-174.
8) Палеха С.А. Выученная беспомощность в системе обучения / С.А. Палеха // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – №5. – С.10-11.
9) Панченко Т.А., Долгих Н.П. Организация самостоятельной работы студентов в условиях выученной беспомощности / Т.А. Панченко, Н.П. Долгих // Проблемы высшего образования. – 2016. – № 1. – С. 231-233.

Расскажите о нас своим друзьям: