Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №9(14) Сентябрь, 2017

УДК 37.02

Дата публикации 30.09.2017

Интернет-проект как средство коммуникации в образовательной среде

Гайда Маргарита Геннадьевна
Студентка кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Н. Новгород
Мельникова Галина Тимофеевна
Магистрант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, РФ, г.Нижний Новгород

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования и внедрения интернет-проектов, модели коммуникационных дидактических ресурсов, осуществление взаимодействия с использованием телекоммуникационных инструментов и сетевых сервисов.
Ключевые слова: интернет-проект, коммуникация, коммуникационные дидактические приемы, сетевые сервисы, телекоммуникационные технологии

The Internet project as a means of communication in the educational environment

Gaida Margarita Gennadievna
Student of the Department of Applied Informatics and Information Technologies in Education, Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, Russia, N. Novgorod
Melnikova Galina Timofeevna
Undergraduate Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The article considers the issues of formation and implementation of Internet projects, communication model didactic resources, the implementation of interaction using telecommunication tools and online services.
Keywords: project, communication, didactic communication techniques, network services, telecommunication technologies

Основным средством любой образовательной деятельности является коммуникация. Правильная организация образовательного процесса во многом способствует успешному обучению и воспитанию. Коммуникация в процессе обучения способствует раскрытию профессиональных  качеств обучающихся, формированию мотивации и становления межличностных взаимоотношений в группе.

В традиционном образовании устное общение считается основной формой коммуникацией.  Главная роль в образовательном процессе отводится преподавателю, управляющему деятельностью обучающихся дополняя ее средствами информационных и педагогических технологий.

В электронном обучении, в интернет-проекте, в частности, образовательный процесс сосредоточен вокруг обучающегося, где инструментами выступают сервисы электронной среды. Коммуникация между преподавателем и учащегося осуществляется через электронную среду, представленную публикациями результатами учебной деятельности, совместным обсуждением материала, как с преподавателем, так и с группой, заданиями на рефлексию и т.п.

Взаимодействие в интернет-проекте организовано средствами информационных и телекоммуникационных сервисов, предоставляющие возможность преподавателю ставить и решать дидактические задачи. Планирование и осуществление образовательной коммуникацией с помощью интернет-сервисов, стоящие перед педагогом при организации деятельности учащихся в открытой образовательной среде —  задача не из легких.

Многообразие сетевых коммуникационных средств, к которым относятся форумы, блоги, документы совместного редактирования, социальные сети и т.д. дает возможность реализовать различные модели взаимодействия, которые могут быть реализованы в интернет-проекте для решения следующих учебных задач [1]:

  • взаимодействие «человек-машина»: пользователь — компьютерная система — электронный образовательный ресурс;
  • межличностное взаимодействие:  пользователь — компьютерная система – пользователь;
  • дискуссия : пользователь — продукты коммуникации — пользователь.

Педагог проектирует совместную деятельность с учащимися в электронной среде, используя  коммуникационные приемы и вышеперечисленные схемы взаимодействий в рамках образовательного процесса.

«Коммуникационными» являются приемы организации межличностных взаимодействий обучающихся, дающие возможность  применять на практике приобретенные знания и умения [5].

В процессе разработки интернет-проекта важно учитывать важность создания условий, позволяющих проявлять коммуникативную активность. Данный процесс требует осмысленного проектирования образовательной среды проекта на базе телекоммуникационных сервисов и сетевых технологий.

Существующий на сегодняшний день инструментарий сети Интернет дает возможность коммуникации пользователей распределенных во времени и пространстве. Результаты работ участников интернет-проекта размещаются и хранятся в облачном пространстве, что позволяет обращаться к ним при необходимости с целью просмотра или редактирования.

Инфокоммуникационные инструменты позволяют планировать сетевое взаимодействие группы в интернет-проекте. В подобного рода модели коммуникации участники нацелены на достижение общего результата, при том каждый из них выполняет свои функции и способен оценивать других в ходе создания общего продукта.

Сеть Интернет предоставляет свои пользователям широкий спектр коммуникационных ресурсов, позволяющих планировать и проектировать сетевую связь в интернет-проекте. «Коммуникационными считается такой тип электронных образовательных ресурсов, которые предназначены для организации, вовлечения в процесс и поддержания коммуникаций в сетевой образовательной деятельности, а также представляют собой продукты образовательных коммуникационных взаимодействий субъектов, накапливаемые в сети» [3].

Коммуникационные ресурсы в интернет-проекте направлены на реализацию коммуникационных дидактических задач, или как из еще называют, приемов, которые можно условно разделить на несколько групп:

  1. организация обратной связи (блоги, онлайн формы, сетевые сообщества и иные сервисы, направленные на организацию рефлексии и т.д.);
  2. организация совместной деятельности (совместное редактирование документов, создание схем, таблиц, фото, видео и гипертекста, например, в вики-среде и т.д.);
  3. организация выступлений согласно интерпретации полученных знаний (сетевые конференции, видео выступления, размещенные в сети Интернет и т.д.)
  4. социальное взаимодействие и массовая коммуникация (взаимодействие с аудиторией посредством канала на видео сервисе, блога, форума и т.д.)

Таким образом, в процессе создания интернет-проекта, преподаватель должен уметь моделировать различные формы образовательных коммуникаций (индивидуальных, групповых), правильно выбирать инфо- и телекоммуникационные сервисы и сетевые инструменты с целью осуществления коммуникационных дидактических приемов.


Список литературы

1. Канянина Т.И. Интернет-сервисы для организации сотрудничества в сетевых проектах//В сборнике: Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО "АР-Консалт". 2014. С. 7-8.
2. Носкова, Т.Н. Педагогика общества знаний [Текст]: монография / Т. Н. Носкова; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 236 с.
3. Канянина Т.И., Высокова К.А. Блог как инструмент деятельности педагога//В сборнике: Мир компьютерных технологий. Сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. - Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С.15-20.
4. Гайда М.Г., Мельникова Г.Т. Использование информационных технологий в решении проблем качества обучения: внедрение виртуальных лабораторных работ в организацию учебного процесса высших учебных заведений. // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2017. — № 8. — С. 20-26
5. Гайда М.Г., Мельникова Г.Т. Электронное и дистанционное обучение. // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2017. — № 7. — С. 16-20

Расскажите о нас своим друзьям: